Особенности общения в подростковом коллективе
Особенности общения в подростковом коллективе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Значение общения в жизни человека.
5
Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-
педагогические характеристики переходного возраста.
8
Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе.
17
Заключение
38
Список литературы
41
Приложение
44
ВВЕДЕНИЕ
Человек - существо социальное. Включенность личности в
общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли
социального общения в этом процессе.
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и
формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый
интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество
подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной
психологии.
Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо
важным является изучение особенностей общения на разных этапах
онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию
подрастающего поколения психологами и педагогами.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой своего исследования
мы выбрали проблему особенностей общения в подростковом коллективе.
Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом исследования - общение подростков, как в школе, так и вне
ее, их взаимоотношения: товарищество, дружба, любовь.
Цель курсового исследования - выявить наиболее характерные
особенности общения в подростковом возрасте с целью оптимизации
воспитательного процесса в школе.
Задачи:
1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме
общения в подростковом возрасте;
2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение
наиболее характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;
3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков
между собой;
4) разработка рекомендации по организации воспитательной работы с
подростками в школе на основе учета их особенностей общения.
Гипотеза курсового исследования: выявление особенностей общения
подростков позволит разработать педагогические рекомендации по организации
воспитательного процесса в школе.
Глава 1. Значение общения в жизни человека.
Есть только одна подлинная ценность
- это связь
человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В российской педагогической энциклопедии дается следующее
определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с
целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего
результата совместной деятельности.
Общение - один из важнейших факторов психического и социального
развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение
детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими
прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:
- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),
- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека
человеком),
- «интеракция» (взаимодействие).
Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
У человека существует самостоятельная потребность в общении, не
сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в
активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к
оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление
потребности в общении [20].
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими
функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен
информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или
иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-
коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели,
средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки,
складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека.
Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою
значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником,
одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности,
создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот
эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в
немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в
социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В
реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его
формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [24].
Добрович в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене
общения» задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на
него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует
их совместную деятельность, является инструментом познания и основой
сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно
существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит
самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной
деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным...
Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление
присущей нам привычки и тяги к общению...
Исходным моментом для исследования проблемы общения и
обособления личности в обществе может служить известное положение К.
Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не
только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только
в обществе и может обособляться».
Входя в различные общности, человек выступает в них и как
субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на
себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное
воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Еще
Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему
коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого
общения необходимо по крайней мере 3 элемента: 1) лицо, которое говорит; 2)
речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.
Человек - существо общественное, следовательно, он может
проявиться только в обществе - в процессе общения. В результате этого
происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя
определенным образом, проявляя при этом какие-то качества и свойства
личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного
конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления в
обществе.
Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и
укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это
относится к общению со сверстниками [5] .
Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-
педагогические характеристики переходного возраста.
Отрочество - это
беспокойство: «Вдруг я
Не такой, как все?» И
ужас:
«Вдруг я такой, как все?»
Е.Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и
юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от»
и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте»,
около 14-15 лет [1].
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16
лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он
характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и
характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха
детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге
взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности
подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении,
признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей.
Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и
предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в
праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое
двойственное противоречивое положение подростка чревато различными
осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и
принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст
иногда называют «трудным», «критическим».
Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и
формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности
всех органов и систем.
Специфическими моментами физического развития являются рост в
длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных
половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и
мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце периода полового созревания.
Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких
тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого
пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому
изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции
тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако
перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях,
появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений,
недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с
диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность,
неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное
несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития
кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным
расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого
- головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая
утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и
начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к
некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У
него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность,
вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким
реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна
выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под
влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в
состояние сильного возбуждения [20].
Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот
возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст
созревания личности и миросозерцания [17].
Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка
имеют важное значение в возникновении новых психологических образований.
Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно
более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения
собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со
взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др.
полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной
жизни человека. Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют
душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде,
бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце
глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к
человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как
добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от
того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его
убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению,
желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у
подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать
[11].
Центральным и специфическим новообразованием является
возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок
(чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в
стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания
является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к.
выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру,
определяет специфическое направление и содержание его социальной
активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой
восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые
существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие
последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и
имеют разные обязанности, права и привилегии.
Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже
перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и
ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых
проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым
сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и
привилегии, при чём прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется
отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Для нравственного развития в подростковый возрасте характерно
формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает
руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием
окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе учебно-воспитательной
работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения
складываются нравственные идеалы подростков.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является
формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в
самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности
наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится
человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-
психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной
психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с
другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так
формируется представление подростка о собственной личности [20].
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает
стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.
Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а
«исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает
глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-
личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В
доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным
становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и
познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего
«желаемого», «будущего Я» [23].
Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста
являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой
принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение
подростка определяется промежуточностью (маргиналъностью) его положения.
Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость,
неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность,
склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше,
чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение
ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как
дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и
индивидуальными способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим
[21].
Также в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|