Сбытовая политика
. выручка от ремонта и технического обслуживания автомобилей,
мотоциклов, включая стоимость запасных частей, осуществляемых
специализированными предприятиями;
. выручка от продажи автозаправочными станциями горюче-смазочных
материалов, запасных частей, других средств ухода за автомобилями,
мотоциклами;
. выручка от продажи сельхозпродукции, скота и птицы непосредственно
сельскохозяйственными предприятиями, подсобными хозяйствами;
. прочая выручка (за раскрой тканей при продаже, доставку товаров на
дом, от продажи торгующими организациями прокатным пунктам
соответствующих товаров и др.).
Структура розничного товарооборота подразделяется на макроструктуру,
товарно-групповую, товарно-ассортиментную, микроструктуру.
Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров
(народного потребления и производственно-технического назначения,
продовольственные и непродовольственные).
Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению,
производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи-фрукты,
одежда, обувь, мебель, и др.)
Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных
видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская,
детская; мебель: для жилья, офисов, дачи и т.п.).
Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме
реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; обувь: зимняя, летняя,
демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; и т.п.).
На структуру розничного товарооборота влияют следующие факторы:
. социально-демографические, которые учитывают соотношение городских
и сельских жителей, рабочих, служащих, колхозников, мужчин, женщин,
детей, взрослого и пожилого населения и др.;
. экономические, определяющие соотношение между промышленным и
сельскохозяйственным производством, специализацию производства,
обеспечение квалификации работников, наличие и состояние
транспортных
. коммуникаций, оптимальные размеры, расположение, материально-
техническую базу торговой (товаропроводящей) сети, географическое
положение региона;
. климатические условия.
2.4.7. Прямой маркетинг
Разновидностью розничной торговли является прямой маркетинг. Он
представлен магазинной и не магазинной розничной торговлей.
Магазины - демонстрационные залы, торгующие по каталогам, — форма
прямого маркетинга, основанная на принципах торговли по каталогам и
сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров,
продающихся в обычных магазинах с высокой наценкой. Магазины -
демонстрационные залы выпускают каталоги, дополняя их сезонными изданиями
меньшего объема. В каталоге указаны прейскурантная цена каждого изделия и
его цена со скидкой.
После изучения каталога и отбора товара покупатель почтой или по
телефону, телефаксу направляет свой заказ на фирму, где его регистрируют. В
зависимости от условий каталога после этого следует либо отгрузка товара с
последующей оплатой, либо предварительная оплата с последующей отгрузкой.
Формой прямого маркетинга является не магазинная торговля, в
частности, заказ по почте. Продажа товара осуществляется здесь путем
привлечения покупателей через объявления в средствах массовой информации,
после чего потребители могут заказать тот или иной товар по почте.
Торговля по каталогам и на основе информационных писем, а также теле-
и радиорекламы относится к разряду не магазинной, поскольку не связана с
использованием традиционных магазинов. В США эта форма торговли носит
название «директ мейл». К ней все чаще прибегают при организации продажи
новинок, одежды и даже пищевых продуктов.
Продажи по телефону охватывают широкий спектр торговых операций — от
услуг по ремонту жилища до подписки на газеты. Кроме того, как отмечалось
ранее, довольно широкое распространение получила продажа через торговые
автоматы.
Своеобразие прямой продажи на дому состоит в том, что торговые агенты
различных сбытовых организаций и предприятий-производителей осуществляют
реализацию продукции, поставляя ее покупателям на дом.
Глава 3. Организация службы сбыта на предприятии
3.1. Организация сбытовой сети
Вопросы организации сбыта товара, на мой взгляд, достаточно полно
освещены в работе Ж.-Ж.Ламбена. [9] Приведем основные положения из этой
работы.
Для большинства рынков физическое и/или психологическое расстояние
между изготовителями и конечными пользователями таково, что эффективное
согласование спроса и предложения требует наличия посредников.
Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель неспособен
принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требований
свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Обращение к посредникам означает для фирм потерю контроля над определенными
элементами процесса коммерциализации.
Поэтому для фирмы выбор сбытовой сети (каналов распределения) — это
стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с
ожиданиями в целевом сегменте, но и с ее собственными целями.
Последовательность решения проблем по каналам сбыта приведена на рис. 3.1.
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная
партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью
предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей
или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители,
посредники и конечные пользователи — покупатели. Любой сбытовой канал
выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Функции сбыта:
. изучение результатов сегментации рынка и планирования рекламы;
. заключение договоров с потребителями или посредниками;
. учет и контроль выполнения договоров;
. разработка плана отгрузки товаров клиентам;
. определение каналов сбыта;
. организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров
клиентам;
. информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров;
. стимулирование сбыта;
. установление обратной связи с потребителями и регулирование.
[pic]
Рис. 3.1. Последовательность решений по каналам сбыта
Выполнение рассмотренных функций ведет к возникновению коммерческих
потоков распределения между участниками процесса обмена, направленных во
взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить
потоки пяти типов:
. поток прав собственности: переход прав собственности на товары от
одних собственников к другим;
. физический поток: последовательное физическое перемещение товаров от
изготовителя через посредников к конечному потребителю;
. поток заказов: заказы, поступающие от покупателей и посредников и
направляемые изготовителям;
. финансовый поток: различные выплаты, счета, комиссионные, которые
движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам;
. поток информации: этот поток распространяется в двух направлениях —
сведения о рынке движутся в сторону изготовителя, сведения о
предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников
направляются в сторону рынка.
Таким образом, наличие канала сбыта подразумевает распределение
функций и потоков между участниками обмена. Ключевой вопрос при организации
сети не в том, должны ли существовать эти функции и потоки, но скорее в
том, кто из участников канала будет их выполнять. Можно наблюдать большое
разнообразие в распределении функций не только для разных рынков, но и в
пределах одного рынка.
Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску более
совершенных методов сбыта. При этом очевидно, что функции сбыта можно
передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы, передача указанных
функций посредникам оправдана в той мере, в которой они благодаря своей
специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими
затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков
(дистрибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью факторами:
. сокращение числа контактов;
. экономия на масштабе;
. уменьшение функционального несоответствия;
. улучшение ассортимента;
. улучшение обслуживания.
Сокращение числа контактов обеспечивается путем организации торговли
через оптового торговца. Приведем пример: товар данной группы изготавливают
3 изготовителя, а потребляют 5 потребителей. Возможны две наиболее простые
схемы сбыта товаров:
. без посредников, напрямую — каждый изготовитель связан с каждым
потребителем; количество связей при такой схеме равно произведению
количества изготовителей на количество потребителей, т.е. 3 х 5 = 15;
. через посредника — каждый изготовитель и каждый потребитель связаны
только с посредником; количество связей при такой схеме равно сумме
количества изготовителей и количества потребителей, т.е. 3 +5 = 8.
Подобная схема сбыта, называемая еще централизованной, более
эффективна, так как сокращает число действий, обеспечивающих
согласование предложения и спроса.
Экономия на масштабе сбытовых операций получается за счет группировки
предложений многих изготовителей. Посредник способен выполнять определенные
функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки
торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким
производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи
уменьшаются по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен
иметь свой торговый персонал.
Уменьшение функционального несоответствия между поставками и
заказчиками тоже обеспечивается организацией сбыта через посредников.
Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение
на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность
изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами
поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был выпускать товары
мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от
отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие
запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида
деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для
которых различны, она вынуждена осуществить по крайней мере один из этих
видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием
этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия
выполняются раздельно на своем оптимальном уровне.
Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потребителей.
Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется
требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми
материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент,
интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и
взаимозаменяемостью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары
в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный
набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в
обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке
приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые
усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя. Например, фирма,
специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть
собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент
товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу
легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям,
особенно если они являются конкурентами.
Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается, когда этим
занимается посредник, т.к. он ближе к покупателю, лучше знает местные
условия и условия применения товара. Посреднику легче приспособиться к
местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие
услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. В
условиях конкуренции посредникам постоянно приходится повышать качество
услуг и снижать издержки.
3.1.1. Выбор канала сбыта
Выбор структуры канала сбыта сводится к решению вопроса о
распределении обязанностей между участниками процесса обмена. С точки
зрения фирмы, прежде всего нужно решить, следует ли поручать кому-либо
часть функций сбыта, и если да, то в каких пределах и на каких условиях.
Существует четыре класса посредников, которые могут быть включены в
канал сбыта:
. оптовые торговцы;
. розничные торговцы;
. агенты и брокеры;
. коммерческие компании по обслуживанию.
Подробное описание посредников было рассмотрено мной во второй главе.
Вертикальная структура канала характеризуется числом уровней, отделяющих
производителя от конечного пользователя (без посредников, с одним или
несколькими посредниками). С точки зрения производителя, чем длиннее канал,
тем труднее его контролировать.
Фирма обычно прибегает к использованию нескольких каналов сбыта либо
с целью создать конкурентную ситуацию, соперничество между торговцами, либо
с целью выхода в несколько сегментов с различными покупательскими
привычками. Например, аппаратура с маркой "Филипс" продается на рынках
уцененных товаров, в гипермаркетах, в крупных магазинах, в магазинах
новинок, вплоть до розничных магазинов, принадлежащих самой фирме "Филипс".
Корейская фирма "Самсунг Электроникс", реализуя на российском рынке свою
продукцию через дистрибьюторов и быстро расширяющуюся дилерскую сеть, в то
же время активно создает собственные фирменные магазины, склады и центры по
обслуживанию своей продукции.
Таблица 3.1. Критерии выбора сбытового канала
|Учитываемые |Прямой|Непрямой канал |Особенности и условия |
|характеристики | | |реализации выбора |
| |канал |коротки|длинный| |
| | |й | | |
|1. Характеристики | | | | |
|покупателей: | |** |*** |принцип сокращения |
|Многочисленные | | | |числа контактов играет |
| | | | |важную роль |
|высокая |** |*** | |низкие издержки на один|
|концентрация | | | |контакт |
|крупные покупки |*** | | |издержки на |
| | | | |установление контактов |
| | | | |быстро амортизируются |
|нерегулярные | |** |*** |повышенные издержки при|
|покупки | | | |частых и малых |
| | | | |издержках |
|операционная | |** |*** |наличие запасов вблизи |
|поставка | | | |точки продажи |
|2. Характеристика | | | | |
|товаров: | | | | |
|расходные продукты |*** | | |необходимость быстрой |
| | | | |доставки |
|большие объемы |*** |** | |минимизация |
| | | | |транспортных операций |
|технически | |** |*** |низкие требования по |
|несложные | | | |обслуживанию |
|Нестандартизованные|*** | | |товар должен быть |
| | | | |адаптирован к |
| | | | |специфическим |
| | | | |потребностям |
|в стадии запуска |*** |** | |необходимо тщательное |
| | | | |слежение за новым |
| | | | |товаром |
|высокая ценность |*** | | |издержки на |
| | | | |установление контактов |
| | | | |быстро амортизируются |
|3. Характеристика | | | | |
|фирмы: | | | | |
|ограниченные | |** |*** |сбытовые издержки |
|финансовые ресурсы | | | |пропорциональные объему|
| | | | |продаж |
|полный ассортимент |*** |** | |фирма может предложить |
| | | | |полное обслуживание |
|желателен хороший |*** | | |минимизация числа |
|контроль | | | |экранов между фирмой и |
| | | | |ее рынком |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|