МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности функционирования малых предприятий

    роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных

    технологических нововведений.

    Таблица2

    Доля технологических нововведений в США и Германии

    в 80-х годах в %

    мелкие средние крупные

    фирмы фирмы фирмы

    США 35% 15% 50%

    Германия 26% 11% 63%

    Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить

    следующими причинами. Углубление специализации в научных

    разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие

    фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в

    неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

    освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске

    принципиально нового изделия снижается значение крупных

    лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому

    же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое

    производство. Тем самым, значение разработок, проводимых

    мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки

    зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в

    свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью

    наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса,

    мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и

    среднего предпринимательства.

    Отношение нововведений к затратам на научные исследования

    и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.

    Если проследить путь изобретения, использованного крупными

    монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы

    отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение

    осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого

    финансовыми и материальными ресурсами.

    Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание

    на то, что мелкое предпринимательство воздействует на

    структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в

    результате изменения количества субъектов рынка, повышения

    квалификации и степени приобщенности все более и более широких

    слоев населения к системе предпринимательства и делового

    администрирования.

    Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и

    средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

    Фактически они теряют свою независимость и превращаются в

    отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная

    статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные

    предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы,

    производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг

    монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной

    промышленности, группируются обычно по несколько десятков

    тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и

    технической помощью монополий. Для хозяев монополистических

    объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они

    поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их

    производственные, социальные и другие проблемы мало заботят

    руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры

    и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими

    мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В

    последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к

    объединению мелких предприятий на основе специализации и

    кооперации производства, в крупные отраслевые структуры,

    которые сейчас производят большие объемы разнообразной

    продукции, в том числе высокого технического и

    технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на

    рынках с крупными компаниями и монополиями.

    Важность малых предприятий еще и в том, что ведя

    ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены

    постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям

    рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к

    существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль

    доставалась именно им.

    Массовый выпуск промышленных изделий длительного

    потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.)

    крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих

    промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто

    осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей

    громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом

    направлении или создавать разветвленную сеть маленьких

    филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее

    занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной

    фирмы.

    Деятельность малых предприятий в менее развитых районах

    западноевропейских стран - это основа всей их социальной и

    экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего

    хозяйственного развития.

    В то же время, на мелких предприятиях отмечается более

    высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами

    удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг

    на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает

    при этом большую занятость. Они увеличивают размеры

    поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП,

    выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном

    этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике

    Германии, США и других развитых странах - не случайность, а

    необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и

    потребностями, которые возникали в процессе развития

    производительных сил и технологий.

    1.3.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

    Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого

    капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в

    экономике и научились решать многие проблемы связанные с

    фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших

    масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во

    многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же

    развивается и действует малый бизнес в этих странах.

    Эффективность малых предприятий в Германии несколько

    выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных

    предприятий и 34% занятых на них работников приходится только

    52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест

    создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число

    малых предприятий растет.

    Наибольшее влияние на развитие мелкого

    предпринимательства оказывают следующие факторы:

    . в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

    . повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным

    накоплением опыта в крупных компаниях;

    . уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования

    информационных систем;

    . способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

    . в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось

    сокращение рабочей смены;

    . большая конкурентоспособность за счет меньших издержек,

    обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата,

    снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной

    платы;

    . расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

    Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и

    распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990

    году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах,

    причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля

    банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо,

    идя на риск, предприниматель решает сложную проблему

    конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная

    стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по

    сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале

    проводить свою работу при более высоких издержках, чем

    предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма

    всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее

    частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в

    сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и

    отсутствие опыта.

    Но все же, несмотря ни на что, количество вновь

    создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что

    говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и

    среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что

    часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь

    выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

    Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого

    предпринимательства:

    I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением

    статус-кво;

    II. медленное расширение деловой активности;

    III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние,

    а затем и в крупные компании.

    По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии

    55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы

    медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития

    за счет производства новой продукции или вступления на новые

    рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-

    кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

    В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах

    обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в

    Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы,

    одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического

    капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в

    экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения

    мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и

    нематериальной сферы производства.

    Относительно состояния промышленности Германии, хотелось

    бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем

    промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины

    80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась.

    Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно

    официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого

    предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

    В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем

    еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля

    крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте

    и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или

    даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное

    состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный

    период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку

    для предпринимательства все более важной становится быстрая,

    гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних

    взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности

    хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают

    необходимость использовать не только преимущества

    специализации, особую атмосферу творчества и

    заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и

    возможности, которые открываются при производственной

    кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-

    исследовательские разработки, разделение риска.

    Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие

    из них оказались более приспособленными, чем крупные компании,

    к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада.

    Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на

    какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в

    политике правительств Германии, США и многих других развитых

    капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое

    место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором

    общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия

    наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной

    конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях

    экономики. Волна разорений или образования новых компаний

    зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь

    позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм,

    отражаясь на их деятельности.

    В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании

    находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как

    правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для

    выживания интенсивно пересматривать свою производственную и

    сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала

    80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто

    разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий

    при преодолении этого кризиса послужило важным средством

    оздоровления экономики.

    Проблемы становления малого бизнеса в России.

    Рассмотрев опыт Германии и США, я хотела бы перейти к

    вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого

    предпринимательства в нашей стране.

    Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки

    масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших

    условиях он может стать лишь связующим звеном, которое

    обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных

    предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли

    и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют

    решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе

    технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание

    машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое

    обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные

    операции, а также посредническая деятельность.

    Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых

    в России экономических реформ, способных вывести страну из

    кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться

    эффективного функционирования производства и сферы услуг,

    является развитие малого предпринимательства. Этот сектор

    экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен

    быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры,

    заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает

    дополнительные рабочие места, является основным источником

    формирования среднего класса, то есть расширяет социальную

    базу проводимых реформ.

    Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный

    рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас

    у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

    В 1996 году в России проводилась массовая Программа по

    поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер,

    выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях.

    Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был

    составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником

    финансирования Программы планировались 5 процентов средств,

    получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной

    собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть

    средств для выполнения региональных инвестиционных программ и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.