МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского

    есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...",

    даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию,

    естественные науки, математику.

    Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из

    "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы

    наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного

    значения.

    В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости

    и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи

    должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и

    его жизнь.

    Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального

    образования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся),

    так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность.

    Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что

    "рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не

    что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление

    критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно

    практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил

    учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

    Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук,

    Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение

    между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний

    в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся,

    т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

    Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под

    руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим

    волю детей.

    Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою

    логическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного

    восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать

    накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание на

    стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать,

    сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень

    идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания,

    мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию

    мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний -

    закрепление.

    Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание

    начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет

    постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной

    напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает

    нравственность и полезность материала и его применения.

    В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский

    разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации

    учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления,

    сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства

    наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и

    всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с

    проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития

    личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

    Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и

    аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или

    предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий

    задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или

    соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с

    учётом возраста учащегося и содержания предмета.

    Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и

    развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности

    осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно,

    по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение

    Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать

    не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю,

    словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить

    идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные

    достоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучение

    может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае,

    если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие

    с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и

    обучения на родном языке.

    Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к

    организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания,

    учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и

    возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский

    выступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока,

    формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана

    типология уроков.

    Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он

    пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая

    подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа

    должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные

    качества личности.

    Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и

    "Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги

    он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также,

    связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие

    воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных

    упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки,

    прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте

    языка.

    Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения

    грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость

    изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития

    личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического

    мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для

    детей, и она - "великий наставник человечества".

    В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со

    временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе

    педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет

    учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий

    образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему:

    "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует

    себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в

    прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов

    людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности,

    -одно из величайших дел истории".

    Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы:

    "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что

    воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой

    личности... Только личность может действовать на развитие и определение

    личности, только характером можно образовать характер".

    Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по

    тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию,

    физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело

    и беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский,

    необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе

    способность и готовность к постоянному расширению своего научного и

    педагогического кругозора". В 1961 году Ушинский пишет большую работу

    "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовки

    учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными

    и в наше время.

    Ушинский о педагогике, как науке и искусстве

    В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни

    медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле

    этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не

    наука, а искусство».

    В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто

    другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой.

    Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.

    К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической

    учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов

    на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических

    трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-

    1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в

    общественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где им

    исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы

    в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

    В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них

    в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым.

    Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые

    все, что только можно представить в систематическом изложении, называли

    наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической

    деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным

    признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся

    открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же

    говорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет

    показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь

    положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще

    науки…»

    Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы,

    согласно которым искусство практического приложения выводов науки может

    состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил,

    определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне

    объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения

    преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут

    изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не

    изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том,

    что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким,

    или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета».

    В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что

    педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и

    медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую

    деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что

    любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и

    становится искусством.

    Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в

    решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.

    Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как

    искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский

    раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других

    целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных,

    объективных, от воли человека независящих связей между предметами

    явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при

    этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики –

    совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

    Официальной педагогике, которая основывалась на божественном

    откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с

    действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только

    и должна служить основанием практической педагогической деятельности.

    Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания

    средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых

    изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в

    мечтательных, но в действительных явлениях».

    К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно

    которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на

    столько, насколько позволяют сами эти факты».

    К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает

    факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической

    деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

    Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех

    проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».

    Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать

    средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы

    напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного

    растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только

    добрые результаты».

    Ушинский о народном учителе и его подготовке

    Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-

    педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский

    особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды

    по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

    В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде

    статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского

    народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально

    подготовленных к исполнению своих обязанностей»

    Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,

    поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного

    заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали

    дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного

    общего и тем более педагогического образования.

    В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский

    делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную

    общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и

    сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский

    утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом

    процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту

    воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными

    сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

    В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного

    значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным

    ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было

    благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

    хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он

    чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем

    истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из

    величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые

    пополнения».

    Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,

    серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен

    обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих

    воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если

    он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания

    есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».

    Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими

    программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,

    превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

    Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в

    том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только

    преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные

    воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются

    редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на

    умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,

    и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о

    различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель

    должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по

    тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.

    Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

    Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в

    учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение

    специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель

    должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли

    ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом

    воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.