МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Взаимодействие человека и компа

    Взаимодействие человека и компа

    Взаимопонимание между компьютером и пользователем.

    (вместо ведения)

    Homo sapiens и компьютеры : кто кем управляет ?

    Тысячелетия развития промышленности , прошедшие с момента открытия огня и

    изобретения колеса до начала ЧЧ века, мало повлияли на "соотношения сил"

    между синими и белыми воротничками. Например, к 1900г.95% трудоспособного

    населения индустриально развитых стран были заняты физическим трудом.

    Однако ко времени окончания Второй мировой войны в США уже треть работников

    обрабатывала информацию, а не материальные объекты, к 1980г. - половина, а

    в ближайшее время, по некоторым прогнозам, фермеры и рабочие составят лишь

    10% американских тружеников. Остальные будут работать с информацией, т.е.

    сидеть за компьютерами.

    Является ли это удивительное явление следствием изобретения электронно-

    вычислительной техники? Нет, совсем наоборот : компьютеры возникли именно

    потому, что в ушедшем веке мы стали в них нуждаться.

    Информатизация не в компьютерах, она в головах. Овладев массами идея

    сидеть дни и ночи напролет за клавиатурой стала страшной материальной

    силой. Загляните в пятницу вечером в любой компьютерный клуб и всмотритесь

    в эти юные лица. Вы воочию убедитесь: великий кормчий Мао, сила идей

    которого одно время (уже после создания ламповых компьютеров) превратила

    китайское юношество в армию хунвейбинов, жалкий дилетант по сравнению с

    теми, кто программировал Quake.

    Образование информационного общества по значимости с победой человека над

    средневековыми болезнями и преодолением угрозы голода. Доступ к необходимой

    информации в буквальном смысле позволяет нам чувствовать себя людьми. Не

    вполне понятно, почему но Homo sapiens нуждается в информации не меньше,

    чем в еде и в крове. Лишить нас информационной связи с миром - значит

    обречь на страдания, которые обессмертили образ Робинзона Крузо.

    Более всего настораживает то обстоятельство, что до сих пор не сбылся ни

    один мало-мальски отдаленный прогноз относительно перспектив развития нами

    же созданной вычислительной техники.

    Судите сами. Вместо человекоподобных роботов Айзека Азимова и равного нам

    по интеллекту электронного мозга из "Космической одиссеи 2001" Стэнли

    Кубрика и Артура Кларка мы получили загадочный Солярис Станислава Лема -

    Интернет. С той существенной разницей, что этот мыслящий электронный океан

    плещется не где-то в космосе, а на нашей планете.

    Впрочем, Интернет как технология не нов - он возник еще в 60-е годы. А вот

    явление, которое называется "персональный компьютер" , никто из

    специалистов , в том числе самых авторитетных не предвидел. Еще 20 лет

    назад невозможно было поверить, что вычислительная мощность IBM/370,

    занимавшей сотни квадратных метров специально оборудования помещения, еще

    при нашей жизни сожмется до размеров рабочего стола и будет стоить

    ненамного дороже телевизора.

    Джеймс Мартин (авторитетнейший специалист в области информационных

    технологий за новыми книгами которого в Москве в начале 70-хх студенты и

    инженеры с ночи выстраивались в очередь)говорил : " Для современного

    общества становится все более настоятельной необходимостью развивать

    человеческий потенциал с той же скоростью, с какой развивается потенциал

    технологический. Во многих случаях мы все еще не справляемся с этой

    задачей".

    Часть первая.

    «Создатели».

    Многие относятся к программистам как к людям не от мира сего, говорящим на

    странном языке и совершающим совершенно непонятные действия с компьютером,

    недоступные обычным людям. А между тем, призадумайтесь, если вы читаете

    этот текст, то вы накрепко связаны с этими тружениками компьютерного мира.

    Ведь все программы, которые вы используете на своем компьютере, написаны

    ими. Сколько бессонных ночей провели они, вылавливая различные "баги" из

    своих, пока еще "сырых" программ. А почему именно ночей, спросите вы?

    Некоторые утверждают, что такова их природа, унаследованная от древней

    касты колдунов - друидов, и в это время суток они становятся наиболее

    активны. А может просто в это время им никто не мешает?

    На мой взгляд проблемы взаимонепонимания, которые возникают между

    пользователем и его компьютером может не на все 100%, но на половину из-за

    того, что к создателям программы применимы какие-то особые принципы. Почему-

    то считается нормальным то, чтобы создать, к примеру бухгалтерскую

    программу – программист должен изучить эту сферу, знать первичные

    документы, формы отчетности и т.д. Потому что, если он не знает этих основ

    – он не сможет создать корректно работающий продукт. И работники

    информационных отделов корпят над книгами по бухгалтерии, над новыми

    указами Министерств и Центрального Банка. Соответственно этому они создают

    программы, вносят изменения. И это воспринимается всеми, как должное.

    Почему же тогда не часто встретишь бухгалтера, который работая в своей

    программе , может объяснить, хотя бы алгоритм того, как это все работает.

    Часто происходят споры из-за того, что люди, непосредственно работающие с

    программным обеспечением не хотят не то, чтобы вникнуть в суть

    происходящего во время их работы, а хотя бы прочитать внимательно то

    сообщение, которое может выдать программа, при нестандартной для

    пользователя операции.

    Возможно, что если бы во всех организациях при приеме на работу

    пользователя была бы проверка его знаний компьютера (а не просто прочтение

    тех умных слов, которые написаны у него в резюме) то возникало бы горазд

    меньше проблем при работе. Даже , если у работника (потенциального

    пользователя ПК) нет опыта работы с компьютером – это не его беда. Главное

    – чтобы руководство осознавало, как это необходимо для нормального хода

    работы и предпринимало какие-то шаги в сторону решения этой проблемы. Ведь

    есть компьютерные курсы, на которых непосвященные могут узнать, почему

    нельзя запускать Формат жесткого диска, почему прежде , чем нажать на

    кнопку «Да» надо уточнить, с чем именно соглашаешься и зачем надо

    сохранять, если пишешь длинный текст.

    Часть вторая.

    «Создателям»

    Hачнем с того, что с пользователями лучше вообще не общаться. Это кошмар.

    Скажу больше, это очень серьезный ночной кошмар.

    Плохо, когда пользователей много, а ты один. Силы не равны, приходится

    плясать под их дудку. Они собираются с хищным выражением на лицах и

    начинают наперебой задавать свои вопросы.

    Hе пытайтесь вникнуть в суть сказанного пользователем! Все равно ничего не

    поймете. Лучше смиритесь и идите к месту пользовательского преступления.

    Будьте готовы к тому, что он (она) обязательно пойдет за вами,

    приговаривая: "Вечером все было нормально, потом я скинул по электpонке ,

    она не скинулась, спросила паспорт, потом показала красную рамочку, я зашел

    в синий экран, а там какие-то иероглифы, ну ничего не понятно, там еще что-

    то написала на английском, я нажал эскейп и, вот, сегодня монитор не

    включается".

    Пока вы будете под столом втыкать вилку монитора в розетку, вам дадут

    несколько добрых советов – вопросов, что-то типа: "Это, наверное, от того,

    что у меня памяти мало. Давайте память почистим. А еще у меня мышка

    прыгает. Очень трудно работать. А можно мне код адреса электpонки поменять?

    А то от меня письма не всегда доходят. Вообще, компьютер у меня какой-то

    странный. То одно, то другое. Измучился уже с ним. Это пятерка? А память у

    него какая? А зачем в Экселе рисуночек справа? Ой, заработал!". И упаси вас

    Боже начать разъяснительную работу -- на вас обидятся. Почему-то считается,

    что компьютер не может быть выключен из сети по определению, а если это

    произошло, то только специалист сможет справится с водворением вилки на

    место.

    Таких пользователей большинство.

    - открываю файл, а там вирус сидит!

    - У меня компьютер не работает, просит какой-то прямой Х! (DirectX).

    - У нас 95-ый Эксел, а мои знакомые все перешли на 96-ой!

    - У нас принтер команду не слушает!

    - У меня приказа нет! (File is not ordered).

    - Я не знаю, как отксеpить файл из Воpда в Эксел!

    И так далее. А что вы хотели? Это для вас очевидно различие электронной

    почты локальной сети. Это вы не будете слать почтой DOOM на соседний

    компьютер. У вас рука не поднимется четырнадцать раз открыть бухгалтерскую

    программу. Вы никогда не засунете лист со скрепкой в лазерный принтер. И не

    подключите телефон в розетку локальной сети. Hо это вы.

    Самое страшное - это пользователь с инициативой. Их - процентов пять, но

    ущерба приносят на все девяносто. Это они удаляют "лишние" файлы из

    каталога WINDOWS, легко перепрограммируют сетевые карты, меняют типы

    мониторов, соскабливают ножом пригоревшую бумагу с барабана лазерника,

    защищают диски какими-то программами, переустанавливают опеpационки,

    изучают на практике программы низкоуровневого форматирования. Для них не

    существует запретов. Они на "ты" с любым вычислительным устройством. Они

    знают все. И они очень любят компьютерный сленг: "Я воткнул еще шестнадцать

    метров, мать пpохавала, но не пашет все равно, потом гляжу, у меня винт

    фоpматнулся, стал винды ставить, глючит тачка, а так она у меня ничего, я

    ее разогнал в сетапе".

    Самые безобидные - это трусливые пользователи. Эти боятся всего. Они

    мучительно думают перед каждым нажатием клавиши. Любая неадекватная реакция

    техники на их действия вызывает полный ступор с последующей истерикой. Если

    такой пользователь говорит: "я работала и вдруг все пропало, теперь я боюсь

    тут чего-нибудь трогать", можете смело идти и развернуть свернутое окно.

    После этого на вас смотрят, как на Бога. Если вы пытаетесь что-то

    объяснить, они затыкают уши и просят прекратить говорить такие страшные

    вещи. Слушать ТАКОЕ - выше их сил.

    И слава всем святым, что есть люди, которые хотят чему-то научиться,

    которые думают, а потом делают, и не делают, если не знают. Люди, которые,

    не зная, как сформулировать вопрос, просто просят подойти и посмотреть, что

    случилось. которые будут молча наблюдать за вашими действиями, а потом

    зададут единственный вопрос: "А что же было?". Им я отвечаю с

    удовольствием.

    Даже , если у работника (потенциального пользователя ПК) нет опыта работы с

    компьютером – это не его беда. Главное – чтобы руководство осознавало, как

    это необходимо для нормального хода работы и предпринимало какие-то шаги в

    сторону решения этой проблемы. Ведь есть компьютерные курсы, на которых

    непосвященные могут узнать, почему нельзя запускать Формат жесткого диска,

    почему при наличии дискеты в дисководе не загружается их рабочий стол… И

    что это такое «рабочий стол»?

    Это всего лишь рассуждения. Ни один программист не сможет заставить изучить

    компьютер целую армию пользователей. Мы можем лишь свести ошибки

    пользователей к минимуму, обеспечив их наилегчайшим выходом из их

    проблемы.

    Вы скажете, что люди все же учатся. Это неправда, поскольку сегодня

    практически нет пользователей-любителей. До последнего времени на

    компьютерах любители могли только играть в игры.

    Сегодня, благодаря совершенно неожиданным (по меркам 5-летней давности)

    применениям компьютеров, пользовательский интерфейс привлекает все больше

    внимания. К сожалению, как всякое модное слово (искусственный интеллект,

    мультимедиа, Internet) термин пользовательский интерфейс незамедлительно

    начали использовать в качестве рекламного аргумента в результате чего его

    смысл стал куда менее определенным.

    Сегодня Internet стал для обыкновенных людей мощной побудительной причиной

    покупать компьютеры. И уже раздаются критические голоса об интерфейсе,

    трудно понимаемом простыми пользователями. Можно с уверенностью

    предсказать, что дальше станет хуже. Прирастать пользователи будут только

    любителями.

    Так что давайте оставим профессионалам тот интерфейс, к которому они

    привыкли (не выбрасывать же деньги, затраченные на их обучение), и

    подумаем, на каких принципах строить интерфейс для любителей.

    Выяснение целей и ограничений проекта

    Начните процесс создания интерфейса с определения целей проекта а также

    внутренних и внешние обстоятельств, которые вы должны принять во внимание.

    Убедитесь, что клиенты или руководители проекта согласны с вашим анализом

    ситуации, и все остальные участники проекта по крайней мере

    проинформированы.

    Рекомендуем вам уделить одинаковое внимание следующим пунктам:

    . Пользователи: их опыт работы с компьютером, мотивы, размер/важность

    групп пользователей, образцы (типовые ситуации) использования

    . Задачи: что послужило причиной создания проекта, этапы создания

    проекта, какие результаты должны быть получены, какая информация

    необходима и когда

    . Технология разработки и платформа, на которой будут работать

    пользователи

    . Среда, в которой будет создаваться и использоваться проект

    (физическая, рыночная, организационная и культурная)

    Используйте эту информацию для определения и расстановки приоритетов. Вот

    пара простых примеров:

    . Когда группа пользователей постоянно меняет свой состав и

    предполагаемый образец использования используется нечасто,

    акцентируйте внимание на простоте понимания интерфейса

    . Когда одна и та же задача повторяется многократно, и группа

    пользователей довольно большая, самой важной целью должна быть

    эффективность использования.

    Если вы пропускаете шаг выяснения целей в своем процессе разработки, вы

    рискуете получить:

    . Неожиданное или неконтролируемое повторение процесса разработки, когда

    некоторые важные факторы становится известны вам слишком поздно в

    процессе разработки. "Что? У пользователей будут экраны с разрешением

    800х600? Окна нашей программы просто не поместятся на экране!"

    . Много дискуссий без значительного прогресса

    Вы не оправдаете ожиданий спонсоров вашего проекта (людей у которых есть

    причины забоится о доходе)

    Нужен ли нам специальный метод разработки пользовательского интерфейса?

    Каждый день разработчики программного обеспечения создают интерфейс своих

    программ без применения каких-либо специальных методов. Нужен ли нам вообще

    метод разработки пользовательского интерфейса? Я думаю нужен, и вот почему:

    . Пользователи думают, что интерфейс - это и есть программа.

    . Чтобы пользователи работали более продуктивно, программа должна быть

    простой в использовании.

    . Достижения технологии значительно увеличили количество решений,

    которые необходимо принимать во время разработки интерфейса

    . Общеплатформенные стандарты пользовательского интерфейса решают только

    15% вопросов разработки в типичном проекте.

    . Большинство программных проектов ограничены во времени.

    . Пользователи становятся все более привередливыми.

    . Хороший интерфейс может стать преимуществом против конкурентов, плохой

    - послужить причиной неудачи всего проекта.

    Разработчики программ могут последовать простому прагматическому методу,

    кратко описанному

    Пользовательский интерфейс.

    Во-первых, в понятие пользовательского интерфейса (ПИ) входит не только, и

    даже не столько, картинка на экране - трехмерная, анимированная, просто

    выполненная в модном дизайне, - а способы взаимодействия пользователя с

    системой. В этом контексте очень интересно сравнить материалы по ПИ в

    российской компьютерной прессе (напоминающие рецензии искусствоведов на

    художественные выставки) и классическую книгу Дональда Нормана "Психология

    повседневных вещей" ("The Psychology of Everyday Things"), где основным

    примером книги оказался дизайн дверных ручек.

    Этот взгляд кардинально отличается от широко распространенного мнения, что

    пользовательский интерфейс - это набор "интерфейсных элементов" и их

    расположение на экране. Сама номенклатура принятых в среде Windows

    интерфейсных элементов вызывает большие сомнения в том, что на ее базе

    можно создать действительно удобные интерфейсы. Например, такой

    интерфейсный элемент как линейка прокрутки находится в противоречии с одним

    из основных принципов психологии восприятия: у человека может быть только

    одна точка активного внимания. При использовании же линейки прокрутки

    приходится смотреть в две совершенно различные точки - на прокручиваемое

    изображение (не пора ли остановиться) и на линейку. Всем знакомые

    неприятности с непопаданием мышью в нужную точку при прокрутке или с

    "соскакиванием" мыши с линейки - очевидное следствие вышеуказанного

    противоречия.

    Давайте предположим, что ни оконного, ни какого-то другого интерфейса еще

    не существует и нам нужно придумать способ общения человека с компьютером

    Отправной точкой всякого хорошего интерфейса является метафора. Обстановка

    на экране и способы взаимодействия с системой должны апеллировать к

    ситуации, хорошо знакомой пользователю. Так, оконный интерфейс задумывался

    как метафора рабочего стола с документами. Использованием метафоры

    убивается сразу несколько зайцев. Во-первых, пользователю легче понимать и

    интерпретировать изображение на экране. Во-вторых, ему не нужно каждый раз

    заглядывать в руководство, чтобы узнать, как выполняется то или иное

    действие. По крайней мере некоторые действия должны "естественно" следовать

    из метафоры. В-третьих, у пользователя возникает чувство психологического

    комфорта, характерного для встречи с чем-то хорошо знакомым. (В этом,

    кстати, секрет популярности старых мелодий. Все гастролеры знают, что

    публика им не простит, если они не исполнят что-нибудь давно и хорошо

    известное.)

    Однако в использовании метафоры есть несколько подводных камней. Все-таки

    процесс взаимодействия с пользователем проходит не в реальном мире, а с

    помощью таких искусственных приспособлений, как экран, мышь и клавиатура.

    Поэтому где-то приходится метафору "подправлять". Кроме того, возможности

    мира внутри компьютера обычно шире возможностей физического мира, и это

    может с успехом использоваться для более мощного интерфейса. Наконец,

    существует сложившаяся практика пользования компьютером у профессионалов, и

    эта практика кажется естественной создателям новых интерфейсов.

    В качестве примера удачной метафоры в интерфейсе можно привести Lotus

    Organizer, внешний вид которого напоминает привычный еженедельник, функции

    которого и выполняет этот продукт. Примером неудачной метафоры, точнее ее

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.