Особенности общения в подростковом коллективе
понятно, что «пора вязать», а сил не хватает, а то и просто живет в
человеке уверенность в невозможности сменить компанию.
Многие подростки недовольны своими компаниями. Это не значит, что
они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это
не всегда понятно и им самим. На самом деле это «что-то» - стремление к
отношениям более глубоким, бескрайне доверительным, даже интимным. Одним
словом стремление к идеальной дружбе.
Ответ на этот вопрос дают сами подростки. В ряде массовых
исследований ребят подросткового возраста просили дописать незаконченное
предложение: «Друг и приятель - не совсем одно и то же, так как...» Большая
часть отвечавших (до 65%) подчеркивали, что дружба отличается от
приятельства в первую очередь откровенностью, доверительностью, «Друг знает
о тебе все...», «С приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь
другу», - писали они.
Дружба - отношение значительно более избирательное, чем
приятельство. Если приятелей часто бывает несколько, а то и много, то
друзей у большинства - одни, два, от силы три.
Доказательством этого перед нами предстает следующее письмо:
«Друг - это навсегда.
Он не предаст,
Он не обманет,
Моя беда - его беда.
Моя победа - общей станет».
(Дима Б., 16 лет)
Глубинный смысл поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан
с поиском именно защищенности, понимания, со стремлением познать самого
себя, свое место среди людей, свое место в мире, свое будущее.
Об этом говорят и результаты массового анкетирования, в котором
старшеклассники на первое место среди разных разговоров с друзьями ставят
обсуждение «личных дел» (своих и друга).
Затем по убывающей идут такие темы, как «взаимоотношения людей»,
«свое прошлое», «планы на будущее», «взаимоотношения юношей и девушек»,
«отношения с товарищами», «отношения с родителями», «свое развитие»
(физическое и интеллектуальное).
Потребность в понимании себя другими стремительно растет в
подростковом возрасте. У девушек она выражена сильнее, чем у юношей.
Понимание не предполагает обязательно рациональных советов друг другу и т.
п. Главным образом понимание - это эмоциональное сочувствие, сопереживание,
принятие твоих взглядов («понимает с полуслова» и т. д.), тебя самого в
целом.
Из письма: «...Спорим так, что жарко становится. Разумеется, каждый
имеет свое мнение, но считается и с общим. И почему-то, когда уже нужно
разойтись, медлим, как будто нас удерживает что-то невидимое, но сильное.
Это сила понимания».
Да, с друзьями обсуждаются наиболее волнующие и сокровенные темы.
Стремление к дружбе предполагает поиск идеального друга, но в
реальной жизни достичь подобного идеала весьма сложно, если вообще
возможно. И не только потому, что даже самый близкий друг все-таки не наше,
«другое Я», а вполне самостоятельный человек, со своими взглядами и т. д.,
которые не всегда могут совпадать с нашими.
В дружбе человек учится особым человеческим отношениям - глубоко
интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает
не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным
привязанностям.
Друг в подростковом возрасте - не только доверенное лицо. Само его
наличие помогает ощутить свою нужность кому-то, защищенность, уверенность в
себе и своих силах.
Друг - источник высокого самоуважения, ибо от него, как правило,
ждут (и часто получают) оценку своих качеств, поступков, себя как личности
в целом, которая намного важнее (а чаще и выше), чем оценки всех остальных
людей.
Дружба как бы зонтик, укрывшись под которым можно приобрести и
сохранить тот «образ Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого
человека.
Поэтому к современному подростку, наверное, вполне можно отнести
совет Александра Ивановича Герцена «...благословить судьбу, если у вас была
юность (одной молодости недостаточно на это); благословить ее вдвое, если у
вас был тогда друг» («Былое и думы»).
Интересно мнение Мудрика «о магической цифре 5», которая играет не
последнюю роль в подростковых компаниях.
«Каждый хочет, чтобы нас было пятеро», - сказал как-то знакомый
девятиклассник,- вспоминает Анатолий Мудрик, - он вроде бы шутил. Но на
самом деле был абсолютно серьезен. Разговор шел о его конфликте с
товарищами».
Сначала педагог решил, что «пять» - это так, к слову. Ничего не
означает, кроме желания, чтобы были товарищи, друзья. Но потом пришло
письмо:
«Мне 16 лет, учусь в девятом классе. Нас пятеро: Вадик, два
Володи, Эдик, и я. Вадик любит футбол, я люблю стихи, один Володя -
радиотехнику, второй хочет стать летчиком. Эдик прекрасно рисует. Всегда мы
вместе. Друг друга знаем прекрасно: характеры, привычки, взгляды и т. д.»
(Николай С., 10 класс).
А потом писем с цифрой пять стало попадаться все больше и больше,
и он стал обращать на них особое внимание. А потом стал расспрашивать,
вспоминать, наблюдать на улицах и обнаружил, что «пять» - не случайность.
«Не знаю почему,- пишет Мудрик А.,- но очень во многих компаниях юношей или
девушек именно пять человек. Может быть, это какая-то магическая
цифра для общения старшеклассников?»
Есть много данных о том, что в юношеских компаниях нечетное число
членов. Может быть, это потому, что четное число легко разбивается на пары
и компания распадается? А нечетный член (пятый, седьмой, девятый) мешает
этому и как бы цементирует компанию в целом?
Но, так или иначе, почти все подростки либо входят в какую-нибудь
компанию, а то и не в одну, либо мечтают о ней. В одном исследовании
большой группе подростков был задан вопрос: «В чем вы видите наибольшую
угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили: в плохом отношении к
себе товарищей.
Итак, отрочество - возраст сильно развитой общительности. Развита
потребность в общении у подростков по-разному. У одних она выражается в
болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем
угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен
довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить
время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими
двумя крайностями, то есть высоко развитая потребность в эмоциональных
контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для
осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире [10].
Обычно подросток начинает свой поиск просто с подражания товарищам
- подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает кому-то
одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем
интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Он
старается чаще бывать с ними, и всё перенимает у них. Ему нравится в них
всё: они обычно бывают и «самые умные», и «самые веселые», и «самые
красивые». Словом, у подростка появляется образец, своего рода идеал,
ориентирующий и направляющий все его поведение.
Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку
возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам,
умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя, А это так
важно!
Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития
личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится
оценивать себя сам. И не только себя, но и других - и товарищей, и
взрослых. Да и на нас, взрослых, он начинает смотреть по-иному, пытливо и
критически. Он хочет многое от нас узнать, многому научиться, но он же и
судит нас - и очень сурово. Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная
со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны
подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир [9].
На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба -
важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений
подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том,
что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого
человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду
подростковых привязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее врем я как в нашей стране, так и за рубежом
наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся
различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют,
описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют
закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы,
которые при этом действуют.
Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии
проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве
общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.
Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные
социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции.
Г.М.Андреева, характеризуя общение, выделила в нем три стороны,
взаимосвязанные между собой:
· коммуникативную (обмен информацией между общающимися);
· интерактивную (организация взаимодействия между общающимися);
· перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление
на этой основе взаимопонимания).
Целью данного исследования было изучение особенностей общения
в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса.
Итак, наше исследование показало, что подростковый возраст -
один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного
поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных
представлений и социальных установок.
Для анализа особенностей общения подростков со сверстниками мы
рассмотрели некоторую структуру общения. Под структурой понимается
совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.
Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
· идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы,
жизненные планы, взаимоотношения людей);
· событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся,
жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие
планы);
· эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо
или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
· предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и
способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).
Выделенные компоненты содержания присутствовали раньше,
присутствуют и сегодня в общении подростков. Но изменяется лишь наполнение
этих пластов содержания, которое обусловлено социально-историческими
изменениями в нашей стране.
Общение подростков происходит в форме диалога: фактического,
дискуссионного, информационного и исповедного.
Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты,
мимика, пантомимика, тактильные средства общения).
Жаргон имеющий, большое значение в группах подростков, изменяется
под влиянием моды и, следовательно, обусловлен социально-историческими,
культурными, политическими изменениями, происходящими в обществе.
Помимо выше перечисленных характеристик общения можно выделить
также еще место общения (пространственная локализация). Поскольку большое
количество подростков ориентировано на общение на улице, в общественных
местах.
В анализе общения подростков со сверстниками можно произвести
некоторую дифференциацию: рассматривать отдельно особенности общения со
сверстниками своего пола и отдельно со сверстниками противоположного пола.
В результате такого анализа принципиальных различий в особенностях
общения подростков с представителями своего и противоположного пола не
выделено.
Общий вывод исследования: проведенный анализ особенностей
общения подростков со сверстниками показал то огромное значение, которое
имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются
ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение
со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом
определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны
уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из
особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную
работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного
воздействия на него и т. д.
В связи с этим, исходя из выявленных в ходе теоретического
исследования характерных для подросткового общения особенностей, мы
разработали некоторые рекомендации (приведены в приложении) для педагогов и
родителей, которые они могли бы по возможности учитывать в ходе
воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и работе со
своими детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.-
с.15-28, 170-282.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов
пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под
ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.-
с.125-133.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия:
Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.
Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.493-500.
4. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок.
Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.
Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.- с.125-127.
5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:
Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- с.8-12.
6. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:
Просвещение, 1989.- с.106-149, 167-186.
7. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования
личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110.
8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика,
1990. -с.219-226.
9. Мир детства: Подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.
Н. Филонов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.- с. 76-96.
10. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.- с.19-31.
11. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,
Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-с. 113-
134.
12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,
Российское педагогическое агенство. 1996.- с.287-304.
13. Общение и формирование личности школьника: Опыт
экспериментального и психологического исследования/ Под ред. А. А.
Бодолева, Р. Л. Кричевского.- М.: Педагогика, 1987.- с.17-41.
14. Осорина М. В. Зачем дети строят штабы?// Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/
Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский
центр «Академия», 2001.-с.355-359.
15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для
студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-
с. 301-304.
16. Петрунек В. П. Нелегкий шаг к юности.- М.: Педагогика, 1984.
-с.38-52, 52-59.
17. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.-
М.: Знание, 1990.- с.5-6, 59-64.
18. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:
Российское педагогическое агенство,1997.- с.151-158.
19. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К.
Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение,
1991.- с.129-131.
20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В.
Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- с.61-62, 69-70.
21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье,
переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-
на-Дону: «Феникс», 2000.- с.636-643.
22. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.- М.:
Знание,1991.- с.28-33
23. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник
учителя.- М.: Просвещение, 1991.- с.28-40.
24. Чернышева М. А. Культура общения.- Л.: Знание, 1983.- с.3-12.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли
бы использовать в своем повседневном общении и в воспитательной работе с
детьми-подростками, следующие:
- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную
сторону;
- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или
при помощи товарищей принимать решения;
- для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную
деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям
подростков;
- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь
чувство такта и меры;
- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более
стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;
- воспитательная работа с подростками должна направляться на
развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем
случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;
- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным
является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;
- в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе»,
изменять свой характер, качества своей личности;
- ставить перед подростками такие вопросы, отвечая на которые, они
пытались бы дать характеристику коллектива и подумали бы над тем, каково их
место в нем, выяснили бы насколько сформировано у них чувство
коллективизма;
- не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы
они увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость
совместных забот, тревог, борьбы и победы;
- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать
сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного
влияния;
- тактично систематически использовать конкретные примеры
взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать
проблемы, которые волнуют учеников;
- использовать все формы коллективной деятельности подростков:
совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;
- раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с
общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести
новых друзей;
- стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно
организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать
о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|