МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Задачи и функции государства

    Задачи и функции государства

    Сибирский Государственный Университет Путей

    Сообщения

    МПС

    Кафедра Права

    Курсовая работа

    по теории государства и права

    тема: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

    ГОСУДАРСТВА

    Автор:

    Изутин М.К.

    гр. Юп - 112

    1 курс

    Рецензент:

    Скворцова А.Г.

    Новосибирск 2000 г.

    План:

    Введение………………………………………………………………………………..…3

    1. Понятие функций государства…………………………………………………………..5

    2. Классификация функций государства…………………………………………………..8

    3. Основные внутренние функции РФ……………………………………………………20

    4. Основные внешние функции РФ……………………………………………………….26

    5. Правовые формы и методы осуществления…………………………………………...29

    Заключение………………………………………………………………………………31

    Список используемой литературы……………………………………………………..32

    ВВЕДЕНИЕ

    С давних пор, вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в

    обществе относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в

    государствоведении. Это объясняется множеством причин. Во-первых, данные

    вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв,

    классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая

    организация не может конкурировать с государством в многообразии

    поставленных задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих,

    государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-

    политическое явление. Как форма организации общества, призванная

    обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет

    функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его

    интересам.

    Как мы знаем, в истории человечества существовало, сменяя друг друга,

    большое количество государств, да и сейчас их немало. Поэтому всесторонне

    раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты

    государства – задача чрезвычайно трудная. Решить её можно лишь при изучении

    государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и

    духовной жизнью общества. Немалую роль в этом изучении, играет изучение

    функций государства, представляющих собой важнейшие качественные

    характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой

    формы организации политической власти, но и общества в целом.

    Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и

    практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со

    стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его

    с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью

    функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить

    характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином

    этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и

    эффективности.

    Учитывая всё выше перечисленное, я считаю, что данная тема актуальна в

    наши дни и требует конкретного рассмотрения. В настоящее время, вопрос о

    функциях государства затрагивается в большинстве правовой литературы. В

    частности в пособиях и учебниках для ВУЗов. Нельзя также забывать и о

    различных нормативно-правовых актах, которые устанавливают и регулируют

    государственные функции. К коим относятся: Конституция РФ (ст. 8, ст.71

    пункты: ж, з, к, л, м, н и др.), Налоговое, Уголовное и другие

    законодательства.

    В своей работе я постарался раскрыть данную тему, базируясь на

    различной правовой литературе, переложив некоторые аспекты этого вопроса на

    российскую действительность.

    ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

    Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной

    литературе далеко неодинаковое значение. В философском и общественно-

    социологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств

    какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных

    или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их

    природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного

    лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им

    предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции

    врача, прокурора и т.п.)

    Применительно к государству, термин, а вместе с ним и понятие

    «функция» приобретает несколько иной смысл и значение. Функции государства

    традиционно определяют как основные направления деятельности государства,

    обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на

    том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным

    назначением.

    В отечественных и зарубежных академических источниках существуют

    различные трактовки функций государства. Например, ещё в 60-е годы в рамках

    отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение

    представление о функциях государства как о предметно-политической

    характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое

    представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в

    модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В

    подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия «функция

    государства», в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание

    деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения.

    Ещё раньше названного варианта трактовки функций государства в

    западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко

    допускалось их отождествление как основных направлений деятельности

    государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось,

    например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства

    как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как

    своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как

    основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности,

    автор сосредоточил своё внимание лишь на попытках проведения различий между

    государством-корпорацией и другими, сопредельными с ним корпорациями.

    Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известной

    работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как

    «чисто правовой феномен, как юридич6екое лицо», есть не что иное, как

    корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим

    понятием корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-

    корпорация отличается от других корпораций».

    Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие

    между ним и другими корпорациями заключается в «нормативном порядке»,

    который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической

    точки зрения «проблема государства-корпорации по своему существу есть

    проблема национального правового порядка».

    Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства

    по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие

    функции иногда ограничивается представлением об основных направлениях

    деятельности государства лишь по «управлению обществом» или, наоборот,

    расширяется за счёт включения в их понятие и содержание «механизма

    государственного воздействия на развитие общественных процессов». При таком

    подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и

    реальность воздействия государства на общественные отношения не только в

    связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и

    регулированием экономики, его воздействием на международные экономические,

    политические и иные отношения. Во втором случае, как справедливо

    подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не

    оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его

    механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как

    аппарат государства.

    Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению

    функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду

    сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее время,

    весьма популярно следующее определение.

    Функции государства – это основные направления его деятельности,

    выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по

    управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

    В различных источниках, данное определение может встречаться в

    несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью,

    можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций

    государства.

    . Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его

    деятельности, без которого государство на данном историческом этапе или

    на всём протяжении своей деятельности обойтись не может. Это устойчивая,

    сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в

    экономике, политике, охране правопорядка и др.

    . В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в

    государстве – его сущность. Поэтому, через функции можно познать сущность

    государства, его многосторонние связи с обществом.

    . Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним

    задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает

    практическую направленность.

    . Функции государства – понятие управленческое. Оно конкретизирует цели

    государственного управления на каждом историческом этапе развития

    общества

    . Функции реализуются в определённых формах и особыми, характерными для

    государственной власти методами.

    Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например,

    профессор М.Н. Марченко[i], перечисляя признаки функций государства, пишет:

    «Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных

    органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют

    в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но

    тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства,

    относительно узким, локальным характером. Если функции государства

    охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего

    государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов

    распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь

    отдельных его частей». На мой взгляд, данная формулировка очень сходна с

    другой: «функция государства не любое, а именно главное направление его

    деятельности». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне

    достаточно для определения понятия «функция государства».

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

    Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью

    создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более

    эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

    рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности

    государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их

    отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

    В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество

    оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить

    какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с

    разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий,

    как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо

    между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же

    функция может присутствовать в различных классификациях. Итак, функции

    классифицируют:

    Во-первых, по времени их действия (постоянные функции и временные). Во-

    вторых, по их социальной значимости (функции, выражающие преимущественно

    интересы правящих классов, слоев и групп и те, которые выражают интересы

    всего общества). В-третьих, по сфере их «приложения» и осуществления

    (политические, идеологические, социальные, экономические). В-четвёртых, по

    форме их реализации (правотворческие, правоохранительные,

    правоприменительные).

    Классификация функций государства проводится также на основании

    территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В

    федеративном государстве - эта функция федерации в целом и субъектов

    федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на

    территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого

    государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества

    (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из

    участников этого союза государств.

    В последние годы предпринимаются попытки классификации функций

    государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с

    данным критерием функции подразделяются на законодательные

    (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую

    классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается,

    прежде всего, в том, что «она отражает механизм реализации государственной

    власти» и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не

    одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к

    определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной[ii].

    Относительно новым критерием для классификации функций государства

    является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому

    или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой

    всякого общества». В соответствии с данным критерием функции подразделяются

    на функции государств эксплуататорских типов, функции государства

    демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

    Характерными чертами функций эксплуататорских государств называются

    следующие:

    . Доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским

    меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются

    лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в

    отношении которых оно осуществляется.

    . Охрана частной собственности на землю, на основные орудия и средства

    производства. Различия при этом обуславливаются лишь особенностями самих

    форм собственности.

    . Обеспечение внешних условий эксплуатации: ограниченное вмешательство

    государства в экономику[iii].

    Наиболее важными особенностями функций государства демократического

    типа считаются:

    . Второстепенное значение функции прямого подавления. Последнее

    осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти

    эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое

    значение.

    . Охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и

    государственную.

    . Ведущее значение «организаторских функции», неизвестных ранее

    существовавшим, эксплуататорским государствам.

    . Направленность функций на решение демократических по своему характеру

    задач.

    К числу функций, вытекающих из природы всякого общества, относят все

    те основные направления деятельности государства, которые имеют своей целью

    обеспечение и поддержание естественных условий жизни общества. Это —

    общесоциальные (в противоположность преимущественно классовым) функции

    государства. Содержание их составляет деятельность государства,

    направленная на взвешенное, рациональное использование природных ресурсов,

    охрану окружающей среды, внедрение в производство новых, безотходных

    технологии и пр. Классификация функций государства в зависимости от типов и

    принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных

    научных исследованиях и учебниках довоенных и послевоенных лет такой подход

    к функциям государства занимал доминирующее положение. Вполне обычным и

    оправданным было рассмотрение функций с позиций того, принадлежат ли они

    рабовладельческому, феодальному, капиталистическому или же

    социалистическому государству.

    Первые три типа государств и соответствующих им функции считались

    эксплуататорскими и недемократическими с точки зрения воли и интересов

    трудящихся масс. Четвертый же тип социалистический — рассматривался с этих

    же позиций как неэксплуататорский и демократический.

    Правда, функция подавления считалась присущей и этому типу

    государства. Но, во-первых, она трактовалась как временная функция,

    присущая этому государству лишь на начальной стадии его развития, в

    переходный от капитализма к социализму период. Во-вторых, она

    рассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой

    стадии его развития не в силу самой природы государства, а в силу

    необходимости его защиты от свергнутых, но сохраняющих свои позиции в

    обществе и государстве внутренних «врагов». И, в-третьих, эта функция

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.