МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • VB, MS Access, VC++, Delphi, Builder C++ принципы(технология), алгоритмы программирования

    вдвое через каждые 5 шагов. Тем не менее, оба эти алгоритма имеют время

    выполнения порядка O(log(N)).

    Алгоритмы порядка O(log(N)) обычно выполняются очень быстро, и алгоритм

    нахождения наибольшего общего делителя не является исключением из этого

    правила. Например, чтобы найти, что наибольший общий делитель чисел

    1.736.751.235 и 2.135.723.523 равен 71, функция вызывается всего 17 раз.

    Фактически, алгоритм практически мгновенно вычисляет значения, не

    превышающие максимального значения числа в формате long — 2.147.483.647.

    Функция Visual Basic Mod не может оперировать значениями, большими этого,

    поэтому это практический предел для данной реализации алгоритма.

    Программа GCD использует этот алгоритм для рекурсивного вычисления

    наибольшего общего делителя. Введите значения для A и B, затем нажмите на

    кнопку Go, и программа вычислит наибольший общий делитель этих двух чисел.

    Рекурсивное вычисление чисел Фибоначчи

    Можно рекурсивно определить числа Фибоначчи (Fibonacci numbers) при помощи

    уравнений:

    Fib(0) = 0

    Fib(1) = 1

    Fib(N) = Fib(N - 1) + Fib(N - 2) для N > 1.

    Третье уравнение рекурсивно дважды вызывает функцию Fib, один раз с

    входным значением N-1, а другой — со значением N-2. Это определяет

    необходимость 2 условий остановки рекурсии: Fib(0)=0 и Fib(1)=1. Если

    задать только одно из них, рекурсия может оказаться бесконечной. Например,

    если задать только Fib(0)=0, то значение Fib(2) могло бы вычисляться

    следующим образом:

    Fib(2) = Fib(1) + Fib(0)

    = [Fib(0) + Fib(-1)] + 0

    = 0 + [Fib(-2) + Fib(-3)]

    = [Fib(-3) + Fib(-4)] + [Fib(-4) + Fib(-5)]

    И т.д.

    Это определение чисел Фибоначчи легко преобразовать в рекурсивную

    функцию:

    Public Function Fib(num As Integer) As Integer

    If num 1, то функция рекурсивно вычисляет Fib(N-1) и Fib(N-2), и

    завершает работу. При первом вызове функции, условие остановки не

    выполняется — оно достигается только в следующих, рекурсивных вызовах.

    Полное число выполнения условия остановки для входного значения N,

    складывается из числа раз, которое оно выполняется для значения N-1 и числа

    раз, которое оно выполнялось для значения N-2. Все это можно записать так:

    G(0) = 1

    G(1) = 1

    G(N) = G(N - 1) + G(N - 2) для N > 1.

    Это рекурсивное определение очень похоже на определение чисел Фибоначчи. В

    табл. 5.2 приведены некоторые значения функций G(N) и Fib(N). Легко

    увидеть, что G(N) = Fib(N+1).

    Теперь рассмотрим, сколько раз алгоритм достигает рекурсивного шага. Если

    N1, функция достигает этого

    шага 1 раз и затем рекурсивно вычисляет Fib(n-1) и Fib(N-2). Пусть H(N) —

    число раз, которое алгоритм достигает рекурсивного шага для входа N. Тогда

    H(N)=1+H(N-1)+H(N-2). Уравнения, определяющие H(N):

    H(0) = 0

    H(1) = 0

    H(N) = 1 + H(N - 1) + H(N - 2) для N > 1.

    В табл. 5.3 показаны некоторые значения для функций Fib(N) и H(N). Можно

    увидеть, что H(N)=Fib(N+1)-1.

    @Таблица 5.2. Значения чисел Фибоначчи и функции G(N)

    ======87

    @Таблица 5.3. Значения чисел Фибоначчи и функции H(N)

    Объединяя результаты для G(N) и H(N), получаем полное время выполнения для

    алгоритма:

    Время выполнения = G(N) + H(N)

    = Fib(N + 1) + Fib(N + 1) - 1

    = 2 * Fib(N + 1) - 1

    Поскольку Fib(N + 1) >= Fib(N) для всех значений N, то:

    Время выполнения >= 2 * Fib(N) - 1

    С точностью до порядка это составит O(Fib(N)). Интересно, что эта функция

    не только рекурсивная, но она также используется для оценки времени ее

    выполнения.

    Чтобы помочь вам представить скорость роста функции Фибоначчи, можно

    показать, что Fib(M)>(M-2 где ( — константа, примерно равная 1,6. Это

    означает, что время выполнения не меньше, чем значение экспоненциальной

    функции O((M). Как и другие экспоненциальные функции, эта функция растет

    быстрее, чем полиномиальные функции, но медленнее, чем функция факториала.

    Поскольку время выполнения растет очень быстро, этот алгоритм довольно

    медленно выполняется для больших входных значений. Фактически, настолько

    медленно, что на практике почти невозможно вычислить значения функции

    Fib(N) для N, которые намного больше 30. В табл. 5.4 показано время

    выполнения для этого алгоритма на компьютере с процессором Pentium с

    тактовой частотой 90 МГц при разных входных значениях.

    Программа Fibo использует этот рекурсивный алгоритм для вычисления чисел

    Фибоначчи. Введите целое число и нажмите на кнопку Go для вычисления чисел

    Фибоначчи. Начните с небольших чисел, пока не оцените, насколько быстро ваш

    компьютер может выполнять эти вычисления.

    Рекурсивное построение кривых Гильберта

    Кривые Гильберта (Hilbert curves) — это самоподобные (self-similar) кривые,

    которые обычно определяются при помощи рекурсии. На рис. 5.2. показаны

    кривые Гильберта с 1, 2 или 3 порядка.

    @Таблица 5.4. Время выполнения программы Fibonacci

    =====88

    @Рис. 5.2. Кривые Гильберта

    Кривая Гильберта, как и любая другая самоподобная кривая, создается

    разбиением большой кривой на меньшие части. Затем вы можете использовать

    эту же кривую, после изменения размера и поворота, для построения этих

    частей. Эти части можно разбить на более мелкие части, и так далее, пока

    процесс не достигнет нужной глубины рекурсии. Порядок кривой определяется

    как максимальная глубина рекурсии, которой достигает процедура.

    Процедура Hilbert управляет глубиной рекурсии, используя соответствующий

    параметр. При каждом рекурсивном вызове, процедура уменьшает параметр

    глубины рекурсии на единицу. Если процедура вызывается с глубиной рекурсии,

    равной 1, она рисует простую кривую 1 порядка, показанную на рис. 5.2 слева

    и завершает работу. Это условие остановки рекурсии.

    Например, кривая Гильберта 2 порядка состоит из четырех кривых Гильберта 1

    порядка. Аналогично, кривая Гильберта 3 порядка состоит из четырех кривых 2

    порядка, каждая из которых состоит из четырех кривых 1 порядка. На рис. 5.3

    показаны кривые Гильберта 2 и 3 порядка. Меньшие кривые, из которых

    построены кривые большего размера, выделены полужирными линиями.

    Следующий код строит кривую Гильберта 1 порядка:

    Line -Step (Length, 0)

    Line -Step (0, Length)

    Line -Step (-Length, 0)

    Предполагается, что рисование начинается с верхнего левого угла области и

    что Length — это заданная длина каждого отрезка линий.

    Можно набросать черновик метода, рисующего кривые Гильберта более высоких

    порядков:

    Private Sub Hilbert(Depth As Integer)

    If Depth = 1 Then

    Нарисовать кривую Гильберта 1 порядка

    Else

    Нарисовать и соединить 4 кривые порядка (Depth - 1)

    End If

    End Sub

    ====89

    @Рис. 5.3. Кривые Гильберта, образованные меньшими кривыми

    Этот метод требует небольшого усложнения для определения направления

    рисования кривых. Это требуется для того, чтобы выбрать тип используемых

    кривых Гильберта.

    Эту информацию можно передать процедуре при помощи параметров Dx и Dy для

    определения направления вывода первой линии в кривой. Для кривой 1 порядка,

    процедура рисует первую линию при помощи функции Line-Step(Dx, Dy). Если

    кривая имеет более высокий порядок, процедура соединяет первые две

    подкривых, используя функцию Line-Step(Dx, Dy). В любом случае, процедура

    может использовать параметры Dx и Dy для выбора направления, в котором она

    должна рисовать линии, образующие кривую.

    Код на языке Visual Basic для рисования кривых Гильберта короткий, но

    сложный. Вам может потребоваться несколько раз пройти его в отладчике для

    кривых 1 и 2 порядка, чтобы увидеть, как изменяются параметры Dx и Dy, при

    построении различных частей кривой.

    Private Sub Hilbert(depth As Integer, Dx As Single, Dy As Single)

    If depth > 1 Then Hilbert depth - 1, Dy, Dx

    HilbertPicture.Line -Step(Dx, Dy)

    If depth > 1 Then Hilbert depth - 1, Dx, Dy

    HilbertPicture.Line -Step(Dy, Dx)

    If depth > 1 Then Hilbert depth - 1, Dx, Dy

    HilbertPicture.Line -Step(-Dx, -Dy)

    If depth > 1 Then Hilbert depth - 1, -Dy, -Dx

    End Sub

    Анализ времени выполнения программы

    Чтобы проанализировать время выполнения этой процедуры, вы можете

    определить число вызовов процедуры Hilbert. При каждой рекурсии она

    вызывает себя четыре раза. Если T(N) — это число вызовов процедуры, когда

    она вызывается с глубиной рекурсии N, то:

    T(1) = 1

    T(N) = 1 + 4 * T(N - 1) для N > 1.

    Если раскрыть определение T(N), получим:

    T(N) = 1 + 4 * T(N - 1)

    = 1 + 4 *(1 + 4 * T(N - 2))

    = 1 + 4 + 16 * T(N - 2)

    = 1 + 4 + 16 * (1 + 4 * T(N - 3))

    = 1 + 4 + 16 + 64 * T(N - 3)

    = ...

    = 40 + 41 + 42 + 43 + ... + 4K * T(N - K)

    Раскрыв это уравнение до тех пор, пока не будет выполнено условие остановки

    рекурсии T(1)=1, получим:

    T(N) = 40 + 41 + 42 + 43 + ... + 4N-1

    Это уравнение можно упростить, воспользовавшись соотношением:

    X0 + X1 + X2 + X3 + ... + XM = (XM+1 - 1) / (X - 1)

    После преобразования, уравнение приводится к виду:

    T(N) = (4(N-1)+1 - 1) / (4 - 1)

    = (4N - 1) / 3

    =====90

    С точностью до постоянных, эта процедура выполняется за время порядка

    O(4N). В табл. 5.5 приведены несколько первых значений функции времени

    выполнения. Если вы внимательно посмотрите на эти числа, то увидите, что

    они соответствуют рекурсивному определению.

    Этот алгоритм является типичным примером рекурсивного алгоритма, который

    выполняется за время порядка O(CN), где C — некоторая постоянная. При

    каждом вызове подпрограммы Hilbert, она увеличивает размерность задачи в 4

    раза. В общем случае, если при каждом выполнении некоторого числа шагов

    алгоритма размер задачи увеличивается не менее, чем в C раз, то время

    выполнения алгоритма будет порядка O(CN).

    Это поведение противоположно поведению алгоритма поиска наибольшего общего

    делителя. Процедура GCD уменьшает размерность задачи в 2 раза при каждом

    втором своем вызове, и поэтому время ее выполнения порядка O(log(N)).

    Процедура построения кривых Гильберта увеличивает размер задачи в 4 раза

    при каждом своем вызове, поэтому время ее выполнения порядка O(4N).

    Функция (4N-1)/3 — это экспоненциальная функция, которая растет очень

    быстро. Фактически, она растет настолько быстро, что вы можете

    предположить, что это не слишком эффективный алгоритм. В действительности

    работа этого алгоритма занимает много времени, но есть две причины, по

    которым это не так уж и плохо.

    Во-первых, ни один алгоритм для построения кривых Гильберта не может быть

    намного быстрее. Кривые Гильберта содержат множество отрезков линий, и

    любой рисующий их алгоритм будет требовать достаточно много времени. При

    каждом вызове процедуры Hilbert, она рисует три линии. Пусть L(N) —

    суммарное число линий, из которых состоит кривая Гильберта порядка N. Тогда

    L(N) = 3 * T(N) = 4N - 1, поэтому L(N) также порядка O(4N). Любой алгоритм,

    рисующий кривые Гильберта, должен вывести O(4N) линий, выполнив при этом

    O(4N) шагов. Существуют другие алгоритмы построения кривых Гильберта, но

    они занимают почти столько же времени, сколько и этот алгоритм.

    @Таблица 5.5. Число рекурсивных вызовов подпрограммы Hilbert

    =====91

    Второй факт, который показывает, что этот алгоритм не так уж плох,

    заключается в том, что кривые Гильберта 9 порядка содержат так много линий,

    что экран большинства компьютерных мониторов при этом оказывается полностью

    закрашенным. Это неудивительно, так как эта кривая содержит 262.143

    отрезков линий. Это означает, что вам вероятно никогда не понадобится

    выводить на экран кривые Гильберта 9 или более высоких порядков. На каком-

    то порядке вы столкнетесь с ограничениями языка Visual Basic и вашего

    компьютера, но, скорее всего, вы еще раньше будете ограничены максимальным

    разрешением экрана.

    Программа Hilbert, показанная на рис. 5.4, использует этот рекурсивный

    алгоритм для рисования кривых Гильберта. При выполнении программы не

    задавайте слишком большую глубину рекурсии (больше 6) до тех пор, пока вы

    не определите, насколько быстро выполняется эта программа на вашем

    компьютере.

    Рекурсивное построение кривых Серпинского

    Как и кривые Гильберта, кривые Серпинского (Sierpinski curves) — это

    самоподобные кривые, которые обычно определяются рекурсивно. На рис. 5.5

    показаны кривые Серпинского 1, 2 и 3 порядка.

    Алгоритм построения кривых Гильберта использует всего одну подпрограмму для

    рисования кривых. Кривые Серпинского проще рисовать, используя четыре

    отдельных процедуры, которые работают совместно. Эти процедуры называются

    SierpA, SierpB, SierpC и SierpD. Это процедуры с косвенной рекурсией —

    каждая процедура вызывает другие, которые затем вызывают первоначальную

    процедуру. Они рисуют верхнюю, левую, нижнюю и правую части кривой

    Серпинского, соответственно.

    На рис. 5.6 показано, как эти процедуры работают совместно, образуя кривую

    Серпинского 1 порядка. Подкривые изображены стрелками, чтобы показать

    направление, в котором они рисуются. Отрезки, соединяющие четыре подкривые,

    нарисованы пунктирными линиями.

    @Рис. 5.4. Программа Hilbert

    =====92

    @Рис. 5.5. Кривые Серпинского

    Каждая из четырех основных кривых состоит из диагонального отрезка, затем

    вертикального или горизонтального отрезка, и еще одного диагонального

    отрезка. Если глубина рекурсии больше единицы, каждая из этих кривых

    разбивается на меньшие части. Это осуществляется разбиением каждого из двух

    диагональных отрезков на две подкривые.

    Например, для разбиения кривой типа A, первый диагональный отрезок

    разбивается на кривую типа A, за которой следует кривая типа B. Затем

    рисуется без изменений горизонтальный отрезок из исходной кривой типа A.

    Наконец, второй диагональный отрезок разбивается на кривую типа D, за

    которой следует кривая типа A. На рис. 5.7 показано, как кривая типа A

    второго порядка образуется из нескольких кривых 1 порядка. Подкривые

    изображены жирными линиями.

    На рис. 5.8 показано, как полная кривая Серпинского 2 порядка образуется из

    4 подкривых 1 порядка. Каждая из подкривых обведена контурной линией.

    Можно использовать стрелки ( и ( для обозначения типа линий, соединяющих

    подкривые (тонкие линии на рис. 5.8), тогда можно будет изобразить

    рекурсивные отношения между четырьмя типами кривых так, как это показано на

    рис. 5.9.

    @Рис. 5.6. Части кривой Серпинского

    =====93

    @Рис. 5.7. Разбиение кривой типа A

    Все процедуры для построения подкривых Серпинского очень похожи, поэтому мы

    приводим здесь только одну из них. Соотношения на рис. 5.9 показывают,

    какие операции нужно выполнить для рисования кривых различных типов.

    Соотношения для кривой типа A реализованы в следующем коде. Вы можете

    использовать остальные соотношения, чтобы определить, какие изменения нужно

    внести в код для рисования кривых других типов.

    Private Sub SierpA(Depth As Integer, Dist As Single)

    If Depth = 1 Then

    Line -Step(-Dist, Dist)

    Line -Step(-Dist, 0)

    Line -Step(-Dist, -Dist)

    Else

    SierpA Depth - 1, Dist

    Line -Step(-Dist, Dist)

    SierpB Depth - 1, Dist

    Line -Step(-Dist, 0)

    SierpD Depth - 1, Dist

    Line -Step(-Dist, -Dist)

    SierpA Depth - 1, Dist

    End If

    End Sub

    @Рис. 5.8. Кривые Серпинского, образованные из меньших кривых Серпинского

    =====94

    @Рис. 5.9. Рекурсивные соотношения между кривыми Серпинского

    Кроме процедур, которые рисуют каждую из основных кривых, потребуется еще

    процедура, которая по очереди вызывает их все для создания законченной

    кривой Серпинского.

    Sub Sierpinski (Depth As Integer, Dist As Single)

    SierpB Depth, Dist

    Line -Step(Dist, Dist)

    SierpC Depth, Dist

    Line -Step(Dist, -Dist)

    SierpD Depth, Dist

    Line -Step(-Dist, -Dist)

    SierpA Depth, Dist

    Line -Step(-Dist, Dist)

    End Sub

    Анализ времени выполнения программы

    Чтобы проанализировать время выполнения этого алгоритма, необходимо

    определить число вызовов для каждой из четырех процедур рисования кривых.

    Пусть T(N) — число вызовов любой из четырех основных подпрограмм основной

    процедуры Sierpinski при построении кривой порядка N.

    Если порядок кривой равен 1, кривая каждого типа рисуется только один раз.

    Прибавив сюда основную процедуру, получим T(1) = 5.

    При каждом рекурсивном вызове, процедура вызывает саму себя или другие

    процедуры четыре раза. Так как эти процедуры практически одинаковые, то

    T(N) будет одинаковым, независимо от того, какая процедура вызывается

    первой. Это обусловлено тем, что кривые Серпинского симметричны и содержат

    одно и то же число кривых разных типов. Рекурсивные уравнения для T(N)

    выглядят так:

    T(1) = 5

    T(N) = 1 + 4 * T(N-1) для N > 1.

    Эти уравнения почти совпадают с уравнениями, которые использовались для

    оценки времени выполнения алгоритма, рисующего кривые Гильберта.

    Единственное отличие состоит в том, что для кривых Гильберта T(1) = 1.

    Сравнение значений этих уравнений показывает, что

    TSierpinski(N) = THilbert(N+1). В конце предыдущего раздела было показано,

    что THilbert(N) = (4N - 1) / 3, поэтому TSierpinski(N) = (4N+1 - 1) / 3,

    что также составляет O(4N).

    =====95

    Так же, как и алгоритм построения кривых Гильберта, этот алгоритм

    выполняется за время порядка O(4N), но это не так уж и плохо. Кривая

    Серпинского состоит из O(4N) линий, поэтому ни один алгоритм не может

    нарисовать кривую Серпинского быстрее, чем за время порядка O(4N).

    Кривые Серпинского также полностью заполняют экран большинства компьютеров

    при порядке кривой, большем или равном 9. При каком-то порядке, большем 9,

    вы столкнетесь с ограничениями языка Visual Basic и возможностей вашего

    компьютера, но, скорее всего, вы еще раньше будете ограничены предельным

    разрешением экрана.

    Программа Sierp, показанная на рис. 5.10, использует этот рекурсивный

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.