Предпринимательство в сфере электронного бизнеса в России
возможность игнорировать. Главный критерий качества узла – мнение
пользователей. Если пользователи говорят, что узел никуда не годится, то он
действительно никуда не годится. Если в целом он им нравится, но некоторые
детали вызывают резкую критику, необходимо просто добавить побольше того
что им нравится. Компании, которые игнорируют запросы своих клиентов, рано
или поздно сталкиваются с серьезными неприятностями. Интернет позволяет
совершенно бесплатно получить информацию, за которую фирмы, занимающиеся
маркетинговыми исследованиями, берут немалые деньги. Причем Сеть
предоставляет эту информацию быстрее и в доступной форме. Необходимо
интересоваться критическими замечаниями своих клиентов, т.к. не критикуют
те, кому безразличны деятельность компании;
Преуспевающие фирмы изучают правила игры интернета и используют их для
получения прибыли. Неудачники эти правила нарушают — со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Интернет существует довольно давно, и за этот период
миллионы пользователей выработали целый ряд правил. Как бы не была велика
компания, законы Интернета будут законами и для нее. И ей придется либо
подчиниться им, либо искать себе иное поле деятельности. Это вовсе не
означает, что каждый скандалист имеет право давать советы. Но если одни и
те же претензии высказывают двое, трое – а то и десять – человек, то это
явный признак того, что компания нарушила какие-то основополагающие правила
Интернета. Поэтому необходимо изучать законы интернета. В течение какого-то
(как правило, очень короткого) времени можно нарушать некоторые из них и
при этом получать прибыль. Однако если цель компании – создать
долговременный бизнес на основании постоянной клиентуры, необходимо учится
работать в Интернете, и играть по его правилам;
Многие компании неправильно используют службы интернета, и в результате
приходят к печальным результатам - это безвременно скончавшиеся проекты,
чьи создатели пытались подогнать хорошие задумки под несоответствующие
возможности в Интернет. Очень немногие информационные бюллетени и журналы в
WWW смогли создать себе достаточную читательскую аудиторию. В то же время
несколько тысяч различных информационных изданий, распространяемых по
электронной почте, пользуются успехом у подписчиков. Поэтому если компания
планирует заняться рассылкой информационных материалов то в 99 случаев из
100 лучше начинать с электронной почты;
Многие люди – особенно менеджеры – склонны полагать, что самых серьезных
усилий и самых больших расходов Интернет – проект потребует на стадии
разработки. Это ошибочное мнение. С началом воплощения проекта и работа, и
расходы только начинаются. Такое положение дел может огорчить того, кто не
готов к этому. В результате появляются проблемы, которые аналитики называют
ЭМО. Э означает эксплуатацию. Чтобы Web - сервер не угас, следует
позаботиться о том, чтобы кто-то из служащих наблюдал за его эксплуатацией.
М означает Модернизация. Информация на сервере должна постоянно
обновляться, иначе компании будет выглядеть некомпетентной, а Web- сервер
окажется бесполезным. В случае с интернет - магазинами в такой ситуации
пользователь может заказать уже несуществующий продукт, что приведет к
некоторым накладным расходам да и доверие покупателя будет несколько
подорвано. О — это обслуживание, причем речь идет не о техническом
обслуживании, хотя без него тоже не обойтись. Но если интернет - проект
будет иметь успех, то значительно больше времени придется потратить на
обслуживание потребителя. Служащим придется постоянно избавляться от
допущенных ошибок и дефектов, удалять устаревшие данные и, что крайне
важно, добавлять новые услуги (по мере их возникновения). Текущие расходы
связанные с эксплуатацией, модернизацией обслуживанием, — в особенности с
обслуживанием покупателей будут самой существенной статьей расходов. Однако
если вкладывать деньги в такое оформление Web-страниц, это максимально
облегчит их использование и позволит клиентам иметь самую свежую
информацию, и эти усилия более чем окупятся;
Обслуживание клиентов и техническое о6служивание —два совершенно различных
вида деятельности и должны выполняться разными специалистами. Аналогичным
образом программисты и компьютерщики не должны заниматься составлением
рекламных и информационных материалов для распространения в Интернете.
Информационные материалы Web-сервера или локальной сети будут куда более
эффективными, если их разработкой займутся люди, непосредственно
ответственные за результат этой работы;
Многие пытаются сразу создать идеальный проект, однако Web - узел будет
постоянно меняться и все равно никогда не станет образцом совершенства.
Необходимо сделать примерно 80% работы, и можно открывать доступ
посетителям. Неважно насколько будет красив и совершенен проект, главное
начать, и побыстрее. Почему начинать надо с простого? Во-первых если
случится какая-то неполадка, то отыскать ее на трех Web-страницах будет
гораздо проще чем на тридцати. Кроме того чем быстрее будет предоставлен
доступ к странице, тем быстрее можно получить уроки от посетителей. Они
сообщат, что хорошо, а что плохо, причем их мнение будет более объективно,
чем мнение команды разработчиков, независимо от уровня ее профессионализма.
Итак сначала необходимо запустить лишь небольшую часть узла, как следует
настроить ее и довести до совершенства, после этого всегда будет работающая
основа, от которой можно отталкиваться. Если при расширении узла появятся
проблемы, то наверняка дело в новых добавлениях, а не самой основе.
Постепенно можно достроить узел, добавляя в него графику или текст;
Попытка сделать все самому увеличивает шансы на то, что усилия по созданию
Интернет - проекта будут потрачены впустую. Здесь необходимо обратимся к
цифрам. Если сервер помещается на один из компьютеров компании, то придется
платить за компьютер и программное обеспечение для сервера и
коммуникационные программы, за доступ к интернету и за собственную цифровую
телефонную линию, которая будет связывать офис с внешним миром, не говоря
уже об оплате услуг специалиста, который обеспечит техническую поддержку
компьютера. Если же разместить страницу на одном из крупных Web – узлов, то
расходы значительно сократятся, к тому же не нужно будет покупать
компьютер, программное обеспечение, платить зарплату техническому
персоналу. Web – узел обеспечит очень быструю связь с Интернетом.
Собственно говоря, суммарные расходы на сервер, расположенный на крупном
Web – узле, всегда меньше, чем оплата собственных высокоскоростных линий.
Поэтому, прежде чем приниматься делать все самостоятельно, необходимо
рассмотреть все расходы связанные с арендой пространства на нужном Web –
сервере. То же самое касается оформления и составления Web – страницы. Если
сравнить цены, то созданная самостоятельно версия может показаться дешевле.
Однако приобретенные в готовом виде товары и услуги позволяют компании
сэкономить время на разработку компьютерных проектов и таким образом
быстрее воплотить проект в жизнь;
Нередко приходится слышать о том, что из-за недобросовестности провайдеров
и консультантов компании несут большие убытки, чем из-за электронных
взломшиков промышленного шпионажа и подделки кредитных карточек вместе
взятых. Порой провайдеры, пользуясь некомпетентностью и доверчивостью своих
клиентов, пытаются мошенничать и требуют огромные суммы за предоставление
элементарных слуг. Прежде чем принимать решение необходимо обязательно
рассмотреть расценки нескольких провайдеров. Цены на одни и те же услуги
будут различаться в десятки раз. Но необходимо иметь в виду, далеко не
всегда справедлив принцип «чем дешевле, тем лучше» – качество услуг может
оказаться еще ниже цены. Нужно стараться выбрать не самую высокую, но и не
самую низкую цену. Следует остерегаться экспертов, на чьих визитках нет
адреса электронной почты. Настоящие эксперты по работе в Интернет имеют
свои собственные доменные имена. Следует с осторожностью относится также и
к специалистам в технической отрасли, например к провайдерам интернета,
которые внезапно изменили профиль и занялись маркетингом или оформлением
Web границ. Берегитесь подающих надежды художников с большими амбициями
которые, демонстрируя свои работы, ждут восторгов по оводу их стиля
оформления Web страниц. Подбирая художника для оформления web-страниц
необходимо спрашивать его о результатах роботы. Неважно, что он всеми
признанный гении, компании требуется одно чтобы в результате его
деятельности кривая продаж двинулась вверх;
В 1998 году печально знаменитый Интернет вирус Worm принес компаниям,
подключенным к Интернету, сотни тысяч долларов убытка. Произошло это
случайно. Но гораздо хуже, когда компания легкомысленно позволяет
злоумышленникам поживиться за ее счет. В Интернете как к в реальной мире
нельзя полностью защитить себя от воровства. Но если знать что именно
угрожает безопасности компании, то можно предпринять простые и логичные
шаги чтобы защитить себя. Вопросы безопасности и защиты данных в Интернете
очень важны.
Здесь перечислены только основные причины неудач, но их конечно же
больше – конкретные проблемы возникают в конкретных ситуациях. Однако, имея
представление о перечисленных проблемах, предприниматель может существенно
уменьшить шанс потерпеть неудачу в интернет.
3.3 Стоимость Web магазина
Говоря об оценке стоимости Интернет проектов следует разделять
отечественный и зарубежный рынок. Дело в том, что оценки стоимости проектов
на зарубежном рынке есть. Механизмы же оценки стоимости Интернет проектов в
России мягко говоря не выработаны. Возьмем простейший случаи когда
рассматривается стоимость контент проекта. Допустим, что его бизнес план
основан только на продаже рекламных площадей. В этом бизнес плане необходим
такой критерий как реальная цена одного посетителя. Так вот, если реальная
цена одного посетителя из устойчивой аудитории проекта оценивается на
Западе в районе 30 долларов и эта цена основана на вполне реальных
выкладках о том сколько стоит внимание одного потребителя в американском
обществе с точки зрения рекламодателя, то у нас с этим проблемы. Во-первых
в России совершенно другая демография. Во-вторых объем среднегодового
потребления на одного человека в России выраженный в долларах не сравним с
тем же показателем в Америке. Поэтому как оценить цену члена российского
сайта - не ясно. Попытки разговаривать на эту тему с нашими рекламными
агентствами приводят к тому, что и они разводят руками констатируя
отсутствие опыта проведения больших рекламных кампаний по заказам
крупнейших рекламодателей - а именно из таких кампаний и рассчитывается
цена посетителя на западном рынке. Сказать сколько стоит внимание
посетителя российского сайта не готов никто. Называются совершенно
различные цифры. Кто то делит цену американского посетителя на два и на
этом основании говорит что его проект стоит полтора миллиона. Другие более
трезво говорят, что давайте считать как и в первом случае, только цена
российского посетителя ниже не в два а в десять раз. Однако понятно, когда
нет никаких логических подтверждении этим оценкам, то это уже не методика.
Поэтому даже для простейшего случая с точки зрения расчета цены проекта в
России абсолютно нет методик. Поэтому для определения стоимости web –
проектов воспользуемся цифрами западных компаний.
Оценки затрат на развертывание данных решений в области электронной
коммерции варьируются в широких пределах. Так для решений очень высокого
уровня стоимость такого узла составляет от 800 тыс. долл. до 1,93 млн.
долл., а время, необходимое для его разработки, 4—7 месяцев. Вместе с тем
для малого бизнеса стоимость Web-узла электронной коммерции, включающего
сервер, рабочую станцию с соответствующим программным обеспечением и
периферийным оборудованием (включая цифровую видеокамеру), а также
специализированное программное обеспечение для электронной коммерции,
оказывается значительно ниже и составляет приблизительно 15 тыс. долларов.
Если же арендовать место в каком либо крупном электронном бизнес центре, то
расходы на создание проекта могут снизиться до 1 тыс. долларов. В последнем
случае также снижаются начальные расходы, за счет того, что компании не
надо делать больших усилий по продвижению своего бизнеса на рынок, ведь те,
у кого арендуется место под проект, имеют довольно широкую популярность.
4 Новые направления в сфере электронных услуг
При создании электронных торговых центров под одной крышей не учли,
что в Интернете имеется возможность легко и мгновенно переключиться с одной
страницы на другую и группировка разнородных вещей на одном сервере теряет
смысл В отличие, скажем, от реальных торговых центров, где объединение под
одной крышей обусловлено экономией на торговых издержках, времен и т п.
Оказалось, что принципиально более важным для Интернета является
общность интересов покупателей. Это в известном смысле «точки
кристаллизации», или центры притяжения сообществ потребителей. По этой
причине серверы многих передовых фирм (IBM, Microsoft и др. ) поддерживают
бесплатные дискуссионные форумы, на базе которых и формируются сообщества
по интересам. Понятно, что тогда и предложения о продаже падают на
действительно подготовленную почву.
Одним из последних изобретений в данной области стал «портал» —
объединение на базе мощного поискового сервера целого комплекса бесплатных
услуг (электронной почты, web- страниц и др.). Это делается с одной целью —
создать свое сообщество пользователей (community) и захватить, тем самым,
долю рекламного рынка, которая становится все дороже и дороже.
По этому пути шли крупнейшие поисковые системы Yahoo и Lycos.
Убедительным доказательством перспективности и прибыльности данного подхода
стал многократный рост капитализации этих компании в течение только
последнего года до 5,5 и 1,1 млрд. долларов соответственно.
Собственно, их капиталом являются не материальные ценности, не
технологии, а нечто новое и специфическое — интерес общества, то есть
внимание потребителей, которых им удалось привлечь и удержать. «Порталы»
превратились в своего рода современный вид недвижимости.
Огромное значение в развитии порталов играет реклама. Реклама в
Интернете имеет три особых преимущества:
активное взаимодействие с аудиторией, то есть получение обратной связи от
потребителя с помощью того же средства передачи информации;
возможность точного и легкого подсчета числа обращений к рекламному
объявлению, а значит, четкой фокусировки на определенной аудитории и тем
самым снижения затрат;
возможность предоставить сколь угодно детальную информацию о продукте.
Именно возможность «четкой фокусировки» на определенную группу
потребителей есть принципиально новое качественное преимущество
электронного рынка. Крупнейший в мире виртуальный книжный магазин
Amazon.com платит 8—10% комиссионных от продажи книги обладателю сервера,
специализированного на какой-то предметной области знания и помещающего
рекламную ссылку (баннер). С помощью этой ссылки потенциальный покупатель
сразу попадает в узкую предметную область магазина Amazon.com,
соответствующую его интересам (профилю сервера, на котором помещается
ссылка). Ему предлагается список литературы в точности по тому вопросу, на
котором сфокусировано его внимание. В этом залог успеха. Ключевым
параметром становится так называемый трафик — число обращений к серверу,
рекламному объявлению и т.п. Это и есть капитал — аудитория, готовая к
восприятию рекламы. Парадокс электронного рынка заключается в том, что
трафик нельзя купить за деньги. Это непривычная ситуация с точки зрения
обычного бизнеса. Можно, например, купить магазин на бойком месте в центре
города и быть уверенным в высокой посещаемости. Здесь совсем не так. Для
разработки сервера можно привлечь лучших дизайнеров, купить лучшее
оборудование, но парадокс в том, что и это не гарантирует высокий трафик. В
большей степени, чем ранее требуется интеллектуальный вклад и нечто,
способное удивить, задержать внимание избалованной и перегруженной
информацией аудитории.
Одним из первых наших проектов в российском Интернете, развивающихся в
данном направлении, стал портал бесплатной электронной
почты – Mail.ru. Проект удался и его успех вряд ли кто будет оспаривать.
Сегодня Mail.ru - это служба, к которой обращаются 160 тысяч человек
ежедневно, а недавно зарегистрировался миллионный пользователь (из этого
миллиона активными являются примерно 45 процентов учетных записей).
Опыт показал, что сегодня бесплатная почта — это то, что привлекает
огромный интерес пользователей. Вообще же, количественный прирост
пользователей бесплатной электронной почты начинает вызывать качественные
изменения этого бизнеса. Ведь речь идет о создании не просто множества
пользователей бесплатной почты, а некоторого со общества, community. Оно
имеет свою структуру, и не обходимо создавать механизмы ее распознавания и
формирования Надо присваивать пользователям первичные портальные признаки
категории интересов, клубы. Ведь тем 160 тысячам человек, что ежедневно
приходят на Mail.ru, можно (и нужно) дать возможность общаться друг с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|