МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ответственность перевозчика

    Румыния, Словакия, Словения, СССР, США, Тунис, Турция, Уругвай, Финляндия,

    Франция, ФРГ, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Югославия, Эстония,

    Европейский Союз (ЕС) 2.

    Россия, являясь правопреемницей СССР, также участвует в этой

    Конвенции.

    Текст Конвенции состоит из 64 статей, распределенных по семи главам,

    преамбулы, приложений, которые в силу ст. 51 конвенции яв-

    -------------

    1Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских

    предпринимателей. - М., 1995. С.143 и след.

    2См.: Холопов К. В. Таможенное регулирование международных

    автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N

    13. С.55-60.

    - 34 -

    ляются неотъемлемой ее частью. Кроме того, особенностью Конвенции

    является наличие в ней пояснительных записок, помещенных в Приложениях 6 и

    7 части III, в которых в соответствии со ст. 43 дается толкование некоторых

    положений Конвенции, и описываются некоторые способы применения таких

    положений. Таким образом, пояснительные записки обеспечивают правильное

    применение положений Конвенции, не изменяя, но конкретизируя их, делая их

    более понятными.

    В статье 1 Конвенции даны определения основных терминов, используемых

    в этом соглашении. В частности, термин "операция МДП" означает перевозку

    грузов от таможни отправления до таможни назначения с соблюдением так

    называемой процедуры МДП, установленной в Конвенции. Термин "лицо" означает

    как физическое, так и юридическое лицо; термин "гарантийное объединение"

    означает объединение, признанное таможенными органами государства-участника

    в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП; даются такие

    определения тяжеловесным или громоздким грузам, промежуточной таможне,

    таможням назначения и отправления, контейнерам, дорожным транспортным

    средствам и их составам и т.д.

    Однако некоторые понятия, фигурирующие в тексте Конвенции, ст.1 не

    определены. Например, понятия перевозчика и владельца книжки МДП, которые

    встречаются в тексте Конвенции и Пояснительных записок к ней, помещенных в

    Приложении 6. Так, в пояснительной записке В 0.17-1 к ст. 17 уточняется,

    что если перевозчик доказал, что, несмотря на некоторые неточности, все

    грузы, указанные в манифесте, фактически находятся в грузовых отделениях,

    эти неточности не могут рассматриваться как нарушение положений Конвенции.

    Понятие перевозчика упоминается также в пояснительной

    - 35 -

    записке N 0.20. к ст. 20, в ст. 23 Конвенции (здесь речь идет о праве

    таможенных органов в исключительных случаях требовать сопровождения

    транспортных средств за счет перевозчиков при транзите через территорию их

    страны). Понятие владельца книжки МДП встречается в ст.ст. 26, п.2; 40

    Конвенции. В первом случае оговаривается право владельца книжки МДП не

    использовать ее при применении более льготных условий, во втором -

    регламентируется вопрос ответственности такого владельца за нарушение

    положений Конвенции. Ясно, что нарушить предписания Конвенции или

    доказывать, что нарушений не было и нет, решать вопросы обеспечения

    сопровождения и использования книжки МДП и т.д. может только одно лицо -

    перемещающее товары в рамках процедуры МДП. Отсюда вывод - понятие

    перевозчика и владельца книжки МДП в Конвенции тождественны. Однако

    отсутствие определения перевозчика (или владельца книжки МДП) делает

    некоторые нормы Конвенции несамоисполнимыми и требует обращения к

    внутригосударственному законодательству.

    Статья 2 Конвенции устанавливает, что Конвенция касается перевозки

    грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных

    транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с

    пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одного

    государства-участника до таможни назначения другого государства-участника

    или того же самого государства-участника при условии, что определенная

    часть операции МДП между ее началом и концом осуществляется автомобильным

    транспортом.

    Операция МДП может осуществляться, когда существует несколько таможен

    отправления и назначения, при этом их общее коли-

    - 36 -

    честно не должно превышать четырех ( ст .18).

    "Положения Конвенции распространяются на смешанные (интермодальные)

    перевозки грузов, так как в ст. 2 указано, что единственным условием в

    сфере ее применения является то, что хотя бы один участок маршрута операции

    МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом..."1.

    Условия перевозки означают то, что в каждое транспортное средство по

    одной книжке МДП в данной стране может быть загружено в двух местах

    погрузки две отправки, адресованные в две различные страны. Однако

    перевозка тяжеловесных и длинномерных грузов может проходить лишь через

    одну таможню места отправления и одну таможню места назначения.

    Для каждой перевозки в соседнюю страну используется книжка МДП с

    шестью отрывными листами, для перевозки с пересечением более чем двух

    государственных границ - с четырнадцатью отрывными листами, а при

    пересечении более шести государственных границ -с двадцатью отрывными

    листами.

    Статьи 6-11 Конвенции регламентируют ответственность гарантийных

    объединений. "В соответствии с системой гарантий ТИР [МДП - А.Иванов]

    каждая договаривающаяся сторона назначает свою национальную ассоциацию по

    гарантиям, которая и берет на себя обязательство выступать в качестве

    гаранта по всем книжкам ТИР, используемым... на территории страны,

    независимо от того, была ли книжка выпущена самой ассоциацией или

    ассоциациями других стран,

    ------------

    1Холопов к. В. Таможенное регулирование международных автомобильных и

    смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N 13. С.55-60.

    - 37 -

    которые являются странами - участниками Конвенции ТИР. Все эти

    ассоциации по гарантиям образуют систему, в которой ее члены связаны друг с

    другом через посредством международной организации, в качестве которой

    выступает МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта - А .Иванов)

    "1.

    Нормы Конвенции об ответственности национальных гарантийных

    объединений также требуют раскрытия во внутригосударственном

    законодательстве, ибо каждое государство - участник Конвенции само решает,

    какое объединение назначить в качестве гаранта. Требование о финансовых

    гарантиях, устанавливаемых в транзитной стране стороной, ответственной за

    транспортную операцию, чтобы удовлетворить возможные требования со стороны

    таможни Д.С.Николаев включает в понятие "таможенной безопасности"2, что, на

    наш взгляд, вполне правильно.

    В соответствии с пп.1,2,4 ст. 8 Конвенции гарантийное объединение

    берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные

    пошлины и налоги, которые могут подлежать уплате в соответствии с

    таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в

    связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать эти

    сумы в порядке солидарной ответственности с лицами, с которых причитаются

    эти суммы. В тех случаях, когда законами и правилами той или иной

    договаривающейся стороны не предусматривается уплата ввозных или вывозных

    пошлин и налогов, гарантийное объединение обязуется на

    ---------

    1Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995. С.83.

    2Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995.

    - 38 -

    подобных же условиях уплачивать сумму, равную сумме ввозных или

    вывозных пошлин, налогов, а также любых процентов за просрочку (п.2 ст.8).

    Положения этого пункта применяются в случае, когда за нарушения

    законодательства договаривающегося государства, на территории которого

    имели место такие нарушения, предусматривает применение фискальных санкций,

    отличных от уплаты таможенных пошлин и налогов ( административные штрафы и

    т. п. ) . При этом сумма, подлежащая уплате, не должна превышать размер

    ввозных или вывозных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы

    грузы ввозились или вывозились с соблюдением таможенного законодательства

    (пояснительная записка N 0.8.2).

    Гарантийное объединение становится ответственным по отношению к

    компетентным органам страны, в которой расположена таможня отправления, с

    момента принятия такой таможней книжки МДП для оформления. В странах, на

    территории которых продолжается операция МДП, объединение несет

    ответственность с момента ввоза грузов... (п.4 ст.8). Из этого пункта можно

    сделать также вывод о времени начала операции МДП - момент принятия книжки

    МДП к оформлению таможней отправления, так как несовпадение такого момента

    и момента, с которого несет ответственность гарантийное объединение,

    представлялось бы как противоречие внутри самой Конвенции и давало бы

    возможность обхода положений Конвенции, что сводило бы на нет надежность

    при перевозке в рамках такой операции.

    Кроме того, неправомерным представляется нам привлечение гарантийного

    объединения к ответственности за НТП. Во-первых, солидарная ответственность

    - термин гражданско-правовой. Это в

    - 39 -

    корне отличается от административной ответственности за НТП, в основе

    которой лежит состав конкретного правонарушения, в которой входит

    определенный субъект НТП, как правило, перемещающий товары через таможенную

    границу РФ. Гарантийное же объединение таким субъектом не является, и

    состав НТП отсутствует. В соответствии с п.7 ст.8 в Конвенции, когда

    наступает срок платежа вышеупомянутых сумм компетентные органы прежде, чем

    предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности,

    требовать уплату этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно

    причитаются эти суммы.

    Статьей 10 Конвенции регламентируется как на практике оформляются

    нарушения положений Конвенции: таможенное оформление книжки МДП может быть

    произведено с оговорками или без оговорок. Если сделаны оговорки, то они

    должны относиться к фактам, связанным с самой операцией МДП. Эти факты

    должны быть зафиксированы в книжке МДП (п.1 ст. 10). Если таможенные органы

    той или иной страны оформили книжку МДП без оговорок, они не могут больше

    требовать от гарантийного объединения уплату сумм, указанных в пунктах 1 и

    2 ст. 8 (см. выше), за исключением случаев, когда свидетельство о

    произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или

    обманным образом (п.2 ст. 10).

    В этой же главе оговорены следующие сроки, связанные с

    ответственностью гарантийных объединений:

    1 ) Срок уведомления компетентными органами гарантийного объединения

    об отказе в таможенном оформлении книжки МДП (или об оформлении ее с

    оговорками) - 1 год с даты принятия книжки МДП для оформления. 2) Срок

    уведомления, но в случае, когда таможенное оформле-

    - 40 -

    ние произведено противозаконным или обманным образом - 2 года.

    3) срок предъявления требования об уплате сумм, указанных в пунктах 1

    и 2 ст.8 - не ранее, чем через 3 месяца после уведомления объединения,

    указанного в п.1,2, но не позже, чем через 2 года, считая с того же дня.

    4) Срок предъявления требования, указанного в п.3, но когда в течение

    указанного в п.3 двухгодичного срока дело передано в суд - в течение 1 года

    со дня вступления в силу решения суда.

    5) срок для уплаты соответствующих сумм гарантийным объединениям - 3

    месяца, считая с даты, когда ему было предъявлено требование об уплате.

    б) Срок возврата уплаченных сумм гарантийному объединению, если

    таможенным органом представляются доказательства отсутствия нарушений - 2

    года после предъявления требований об уплате.

    Анализ этих сроков позволяет сделать вывод о том, что у гарантийного

    объединения есть достаточно времени перепроверить все данные о нарушении и

    нарушителе, принять другие меры воздействия на нарушителя, направленные на

    компенсацию уплачиваемых сумм, а в случае отсутствия нарушения - получить

    суммы обратно. У таможенных же органов также достаточно времени на

    проведение соответствующих расследований с целью исключения ошибок. Этими

    сроками достигается объективность в установлении факта нарушения и делается

    все возможное, чтобы устранить его вредные последствия как для государства,

    так и для гарантийного объединения.

    Глава III конвенции посвящена перевозке грузов с применением книжки

    МДП. Подраздел (а) регулирует вопросы допущения транспортных средств и

    контейнеров к такой перевозке. Этот допуск является очень важным условием

    перевозки. Однако здесь больше тех-

    - 41 -

    нических вопросов, нежели правовых. Поэтому мы не будем

    останавливаться на этих положениях.

    Грузы и дорожные транспортные средства, составы транспортных средств и

    контейнеры должны предъявляться в таможне отправления вместе с книжкой МДП.

    Таможня отправления должна сделать все необходимое для того, чтобы

    удостовериться в точности заполнения грузового манифеста (первого листа

    книжки МДП), наложить таможенные пломбы и печати (ст. 19). Это значит, что

    должностные лица таможни отправления удостоверятся, что сведения о грузах,

    вносимые в манифест, совпадают со сведениями, содержащимися в транспортных

    и других коммерческих документах на грузы. Таможня отправления должна также

    досмотреть грузы, проверить состояние транспортного средства или контейнера

    и наложить пломбы или печати (пояснительная записка 0.19 к ст.19). Следует

    обратить внимание, что все эти операции производятся уже после принятия

    книжки МДП к оформлению таможней отправления, а следовательно, уже входят в

    рамки операции МДП.

    В каждой промежуточной таможне и в таможнях назначения транспортные

    средства, их составы или контейнеры предъявляются таможенным органам для

    контроля с содержащимися в них грузами и книжкой МДП на них (ст. 21). Эта

    статья Конвенции включает книжку МДП в перечень документов, необходимых для

    таможенного контроля. Положения этой статьи ни в коей мере не ущемляют

    права таможенных органов на досмотр транспортного средства, не находящиеся

    под таможенными пломбами и печатями (пояснительная записка N 0.21-1 к

    ст.21).

    Промежуточные таможни государств-участников конвенции признают, как

    правило, пломбы и печати, наложенные таможенными орга-

    - 42 -

    нами других участников, при условии, что такие пломбы и печати не

    повреждены (п.1 ст. 22). Только в исключительных случаях таможенные органы

    могут проводить в пути проверку, досмотр дорожных транспортных средств, их

    составов или контейнеров (ст. 2 3). Данное положение способствует быстрому

    прохождению товаров от таможни отправления до таможни назначения, но в то

    же время пресекает и таможенные правонарушения, которые все-таки имеют

    место.

    В соответствии со ст. 26 Конвенции операция МДП приостанавливается :

    а) Если часть перевозки осуществляется по территории государства, не

    являющегося участником Конвенции;

    б) Если на территории страны транзита - договаривающейся стороны -

    применяются более простые таможенные процедуры или когда применение режима

    таможенного транзита не является необходимым .

    В этих случаях таможни, в которых операция МДП была прервана или

    возобновлена, рассматриваются как промежуточные таможни соответственно при

    въезде или выезде с территории страны.

    После доставки грузов в таможню назначения и при условии, что грузы

    выпускаются для свободного обращения или помещаются под иной таможенный

    режим, незамедлительно производится оформление книжки МДП (ст. 28).

    Моментом окончания оформления книжки МДП завершается операция МДП.

    Следовательно, операция МДП начинается в момент принятия книжки МДП к

    оформлению таможней отправления, включает таможенное оформление и контроль

    этой же таможней, саму перевозку от таможни отправления через промежуточные

    таможни других стран до таможни назначения и завершается в момент

    окончательного оформ-

    - 43 -

    ления книжки МДП таможней назначения. Определение хронологических

    рамок операции МДП особенно важно для рассмотрения вопроса о нарушениях

    положений конвенции, чему посвящена ее глава IV (ст.36-42).

    Статья 36 содержит отсылку к внутригосударственному законодательству,

    всякое нарушение положений конвенции влечет применение к виновному в

    стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных

    законодательством этой страны санкций. В тех случаях, когда невозможно

    установить, на территории какой страны было допущено нарушение, считается,

    что такое нарушение было допущено на территории той страны, где оно было

    обнаружено (ст.37).

    В соответствии с п.1 ст.38 каждая договаривающаяся сторона может

    принять решение о временном или окончательном лишении права использовать

    процедуру МДП лиц, виновных в серьезных нарушениях таможенного

    законодательства, применяемого при международной перевозке грузов. Примером

    такого решения применительно к РФ может служить Указание ГТК РФ от 25.03.97

    N 01-14/351 "О доставке под таможенным контролем и таможенном оформлении

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.