Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.
морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии
вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой
напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля
рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение
нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации,
бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве
насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к
девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из
неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить
взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты,
различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило,
ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание
нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования
семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от
принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют
девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные
противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие)
поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными
отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение -
реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится
на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом,
но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с
особенностями физического развития, условиями воспитания и социального
окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое
превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной
ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных
способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть
пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать
свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост
во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание
формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию
движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но
поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают
поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей
мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их
уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В
связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе
меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики
окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они
испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить
неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять
изобретательность, предприимчивость, \"храбрость\", находиться на виду, и
своими \"достижениями\" доказывать свою полезность и даже незаменимость в
группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям
общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для
девиантного поведения. Половое созревание также влияет на поведение. При
преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно
эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения
(претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений;
особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются
медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности
приспособления. Возникновение девиантного поведения может быть
обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков
отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся
чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний,
Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению.
При столкновении подростка с непониманием его стремлений к
самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или
внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение
отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же
возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков
волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни.
Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается
мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако
целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с
импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и
категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих
силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в
одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом
и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка
происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с
социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у
современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости,
Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления.
При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от
завершения образования, материальной независимости или наступления
совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться
неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например,
располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться
совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В
течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей:
ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д.
Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому
эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих
нарушений могут быть следующие: гиперкинетическое расстройство поведения.
Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей
умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому,
не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной
активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность,
склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания
из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях
со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними
играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает
антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое),
проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и
родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,
жестокость по отношению к ним, поджоги дома. Несоциализированное
расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного
антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и
со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно
отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется
в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии
друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к
взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже
взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть
сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток
одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство,
вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание,
грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева
и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое
асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома,
вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у
общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных
сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С
взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные,
поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного
асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии
или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с
постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей
интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в
самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения
сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или
переживаниями из-за своего здоровья. Делинквентное поведение.
Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени
криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме
прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями,
хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег,
угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество,
спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У
30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с
серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных
пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них
оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети
случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с
побегами. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция
протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги
возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как
реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на
недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на
наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от
опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со
стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки,
которой предшествует скука, тоска. Ранняя алкоголизация и наркотизация
(аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства
взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и
наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных
подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.
Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать
взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают,
принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности,
самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по
появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а
потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать
без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости
(стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник
алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или
наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков,
уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от
наркотика.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют
некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие
к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным
и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают
взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения
индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том
одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых
форм поведения ( преступность , алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и
социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая
активность и т. д.).
Глава 2. Исследование роли маскулинности в формировании противоправного
поведения
2.1 Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей подростков с девиантным и
недевиантным поведением с целью его выявления, определения его форм и
возможностью дальнейшей коррекции. В процессе проведения эксперимента была
сформулирована гипотеза: уровень маскулинности определяет склонность к
противоправному поведению, при этом предлагалось, что:
* чем выше уровень маскулинности, тем выше склонность к противоправному
поведению;
* чем выше агрессивность, тем выше уровень маскулинности;
* чем выше эмпатия, тем меньше уровень маскулинности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников проявления гендерных
стереотипов у подростков;
2. Исследование проявления маскулинности, агрессии, эмпатии у подростков с
противоправным поведением.
В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15
лет, проживающие в городе Владимире. Первая группа - это подростки,
совершившие различные преступления и содержащиеся в следственном изоляторе
города Владимира. Вторая группа - это подростки, учащиеся средней школы.
В данной работе использовались следующие методики:
1. Методика Маскулинность - Феминность Сандры Бем.
На первом этапе исследовалось поведение несовершеннолетних подростков с
девиантным и недевиантным поведением. Было проведено исследование по
методике Сандры Бем «Маскулинность - Феминность». Методика была предложена
Сандрой Бем (1974г.) для диагностики психологического пола и определяет
степень андрогенности, маскулинности и феминности личности. Опросник
содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый
отвечает «нет» или «да», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя
названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного
рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам
осуществляется компетентными лицами, хорошо знающими испытуемых (муж,
жена, родители и т.д.).
Ответы подсчитываются, за каждое совпадение с ключом приписывается 1 балл.
Феминность = (сумма баллов по феминности) : 20, где 20 это количество
утверждений по феминности
Маскулинноть = (сумма баллов по маскулинности) : 20, где 20 это количество
утверждений по маскулинности
Основной индекс:
IS = (Феминность - Маскулинность) х 2,322
Если IS от (-1) до (+1) андрогинность
IS меньше (-1) ( IS>1) маскулинность
IS больше (+1) (IS>1) феминность
Если IS < -2,025 ярко выражено маскулинность
IS >+ 2,025 ярко выраженная феминность
Методика С. Бем является одной из наиболее валидной и информативной
гендерной оценки.
2. Методика состояния агрессивности Басса - Дарки.
Для измерения уровня агрессивности применялась методика Басса - Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил
понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию,
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций: 1.
Физическая агрессия — использование физический силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни
на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению
негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4.
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления
до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида —
зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению
к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 7.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8.
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся
наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент
человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности,
так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в
людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того,
что противодействует этому процессу. Вопросник состоит из 75 утверждений,
на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а
индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы
физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию.
Нормой агрессивности по тесту Басса - Дарки является величина ее индекса
равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|