МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности общения в подростковом коллективе

    Отсюда ироничность молодежного арго, нарочитая грубость, заимствование

    словечек из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность.

    Но самое главное, по мнению ученого, что эта хитрая словесная игра

    служит средством отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь

    ценимой в данном возрасте групповой солидарности.

    Жаргон - одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления

    чувства социальной неполноценности.

    Такую же функцию, по мнению доктора философских наук И.С. Кона,

    несет и молодежная субкультура, включающая в себя специфический набор

    моральных ценностей и норм поведения, одежды, поведение, способы общения.

    С болезненным страхом подросток подчас скрывает свою симпатию,

    влюбленность, если они высмеиваются в коллективе. Очень часто в этом

    возрасте за грубостью, напускным цинизмом и бравадой, хулиганскими (порой

    жестокими) выходками прячется нежная и ранимая душа. И все это потому, что

    для подростка нет ничего страшнее, чем прослыть слюнтяем, маменькиным

    сынком [16].

    Все это можно проследить, наблюдая за конкретным обществом

    подростков, независимо от того, каково оно. Ведь подростковые общества, по

    мнению психолога, можно разделить на двое: общество сверстников в школе и

    вне ее.

    Верно заметил Андре Моруа в своей книге « Письма к незнакомке»,

    что школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они

    безжалостны.

    Как пишет Л. И. Божович, подросток «оценивает себя не только с

    точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений

    с ребятами». Вследствие этого «отношения подростка со сверстниками,

    проявляющиеся и формирующиеся в общении с ними, отражаясь в самооценке

    школьника, влияют на особенности его учебной деятельности». Среди

    отношений на первое место для подростка выходят отношения с

    одноклассниками. Если особенности общения с одноклассниками фактически не

    сказываются на успешности адаптации к школе младшего школьника, то для

    подростка они могут играть определяющую роль [13].

    Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой

    школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не

    совпадающим друг с другом признакам.

    Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в

    больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных

    возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и

    способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с

    другом.

    Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная

    иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной

    успеваемости или принадлежности к «активу».

    В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и

    престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической

    среде [6].

    Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в

    этот период может служить появление такого нового основания для объединения

    учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений.

    Психологические исследования показали, что в подростковом возрасте

    межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор

    ими той или иной профессии [15].

    А теперь обратим внимание на общение подростков вне школьных стен.

    Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство

    самовыражения личности, установления новых человеческих контактов, из

    которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно

    свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и

    дает ему дополнительные возможности самоутверждения.

    Структура стихийных групп общения и степень их сплоченности во

    многом определяются уровнем развития взаимоотношений между мальчиками и

    девочками. У подростков первичными ячейками общения являются однополые

    группы мальчиков и девочек [7]; затем две такие группы, не теряя своей

    внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой

    компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а

    прежняя большая компания распадается или отходит на задний план.

    Хотя разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные

    функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Меняются и

    привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя

    улица. Со временем они переориентируются на какие-то узловые точки в

    центре района или города, местный «Бродвей» или «стометровку». Затем, по

    мере роста материальных возможностей и дифференциации самих компаний,

    встречи переносятся в какие-то излюбленные общественные места.

    Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и

    сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. «Стометровка»

    позволяет людей посмотреть и себя показать в максимально свободной

    обстановке, без заранее продуманного плана и материальных затрат. Подросток

    жаждет новых знакомств, приключений, переживаний. Внутреннее беспокойство

    гонит его прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Его томит

    ожидание чего-то нового, неожиданного. И хотя большей частью эти ожидания

    не сбываются - приключение тоже надо уметь организовать, все равно на

    следующий вечер ноги сама несут туда же.

    Также очень важно обращать внимание на то, что если компании

    формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие

    контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются

    поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет

    желать лучшего. Так некоторые из таких компаний перерастают в

    антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к

    хулиганству) [6].

    Толстых А. В. при рассмотрении включенности подростков в различные

    неформальные группы указывает на то, что чаще всего подросток примыкает к

    уже сложившейся группе - в основном по территориальному признаку. "Зазор"

    между группировками настолько велик, что для большинства просто не остается

    альтернативы, кроме как смериться с тем, что ты с завтрашнего дня панк или

    скейтбордист.

    Тотальная несвобода от окружения - вот одна характерная особенность

    современного отрочества.

    Вторая - беспредметность общения. "Предмет", вокруг которого

    объединяются подростки, выполняет практически "тотемическую" функцию. Рок-

    музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения.

    Специалистов поражает то обстоятельство, что футбольные фанаты в массе не

    разбираются в азах футбола, рокеры, различая этикетки солистов и групп,

    обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны.

    И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать

    «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается

    всевозможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно-

    чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или

    иного занятия.

    Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют

    безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе.

    При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями,

    а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы

    - соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше

    принимает характер столкновений, в том числе и кровавых. Определенное

    влияние на подростковые группы начинает оказывать организованная

    преступность [22].

    Обратимся теперь к одному из образцов художественной литературы и к

    тому, как в нем представлены отношения между подростками.

    Осорина в своей статье «Зачем дети строят штабы», рассматривая

    детскую повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», говорит о том, что автору

    удалось уловить и очень точно воплотить в своих книгах о команде Тимура

    детские мечты об идеальной дворовой компании сверстников и ее активной, но

    потаенной жизни в пространстве мира взрослых, где у этой компании есть свое

    секретное место, тайное укрытие, которое среди детей часто носит название

    «штаб».

    Команду Тимура можно определить как идеальную модель, воплощающую

    высшую стадию жизни детской группы и соответствующее этой стадии устройство

    ее «штаба». Это не ватага, не компания, а команда, тайное общество

    единомышленников, у которого есть общая система ценностей, принципов и норм

    поведения, постоянный состав участников, спаянных как личной дружбой, так и

    взаимными товарищескими обязательствами, собственное секретное обиталище,

    тайные системы коммуникаций и самое главное - облеченная в игровую форму

    благотворительная деятельность. Правда, команда Тимура - утопия, идеал, до

    которого не дотягивает ни одна спонтанно сложившаяся детская группа,

    имеющая свой «штаб».

    Итак, «штаб» Тимура является секретным местом сбора детской

    компании, искусно спрятанным внутри пространства мира взрослых, и

    одновременно центром детского семиотического пространства, куда стягиваются

    все системы их секретных коммуникаций.

    Если говорить о функциях этого «штаба» в жизни детской группы, то

    их две.

    Во-первых, «штаб» является формой самоутверждения бытия детской

    компании: выделенным из внешней среды, обособленным, потаенным, ни для

    кого другого не доступным, секретным укрытием, особым самостоятельным

    миром, который является символическим эпицентром детской жизни.

    Во-вторых, это наблюдательный пункт, возвышающийся над обыденной

    жизнью занятых своим делом взрослых людей. Отсюда дети могут незаметно

    наблюдать за всем, что творится вокруг, в большом мире, будучи сами никем

    не замечены.

    ...Гайдару удалось в художественном образе синтезировать все

    детские мечтания и технические фантазии на тему «штаба». В своем

    произведении Гайдар воссоздал детский коллективный миф. Он не соответствует

    правде бытовой жизни, но чрезвычайно точно отражает психологическую правду

    детского бытия [14].

    Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто

    складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию

    и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития.

    Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от

    успеваемости, поведения и общественной активности, т. е. от того, как

    ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков становятся

    наиболее важными другие достоинства: качества товарища и друга,

    сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение

    владеть собой. В разных классах (и группах подростков) существует разная

    иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на

    первом месте - товарищеские качества. Чтобы снискать не просто

    популярность, а подлинное уважение и признание у подростков, необходимо

    прежде всего быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового

    периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят: во-

    первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые; во-вторых, часто

    наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и

    авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция

    создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без

    учета их товарищеских качеств. Наличие малоавторитетного для одноклассников

    актива - одна из важных причин трудностей в создании коллектива в классе.

    Вторая, не менее важная причина этого - сохранение у учителя так

    называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же

    способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для

    подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими

    одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого

    достоинства.

    Это требование является стержнем кодекса товарищества подростков,

    нормы которого заимствуются из разных источников: от взрослых и более

    старших ребят, из книг и кинофильмов (они играют существенную роль в

    раскрытии и конкретизации этих норм). Важнейшие нормы кодекса товарищества

    подростков - уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу,

    честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу,

    группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие

    или не соответствующие этим нормам

    Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников

    делает его чутким к их мнениям и оценкам [2].

    Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый

    возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и

    глубокой привязанности. В подростковом возрасте общение с товарищами

    оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности

    подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно

    воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в изучении

    подросткового общения для нас важны не только деловые взаимоотношения

    подростков, но и личные отношения с близкими товарищами, друзьями.

    Дружба и ее роль в подростковом возрасте.

    Отрочество - период наибольшего внутреннего смятения,

    неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. Это время,

    когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба

    приобретает особое значение в этом возрасте.

    Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать

    себя сильнее, увереннее, спокойнее, в ней возможное поделиться самым важным

    и самым сокровенным [4]. По мнению Столетова, детская дружба - это «школа

    человеческого благородства».

    Дети часто выбирают в друзья тех, кто предоставляет им возможность

    в какой-то период удовлетворить их потребности, привлекает своими манерами

    и поступками.

    Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать

    кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока

    недоступны. Если это проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть

    определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать

    почву и понять, как быть самим собой.

    В дружбе ребенок проверяет себя наиболее глубоко. Критические

    суждения о других не даются легко; это приходит с годами. Выбор

    друга очень важен для ребенка, для удовлетворения его внутренних

    потребностей [8].

    Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола,

    учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом

    сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно

    гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию,

    социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям

    взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с

    тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что

    сходство растет в процессе самой дружбы [18].

    А.Мудрик рассматривает взаимоотношения подростков на основе

    изучения их писем. Например, «Мы - компания «хайлафистов», или «центровые»

    (6 мальчиков и 6 девочек). У нас есть своя Сан-Бабила, которая называется

    «место романтиков»: там мы собираемся каждый вечер или когда прогуливаем

    уроки. Курим, пьем, слушаем тяжелый рок, развлекаемся. Но слушать брехню

    «голосов» или устраивать поминки по ансамблям считаем дуростью и пошлостью.

    Одеваемся мы только у фарцовщиков. Ходим в бары. Нам завидуют, на нас

    стараются быть похожими большинство мальчишек и девчонок. Вот что главное

    для нас. Мы - центровые! Учимся в 9-м классе. Как хотим, так и живем.

    Писала Паола (это моя кличка) от имени всей компании». (Паневежис).

    «Отдавая дань романтизму, свою компанию мы высокопарно именуем

    «орденом». Некоторые назовут это детством. Не знаю, нам хорошо вместе... Мы

    не носим супермодные тряпки, а не трясемся под хард-рок. Многие, если не

    большинство, назовут нас отсталыми. А мы довольны тем, что отличаемся от

    этой пестрой толпы. Да, толпой стали как раз те, кто носит это тряпье, мы

    выше их хотя бы тем, что не зависим от моды. Что касается музыки, то тут,

    как нам кажется, прослеживаются те же стадные инстинкты. Человек слушает не

    то, что ему нравился, а то, что модно или ново. Нет ничего плохого в

    ношении модных вещей, в прослушивании модной музыки, плохо то, что подчас

    этим все и ограничивается. Люди теряют индивидуальность, а это, как мы

    думаем, самое ужасное...» (Анатолий, 15 лет, Ворошиловград)

    Когда есть компания, вопрос, как одновременно быть похожим и

    непохожим на всех, решается проще. «Я похож на всех вместе со своей

    компанией» или «я не похож на других вместе со своей компанией»- и в том и

    в другом случае делать это все-таки легче.

    Однако многих такое общение не удовлетворяет. Сами юноши и девушки

    эту неудовлетворенность если и осознают, то объясняют по-разному. От

    простого «скучно» до достаточно осознанного «не та компания».

    Каждый человек, входящий в какую-нибудь компанию, может не только

    чувствовать удовлетворение от ее жизни или неудовлетворение, но и

    испытывать в связи с этим самые разные переживания. Порой очень серьезные,

    даже трагические. Особенно когда компания не устраивает, а другой нет. Или

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.