Задачи и функции государства
Задачи и функции государства
Сибирский Государственный Университет Путей
Сообщения
МПС
Кафедра Права
Курсовая работа
по теории государства и права
тема: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА
Автор:
Изутин М.К.
гр. Юп - 112
1 курс
Рецензент:
Скворцова А.Г.
Новосибирск 2000 г.
План:
Введение………………………………………………………………………………..…3
1. Понятие функций государства…………………………………………………………..5
2. Классификация функций государства…………………………………………………..8
3. Основные внутренние функции РФ……………………………………………………20
4. Основные внешние функции РФ……………………………………………………….26
5. Правовые формы и методы осуществления…………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
С давних пор, вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в
обществе относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в
государствоведении. Это объясняется множеством причин. Во-первых, данные
вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв,
классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая
организация не может конкурировать с государством в многообразии
поставленных задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих,
государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-
политическое явление. Как форма организации общества, призванная
обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет
функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его
интересам.
Как мы знаем, в истории человечества существовало, сменяя друг друга,
большое количество государств, да и сейчас их немало. Поэтому всесторонне
раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты
государства – задача чрезвычайно трудная. Решить её можно лишь при изучении
государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и
духовной жизнью общества. Немалую роль в этом изучении, играет изучение
функций государства, представляющих собой важнейшие качественные
характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой
формы организации политической власти, но и общества в целом.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его
с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью
функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить
характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином
этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и
эффективности.
Учитывая всё выше перечисленное, я считаю, что данная тема актуальна в
наши дни и требует конкретного рассмотрения. В настоящее время, вопрос о
функциях государства затрагивается в большинстве правовой литературы. В
частности в пособиях и учебниках для ВУЗов. Нельзя также забывать и о
различных нормативно-правовых актах, которые устанавливают и регулируют
государственные функции. К коим относятся: Конституция РФ (ст. 8, ст.71
пункты: ж, з, к, л, м, н и др.), Налоговое, Уголовное и другие
законодательства.
В своей работе я постарался раскрыть данную тему, базируясь на
различной правовой литературе, переложив некоторые аспекты этого вопроса на
российскую действительность.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной
литературе далеко неодинаковое значение. В философском и общественно-
социологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств
какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных
или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их
природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного
лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им
предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции
врача, прокурора и т.п.)
Применительно к государству, термин, а вместе с ним и понятие
«функция» приобретает несколько иной смысл и значение. Функции государства
традиционно определяют как основные направления деятельности государства,
обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на
том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным
назначением.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют
различные трактовки функций государства. Например, ещё в 60-е годы в рамках
отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение
представление о функциях государства как о предметно-политической
характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое
представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в
модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В
подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия «функция
государства», в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание
деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения.
Ещё раньше названного варианта трактовки функций государства в
западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко
допускалось их отождествление как основных направлений деятельности
государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось,
например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства
как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как
своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как
основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности,
автор сосредоточил своё внимание лишь на попытках проведения различий между
государством-корпорацией и другими, сопредельными с ним корпорациями.
Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известной
работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как
«чисто правовой феномен, как юридич6екое лицо», есть не что иное, как
корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим
понятием корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-
корпорация отличается от других корпораций».
Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие
между ним и другими корпорациями заключается в «нормативном порядке»,
который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической
точки зрения «проблема государства-корпорации по своему существу есть
проблема национального правового порядка».
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства
по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие
функции иногда ограничивается представлением об основных направлениях
деятельности государства лишь по «управлению обществом» или, наоборот,
расширяется за счёт включения в их понятие и содержание «механизма
государственного воздействия на развитие общественных процессов». При таком
подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и
реальность воздействия государства на общественные отношения не только в
связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и
регулированием экономики, его воздействием на международные экономические,
политические и иные отношения. Во втором случае, как справедливо
подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не
оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его
механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как
аппарат государства.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению
функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду
сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее время,
весьма популярно следующее определение.
Функции государства – это основные направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по
управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
В различных источниках, данное определение может встречаться в
несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью,
можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций
государства.
. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его
деятельности, без которого государство на данном историческом этапе или
на всём протяжении своей деятельности обойтись не может. Это устойчивая,
сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в
экономике, политике, охране правопорядка и др.
. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в
государстве – его сущность. Поэтому, через функции можно познать сущность
государства, его многосторонние связи с обществом.
. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним
задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает
практическую направленность.
. Функции государства – понятие управленческое. Оно конкретизирует цели
государственного управления на каждом историческом этапе развития
общества
. Функции реализуются в определённых формах и особыми, характерными для
государственной власти методами.
Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например,
профессор М.Н. Марченко[i], перечисляя признаки функций государства, пишет:
«Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных
органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют
в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но
тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства,
относительно узким, локальным характером. Если функции государства
охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего
государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов
распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь
отдельных его частей». На мой взгляд, данная формулировка очень сходна с
другой: «функция государства не любое, а именно главное направление его
деятельности». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне
достаточно для определения понятия «функция государства».
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью
создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более
эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические
рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности
государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их
отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.
В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество
оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить
какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с
разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий,
как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо
между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же
функция может присутствовать в различных классификациях. Итак, функции
классифицируют:
Во-первых, по времени их действия (постоянные функции и временные). Во-
вторых, по их социальной значимости (функции, выражающие преимущественно
интересы правящих классов, слоев и групп и те, которые выражают интересы
всего общества). В-третьих, по сфере их «приложения» и осуществления
(политические, идеологические, социальные, экономические). В-четвёртых, по
форме их реализации (правотворческие, правоохранительные,
правоприменительные).
Классификация функций государства проводится также на основании
территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В
федеративном государстве - эта функция федерации в целом и субъектов
федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на
территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого
государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества
(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из
участников этого союза государств.
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций
государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с
данным критерием функции подразделяются на законодательные
(правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую
классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается,
прежде всего, в том, что «она отражает механизм реализации государственной
власти» и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не
одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к
определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной[ii].
Относительно новым критерием для классификации функций государства
является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому
или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой
всякого общества». В соответствии с данным критерием функции подразделяются
на функции государств эксплуататорских типов, функции государства
демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.
Характерными чертами функций эксплуататорских государств называются
следующие:
. Доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским
меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются
лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в
отношении которых оно осуществляется.
. Охрана частной собственности на землю, на основные орудия и средства
производства. Различия при этом обуславливаются лишь особенностями самих
форм собственности.
. Обеспечение внешних условий эксплуатации: ограниченное вмешательство
государства в экономику[iii].
Наиболее важными особенностями функций государства демократического
типа считаются:
. Второстепенное значение функции прямого подавления. Последнее
осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти
эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое
значение.
. Охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и
государственную.
. Ведущее значение «организаторских функции», неизвестных ранее
существовавшим, эксплуататорским государствам.
. Направленность функций на решение демократических по своему характеру
задач.
К числу функций, вытекающих из природы всякого общества, относят все
те основные направления деятельности государства, которые имеют своей целью
обеспечение и поддержание естественных условий жизни общества. Это —
общесоциальные (в противоположность преимущественно классовым) функции
государства. Содержание их составляет деятельность государства,
направленная на взвешенное, рациональное использование природных ресурсов,
охрану окружающей среды, внедрение в производство новых, безотходных
технологии и пр. Классификация функций государства в зависимости от типов и
принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных
научных исследованиях и учебниках довоенных и послевоенных лет такой подход
к функциям государства занимал доминирующее положение. Вполне обычным и
оправданным было рассмотрение функций с позиций того, принадлежат ли они
рабовладельческому, феодальному, капиталистическому или же
социалистическому государству.
Первые три типа государств и соответствующих им функции считались
эксплуататорскими и недемократическими с точки зрения воли и интересов
трудящихся масс. Четвертый же тип социалистический — рассматривался с этих
же позиций как неэксплуататорский и демократический.
Правда, функция подавления считалась присущей и этому типу
государства. Но, во-первых, она трактовалась как временная функция,
присущая этому государству лишь на начальной стадии его развития, в
переходный от капитализма к социализму период. Во-вторых, она
рассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой
стадии его развития не в силу самой природы государства, а в силу
необходимости его защиты от свергнутых, но сохраняющих свои позиции в
обществе и государстве внутренних «врагов». И, в-третьих, эта функция
Страницы: 1, 2, 3, 4
|