Информационные системы и технологии
|Структура управления организацией |
|Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы |
|управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при|
|условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, |
|контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций. |
|Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и |
|комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, |
|группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, |
|обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или |
|должностных инструкциях. |
|Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по |
|выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план |
|производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения |
|научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, |
|день). |
|Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов|
|учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, |
|управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, |
|регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных |
|хозяйственных процессах. |
|Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и |
|заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций |
|развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и|
|уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной |
|деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела ? |
|менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со |
|специалистом-экономистом. |
|Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением |
|планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.|
| |
|Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение |
|различных методов стимулирования труда подчиненных работников: |
|финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.; |
|психологические стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и |
|т.п. |
|В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие |
|решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия |
|решений. |
|Принятие решения - акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный|
|на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели. |
|Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: |
|операционный, функциональный и стратегический. |
|Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых |
|задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее |
|решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного |
|(оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень|
|управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. |
|При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, |
|что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора. |
|На рис 1.2. отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, |
|как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также |
|динамика принятия решений по реализации задач. |
|[pic] |
|Рис. 1.2. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, |
|ответственности, сложности и динамику принятия решений |
|Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно |
|повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей |
|информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и |
|динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют |
|оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На |
|уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.|
| |
|Пример 2. Некоторые учетные задачи: |
|учет количества приданной продукции; |
|учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных |
|операций; |
|учет произведенной продукции; |
|бухгалтерский учет и т.д. |
|Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих|
|предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне |
|большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых |
|задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать |
|нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор|
|недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента |
|поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента |
|реализации решений до получения реакции на них.. |
|Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на|
|достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты |
|принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом |
|уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие |
|функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. |
|Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным |
|планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена|
|спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за |
|принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только |
|результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и |
|профессиональной интуицией менеджеров.. |
|Персонал организации |
|Персонал организации - сотрудники разной степени квалификации и уровней управления - |
|от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и |
|менеджеров, принимающих стратегические решения. На рис. 1.3 показано соответствие |
|разных уровней квалификации персонала уровням управления: |
|[pic] |
|Рис. 1.3. Квалификация персонала по уровням управления |
|на верхнем, стратегическом, уровне управления - менеджеры высшего звена руководства |
|организации (фирмы и его заместители). Основная их задача - стратегическое |
|планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутрифирменной тактики |
|управления; |
|на среднем, функциональном, уровне - менеджеры среднего звена и специалисты |
|(начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и |
|т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в|
|заданной сфере деятельности; |
|на нижнем, операционном, уровне - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, |
|инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и |
|т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации. |
|На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие |
|функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере |
|своей компетенции. |
|Прочие элементы организации |
|Стандартные процедуры в организации - точно определенные правила выполнения заданий в|
|различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования организации, начиная|
|от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и |
|кончая разбором жалоб потребителей. |
|Субкультура любой организации - совокупность представлений, принципов, типов |
|поведения. Особую роль играет важная ее составляющая - информационная культура |
|специалиста. Это также должно найти отражение в информационной системе. |
|Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организации и |
|аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому|
|очень важно на этане внедрения и проектирования информационных систем активное |
|участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и |
|функций по своей предметной области. |
|Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, |
|но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их |
|структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. |
|Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций |
|работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие |
|организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий |
|фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят |
|очень трудно и болезненно. |
|1.3. ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ |
|Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых |
|фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет: |
|определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей |
|стратегии на наиболее многочисленную группу; |
|посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания; |
|предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с |
|отсрочкой платежей. |
|Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма |
|специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в |
|больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень |
|невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой |
|проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к |
|информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по |
|предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету|
|заказов. |
|Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие|
|решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким |
|образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток|
|товаров, отслеживаются потребности покупателей. |
|Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы,|
|отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и |
|контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как |
|следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг. |
|Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). Суть этой |
|технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, |
|потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности |
|контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с |
|фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не|
|желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его|
|затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок. |
|Пример 3. Информационные система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать |
|архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить |
|разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она |
|резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два |
|места резервируются за тремя пассажирами. |
|Пример 4. Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его |
|клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других |
|банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно |
|выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги. |
|[pic] |
| |
|[pic] |
|[pic] |
|[pic] |
|2. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ |
|2.1 СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ |
|Типы обеспечивающих подсистем |
|Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, |
|называемых подсистемами. |
|Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. |
|Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем|
|независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке |
|классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой |
|информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем|
|Рис. 1.4. |
|[pic] |
|Рис. 1.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем |
|Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, |
|математическое, программное, организационное и правовое обеспечение. |
|Информационное обеспечение |
|Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании |
|и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. |
|Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования |
|информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, |
|циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. |
|Унифицирова+нные системы документации создаются на государственном, республиканском, |
|отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости |
|показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где |
|устанавливаются требования: |
|к унифицированным системам документации; |
|к унифицированным формам документов различных уровней управления; |
|к составу и структуре реквизитов и показателей; |
|к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов. |
|Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при |
|обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных |
|недостатков: |
|чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки; |
|одни и те же показатели часто дублируются в разных документах; |
|работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|