Предпринимательство в сфере электронного бизнеса в России
другом. Успех одного портала подтолкнул к созданию другого – торгового. В
частности, компания Port.ru сделала ставку на электронную коммерцию и
объявила о создании торгового портала – Torg.ru, который будет включать в
себя большое число магазинов. Планы достаточно амбициозны - до лета 2000
года в компании ожидают интеграцию в портал порядка 500 магазинов, при этом
рекламный бюджет проекта, по словам организаторов, составит 2 млн.
долларов.
В идеале руководители портала хотят, чтобы электронная почта в широких
массах пользователей ассоциировалась с Mail.ru, а интернет торговля – с
torg.ru.
Что собой представляет новый торговый портал. Все Интернет магазины,
которые сейчас понемногу начинают торговать в российском интернете (их
около 700), имеют возможность подключиться к порталу через единый каталог
товаров. Для этого предоставляется необходимая технология. Помимо этого
партнеры torg.ru могут зазывать посетителей как в собственные Интернет
магазины, так и воспользоваться программным обеспечением портала для
создания новых полноценных Web витрин. Портал допускает, что некоторые
магазины ограничатся лишь включением своих товаров в общий каталог. Тогда
они оплатят только поставленных порталом покупателей. В любом случае
главная задача при создании портала сделать так, чтобы посетители собираясь
на портале, тратили там много времени, преодолевали свою застенчивость или
страхи и делали онлайновые покупки. Для этого руководство проекта планирует
вложить большие деньги как в сетевую так и в обычную рекламу виртуального
супермаркета. Пригодится и та огромная клиентура, что накоплена на почтовом
портале mail.ru.
В планы входит подключение примерно двести магазинов до середины лета.
К этому же времени в российской Интернет торговле произойдет естественный
отбор. Ведь кроме того, что каждый день появляются новые магазины, многие
по разным причинам вынуждены закрываться или готовятся к этому. Зато,
безусловно, вырастет число потенциальных покупателей. Сейчас в России
примерно 5 процентов пользователей готовы покупать товары через Интернет, и
даже это не так уж мало.
Как видно, идея торгового портала предельно проста. Главное, что
покупатель может быстро приобрести все, что ему нужно, в одном месте.
Магазины. в свою очередь, получают большое количество покупателей и
торговый сервис, вдобавок многие продавцы могут обойтись минимальными
атрибутами торговли. Одним словом, этот бизнес очень похож на то, что
происходит в обычных супермаркетах. Доход Тогд.ru будет складываться из
аренды площадей для магазинов и рекламы. Декорации и интерьер продавец
вправе создать самостоятельно.
Таким образом, любой посетитель торгового портала получает два пути к
своей покупке. Первый - когда покупатель знает, что именно хочет купить,
тогда он пользуется каталогом находит лучшее для себя предложение (по цене,
надежности продавца и прочим соображениям). Причем возможно, что один и тот
же товар в портале будет предлагаться двумя (или больше) продавцами в
рамках одного интерфейса, выбор останется за покупателем (из соображении
цены, надежности, удобства доставки и оплаты). Второй путь – посетитель
заходит на портал и начинает ходить по приглянувшимся ему магазинам в
поисках покупок. Кстати, и вне сетевой жизни наблюдается такие же стратегии
покупателя.
Итак, портал – это действительно сверхпривлекательная вещь –
потенциальная возможность купить что то из огромного количества товаров
(информация о которых хорошо структурирована и удобна в использовании) не
поднимаясь со стула. Если это действительно возможно в торговом портале, то
вызывает у посетителя своеобразное ощущение сверхмогущества.
Безусловно, торговый портал помимо предоставления площадей должен
выступать в качестве гаранта надежности продавца и его товара. Поэтому
параллельно приходится разрабатывать инфраструктурное партнерство со
службами доставки и системами электронных платежей. Надо учесть, что
психологически приемлемый порог для периода между нажатием на кнопку и
получением товара составляет два три дня. Если товар будет доставляться
месяц (за исключением, разумеется, удаленных регионов), то это уже не
интернет - торговля. Кроме того, важно, чтобы цена товара в известном
смысле включала в себя стоимость доставки. Покупатель должен точно знать,
сколько ему придется заплатить за то, что он выбрал, с учетом всех
расходов. Все это учтено в torg.ru.
Пока не будет общепризнанных платежных систем (так же как и в США до
появления кредитных карт), для торговли будет использоваться доставка
(почтой, курьером) с оплатой при получении. Впрочем сами магазины вправе
продолжать пользоваться собственными схемами оплаты и доставки.
Ассортимент torg.ru будет сильно отличаться от среднего в российской
Сети. Если посмотреть на то, чем торгуют наиболее процветающие российские
интернет - магазины, то окажется. что практически одним и тем же
компьютерами, бытовой техникой. Многие пытаются торговать книгами и компакт
дисками, но маржа на них минимальна и потому велики риски. Единственный
плюс в продаже этой категории товаров состоит в том, что психологически
легче согласиться на покупку такого товара в сети, так что пока - это удел
миссионеров, которые приучают людей делать покупки через интернет. Однако в
потребностях покупателей доля этих товаров не так уж и велика - 10-15
процентов. К сожалению, предложений по остальным товарам в российском
интернете практически нет — вернее, есть, но их почти невозможно найти. При
помощи торгового портала у таких продавцов появляется отличный шанс найти
своих покупателей.
Заключение
В условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса –
интернет бизнес. Он коренным образом отличается от обычного несетевого – он
развивается так же стремительно как и сама среда интернет позволяет
работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки
предприятий малого бизнеса; позволяет существенно расширить круг
потенциальных клиентов. Одним из выгодных для России свойств этого бизнеса
является то, что он чрезвычайно привлекателен для инвесторов, как западных
так и российских. А это в данный момент для России очень важно: экономике
сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса,
формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является
основой экономики любого развитого государства.
Однако наряду с достоинствами нового вида предпринимательства
возникают и проблемы. В основном они связаны с неразвитой телефонной
инфраструктурой России и неопытностью предпринимателей в данной области
рынка. Кроме того, в России пока что не сложилось новое поколение
управляющего персонала и обслуживающего персонала, способного эффективно
работать на рынке электронных услуг. Нет специализированных по интернет –
проектам инвестиционных компаний, что в значительной степени сдерживает
развитие этого рынка, а без капитала даже самая оригинальная идея ничего не
значит. Самой большой проблемой России является то, что мнение большинства
людей об интернете отрицательное – для многих это агрессивная среда
переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок электронных услуг
в России пока что не совершенен и далек от западного. Однако Российский
предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы,
которые открываются на этом рынке. Об этом свидетельствуют постоянно
появляющиеся новые интернет – проекты. Российский предприниматель так же
затрачивает очень много своих средств на изучение рынка электронных услуг,
на его развитие и преодоление тех стереотипов, которые сложились у народа.
Остается только надеяться что эти усилия не пропадут даром и интернет -
бизнес в России станет таим же прибыльным и привлекательным, как и в
западных странах.
Интернет не воспринимается всерьез многими предпринимателями. Но
серьезность этого рынка характеризуют цифры – за 1999 год вложения в
интернет можно сравнить с бюджетом России. Вот доказательство развития этой
сферы производства.
Само государство должно наконец определиться с тем, что такое все-таки
Интернет – среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще
иное. Необходимо четко определить те рамки, в которых государство будет
регулировать Интернет. Сделать регулирование слишком жестким — значит
парализовать всякий интернет – бизнес. Это не получилось в США и вряд ли
получится у нас. Как только будут введены хоть какие-то правила игры, тут
же появляются и игроки, те, у кого есть желание инвестировать.
Пока законов никаких нет (и на это уйдут годы), игрокам приходится
оставаться в неопределенном статусе. Именно поэтому интернет - инвестиции
уходят к иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированные в
оффшорных зонах). При этом наше государство фактически добровольно лишает
себя дополнительных налоговых сборов. Так что для интернет - бизнеса нужны
правила игры, которые есть во многих развитых странах. Хотя и
несовершенная, не до конца проработанная, но законодательная база уже
действует, например, в США И хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при
разработке нашего законодательства.
Интернет меняет экономическую организацию общества - хотим мы этого
или нет, и нужно уметь перестраивать свою деятельность в новых условиях.
Список использованной литературы
1. Бусыгин А.Я. Предпринимательство: Учебник. – М.: Высшая школа,
1998. –531с.
2. Ховард, Кен. Малое предпринимательство. – М.: Экономика, 1998. – 255с.
3. Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999. – 421с.
4. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – М.: Высшая
школа, 1997. – 315с.
5. Перминов С. виртуальный рынок // Наука и жизнь. – 1999. – №1. –
С. 38 –40.
6. Элькман Р. Технологический скачек в компьютеризации малого бизнеса
России на базе информационных технологий INTEL // Информационные
технологии. – 1998. – №8. – С. 44 – 46.
7. Юкович Н. Электронная торговля в глобальной сети // Домашний компьютер.
– 1999. – №7 - 8. – С. 51 – 55.
8. Имери В. проблемы в интернет и как их избежать // Домашний компьютер. –
1999. – №3. – С. 43 – 50.
9. Кузьменков А. Интернет – 99 // ИнфоБизнес. – 2000. – №1. – С. 27.
10. Мендрелюк Д. Все в Интернет! // ИнфоБизнес. – 2000. – №1. – С. 15 – 16.
11. Баричев С. Е – Дела // ИнфоБизнес. – 2000. – №2. – С. 10 – 12.
12. Ляпоров В. Интернет – или смерть // ИнфоБизнес. – 2000. – №2. – С. 13 –
15.
13. Дягилис А. И – бизнес po-russki // ИнфоБизнес. – 2000. – №2. – С. 16 –
18.
14. Кузменков А. Инвестиционная лихорадка // ИнфоБизнес. – 2000. – №4. –
С. 32 – 33.
15. Сакун Ю. Электронная коммерция – вчерашний день // ИнфоБизнес. – 2000.
– №5. – С. 28 – 30.
16. Баричев С. Кому платить? // ИнфоБизнес. – 2000. – №6. – С. 21 – 23.
17. Отставнов М. Модная тема // ИнфоБизнес. – 2000. – №6. – С. 24 – 26.
18. Глушенков А. Электронные деньги? // ИнфоБизнес. – 2000. – №6. –
С. 27 – 30.
19. Покровская Т. У Интернета свои нормы // ИнфоБизнес. – 2000. – №6. –
С. 37 – 38.
20. Баричев С. Игра в порталы // ИнфоБизнес. – 2000. – №7. – С. 26 – 28.
21. Покровская Т. Взлет венчурных инвестиций в И-бизнесе // ИнфоБизнес. –
2000. – №7. – С. 43 – 44.
22. Кузьменков А. Поколение Икс // ИнфоБизнес. – 2000. – №8. – С. 22 – 23.
23. Баричев С. Наше слово // ИнфоБизнес. – 2000. – №8. – С. 28 – 30.
24. Сакун Ю. От бизнеса к бизнесу // ИнфоБизнес. – 2000. – №9. – С. 28 –
29.
25. Наянова К. Кто на свете всех богаче? // ИнфоБизнес. – 2000. – №10. –
С. 41 – 43.
26. Кузьменков А. РИФ: парад инвесторов // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. –
С. 14 – 16.
27. Наянова К. Мифы Интернет – бизнеса // ИнфоБизнес. – 2000. – №12. –
С. 43 – 44.
28. Басина Н. Второе дыхание Интернета // ИнфоБизнес. – 2000. – №13. –
С. 28 – 30.
29. Кузьменков А. Остров невезения в океане Ru? // ИнфоБизнес. – 2000. –
№15. – С. 14 – 15.
30. Кузьменков А. Цена проекта // ИнфоБизнес. – 2000. – №15. – С. 16 – 17.
31. Сакун Ю. Участки на поле чудес // ИнфоБизнес. – 2000. – №15. – С. 18 –
19.
32. Ляпоров В. Время – деньги // ИнфоБизнес. – 2000. – №15. – С. 20 – 23.
33. Сакун Ю. Покупайте Интернет - проекты … И чем дороже, тем лучше //
ИнфоБизнес. – 2000. – №16. – С. 24 – 26.
34. Попов М. Расскажите про покупки // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. –
С. 18 – 19.
35. Попов М., Баричев С. готов ли клиент?// ИнфоБизнес. – 2000. – №11. –
С. 20 – 21.
36. Викторов Д. В депо // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. – С. 22 – 24.
37. Попов М. InterShop – это по-нашему // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. –
С. 25 – 27.
38. Плотников О. Кушать продано // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. – С. 28 – 29.
39. Сакун Ю. Перевалочный пункт // ИнфоБизнес. – 2000. – №11. – С. 30 – 31.
40. Травин А. Интернет – магазин для аборигенов // ИнфоБизнес. – 2000. –
№11. – С. 32.
Приложение А
Приложение Б
Рост капиталовложений в предприятия, занимающихся интернет бизнесом
|Интернет – фирмы |Инвестиции в 1999, $ |Соотношение инвестиций |
| |млрд. |1999 г. к 1998 г., % |
|Предприятия розничной |4,6 |1092 |
|торговли (B2C) | | |
|Компании, занимающиеся |– |908 |
|межкарпоративным | | |
|бизнесом в интернете | | |
|(B2B) | | |
|Компании, |4,6 |522 |
|предоставляющие услуги | | |
|для интернет – бизнеса | | |
|Фирмы – основатели новых|14,529 |501 |
|средств массовой | | |
|информации | | |
|Производители |6,6 |88 |
|программного обеспечения| | |
|Предприятия дистрибуции |3,6 |353 |
|Телекоммуникационные |5,2 |– |
|новаторы | | |
Приложение В
Распределение денежных сумм в зависимости от стадии развития компании
|Стадии развития фирм|Общая сумма |Процент фирм от |Процент вложений |
| |инвестиций, $ |общего числа |в фирмы от общей |
| |млрд. |инвестируемых |суммы инвестиций |
| | |объектов | |
|Компании, стартующие|15 |50 |42 |
|или находящиеся на | | | |
|ранней стадии | | | |
|развития | | | |
|Компании уже |11,4 |27 |32 |
|завоевавшие место на| | | |
|рынке | | | |
-----------------------
предприниматель
Предпринимательская деятельность по производству товаров
Традиционалистская предпринимательская деятельность
Инновационная предпринимательская деятельность
Посредническая предпринимательская деятельность
Агент
. производителей
. полномочный по сбыту
. по закупкам
1.
Комиссионер
Брокер
Оптовик - купец
. оптовая фирма
. оптовый дистрибьютор
. снабженческий (торговый дом)
2.
Дистрибьютор
. Товаров промышленного назначения
. Потребительских товаров
3.
Дилер
Торговый маклер
Консигнант
Торговый представитель
Коммивояжер
Посылторговец
Аукционист
. Основная деятельность
. Вспомогательная деятельность
. Основная деятельность
. Вспомогательная деятельность
Банкир
Биржевик (биржевой брокер)
Рисунок 1 – Виды предпринимательской деятельности
Предпринимательство в Internet (e-business)
Системы компания – потребитель (business to consumer)
Системы компания – компания (business to business)
Интернет трейдинг (Internet Trading)
Интернет торговля (e-commerce)
Интернет банкинг (e-banking)
Интернет консалтинг (e-consulting)
Рекламная деятельность
Торговля между компаниями
Рекламная деятельность
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|