МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.

    мужского начала требует больших усилий, чем женского, и что природа делает

    здесь больше ошибок [20], — вопрос открытый. Сверстники также являются

    главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе, но

    скрываемой от детей систем сексуального символизма. Отсутствие общения со

    сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может

    существенно затормозить психосексуальное развитие ребенка, оставив его

    неподготовленным к сложным переживаниям пубертата, когда проблема половой

    идентичности встает снова и с особой остротой, опять-таки в результате

    совместного действия биологических и социальных факторов.

    Половые роли и психологические различия

    Анализ процесса половой дифференциации вплотную подводит нас к проблеме

    психологических различий между полами. Здесь возникает сразу, три круга

    вопросов: 1) Какие психологические различия между полами установлены

    строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового

    сознания? 2) Какова степень этих различий, насколько жестко

    разграничиваются мужские и женские качества? 3) Какова природа этих

    различий, являются ли они универсально - биологисческими или отражают

    исторически преходящие формы полового разделения труда?

    Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами

    само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на

    этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто

    противоречивы.

    Э. Маккоби и К. Джеклин [17] критически проанализировали и обобщили

    большинство американских и западноевропейских исследований о половых

    особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного

    стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и

    эмоциональности, общительности, домииантности и т. д., опубликованных до

    1973 г. Достоверно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято

    было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки

    превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек

    в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические

    способности; мужчины более агрессивны.

    Напротив, мнения, что девочки «социальное» и более внушаемы, чем мальчики;

    у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми,

    рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными

    процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее усвоенных

    реакций, мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; на

    девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда; у девочек

    слабо развита потребность в достижении; у девочек больше развито слуховое,

    а у мальчиков — зрительное восприятие,— кажутся необоснованными.

    Наконец, широкий круг вопросов остается открытым, так как данных мало или

    они противоречивы. Это касается: тактильной чувствительности; страха и

    тревожности; общего уровня активности; соревновательности; доминантности;

    послушности и заботливости.

    Возможно, что скептические выводы Маккоби и Джеклин отчасти обусловлены их

    чрезмерной методологической придирчивостью. Кроме того, то, что психология

    не подтвердила валидности того или иного суждения, еще не доказывает его

    ложности. Половые различия охватывают очень широкий круг свойств и

    отношений. Здесь есть определенные транскультурные, даже межвидовые

    филогенетические константы. Такова, например, большая агрессивность мужчин

    и ассоциация маскулинной копулятивной позы с доминантной, а фемининной — с

    подчиненной позицией.

    Межкультурной валидностью, повидимому, обладает различение мужского стиля

    жизни как более предметного и инструментального от более

    эмоционально-экспрессивного женского стиля; это связано с особыми

    функциями женщины-матери и так или иначе преломляется в направленности

    интересов и деятельности, соотношении семейных и вне семейных ролей и т.

    д. и т. п. Но эти, так сказать, эволюционные универсалии существуют не

    сами до себе, а в исторически конкретной системе общественных отношений.

    Если рассматривать этот вопрос исторически, нельзя не заметить, что

    традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними

    стереотипов маскулинности — фемининности отличалась следующими

    характерными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные

    качества различались очень резко и казались полярными; 2) эти различия

    освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

    3) мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и

    иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что

    даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских

    интересов.

    Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы.

    Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными.

    Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие

    индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не

    только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу свечной

    женственности» буржуазной морали XIX в., женщина должна быть нежной,

    красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой,

    позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным.

    Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания

    женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты:

    чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной,

    предприимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше

    составляли монополию мужчин (только в принципе).

    Неоднозначен и образ мужчины. Раньше ему предписывалось быть сильным,

    смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным

    (другое дело — проявление «сильных» чувств, вроде гнева). Эти качества и

    сегодня очень важны. Для мальчика-подростка важнейшие показатели

    маскулинности — высокий рост и физическая сила; позже на первый план

    выступает сила воли, а затем — интеллект, обеспечивающий успех в жизни. В

    подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные

    представления особенно жестки и стереотипны; желая утвердиться в своей

    мужской роли, мальчик всячески подчеркивает свое отличие от женщин,

    стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление

    женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает

    ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность

    понять другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались ему

    признаками слабости. Но эти качества весьма трудно совместить с

    несдержанностью и грубостью. Иначе говоря, нормативные наборы

    социально-положительных черт мужчины и женщины перестают казаться

    полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых

    разнообразных индивидуальных их сочетаний. Человек, привыкший

    ориентироваться на однозначную, жесткую норму, этих условиях чувствует

    себя неуютно. Отсюда — переориентация теоретической психологии.

    Первоначально понятия маскулинности и фемининности конструировались строго

    дихотомически, альтернативно, а всякое отступление от норматива

    воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая

    женщина—«синий чулок» и т. п.). Затем жесткий нормативизм уступил место

    идее континуума маскулинно - фемининных свойств. На основе этой идеи

    западные психологи в 1930—1970-х гг. сконструировали несколько специальных

    шкал для измерения маскулинности — фемининности умственных способностей,

    эмоций, интересов и т. д. (тест Термана— Майлз, шкала М—Ф ММРI, шкала

    маскулинности Гилфорда и др.). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут

    в пределах какой-то нормы различаться по степени М и Ф. Однако свойства М

    — Ф представлялись при этом альтернативными, взаимоисключающими: высокая М

    должна коррелировать с низкой Ф, и обратно, причем для мужчины нормативна,

    желательна высокая М, а для женщины — Ф. Вскоре, однако, выяснилось, что

    далеко не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские».

    Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) в

    принципе не совпадают друг с другом — индивид, имеющий высокую М по одним

    показателям, может быть весьма фемининным в других отношениях. Например,

    соревновательные виды спорта издавна считались мужскими.

    Женщины-спортсменки обычно обнаруживали низкие показатели по традиционным

    измерениям фемининности, и ученые были склонны считать их характер скорее

    маскулинным. В ряде случаев это подкреплялось эндокринологически. Однако

    недавнее исследование группы канадских теннисисток и гандболисток и

    сравнение их со спортсменами - мужчинами выявило ложность этого

    представления. Оказалось, что эти девушки прекрасно сочетают целый ряд

    маскулинных качеств (соревновательность, упорство, бескомпромиссность и т.

    п.) с высоким уровнем фемининности [24].

    Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и феминность

    уже не как альтернативы, а как независимые, автономные измерения.

    Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам Миф позволяет

    вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются

    индивиды, обладающие одновременно фемининными и маскулинными чертами, что

    позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее

    переходить от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом

    выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому

    стереотипу, т. е. высокая М у мужчин и высокая Ф у женщин, отнюдь не

    является гарантией психического благополучия. Высокая Ф у женщин часто

    коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением [17]; эти

    черты тоже входят в набор фемининности. Высоко маскулинные

    мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и

    удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти

    мужчины оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее

    способными к лидерству. Высоко фемининные женщины и высоко маскулинные

    мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными

    нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего

    соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким

    интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды,

    относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более

    богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны

    [14], [15], [16].

    Эти данные, конечно, не следует абсолютизировать. Не говоря уже о

    неудачности понятия андрогинии, невольно ассоциирующегося с

    сексопатологией или отсутствием всякой половой дифференциации, самиполовой

    дифференциации, сами шкалы М/Ф неоднозначны. Одни исследователи измеряют

    интересы, другие—эмоциональные реакции, третьи—отношение к тем или иным

    аспектам мужских или женских социальных ролей. Проблематичны и их критерии

    [11], [15], [27]. Любые шкалы М и ф соотносятся, с одной стороны, с

    индивидуальными свойствами, а с другой — с социальными определениями пола

    и полоролевыми предписаниями, принятыми в определенной социальной среде.

    Но это — совершенно разные явления. Между тем расхождения в определении

    набора маскулинных и феминнинных черт или в степени их желательности

    (нормативности) в значительной мере предопределяют экспериментальные

    результаты. Похоже на то, что и тест БЕМ, и «Вопросник личностных свойств»

    Спенса и Хельмрайха удовлетворительно измеряют и предсказывают такие

    аспекты маскулинности и фемининности, как инструментальность и

    экспрессивность, но неясно, как они сочетаются с другими чертами

    маску-линного и фемининного поведения [12]. Серьезные споры возникают и

    при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и поведения

    может быть как индивидуально-типологическим свойством (в этом случае она

    будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и

    функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьирует в

    зависимости от ситуации и вида деятельности. Как считают Спенс и

    Хельмрайх, поиск глобальных измерений маскулинности и фемининности или

    полоролевой идентичности — задача явно иллюзорная. «Классы психологических

    свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин в данное

    время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные

    корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов» [27;

    1045].

    Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии

    половых различий, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно

    должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых

    ролей, и этнокультурные особенности испытуемых. [25]. Происходящая в нашем

    обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно

    влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Жесткая нормативность и

    поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу

    индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности

    индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины

    взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей,

    которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая

    психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной, нежели

    жесткая приверженность традиционным полодиморфическим стандартам. Однако

    здесь очень много спорного, проблематичного, неясного. Обращение

    психологов к этой тематике имело бы большое практическое значение не

    только для создаваемой в России службы семьи, но и для всего дела

    коммунистического воспитания молодежи.

    В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в

    значительной своей части претерпевают серьезные изменения, когда часть

    традиционных ролей одного биологического пола усваивается и

    демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается,

    что социология изучает то, каким образом культура и социальная структура

    опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В

    психологической российской социологии гендера научный дискурс в этой с

    сфере развивается в дихотомии понятий “маскулинность - фемининность”.

    1.4 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины

    Значение категории пола для понимания психологических особенностей

    индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными

    экспериментальными и теоретическими исследованиями. Однако в советской

    психологии проблематика пола представлена настолько слабо, что это дало

    основание И. С. Кону назвать ее «бесполой» [5]. Лишь в последние годы

    ситуация стала меняться: был опубликован ряд обзорных и эмпирических работ

    по проблеме половой социализации [2], [4], [5], [8]. Одним из шагов в

    данном направлении является научно-исследовательский проект АН

    «Социально-психологические проблемы социализации и усвоения половых

    ролей», посвященный анализу особенностей позиции мужчин и женщин, факторов

    успешности полоролевой социализации и функционирования.

    Результаты работ, проведенных за последние 15 лет, дают еще больше

    доказательств в пользу социокультурной детерминации половых различий. Если

    до недавнего времени считалось твердо установленным наличие трех типов

    половых различий, не зависящих от факторов среды и воспитания

    (пространственное воображение, математические способности, вербальный

    интеллект), то последние данные, полученные уже в 80-е гг.,

    свидетельствуют о том, что даже по этим параметрам биологически

    определенных различий не наблюдается [16], [19], [24], [26], [27], [35].

    В то же время в повседневной жизни мы постоянно в той или иной форме

    сталкиваемся с различиями между полами, которые во многом являются

    отражением некоторого имплицитного соглашения относительно возможности

    проявлять те или иные качества. В максимально обобщенной форме они

    представлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина —

    сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный

    на индивидуальные достижения, инструментальный; женщина — слабая,

    зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других,

    экспрессивная и т. п. Существующие в обществе полоролевые стереотипы

    оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом

    определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах,

    характерных для мужчин и женщин, родители (и другие воспитатели), зачастую

    сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти,

    полоспецифические черты [34].

    Интересно, что такое поведение не является реакцией на реальные различия

    между детьми. Это демонстрируют, в частности, эксперименты с фиктивным

    полом ребенка. Так, например, вне зависимости от реальной половой

    принадлежности, в том случае, если младенца представляли наблюдателям как

    мальчика, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и

    жизнерадостное, чем тогда, когда его считали девочкой. При этом негативные

    эмоции у «мальчика» воспринимались как проявления гнева, а у «девочки» —

    страха [36]. Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается

    к мальчику и девочке разными сторонами.

    Рассмотрим подробнее специфику социализационной ситуации для каждого пола.

    Как бы ни описывали процесс усвоения половой роли в различных

    психологических ориентациях, несомненным является то влияние, которое

    оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического

    поведения и источником информации о половой роли [23]. В этом смысле

    мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка.

    Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.