Информационные системы и технологии
|непосредственных задач; |
|имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др. |
|Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при |
|создании информационного обеспечения. |
|Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места|
|возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет |
|анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей |
|системы управления. |
|Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и |
|провести ее детальный анализ, обеспечивает: |
|исключение дублирующей и неиспользуемой информации; |
|классификацию и рациональное представление информации. |
|При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по |
|уровням управления (см. рис. 1.2 ). Следует выявить, какие показатели необходимы для|
|принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать |
|только та информация, которая используется. |
|Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их |
|проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде |
|двух последовательно реализуемых на практике этапов: |
|1-й этап - обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью: |
|понять специфику и структуру ее деятельности; |
|построить схему информационных потоков: |
|проанализировать существующую систему документооборота; |
|определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, |
|характеристик), описывающих их свойства и назначение. |
|2-й этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для |
|обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены |
|и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая|
|модель является фундаментом, на котором будет создана база данных. |
|ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией; |
|выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на |
|различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных |
|потоков, |
|совершенствование системы документооборота; |
|наличие и использование системы классификации и кодирования; |
|владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, |
|отражающих взаимосвязь информации; |
|создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного |
|технического обеспечения. |
|Техническое обеспечение |
|Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы |
|информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и |
|технологические процессы |
|Комплекс технических средств составляют: |
|компьютеры любых моделей; |
|устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; |
|устройства передачи данных и линий связи; |
|оргтехника и устройства автоматического съема информации; |
|эксплуатационные материалы и др. |
|Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их |
|эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. |
|Документацию можно условно разделить на три группы: |
|общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому |
|обеспечению; |
|специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки |
|технического обеспечения; |
|нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому |
|обеспечению. |
|К настоящему времени сложились две основные формы организации технического |
|обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично |
|или полностью децентрализованная. |
|Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной|
|системе больших ЭВМ и вычислительных центров. |
|Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем |
|на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. |
|Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный |
|подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих|
|из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых |
|функциональных подсистем. |
|Математическое и программное обеспечение |
|Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, |
|моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а|
|также нормального функционирования комплекса технических средств. |
|К средствам математического обеспечения относятся: |
|средства моделирования процессов управления; |
|типовые задачи управления; |
|методы математического программирования, математической статистики, теории массового |
|обслуживания и др. |
|В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные |
|продукты, а также техническая документация. |
|К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, |
|ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач |
|обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей |
|компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. |
|Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, |
|разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят |
|пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени |
|адекватности, отражающие функционирование реального объекта. |
|Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание |
|задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные|
|примеры. |
|Организационное обеспечение |
|Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих |
|взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе |
|разработки и эксплуатации информационной системы. |
|Организационное обеспечение реализует следующие функции: |
|анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и |
|выявление задач, подлежащих автоматизации; |
|подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на |
|проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; |
|разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии |
|решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. |
|Организационное обеспечение создается по результатам пред проектного обследования на |
|1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении |
|информационного обеспечения. |
|Правовое обеспечение |
|Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический|
|статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, |
|преобразования и использования информации. |
|Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. |
|В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных |
|органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, |
|ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить |
|общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную |
|часть, регулирующую функционирование конкретной системы. |
|Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные |
|акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым |
|регулированием отклонений от договора. |
|Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: |
|статус информационной системы; |
|права, обязанности и ответственность персонала; |
|правовые положения отдельных видов процесса управления; |
|порядок создания и использования информации и др. |
|2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЗАДАЧ |
|Понятие структурированности задач |
|При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают |
|проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием |
|решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей |
|системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при |
|принятии решения на основе получаемой информации. |
|Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной |
|обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и |
|определяет степень автоматизации задачи. |
|Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: |
|структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично |
|структурированные. |
|Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и |
|взаимосвязи между ними. |
|Неструктурированная (не формализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить|
|элементы и установить между ними связи. |
|В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической |
|модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать |
|многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной |
|системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения,|
|т.е. сведение роли человека к нулю. |
| |
|Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач|
| |
|Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, |
|подразделяются на два вида (Рис. 1.5): |
|создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных|
|(поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в |
|этих отчетах, управляющий принимает решение; |
|[pic] |
|Рис. 1.5. Классификация информационных систем по признаку структурированности |
|решаемых задач |
|разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к |
|выбору одной из предложенных альтернатив. |
|Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную |
|поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее |
|частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе |
|должны обеспечивать следующие возможности: |
|составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; |
|быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое |
|переключение источников при поиске данных; |
|управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных; |
|логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в |
|подсистему информационного обеспечения; |
|автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных. |
|Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и|
|экспертными. |
|Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, |
|статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и |
|оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия |
|решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. |
|Основными функциями модельной информационной системы являются: |
|возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных |
|задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ |
|чувствительности и др.; |
|достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; |
|оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; |
|возможность графического отображения динамики модели; |
|возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели. |
|Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных |
|альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой |
|знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух |
|уровнях. |
|Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых |
|управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие в процессе |
|управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам |
|управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации|
|экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа |
|типовых альтернатив. |
|Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых |
|альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки |
|управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в |
|информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных |
|альтернатив. |
|2.3 ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ |
|Классификация по степени автоматизации |
|В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления |
|фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, |
|автоматизированные . |
|Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки |
|информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера |
|в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС. |
|Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия |
|человека. |
|Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|