МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Задачи и функции государства

    трактовалась не просто как функция подавления, а как целевая функция —

    подавления сопротивления свергнутых классов социалистическому

    строительству, как «спровоцированная» антисоветской деятельностью белого

    офицерства, кулачества, представителей других «антиреволюционных» слоев

    общества, «врагов трудящихся масс».

    По мере развития общества и ослабления классовой борьбы, согласно

    существовавшей тогда в нашей стране и других странах, называвших, себя

    социалистическими, теории, необходимость в функции подавления сопротивления

    свергнутых классов отпадает. Эта функция постепенно вытесняется и

    заменяется хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функцией,

    функцией контроля за мерой труда и мерой потребления и другими им подобными

    функциями.

    Таковой была теория, но нередко совсем иной была практика. Имеется в

    виду не только и не столько практика прямого физического «подавления

    сопротивления свергнутых классов», сколько практика политического и

    идеологического ограничения, попыток втискивания всей сложной и

    многогранной жизни общества в рамки официальной политики и идеологии.

    В настоящее время в России и других странах бывшего «социалистического

    лагеря», ставших теоретически и практически на капиталистический путь

    развития, идет переоценка ценностей и взглядов. Переоценивается, в том

    числе и в сфере приложения функций государства, прошлое. Вырабатывается

    новый официальный взгляд на настоящее и будущее.

    Функциональную активность советского, так же как и любого иного

    государства, именовавшего себя социалистическим, нередко пытаются

    представить как исключительно репрессивную, недемократическую. В то же

    время как аналогичную деятельность западных стран — как высокогуманную,

    безупречную в социальном плане, демократическую. Такие оценки социального

    характера функций различных по своему типу государств широко

    распространялись особенно в постсоветский период. Что же касается

    советского периода, то все обстояло как раз наоборот.

    Не вдаваясь в подробности рассмотрения и объективность подобного рода

    оценок, следует заметить, что в данном случае имеют место две крайности:

    полная идеализация функций одних государств и представление исключительно в

    негативном плане функций других. В советский период идеализация

    распространялась на функции социалистических государств, а исключительно

    негативное представление о функциях касалось капиталистических государств.

    В настоящее время оценки поменялись на противоположные, плюсы на минусы и

    наоборот. Подобные операции носят политический и идеологический характер и

    ничего общего с объективными, научными оценками не имеют. Они возникают и

    широко распространяются практически в каждой стране, независимо от типовой

    принадлежности государства, при смене государственной власти, политического

    режима, при переходе государства и общества от одного типа к другому.

    Объективный характер оценки социального содержания функций любого

    государства заключается в том, что они носят одновременно и сугубо

    классовый, и общесоциальный характер, обслуживают интересы и власть имущих,

    и всего общества. С точки зрения демократического потенциала, содержащегося

    в функциях, следует отметить, что в той их части, которая касается

    выражения воли и интересов всего общества, функции несомненно имеют

    демократический характер. Там же, где в функциях государства воплощаются

    воля, эгоистические интересы лишь власть имущих — незначительной части

    общества в ущерб интересов остальных классов и слоев общества - функции

    носят антидемократический характер.

    Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания

    классификации функций государства. Однако наиболее распространенными и

    широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с

    которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние

    - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а

    также - на основные и неосновные — в зависимости от важности и социальной

    значимости тех или иных направлений деятельности государства.

    Внутренние функции государства представляют собой основные направления

    разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные

    необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь

    многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все сферы

    жизни общества и самого государства: экономическую, социальную,

    политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство зачастую

    решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы,

    охватывающие две и более сфер.

    В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в

    научной и учебной юридической литературе нередко их не только напрямую

    связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют

    с ними. Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших

    функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя

    (политическая функция), а также на экономическую, социальную и

    идеологическую функции.

    Правда, при этом оговаривалась возможность и более дробной, полностью

    не совпадающей с различными сферами жизни общества, классификации функций

    государства, а также проводилась мысль о том, что не следует подразделять,

    по сути, единые функции государства на внутренние и внешние. «В сущности, -

    отмечалось в связи с этим в юридической литературе того периода, - внешние

    функции есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций

    (подобно тому, как внешняя политика государства есть продолжение его

    внутренней политики)», и в этом плане политическая, экономическая и

    идеологическая функции выступают одновременно и как основные внутренние, и

    как основные внешние функции государства[iv].

    В настоящее время при рассмотрении функций государства также

    допускается иногда их отождествление со сферами жизни общества. Но оно

    имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело заключается в

    том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей

    системы основных направлений деятельности государства наряду с такими

    функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью

    совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются также и такие,

    которые не совпадают с ними.

    Среди них, например, называются в различных источниках такие

    внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе;

    охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания

    социальных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-

    воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция

    финансового контроля и другие функции.

    Перечень данных и иных, им подобных направлений деятельности

    государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной

    литературе представлению о его внутренних функциях, нежели понимание их,

    полностью или частично отождествляющее функции государства с основными

    сферами жизни общества.

    Внешние функции государства представляют собой основные направления

    деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих

    перед ним на международной арене целей и задач.

    Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для

    всех государственных образований и государств. Они зависят от характера

    существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов

    развития одного и того же государства, от складывающейся в мире

    международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг

    с другом государств.

    Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в

    решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания,

    его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в

    значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет и не может

    быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих

    функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием,

    идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым

    назначением.

    Идеологические и политические установки особенно ярко прослеживались в

    целях, задачах и внешних функциях Советского государства. Среди них

    выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи и тесного

    сотрудничества с государствами мировой системы социализма; борьбы за мир и

    мирное сосуществование со странами капитализма; функция поддержки

    национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися

    странами и др. Политические и идеологические постулаты, составляющие основу

    данных функций, содержались не только в официальных партийных документах,

    но и закреплялись законодательно.

    Так, в Конституции СССР 1977 года констатировалось, что Советское

    государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за «упрочение

    безопасности народов и широкое международное сотрудничество» (ст. 28, п.

    1). На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики

    государства и формировались его соответствующие функции. Среди принципов,

    оказавших решающее воздействие на процесс формирования и реализации внешних

    функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались

    следующие: принцип суверенного равенства государств, взаимного отказа от

    применения силы или угрозы силой; ненарушимости границ; территориальной

    целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во

    внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и

    права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между

    государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из

    общепризнанных принципов и норм международного права и др. (ст. 29).

    В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и

    становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и

    на внешние функции государства. В чем это проявляется?

    Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма»,

    естественно отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции

    (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с

    составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они

    именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются

    функциями равноправного партнерства.

    Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация

    России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных»

    государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В

    связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

    И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть до

    последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной

    России к западным странам. Многолетняя политика идеологического

    противостояния резко сменилась противоположной политикой - соглашательства

    по ряду принципиальных вопросов. Из одной крайности политика и идеология

    России, а вместе с ней и других, бывших соцстрах, отразившиеся на их

    внешних функциях, перешли в другую крайность.

    В настоящее время под влиянием происходящих внутри страны процессов,

    внешнеполитическая линия России постепенно выравнивается. Вместе с ней

    видоизменяется и содержание внешних функций современной России.

    Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского

    государства, а, следовательно, и его функций должно состоять в непременном

    приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в

    уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании

    со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и

    сотрудничества.

    На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и

    осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции

    России в мировую экономику; функция обороны; поддержания мирового порядка;

    функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения

    иностранных инвестиций;

    функция совместного разрешения с другими государствами глобальных

    энергетических, экологических, демографических и иных проблем

    современности.

    Данные и иные внешние функции российского государства становятся в

    настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе.

    Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на

    взаимовыгодной для всех государств-субъектов международно-правовых

    отношений основе.

    Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства

    и, в частности, с их делением на внутренние и внешние, широко

    распространенной является их классификация по важности в общественной жизни

    - на основные и неосновные функции.

    Следует отметить, что данная классификация функций является насколько

    традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной

    литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные

    функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно

    некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась

    мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и

    неосновные.

    По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки

    последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся

    проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о

    том, что классификация функций государства на основные и неосновные не

    только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем,

    что в реальной действительности функции государства как основные

    направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не

    одинаковы.

    Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности

    государства, так и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных условиях

    его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях

    ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду

    с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В

    условиях экологических и иных возможных катастроф и потрясений —

    экологическая и другие соответствующие функции. Классификация функций по

    степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные

    объективно необходима для их дифференцированного, а, следовательно, и для

    их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций

    государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их

    изучения, но и практики их применения.

    Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные

    функции государства, и чем они отличаются друг от друга, необходимо

    исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда

    государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно

    возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных,

    повседневных условиях.

    Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления

    деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

    целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

    Этим функциям государства присущ ряд общих черт.

    Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и

    общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.

    Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности

    государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение

    ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных

    конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с

    другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства,

    осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности,

    правопорядка, оборона страны и др.

    Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

    осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

    (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

    финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

    функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

    разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

    В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная

    функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного

    анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из

    решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.

    Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

    общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной

    жизни.

    Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют

    по наиболее важным направлениям государственного воздействия на

    общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными

    функциями. Последние, будучи структурными составными частями основных

    функций, представляют собой направления деятельности государства по

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.