МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ответственность перевозчика

    Ответственность перевозчика

    - 2 -

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ .................................................. 3

    ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИ-

    КА В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-

    РАЦИИ ........................................... 5

    1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному

    Кодексу Российской Федерации .................... 5

    1.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотрен-

    ное ст. 278 Таможенного Кодекса Российской Федера-

    ции ............................................. 15

    ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗ-

    ЧИКА В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ

    СОГЛАШЕНИЯХ ..................................... 24

    2.1. Регламентация правового статуса и деятельности

    перевозчика в многосторонних таможенных соглаше-

    ниях ............................................ 24

    2.2. Таможенная конвенция о международной перевозке

    грузов с применением книжки МДП (1975) .......... 30

    2.3. Международные транспортные конвенции, регламентирующие автомобильную и

    железнодорожную перевозку

    грузов .......................................... 52

    2.4. Ответственность перевозчика, имплементация много-

    сторонних транспортных и таможенных соглашений в

    законодательстве Российской Федерации ........... 83

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 89

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА ............................ 94

    - 3 -ВВЕДЕНИЕ

    После введения в действие в 1993 г. ТК РФ и по настоящее время в

    деятельности таможенных органов особенно актуально и остро стоит вопрос об

    административной ответственности перевозчиков за нарушение таможенных

    правил (далее НТП). Актуальность этого вопроса вызвана, во-первых,

    переложением львиной доли административной ответственности за НТП

    законодателем на плечи перевозчика (включая ответственность за НТП, составы

    которых предусматривают наложение наиболее строгого по виду и размеру

    взыскания); во-вторых, широко распространенной криминализацией различного

    рода "участников" ВЭД, выступающих в качестве получателей и отправителей

    товаров, и связанной с этим незащищенностью перевозчика от убытков,

    нанесенных незаконными действиями таких лиц; в-третьих, увеличившимся в

    последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ; в-четвертых,

    сильной конкуренцией на международном транспортном рынке, а также другими

    причинами.

    Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью

    рассматриваемого вопроса является еще и наличие международно-правовых норм,

    регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных

    перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ,

    является в силу п.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы

    России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством.

    Правильное разрешение вопросов, связанных с привлечением к ответственности

    за нарушения таможенного законодательства перевозчиков, возможно только при

    условии систематического толкования соответствующих норм

    внутригосударственного

    - 4 -

    законодательства с учетом международно-правовых норм.

    Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности

    перевозчиков за НТП, я и решил затронуть ее в настоящей работе.

    - 5 -

    ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА

    В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному Кодексу

    Российской Федерации

    Особенностью Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ) 1993 г. является

    то, что, как правило, правовые нормы, содержащиеся в нем, не совпадают по

    объему и структуре со статьями кодекса.

    Так, все санкции таких норм сгруппированы в главе 39 ТК - Виды

    нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения (ст.ст.249-

    288). В остальных же статьях и главах ТК расположены сами диспозиции норм

    права1. Таким образом, чтобы определить конкретную норму права (даже если

    предположить, что гипотеза для всех таких норм едина и универсальна -

    отношения в таможенном деле) 2, необходимо сначала выделить конкретную

    диспозицию, охватывающую собой минимально возможный отрезок таможенной

    деятельности (например, декларирование при таможенном оформлении - гл. 26,

    ст.ст.168-179 ТК), и соотнести ее с конкретной санкцией из гл.39 ТК, в

    которой предусмотрено взыскание за нарушение описанного в диспозиции

    порядка (например, составы ст. 279 предусматривают ответственность за

    недекларирование или недостоверное декларирование товаров и тр. средств).

    Только таким путем можно достичь верного понимания правовых норм,

    изложенных в кодексе. При этом возможны различные ситуации, когда одна из

    статей главы 39, пре-

    ---------

    1Речь идет только о материальных нормах.

    20пределение таможенного дела дано в ст.1 ТК.

    - 6 -

    дусматривающая конкретный состав НТП, может служить санкцией для

    нескольких норм права. Это несколько затрудняет применение таких норм и их

    толкование. Например, очень "общая" санкция содержится в ст. 278 ТК,

    предусматривающей ответственность за перемещение товаров и транспортных

    средств с обманным использованием документов. Трудности, несмотря на

    жесткие правила квалификации НТП, возникают потому, что разные категории

    лиц в различных ситуациях могут выполнять схожие функции. Например, функцию

    перемещения могут выполнять как лица, перемещающие товары в смысле п.9 ст.

    18 ТК, так и перевозчик (п.11 ст.18 ТК). Несовершенство понятийного

    аппарата, ненужная "общность" некоторых санкций в правовых нормах вносят

    сумятицу в толкование и применение норм права, содержащихся в Таможенном

    Кодексе что также является еще одной особенностью кодекса.

    В вопросе ответственности перевозчика за НТП сначала необходимо

    выделить соответствующую правовую норму. И начать следует с понятия

    перевозчика.

    Основные понятия, используемые в Таможенном Кодексе, даны в его ст.

    18, п.11 которой поясняет, что перевозчик - лицо, фактически перемещающее

    товары либо являющееся ответственным за использование транспортного

    средства. В кодексе нет определения лица, ответственного за использование

    транспортного средства. Зато подробно регламентируется понятие перемещения

    через таможенную границу РФ. Вкратце это определение (п.5 ст. 18 ТК) можно

    свести к следующему, перемещение через таможенную границу Российской

    Федерации - совершение действий по ввозу в Россию товаров (к этим действиям

    относится фактическое пересечение таможенной границы РФ) и по вывозу их из

    РФ (к этим действиям относится подача та-

    - 7 -

    моженной декларации или иное действие, направленное на реализацию

    намерения вывезти товар). Учитывая, что в каждом конкретном случае возможно

    установить, какое лицо фактически перемещает конкретно определенный товар,

    следует считать, что вторая часть определения перевозчика должна быть тесно

    связана с первой и даже дополнять ее, указывая на то, что при различных

    правовых статусах транспортных средств (договоры аренды, совместной

    деятельности, подряда и др.) лицам, ответственным за их использование будет

    организация (или физическое лицо), в чьем непосредственном и правомерном

    (легальном, основанным на договорном либо вещном праве) владении находились

    транспортные средства и при перемещении товаров через границу РФ, кто имел

    реальную возможность выделить транспортные средства для перевозки. Причем,

    я думаю, не обязательно, чтобы такие лица сами заключали договор

    международной перевозки и являлись стороной в нем. Такие договоры могут

    заключать и другие лица (например, экспедиторские фирмы), выступая в

    гражданско-правовых отношениях с отправителем как перевозчики. Эти же лица

    заключают соответствующие договоры с другими фирмами, те в свою очередь

    непосредственно с перевозчиком...

    Для таможенных же целей во всей этой цепочке важно лишь последнее

    звено - лицо, непосредственно фактически перемещающее транспортное средство

    с товарами через таможенную границу. Поэтому вторая часть определения

    перевозчика, изложенного в п.11 ст. 18 ТК РФ, после слова "или" лишь

    дополняет первую, а не является ей альтернативной, так как такое понимание

    данного понятия лишь затруднило бы установление действительного перевозчика

    в смысле ТК, включив в этот круг лиц совершенно иные организации

    (экспедиторские фирмы, арендодателей и т.д.), не имеющие отноше-

    - 8 -

    ния к пересечению таможенной границы при въезде в РФ, т.е. к фактическому

    перемещению товаров.

    В ТК перевозчик выступает субъектом правоотношений, регулируемых

    нормами трех основных глав - б (ст.ст.35-40), 22 (ст.ст. 137-144), 25

    (ст.ст.164-167). В каждой группе этих норм статус перевозчика имеет свои

    особенности, поэтому следует считать положения каждой из вышеперечисленных

    глав диспозицией конкретной правовой нормы, отличной от другой. Какие же

    права имеет и какие обязанности несет перевозчик. Рассмотрим кратко каждую

    из упомянутых глав.

    Глава 6 ТК помещена в разделе II "Перемещение через таможенную границу

    РФ товаров и транспортных средств. Таможенные режимы" и регулирует

    таможенный режим транзита товаров. Транзит товаров - таможенный режим, при

    котором товары перемещаются под таможенным контролем, в т.ч. через

    территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин,

    налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики ( ст.

    35 ТК). В ст. 36 изложены условия помещения товаров под рамки транзита,

    являющиеся одновременно и обязанностями перевозчика; товары должны

    оставаться в неизменном состоянии (кроме естественной убыли) и доставляться

    в таможенный орган назначения в установленные таможенным органом

    отправления сроки. Перевозчик обязан также покрывать расходы, возникшие у

    него в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства

    либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, получать разрешение на

    транзит товаров у таможенного органа, доставлять документы на товары в том

    же порядке, что и товары, принимать необходимые меры вследствие аварии или

    действия непреодолимой силы, выгрузив товары, как-то:

    - 9 -

    обеспечить сохранность, незамедлительно сообщить о случившемся в

    ближайший таможенный орган, обеспечить туда же перевозку товаров. В

    качестве субъективного права перевозчика можно отметить право выбора

    маршрута для доставки товара. В соответствии с ч .1 ст. 40 ТК

    ответственность за транзит товаров несет перевозчик.

    В главе 22 ТК располагается диспозиция другой правовой нормы,

    регламентирующей перемещение товаров перевозчиком -предварительные

    операции. "Перенос места таможенного оформления в тыл таможенной территории

    поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на

    этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно

    произойти таможенное оформление груза. Основными субъектами правоотношений,

    возникающих в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем,

    являются таможенный орган и перевозчик"1. Кроме вышеуказанного режима

    транзита товаров такие правоотношения имеют место при предварительных

    операциях, к которым относятся все имеющие отношение к таможенному делу

    действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению

    товаров под определенный таможенный режим, призванные ускорить такое

    оформление и помещение (ст. ст. 13 7, 138 ТК). При предварительных

    операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное

    оформление, направленное на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров,

    а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Предварительное таможенное оформление начинается с уведомления таможенных

    органов РФ о пересечении таможенной гра----------

    1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными

    печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.

    - 10 -

    ницы РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ.

    В первом случае такое уведомление подает перевозчик, во втором - лицо,

    перемещающее товары или перевозчик (ст.139 ТК). После подачи уведомления

    перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на

    них без каких-либо изменений и использования в определенное таможенным

    органом место в установленные им же сроки и находиться в месте доставки

    после прибытия, после чего представить товары и документы на них таможенным

    органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение

    места стоянки, выгрузки и перегрузка товаров, вскрытие упаковки, изменение,

    удаление средств идентификации допускаются с разрешения таможенного органа

    РФ. В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан

    принять меры, предусмотренные ст. 141 ТК. Статьей 143 устанавливается

    обязанность перевозчика до помещения товаров под определенный таможенный

    режим подавать краткую декларацию либо, с разрешения таможенного органа,

    использовать вместо нее товаросопроводительные документы. Положения ст. 143

    ТК имеют бланкетный характер и конкретизируются в Положении о временном

    хранении (складах временного хранения), утвержденном Приказом ГТК РФ от 07

    октября 1993 г. N 3881 (далее - Положение о СВХ). Согласно п.6.5 Положения

    о СВХ, представляемые перевозчиком при предварительных операциях

    товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты, спецификации,

    счета-фактура - п.6.5) должны содержать сведения, позволяющие

    идентифицировать товары: - наименование российского отправителя либо

    получателя то-

    ------

    1Опубликовано в газете "Российские вести" 1993 г., 9 ноября.

    - II -

    варов;

    - наименование перевозчика;

    - краткие сведения о транспортном средстве;

    - обобщенное наименование товара.

    Именно эти сведения имеют юридическое значение на этапе

    предварительного таможенного оформления и должны содержаться в транспортных

    документах. Перечень их исчерпывающий.

    В случае, если товаросопроводительные (транспортные) документы не

    могут быть представлены, либо если они не содержат вышеуказанных сведений,

    либо по указанию таможенного органа в других случаях перевозчик подает

    краткую декларацию по форме, указанной в приложении к Положению о СВХ.

    Кроме вышеперечисленных сведений в краткой декларации указываются,

    - страна отправления (или назначения);

    - номера транспортных документов;

    - сведения о средствах идентификации (п.п.6.7 и 6.8 Положения о СВХ).

    Данное понятие краткой декларации следует отличать от деклараций,

    заполняемых при помещении товаров под определенный таможенный режим путем

    заявления о товарах необходимых сведений по установленной ГТК для

    конкретных таможенных режимов форме, то есть при декларирования (ст.168-

    179,279). Декларирование - составляющее основного таможенного оформления,

    подача же краткой декларации - элемент предварительных операций.

    Субъект декларирования - декларант (лицо, перемещающее товары либо

    таможенный брокер), краткую же декларацию подает только перевозчик. При

    декларировании указываются полные сведения о товаре, в краткой же

    декларации - минимально возможное количест-

    - 12 -

    во сведений, позволяющее идентифицировать товар.

    Пунктом 2 Типового порядка таможенного оформления и таможенного

    контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную

    границу РФ, утвержденного Приказом ГТК от 04 апреля 1996 г. N 203 "О

    типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля" установлено,

    что при предварительном таможенном оформлении должностными лицами

    проводится:

    - прием уведомлений о пересечении таможенной границы РФ при ввозе

    товаров на таможенную территорию РФ;

    - прием уведомлений о намерении вывезти товары за пределы таможенной

    территории РФ;

    - оформление товаров в соответствии с правилами их доставки под

    таможенным контролем,'

    - прием уведомлений о прибытии товаров в места доставки;

    - контроль за помещением товаров на склад временного хранения и

    оформления такого помещения;

    - прием краткой декларации;

    - взятие проб и образцов товаров и т.д. Вышеприведенные положения

    обеспечивают выполнение перевозчиком своих обязанностей при предварительных

    операциях. "Основными мерами, предпринимаемыми в целях соблюдения

    законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, являются:

    1) Таможенное сопровождение,

    2) Исполнение услуг таможенного перевозчика ..."1. Следовательно,

    институт таможенного перевозчика по сути

    -----------

    1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными

    печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.

    - 13 -

    является прикладным - мерой по обеспечению доставки товара при

    предварительных операциях и транзите товаров. "Таможенный перевозчик - это

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.