МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Задачи и функции государства

    выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере

    общественной жизни.

    Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его

    употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из

    множества различных государственных функций более широкие по объему и общие

    по содержанию основные функции государства.

    Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а

    определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью

    система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система

    отличается от составляющих ее элементов.

    От основных и неосновных функций государства следует отграничивать

    функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и

    обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в

    государственном механизме и политической системе общества.

    Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть

    непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных

    функций и функций отдельных государственных органов.

    Нельзя забывать, что у современного государства, осуществляющего свою

    многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем

    его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни

    общества, нет и не может быть только одной, единственной основной (главной)

    функции.

    Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой «в

    цивилизованном обществе» объявляется «охрана интересов человека, его прав».

    Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав

    — это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только

    «цивилизованного», но и любого уважающего себя и своих граждан государства

    и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека,

    его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в

    решающей степени зависит от всех других без исключения государственных

    функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства,

    приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими

    функциями.

    Нет необходимости пытаться вычленять из всего многообразия функций

    одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус

    функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в

    зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в

    зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

    Взаимодействие функций государства с его задачами и принципами

    деятельности. Рассмотрение понятия основных функций государства требует

    ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами

    деятельности.

    Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно

    взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни

    отождествлять. В задачах государства определяются его социальное

    назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи

    государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются

    их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и

    преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций

    государства. В свою очередь, функции государства представляют собой

    средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в

    жизнь посредством осуществления его функций.

    Не следует также смешивать функции государства с принципами его

    формирования и деятельности. Некоторые авторы[v] относят, например, к числу

    функций современного Российского государства обеспечение народовластия,

    видят основное назначение такой функции в осуществлении государством

    посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по

    руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия,

    развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию

    нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1

    Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и

    деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы

    Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное

    воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

    В процессе исторического развития государства в его функциях

    происходят изменения: одни из них отпадают, другие - углубляются и

    видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех случаях

    они обусловливаются свойственной определенной исторической эпохе

    экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью

    государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного

    государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к

    определенному типу государства.

    2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Россия переживает один из важнейших этапов развития своей

    государственности, правовой базис которого очерчен в принятой путем

    референдума 12 декабря 1993 г. Конституции. Данный этап начался переходным

    периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и

    духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике

    гражданского общества и демократического социального правового государства,

    в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С

    выполнением этих задач непосредственно связано изменение и развитие функций

    Российского государства по сравнению с периодом до прекращения

    существования СССР.

    Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм

    воздействия государства на экономические отношения, создала условия для

    развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к

    разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы

    устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную

    хозяйственно-организаторской функции социалистического государства,

    расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке экономической

    независимости система уравнительного распределения материальных благ

    перестала соответствовать новым экономическим отношениям, превратилась в

    сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала необходимость в

    функции государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В

    новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание

    хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних

    функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из основных

    превратилась функция сбора налогов.

    Соответственно возникла необходимость внести уточнения, как в саму

    систему функций, так и в их названия. В современный период Российскому

    государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая;

    социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и

    взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм

    собственности, правопорядка.

    Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная

    роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит

    жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом

    трансформировать экономический механизм России.

    За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных

    отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки

    товаров и услуг. Вместе с тем, возникла необходимость поиска оптимальных

    способов участия государства в экономических процессах, а также налаживания

    эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными

    механизмами. В этом главное отличие экономической функции современного

    Российского государства от хозяйственно-организаторской функции Советского

    государства, которая предполагала всеобъемлющее руководство экономикой.

    Сегодня экономическая функция охватывает такие направления

    государственной деятельности, как структурная перестройка российской

    экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно

    необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная

    поддержка стратегических, высоко конкурентных на мировом рынке и социально

    значимых для России производств; демонополизация производства; реальная

    поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;

    целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских

    компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа

    экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего обеспечение

    права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции

    и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование

    современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и

    т.д.

    Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической

    функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С

    принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа

    рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической

    свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.

    Социальная функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записано

    в статье 7 Конституции, «Российская Федерация — социальное государство,

    политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

    жизнь и свободное развитие человека».

    Содержание этой функции многозначное: в государстве охраняются труд и

    здоровье людей, устанавливается гарантированная минимальная заработная

    плата, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,

    отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система

    социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные

    гарантии социальной защиты. Социальная функция государства направлена на

    смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как

    бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня

    жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических

    трудностей между различными группами населения.

    Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о

    государственных пенсиях. Семейный кодекс РФ, законы РФ «О страховании», «О

    социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие

    катастрофы на Чернобыльской АЭС», указы Президента Российской Федерации «О

    неотложных мерах по обеспечению здоровья населения», «О социальной защите

    инвалидов в РФ», «О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ» и др.

    Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась

    вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со

    свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В

    отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования

    базируется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13)

    идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может

    устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44

    Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного,

    научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана

    интеллектуальной собственности.

    Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя

    государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства,

    театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и

    спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение

    историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных

    территорий, архивов, музеев, библиотек.

    В содержание данной функции входят также: государственная поддержка

    развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия;

    создание благоприятных условий для творческой деятельности научных

    коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений;

    поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований

    и принципиально новых технологий; эффективное использование как

    образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие

    интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы

    общеобразовательной школы.

    Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы

    законодательства РФ о культуре. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и

    дополнениями), указы Президента Российской Федерации «О государственной

    поддержке Российского фонда культуры», «О некоторых мерах по усилению

    государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ» и др.

    Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального

    использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим

    необходимость в такой основной государственной функции, является развитие

    научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая

    огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем

    неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной

    среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного

    рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению

    воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу

    растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях

    проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной

    страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему

    спасения земли, сохранения человечества.

    Основное содержание экологической функции составляют государственное

    управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды,

    регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности,

    оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

    Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадлежит

    Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране

    окружающей среды.

    Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему

    профилю, участвуют Министерство по атомной энергии, Министерство по делам

    гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

    стихийных бедствий, комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам и

    землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и

    сертификации и другие ведомства.

    С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

    природопользования, берет на себя обязательства

    перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

    Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений,

    являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации «Об

    охране окружающей среды», «Основы лесного законодательства», «О недрах»,

    «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и

    др.

    Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление

    деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-

    организаторской функцией.

    В новых условиях развития России, данная функция, будучи тесно

    связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из

    самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и

    пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального,

    так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех

    видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на

    всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов,

    подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом

    финансовых сборов, пошлин и платежей.

    Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает

    Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ». В нем

    определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности,

    ответственность налогоплательщиков и т.д. Контроль за исполнением данного

    Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую

    полицию, которые проверяют правильность исчисления налогов, своевременность

    их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.

    Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства

    гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать

    лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и

    регистрационные удостоверения.

    Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили

    перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну.

    Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и

    целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой

    функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

    Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

    правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие

    претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов

    содержания этой триединой функции.

    Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права

    и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.