МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Юридическая практика

    практики и категории разрешаемых юридических дел, можно говорить о судебной

    практике, например, по гражданским и уголовным делам.

    Каждый из типов, видов и подвидов юридической практики специфичен по

    своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным

    аспектам. Все это важно учитывать как в научном и учебном познании, так и в

    конкретной практической деятельности.

    4. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

    Функции юридической практики — это относительно обособленные направления

    гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную

    реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-

    преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.

    Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической практики на

    общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями)

    практики.

    В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее

    сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру

    практики, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно

    четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер

    юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные

    элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой

    системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их

    реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых

    явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними

    стоят действующие субъекты и участники практики.

    Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С.

    Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая

    (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная[2]. В. И.

    Леушин рассматривает функции формирования права, совершенствования

    правоприменительной деятельности, воспитательную и

    правоконкретизирующую[3]. Особенно большое внимание в литературе уделяется

    правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики.

    Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает,

    что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают

    творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие

    ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии

    классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически

    в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд

    подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее,

    ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа

    и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые,

    специфические стороны влияния юридической практики на социальную

    действительность. Например, в правотворческой функции практики вычленить

    правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции.

    Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций

    является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому

    воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую,

    социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие

    функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу

    юридической практики в обществе.

    Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее

    специфических функциях, где за основу классификации приняты способы

    действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований

    либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь

    относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики —

    правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Это,

    однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только

    одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других

    разновидностей. Правоприменительная практика, например, сигнализирует

    правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и

    неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания

    норм права и даже нормативных актов.

    По способам воздействия на реальную действительность можно выделять

    регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-

    ориентационную и правоохранительную функции практики. Регистрационно-

    удостоверителъная функция предполагает юридическое закрепление существующих

    и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных

    ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок,

    имеющих правовое значение, официальное регистрирование и

    свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и

    закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат

    удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и

    документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в

    осуществлении централизованного и автономного, нормативного и

    индивидуального упорядочения общественных отношений.

    Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно

    раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную,

    правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная

    подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны.

    Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно.

    В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической

    практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы,

    обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений,

    достижение поставленных целей, осуществление требований правовых

    предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими

    методами воздействия на общественную жизнь.

    Юридическая практика — важный канал общесоциального, специально-

    криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений,

    осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных,

    праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических

    средств и мер.

    Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в

    законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных

    действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим

    восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов

    граждан и организаций.

    Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все

    разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение

    любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба),

    который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями

    отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и

    государству в целом.

    Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в

    формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении,

    конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического

    воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного,

    организационного и иного характера.

    По времени действия функции юридической практики можно подразделить на

    постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее

    функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо

    и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в

    определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной

    или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на

    экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного

    типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную

    жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-

    регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на

    правотворчество правоприменительной практики) являются производными,

    сопутствующими.

    Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное

    направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической

    практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о

    месте и роли этой практики в правовой системе общества.

    5. Задачи и проблемы юридической

    практики в области законотворчества.

    5.1. Понятие законотворчества.

    В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно

    соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и

    подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с

    необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми

    последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство

    устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с

    помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах,

    обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство

    сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего

    воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия,

    непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

    Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества

    предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается,

    формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания

    исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и

    подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности

    и прогресса общества.

    Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у

    законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных

    знаний, определенных навыков

    овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов.

    Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются

    законодательной техникой, представляющей собой определенную систему

    требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных

    актов, их систематизации.

    Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных

    актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно

    творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и

    приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как

    составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего

    действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей

    права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с

    которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая

    практика.

    Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей

    культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление,

    мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки

    непосредственно (или опосредствованно) определяют характер

    законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа,

    его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура

    законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает

    условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов,

    установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в

    жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

    В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания

    действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о

    праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в

    практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение

    этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют

    создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные

    акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям

    общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать

    всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном

    общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить

    все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык

    закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально

    использовать приемы законодательной техники.

    Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей

    современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового

    опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и

    глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже

    простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно

    необходимостью:

    - исследования различных социальных факторов, обусловливающих

    потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих

    общественных отношений;

    - выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных

    интересов социальных и национальных образований, общественных групп и

    общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

    - использования в процессе создания закона соответствующих достижений

    науки, техники и культуры;

    - проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с

    аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных

    систем других государств, но и с другими регуляторами общественной

    жизнедеятельности;

    - постановки в целесообразных и возможных случаях специальных

    экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования

    соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее

    эффективной формы правового воздействия на эти отношения,

    - определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого

    закона с данной правовой системой в целом и, прежде всего, с Конституцией;

    - совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и

    т.д.

    Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены

    без творческого подхода и решения их законодателем.

    Законотворчество характеризуется органическим единством трех его

    основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих

    диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл

    законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же

    последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности

    систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно

    отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать,

    изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти

    процессы.

    Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех

    сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных

    отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального

    прогресса.

    Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не

    переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его

    пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход

    не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое

    многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве

    необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и

    цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает

    решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания

    самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых

    обычно законом и регламентом, установленными процедурами.

    Если познание в законотворчестве является процессом преобразования

    объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия

    соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по

    созданию закона представляет собой обратный процесс превращения

    законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым,

    итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но

    этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым

    наступает действие самого закона, заключающееся в практическом

    регулировании соответствующих общественных отношений.

    Изучение действия закона позволяет определить его эффективность,

    целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь,

    воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс,

    позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее

    законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.

    5.2. Стадии и структура правотворческого процесса.

    Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное

    общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые

    по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным

    фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для

    нормального функционирования общества необходим регулятор, который

    поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях

    и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш

    взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных

    отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством

    и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом.

    Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений,

    ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом

    отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от

    полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих

    потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь,

    на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и

    иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами.

    Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с

    неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести

    порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь,

    возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.