Особенности функционирования малых предприятий
После уплаты единого налога, в течение 3 дней,
налогоплательщику выдается Свидетельство об уплате единого
налога, форма которого утверждена Постановлением
Правительства РФ от 03.09.98 N 1028. (см. Приложение № 3).
Данное Свидетельство выдается на каждый вид деятельности,
налогообложение которого производится по вмененному доходу и
является единственным документом, дающим право
беспрепятственного осуществления предпринимательской
деятельности.
Если у налогоплательщика несколько мест осуществления
деятельности (несколько магазинов, палаток, кафе и т.п.), то
Свидетельство выдается на каждое место осуществления такой
деятельности.
При утрате Свидетельства оно возобновлению не подлежит, а
взамен его налогоплательщику выдается новое Свидетельство с
отметкой "взамен ранее утерянного", за которое
устанавливается плата в размере до 20 процентов от стоимости
Свидетельства на оставшееся время налогового периода. При
повторной утрате Свидетельства оно возобновляется с уплатой
100 процентов от стоимости Свидетельства на оставшееся время
налогового периода.
Особо следует обратить внимание налогоплательщиков на то,
что, если помимо видов деятельности, с доходов от занятия
которыми они уплачивают единый налог, они занимаются и
другими видами деятельности, то обязаны уплачивать налоги по
этим видам деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив
раздельное ведение бухгалтерского учета результатов
хозяйственной деятельности.
Суммы единого налога, уплачиваемые организациями,
зачисляются в федеральный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты в следующих размерах:
1) федеральный бюджет - 25 процентов общей суммы
единого налога, из которых 4 процента направляется в
Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
2) государственные внебюджетные фонды - 25 процентов
общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350 процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования - 0,125 процента;
территориальные фонды обязательного медицинского
страхования - 2,150 процента;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425
процента;
Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации - 0,950 процента.
Организации представляют в Пенсионный фонд Российской
Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования";
3) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты – 50 процентов общей суммы единого налога, из
которых до 15 процентов могут направляться в территориальные
дорожные фонды.
Такое распределение единого налога на вмененный доход
между бюджетами, безусловно, будет выгодно регионам.
Что касается сумм единого налога, уплачиваемых
предпринимателями, то они зачисляются в следующих размерах:
1) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты - 75 процентов общей суммы единого налога;
2) государственные внебюджетные фонды - 25 процентов
общей суммы единого налога.
В свою очередь, распределение сумм единого налога,
подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты, устанавливается в
соответствии с нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предложения по совершенствованию закона о едином
налоге на вмененный доход.
В настоящее время существует ряд предложений по
совершенствованию закона о едином налоге на вмененный доход.
Одно из низ заключается в предоставлении льготы по налогу на
вмененный доход, если сумма подоходного налога с заработка
сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза
превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.
Такое предложение связано прежде всего с тем, что сегодня
большая часть (80-90 %) заработной платы выплачивается вчерную
и официально показывается по документам совершенно
незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в
подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды.
Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в
криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого
скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти
деньги надо передать своим работникам, которые таким образом
тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате
практически все оказываются в криминальной сфере.
Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо
заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По
мнению специалистов, этого можно добиться, если перенести
центр тяжести налоговых сборов с юридических лиц на лиц
физических. Для этого следует узаконить такой подход: если
сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо
малого предприятия в два раза превысила ставку налога по
вмененному доходу этого МП, то предприятию предоставляется
льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует
предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим
работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру
подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это
предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то и у
рядовых работников получится двойная заинтересованность в том,
чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой вчерную.
В целом надо сказать, что введение единого налога на
вмененный доход предполагает реализацию государством
фискальных задач в условиях хронического недобора налогов
Министерством налогов и сборов. По мнению экспертов
Министерства экономики РФ, это нововведение позволит увеличить
налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5
раз. Кроме того, появление этого налога позволит значительно
сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса,
который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как
торговля, общественное питание, строительство, ремонт,
транспортное обслуживание населения и другие виды платных
услуг.
Однако при рассмотрении единого налога на вмененный доход
нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога.
Разработчики Закона о едином налоге на вмененный доход
добивались, чтобы законопроект также обеспечил динамику роста
налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов предполагается
получить не за счет роста налогового бремени, а за счет
вывода из теневого сектора значительной части предприятий.
Малое предприятие теперь будет платить только один налог,
ставка которого не превысит 20% вмененного дохода. Единый
налог включает в себя и платежи во внебюджетные фонды,
которые будут осуществляться уже без участия предприятия на
уровне казначейства. Это позволит предельно упростить учет.
При этом следует отметить другое важное обстоятельство:
налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность
его заключается в том, что после уплаты налога, задним числом
его ставка не может быть скорректирована, даже если
предприятие добьется значительного увеличения реально
полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это
поощряет предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся
производственные площади, совершенствовать коммерческую
деятельность.
Принятый закон, безусловно, не лишен недостатков, среди
которых наиболее главным является пренебрежение принципам
рыночной экономики, что проявляется в том, что малые
предприятия одних отраслей подпадают под обложение единым
налогом на вмененный доход, а малые предприятия других нет. В
результате наносится серьезный ущерб предпринимательству за
счет "выравнивания" положения предприятий с точки зрения
прибыльности бизнеса.
Кроме того, следует отметить, что закон ориентирован на
предприятия, которые работают только с конечным потребителем.
В то же время подавляющее большинство малых предприятий кроме
того что осуществляют розничную и оптовую продажу еще ведут и
производство. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из
которых производит продукцию и продает ее через собственный
ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом
вмененный же доход определяется только по розничной торговле.
Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный
доход является то, что при его расчете используется
численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без
особого труда минимизировать платеж, а за это, по
существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности
уже нельзя.
Таким образом, подводя итоги, надо сказать, что Закон о
едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много
недоработок и неточностей, что безусловно будет препятствовать
применению его на практике. Однако, учитывая сложности
переходного периода можно допустить, что такие формы
налогообложения, если они применяются временно и технологичны
в уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут
иметь право на существование.
Приложение №1
Таблица 3
------------------------------------------------------------------
| Укрупненные сектора |Физичес-|Базо-|Коррек-| Корректирующие |
| деятельности |кие по- |вая |тирую- | коэффициенты |
| |казате- |до- |щий ко-| по месту |
| |ли, ха- |ход- |эффици-| деятельности |
| |рактери-|ность|ент |-----------------|
| |зующие |еди- |подви- |Ре- |Тип |Дис- |
| |данный |ницы |дов де-|гио- |насе-|лока-|
| |вид дея-|физи-|ятель- |наль-|лен- |ция |
| |тельнос-|чес- |ности |ный |ного |пред-|
| |ти |кого | | |пунк-|прия-|
| | |пока-| | |та |тия |
| | |зате-| | |дис- |внут-|
| | |ля, | | |лока-|ри |
| | |руб- | | |ции |насе-|
| | |лей | | |пред-|лен- |
| | |на | | |прия-|ного |
| | |еди- | | |тия |пунк-|
| | |ницу | | | |та |
| | |в | | | | |
| | |год | | | | |
|-----------------------+--------+-----+-------+-----+-----+-----|
| A | B | C | D | E | F | J |
|-----------------------+--------+-----+-------+-----+-----+-----|
|Оказание |Коли- |18000|0,1 - 6|0,5 -|0,2 -|1 - 2|
|предпринимателями |чество | | |3 |1 | |
|ремонтно - строительных|работаю-| | | | | |
|услуг (строительство|щих | | | | | |
|завершенных зданий и|(чело- | | | | | |
|сооружений или их|век) | | | | | |
|частей, оборудование| | | | | | |
|зданий, подготовка| | | | | | |
|строительного участка и| | | | | | |
|иные услуги по ремонту| | | | | | |
|и строительству зданий| | | | | | |
|и сооружений или их| | | | | | |
|частей, благоустройство| | | | | | |
|территорий) | | | | | | |
| | | | | | | |
|Оказание бытовых услуг|Оборудо-|18000|1 - 2 |0,5 -|0,2 -|1 - 2|
|физическим лицам|ванные | | |3 |1 | |
|(ремонт обуви, изделий|рабочие | | | | | |
|из кожи, меха, пошив и|места | | | | | |
|ремонт одежды, ремонт|(единиц)| | | | | |
|часов и ювелирных| | | | | | |
|изделий, ремонт бытовой| | | | | | |
|техники и предметов| | | | | | |
|личного пользования,| | | | | | |
|ремонт и изготовление| | | | | | |
|металлических изделий,| | | | | | |
|ремонт машин,| | | | | | |
|оборудования и| | | | | | |
|приборов, оргтехники и| | | | | | |
|периферийного | | | | | | |
|оборудования, сервисное| | | | | | |
|обслуживание | | | | | | |
|автотранспортных | | | | | | |
|средств и иные бытовые| | | | | | |
|услуги населению, в том| | | | | | |
|числе фото- и| | | | | | |
|киноуслуги, прокат, за| | | | | | |
|исключением проката| | | | | | |
|кинофильмов) | | | | | | |
| | | | | | | |
|Оказание физическим|Оборудо-|60000|1 - 2 |0,5 -|0,2 -|1 - 2|
|лицам парикмахерских|ванные | | |3 |1 | |
|услуг (деятельность|рабочие | | | | | |
|парикмахерских, |места | | | | | |
|салонов), медицинских,|(единиц)| | | | | |
|косметологических услуг| | | | | | |
|(в том числе в| | | | | | |
|косметических салонах),| | | | | | |
|ветеринарных и зооуслуг| | | | | | |
| | | | | | | |
|Оказание |Общая |600 |1 - 2 |0,5 -|0,2 -|1 - 2|
|предпринимателями услуг|площадь | | |3 |1 | |
|по краткосрочному|(кв. м) | | | | | |
|проживанию | | | | | | |
| | | | | | | |
|Оказание |Число |60000|1 - 2 |0,5 -|0,2 -|1 - 2|
|предпринимателями |работаю-| | |3 |1 | |
|консультаций, а также|щих (че-| | | | | |
|бухгалтерских, |ловек) | | | | | |
|аудиторских и| | | | | | |
|юридических услуг,| | | | | | |
|обучение, | | | | | | |
|репетиторство, | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|