МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.

    времени. Отца же ребенок видит немного реже, не в таких значимых

    ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее

    привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для

    мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация

    с матерью, т. е. феминная [34]. Более того, сами базовые ориентации

    ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, ибо включают такие

    традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение,

    пассивность и т. п. [15].

    Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит

    решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию

    на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов

    маскулинности [15], [34]. Однако решение этой задачи осложняется тем, что

    практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в современном

    русском обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя),—женщины.

    Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении,

    соответствующем мужской половой роли, чем женской.

    В то же время распространенность традиционных представлений об

    иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению

    с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума

    в направлении формирования поло-специфичного поведения. Этому раньше

    начинает уделяться внимание, больше; подчеркивается ценность

    соответствующей половой роли и опасность уклонения от нее, да и сами

    мужские стереотипы гораздо более узки и категоричны [8].

    В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому,

    что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на

    негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских

    видах деятельности и т. п. [21]. При этом в нашей стране ребенок имеет

    относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений

    (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т. п.),

    так как взрослые относятся к ним достаточно амбивалентно, как к источнику

    беспокойства. (Свидетельством распространенности подобного отношения

    является психотерапевтическая практика, в которого гиперактивность и

    агрессивность независимо от пола ребенка являются значительно более

    распространенными поводами для обращения родителей за помощью, чем вялость

    и заторможенность.) Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является

    преимущественно негативной: не поощрение «мужских» проявлений, а наказание

    за «немужские». В качестве примера можно привести типичное родительское

    высказывание «как не стыдно плакать, ты же мальчик», причем мужские

    способы реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются («нельзя

    драться»).

    Таким образом, от ребенка требуется делать что-то, что не является для

    него достаточно ясным, и основано на причинах, которые он не понимает, с

    помощью угроз и гнева тех, кто ему близок. Такое положение вещей ведет к

    нарастанию тревоги, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть

    маскулинным и паническом страхе делать что-то женское. В результате

    мужская идентичность формируется прежде всего как результат отождествления

    себя с некоторой статусной позицией, или социальным мифом «каким должен

    быть мужчина». Неудивительно, что созданная на таком основании

    идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень

    ригидной. Особенно усиливается социальное давление на мальчика с переходом

    в общественную систему воспитания — дошкольное учреждение или школу, так

    как, с одной стороны, учителя и воспитатели отличаются значимо более

    высоким традиционализмом, а с другой —сами родители, готовя ребенка к

    встрече с новой для него ситуацией социальной оценки, повышают жесткость

    своих нормативных стандартов.

    Все это приводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда

    ему необходимо «откреститься» от «женского мира», его ценностей и создать

    свой - мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8—12 лет, когда

    возникают первые детские компании, формируются близкие межличностные

    отношения со сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как

    на источник мужских ролевых моделей и сферу реализации маскулинных

    качеств. Этот процесс, получивший название мужского протеста,

    характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированием

    особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля общения [35].

    Такое преувеличенное представление о маскулинности, ориентированное на

    наиболее яркие черты брутального мужского образа, несколько смягчается и

    становится более эгалитарным только в дальнейшем. По западным данным, это

    происходит к началу подросткового возраста, когда мальчику удается

    отстоять свою идентификацию от давления женского мира [26]. Однако

    характерный для нашей страны дефицит возможностей для формирования и

    проявления маскулинности позволяет предположить, что у нас этот процесс

    протекает еще более сложно и драматично и завершается значительно позже.

    Так, изменения быта, происшедшие за последние десятилетия, привели к тому,

    что «мужских дел» почти не осталось и у—мальчика нет возможности проявить

    себя настоящим мужчиной в семье, где прежде всего и происходит усвоение

    ребенком половой роли. Хотя подобные изменения в бытовой сфере произошли

    практически во всех развитых странах [20] и у нас выражены даже в меньшей

    степени, особенность ситуации состоит в том, что мальчику не менее трудно

    проявить себя за пределами семьи. Интенсивный запрет на негативные

    проявления маскулинности в нашем обществе с отрицательным отношением к

    активности, конкурентности и к различным формам проявления агрессии.

    (Следует отметить, что терпимость родителей и воспитателей к детской

    агрессивности сильно варьирует в различных культурах; так, по данным

    кросскультурных исследований [28], американские родители в 8—11 раз

    терпимее относятся к агрессии, чем во всех других изучавшихся обществах.)

    При этом социальных каналов для проявления агрессии в допустимых формах

    (спорт, игры) у нас явно недостаточно. Немногим лучше обстоит дело и с

    другими «социализированными» видами маскулинной активности детей и

    подростков (техническое конструирование, хобби, самостоятельное участие в

    профессиональной деятельности и т. п.), которые могли бы стать мощным

    источником формирования позитивной мужской идентичности.

    Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулинности

    является школа. Так, исследование, проведенное А. С. Волович,

    продемонстрировало, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в

    наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее

    большинство (85 %) составляют девушки. Да и юноши, попавшие в эту

    категорию, отличались от других скорее традиционно женскими качествами

    (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.), в то время

    как качества, характеризующие интеллект или социальную активность,

    практически не были представлены [3].

    В связи с этим интересно вспомнить выделенные Ю. Бронфенбреннером [13]

    особенности российской педагогической системы, отличающие ее от принятой в

    США: оценка деятельности и личности учащихся по вкладу, внесенному ими в

    общий результат; использование в качестве методов - воздействия публичной

    критики или похвалы; признание важнейшей обязанностью каждого помощь

    другим членам коллектива. Таким образом, поощряются прежде всего феминные

    качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции.

    Видимо, такое различие в возможностях проявления маскулинности изначально

    обусловлено различной ориентацией воспитания. Если наиболее

    распространенное представление о целях воспитания в США носит подчеркнуто

    маскулинный характер — «в американской культуре дети поощряются быть

    независимыми и самостоятельными» [3], то для России эта ориентация скорее

    феминна: «ребенок должен быть достойным членом коллектива» [13].

    Какова же картина в целом? Постоянные и настойчивые требования: «будь

    мужчиной», «ты ведешь себя не по мужски», «ты же мальчик», сочетаются с

    отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в

    какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, что подобная ситуация

    приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности, которую

    предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучше быть

    пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается возможность приписать

    себе целый набор маскулинных качеств, считая, что они могли бы проявиться

    в иной, более подходящей ситуации.

    Существует и другой путь поиска возможностей для проявления маскулинности

    — на этот раз не в мечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего

    бросается в глаза, что большинство членов неформальных объединений

    подростков, появившихся в последнее время в большом количестве в нашей

    стране — мальчики, причем маскулинность подчеркивается как во внешнем виде

    (кожа, металл), так и в основных ценностях культа риска, силы) и способе

    проведения свободного времени (драки, силовые упражнения, гонка на

    мотоциклах и т. п.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как

    дополнительный канал усвоения мужской половой роли, поскольку возможности,

    предоставляемые в этом плане социумом, невелики.

    1.5 Девиантное поведение несовершеннолетних

    Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то

    нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

    Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от

    общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического

    здоровья, права, культуры или морали.

    Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых,

    это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,

    подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это

    антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные

    нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны,

    их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном

    порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном

    (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. [3, стр. 39]

    Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.

    Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная

    с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

    Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения

    юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов

    социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении

    внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы,

    предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились

    или не окрепли. [9, стр. 51] Психологически подростковый возраст

    исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он

    привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени

    психологами получен большой фактический материал о психологических

    особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям,

    идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным

    представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов,

    влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования

    характерологических особенностей подростков, которые проявляются в

    различных формах поведения. Данную проблематику разрабатывали: И.С. Кон,

    А.Е. Личко, К.Леонгардом, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Иванов, Б.М. Слуцкин, А.М.

    Яковлев, В.А. Шаповал и др. Теоретический анализ работ показывает, что

    девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие

    социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в

    данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений:

    действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического

    здоровья. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

    Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,

    подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это

    антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные

    нормы, особенно правовые.

    Психические основы девиантного поведения

    Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

    Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

    Девиантное поведение подразделяется на две группы:

    1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у

    человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица:

    астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

    2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого

    общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство,

    наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков

    или преступлений.

    К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих

    определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к

    аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

    Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

    Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко

    выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами

    социально-медицинских и правоохранительных служб.

    Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по

    ряду причин:

    1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку

    общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения

    в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то

    формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в

    искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

    Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии,

    пубертатный период, т.е. период полового созревания.

    2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую»

    жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие

    важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий,

    чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности,

    задатки.

    3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и

    неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он

    строит свои отношения с окружением и самим собой. 1

    Личностные расстройства

    Отчуждение - проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной

    ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта

    он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот

    разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она

    перерастает в отчуждение.

    Деперсонализация - имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается

    ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются

    эмоции, безразличие берет верх во всем.

    Депрессия - состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией

    понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В

    состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая

    утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной

    ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в

    различных формах:

    Локус контроль - человек приписывает себе или другим ответственность за

    важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от

    внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах

    депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери

    близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к

    суицидальным попыткам;

    Бред физического недостатка, который возникает в период полового

    созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило,

    связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или

    худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня

    паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. Синдром

    философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия - явление

    вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает

    уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются

    планы переустройства мира. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном

    нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в

    конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание

    вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно

    часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в

    ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию

    надзирателей.

    Трудность распознания юношеских патологий заключается в их скрытом

    проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей.

    Психология нужна всем, Особенно педагогам, социальным преподавателям и

    работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты

    характера и отреагировать на них педагогическими методами.

    Основные причины девиантного поведения

    Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

    1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас

    нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь

    молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица,

    инфляция, коррупция и т.д.

    2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.