Лизинг
арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний
докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор
отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть
возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству,
произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых
отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного
средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено
договором аренды.).
Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией
транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других
необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов,
несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,
Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без
экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и
осуществляет его техническую эксплуатацию,
Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и
технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его
нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в
договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут
быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное
обслуживание и т.д.
В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства
Гражданский кодекс (п.2.ст. 635) устанавливает, что состав экипажа и его
квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям
.договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то
требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного
вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и
подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической
эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства
распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются
работниками Арендодателя, то он несет расхода 'л по оплате услуг членов
экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором.
Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.
При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие-
арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров
работ, услуг в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 4 мая
1996 г. № ПВ-6-13/325 "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы,
связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что
арендованное имущество используется для целей производства или реализации
работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора
аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако,
если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например,
водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на
себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные
материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если
последнее предусмотрено договором аренды).
Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного
средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия
Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего
имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры , если они не
противоречат целям использования транспортного средства либо назначению
транспортного средства.
2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПРАКТИКЕ
ЗАПАДНЫХ ФИРМ.
Автомобильный транспорт и обслуживающие его отрасли занимают одно из
ведущих мест в экономике промышленно развитых стран и в известной мере
являются барометром ее развития, В США на них приходится более 20% ВНП и
примерно 15% всей рабочей силы страны. Грузооборот, выполняемый
автомобильным транспортом США составляет около 36% всего грузооборота, в
связи с этим заслуживает внимание опыт крупнейшей автотранспортной системы
США. Парк грузовых автомобилей и автобусов в США насчитывает более 45
млн.ед., из которых около 9,4 млн. ед. или 22.4% входит в автотранспортную
отрасль а остальные, так называемые нерегулируемые перевозки,
осуществляются на фермах или используется в качестве индивидуальных
автомобилей.
Автотранспортная отрасль насчитывает более 85 тис, АТП со средним
числом автотранспортных средств - 128 ед. ( см. Приложение 2). По виду
деятельности и обслуживаемой отрасли народного хозяйства АТП подразделяются
на предприятия общего пользования; обеспечивающие государственные штатные
организации, коммунальное хозяйство; предприятия, сдающие автомобили в
аренду и прокат и предприятия, обслуживающие конкретные отрасли народного
хозяйства (ведомственные).
Наибольший парк (2,7 млн. ед., или 29,3%) сосредоточено в АТП общего
пользования: в этом парке преобладают тягачи (22.3%) и полуприцепы (64.4%).
На долю одиночных грузовых автомобилей разных типов приходится только
11% парка. Средний размер AТП составляет 172 ед. На второе место по
численности парка вышли АТП, обслуживающие федеральные органы и органы
штатов (средний размер 189 ед.,15% парка). В них преобладают универсальные
грузовые автомобили(63.6%), а также внедорожные автомобили (19.9%).
На третьем месте по парку транспортных средств (0,975 млн ед., 10,6%
парка) находятся АТП, сдающие автомобили в аренду и прокат. Это наиболее
крупные предприятия со средним размером 326 ед., увеличившимся за последние
15 лет в 1,3 раза. Парк арендных АТП состоит в основном из полуприцепов -
43,1%, одиночных грузовых автомобилей - 36,7% и тягачей - 17.7%.
Ряд компаний специализируются на сдачу в аренду и прокате главным
образом полуприцепов ( например, Gelco Tip Trailer Leasing располагает 36
тыс. полуприцепов - 100% парка ). Другие крупнейшие частные компании имеют
смешанный состав парка ( Ryder Truck Rental имеет 241425 ед., автомобилей,
в т.ч. грузовых - 63129, тягачей и полуприцепов - 176087, легковых- 2209).
Автотранспортные компании используют регулирование размера и структуры
парков в качестве важнейшего инструмента приспособления -к конъюнктуре
рынка и повышения эффективности использования автомобилей. Так указанная
компания- Ryder Truck Rental успешно варьировала количеством и составом
подвижного состава в зависимости от спроса на услуги компании фирма, за 3
года (к 1990 г.) увеличила общий размер своего парка с 81,9 до 241,4 тыс.
ед., в т.ч, по грузовым автомобилям - с 42,4 до 63,1 тыс. ед. Другая
крупнейшая АТП - Bell South Carp решившая переориентироваться на другой
сегмент рынка, напротив, за те же 3 года сократила состав грузового парка с
21,7 до 5,4 тыс.ед., а легкового увеличила с 5,3 до 19,7 тыс. ед. Несмотря
на рост затрат на приобретение новых автомобилей, АТП, осуществляющие
интенсивную эксплуатацию подвижного состава, продолжают провопить линию на
регулирование и омоложение парка, наиболее интенсивное выбытие, т.е.
списание, для легковых автомобилей происходит между 7 и 12 годами (более
55% автомобилей), для грузовых автомобилей - мзду 9 и 14 годами (40%). Так
через 10 лет в среднем в хозяйствах продолжает эксплуатироваться 63.7%
грузовых автомобилей большой и 76.1% грузовых малой грузоподъемности и
51.4% легковых автомобилей, а к концу 20-го года соответственно 15, 8, 23.8
и 2.3% (1990г.). Для регулирования возрастной структуры применяется два
метода: установление рационального нормативного срока службы (пробега)
автомобилей данного класса (регулярный цикл замены) и определение
индивидуального момента замены на основе помашинного контроля за расходом
на ТО и Р, топлива, амортизацией, прибылью( нерегулярный цикл замены).
Стратегии рациональной работы предприятий автотранспорта ориентирует на
необходимость иметь на предприятиях обоснованные программы обновления парка
по классам и типам подвижного состава и его возраста. Исходя из этого
устанавливается норматив в годах с учетом конструкции и условий
эксплуатации, как правило, в пределах 4-10 лет.
Так, фирма Agway Inc (Нью-Йорк), насчитывающая 3150 тягачей, разных
классов, производит их замену через 10 лет.
Компания Saia Motor Freigth Line Inc заменяет международные тягачи
через 5 лет, а тягачи и полуприцепы, работающие в городских условиях -
через 10 лет.
Более интенсивное списание автомобилей и ускоренное омоложение парка
происходит во многом благодаря лучшему использованию подвижного состава в
процессе аренды. Как следует из табл. 3, наиболее эффективно персонал и
подвижной состав используют предприятия, арендующие технику.
Показатели работы парков в зависимости от принадлежности подвижного
состава.
Таблица 3.
|Показатели |Принадлежность транспортных средств |
| |Собственные|Арендуемые |Смешанные |
|Затраты на перевозки, центы/км |85.0 |81.3 |95.0 |
|В том числе: | | | |
|- административно-управленческие |6.3 |4.4 |6.9 |
|- водителя |38.1 |33.8 |41.9 |
|- подвижного состава и оборудования |40.6 |43.1 |46.2 |
|Среднегодовой пробег, тыс.км. |135.8 |175.4 |132.0 |
|Средняя длина рейса, км. |1121.6 |1659.2 |1201.6 |
Как видно из таблицы при аренде подвижного состава в целом
эксплуатационные затраты сокращаются на 5% главным образом за счет экономии
накладных и административных расходов (до 30%) и оплаты водителей (12%),
вызванных более интенсивным использованием арендуемого состав подвижного
состава.
Абсолютные годовые затраты на запасные части по арендуемым автомобилям
несколько увеличиваются, однако с учетом более интенсивного использования
этого по транспорта сокращаются по сравнению с собственными в среднем на
11%.
Большим разнообразием в США отличаются формы и методы аренды (лизинга)
автотракторной техники и сельскохозяйственного оборудования,
предназначенных для фермерских хозяйств. Предоставлением
сельскохозяйственного оборудования в аренду занимаются как лизинговые
компании, так и дилерские фирмы, осуществляющие одновременно и сбыт
оборудования. При этом разрабатываются более гибкие формы оплаты (например,
фермерам, специализирующимся на животноводстве, предлагаются условия с
помесячной оплатой, а занимающимся полеводством - условия с годовой
арендной платой).
Специфической формой проката автотракторной техники является так
называемый “Contract hire” , содержащий элементы как финансового, так и
оперативного лизинга. Эту форму лизинга предпочитают фермеры, интенсивно
эксплуатирующие машины. В этом случае расходы на ремонт н техническое
обслуживание обычно включаются в сумму контракта, арендная плата является
твердо установленной и все риски, связанные с эксплуатацией машины, несет
ее владелец. При аренде этого вида , как правило, не оговаривается
возможность покупки машины по окончании срока аренды.
Одна из форм аренды, предлагаемой специализированной лизинговой фирмой
“Lease America Corp” , является программа “ready lease”. Пo этой программе
фирма предоставляет клиенту возможность заключать с ней договоры об аренде
на определенную сумму на срок до 12 месяцев. Клиент может арендовать
несколько машин одновременно или по мере возникновения в них необходимости
в течение огородного срока, при этом он может использовать сумму,
установленную в соглашении об аренде, полностью или не полностью.
Широко известная фирма “John Deere” разработала и осуществляет
программу предоставления в аренду тракторов с привлечением лизинговой
компании. Фермеры арендуют тракторы на срок 2-3 месяца в сезон уборки
урожая, затем тракторы возвращаются компании-арендодателя), которая продает
их со скидкой (составляющей около 20%) от первоначальной цены, напри
сохранении гарантий фирмы-изготовителя “John Deere”, установленных для
новых тракторов, в том случае, если тракторы отработали манее 250 часов.
Тракторы бывшие в аренде, повторно в аренду не сдаются. В аренду
предоставляются только новые тракторы. Эта программа позволяет использовать
дополнительные машины в условиях сезонного пика объема работ. При
увеличении числа берущихся клиентом в аренду тракторов компания предлагает
скидки со ставок арендной платы. На приобретение тракторов, возвращенных
после аренды по данной программе существует очередь, особенно на небольшие
модели. Фермерам, взявшим тракторы в аренду, при последующем приобретении
этих машин предоставляется скидка в размере до 75% суммы, уплаченной за
аренду, т.е. в этом случае их арендная плата становится взносом наличными
при покупке трактора.
В Великобритании компания “Agrequip” , занимающаяся сбытом тракторов и
зерноуборочных комбайнов предлагает следующие условия предоставления их в
аренду. Фермеры могут получить в аренду необходимую им технику на два, три
или четыре года при понедельной арендной плате. Последняя включает
стоимость технического обслуживания (для тракторов - обслуживание, за
исключением смены масла и фильтра через 200 час. эксплуатации),
страхования, доставки. Гарантируется замена машины в случае серьезной
поломки. Шины передних колес заменяются после одного года эксплуатации, а
задних -после двух лет ( в случае необходимости замены шин до истечения
указанных сроков, связанные с этим расходы доплачивает фермер). Примерные
ставки арендной платы независимо от срока аренды трактора составляют (в
ф.ст. в неделю):53 - модель 44 л.с., 113 - 114 л.с. Арендаторам
предоставляется право приобрести машины в собственность по окончании срока
аренды. Арендаторам предоставляемся возможность пройти обучение для
операторов.
Некоторые фирмы предоставляют свое оборудование в краткосрочную
аренду, взимая 12 ц. за 1 л.с. мощности машин за 1 час эксплуатации ( по
счетчику). В контракте на аренду оговаривается стоимость ремонта и
технического обслуживания. Если к окончанию периода аренды затраты на эти
виды работ оказываются ниже, чем было предусмотрено, фермеру возвращается
половина сэкономленной суммы.
Широкое распространение в промышленно развитых странах получила аренда
(лизинг) и других средств производства, в частности, складской техники,
Например, в Великобритании около 30% всего парка погрузчиков используется
на условиях проката, во Франции в конце 80-х гг., на каждые 100 проданных
новых погрузчиков приходилось до 70 проданных погрузчиков, уже бывших в
употребления.
Разнообразные формы и методы арендных отношений давно и успешно
применяются в практике западных фирм, способа способствуют упрочению те
положения на рынке,: повышению конкурентоспособности их продукций,
использование накопленного западными компаниями за многие десятилетия
-позитивного опыта арендных отношений может быть полезным для
отечественных предприятий, делающих на это» поприще лишь первые шаги.
2.3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (САТП) ОАО "ЛИПЕЦКОБЛГАЗ".
Специализированное автотранспортное подразделение (САТП) ОАО
"Липецкоблгаз” как обособленная структура - действует на оснований
Положения о филиале открытого акционерного общества по газификации и
эксплуатации газового хозяйства Липецкой области.
CATП является подразделением, созданным для организации эффективной
работы ты и ремонта автотракторной техники всех филиалов ОАО "Липецкоблгаз"
и проведения единой учетной и технической политики, Схема организаций
управления ОАО "Липецкоблгаз" приведена в Приложении № 3.
На САТП как автотранспортное подразделение возложено решение
следующих задач:
- оказание транспортных и сервисных услуг;
- проведение единой технической политики и комплексного решения вопросов,
связанных с бесперебойным обеспечением сжиженным газом потребителей ОАО
"Липецкоблгаз";
-организация сервисного технического обслуживания, проведение а/м
капитального ремонта и обеспечение безаварийной эксплуатации автотракторной
техники;
- монтаж, ремонт и наладка электротехнического оборудования
- ремонт, наладка подъемно-транспортного оборудования
- монтаж, ремонт и обслуживание автомобильные газобалонных установок;
- организация поставок запчастей, оборудования, автотракторной техники;
- научно-техническая и инвестиционная деятельность;
- выполнение всех видов работ в области автоматизации управления
перевозками и автохозяйством;
- участие в проведении ярмарок, выставок, аукционной торговли;
- организация арендных(лизинговых) отношений;
- общение передового опыта, разработка и внедрение прогрессивных форм и
методов организации, управления и технологии технического обслуживания и
ремонта, проведение информационных семинаров и т.п.
Для выполнения вышеперечисленных задач САТП осуществляет следующие
функции :
- разработка нормативно-технической документации и норм расхода запасных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|