МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Судебная власть

    политический вес.

    В некоторых странах, особенно тех, где численный состав

    конституционного суда (совета) мал, эти органы работают только в качестве

    пленума. Но во многих случаях структура конституционного суда сложная и

    включает внутренние подразделения (палаты, сенаты и т. п.), имеющие право

    выносить решения от его имени. Это позволяет быстрее разрешать дела, не

    допуская их скопления.

    Внутренние проблемы организации и деятельности конституционных судов

    (советов) регулируются регламентами, которые принимаются самими этими

    органами.

    Е) Конституционное судопроизводство. Это порядок рассмотрения и

    разрешения дел в конституционных судах. Отдельные принципы конституционного

    судопроизводства можно встретить в конституциях, но целостным образом оно

    регулируется законами о конституционных судах и регламентами этих судов.

    Оно складывается из общей процедуры (порядка подготовки дел, ведения

    судебных заседаний и вынесения решений) и специальные процедур по отдельным

    категориям дел. Следует подчеркнуть, что конституционное судопроизводство

    имеет свою значительную специфику по сравнению с судопроизводством по

    уголовным, гражданским, административным делам: не все их основные принципы

    восприняты конституционным судопроизводством, а воспринятые реализуются

    подчас в своеобразных формах. Например, такие процессуальные принципы, как

    состязательность или устность, часто либо ограничены, либо вообще

    отсутствуют при рассмотрении отдельных категорий дел.

    Общая процедура включает порядок подачи обращений в конституционный

    суд управомоченными субъектами, предварительного рассмотрения обращений для

    решения вопроса об их принятии или отклонении, процессуальное

    представительство, права судьи-докладчика, порядок истребования необходимой

    информации, приглашения свидетелей и экспертов, проведения судебного

    разбирательства, совещания и голосования по постановлению решения, его

    оглашения, возобновления производства в необходимых случаях, вопрос о

    судебных издержках и некоторые другие положения.

    Специальные процедуры предусматривают круг лиц, управомоченных

    возбуждать по соответствующей категории дел производство в конституционном

    суде, особенности этого производства, правовые последствия различных

    возможных решений суда, положения об исполнении.

    Остановимся кратко на процедуре проверки конституционности законов,

    которую можно считать главной из категорий дел, подведомственных

    конституционным судам.

    Австрийский Федеральный конституционный закон (ч. 1 ст. 140)

    управомочивает на обращение в Конституционный суд по этому вопросу (речь

    идет о законах как федерации, так и земель):

    — Административный суд, Верховный суд, иной суд, управомоченный на

    рассмотрение дела по второй инстанции, а также и сам Конституционный суд,

    если закон подлежит применению при рассмотрении им правового спора (следует

    отметить, что вообще собственная инициатива конституционного суда — явление

    крайне редкое, и это вполне понятно: никто не должен быть судьей в

    собственном деле);

    . Федеральное правительство, правительство земли;

    . 1/3 членов Национального совета (о федеральных законах), 1/3

    членов Ландтага земли (о законах земли), если это предусмотрено

    конституционным законом земли;

    . лицо, по мнению которого неконституционность закона

    непосредственно нарушает его права, если для Действия закона

    отношении данного лица не требуется судебного решения или

    специального указания.

    Согласно ч. 1 ст. 162 Испанской конституции, с заявлением

    неконституционности закона или равносильного акта в Конституционный

    трибунал могут обращаться:

    . Председатель Правительства;

    . Защитник народа;

    . 50 депутатов;

    . 50 сенаторов;

    . коллегиальные исполнительные органы и собрания автономных

    сообществ.

    Органический закон о Конституционном трибунале предусмотрел также,

    что с запросом о конституционности закона или иного акта может обратиться

    судья или трибунал при рассмотрении конкретного дела.

    Изложим далее кратко испанскую процедуру заявления о

    неконституционности, которая вполне показательна.

    Заявление о неконституционности закона или равносильного акта

    подается в Конституционный трибунал в течение трех месяцев после

    опубликования оспариваемого акта; при этом сообщаются данные о заявителе и

    в соответствующих случаях о его представителях, указывается оспариваемый

    акт и дается точная формулировка конституционной нормы, которая считается

    нарушенной. Приняв заявление, Конституционный трибунал направляет его копии

    палатам Генеральных кортесов, Правительству через министерство юстиции, а

    если оспаривается акт автономного сообщества, то и его законодательному и

    исполнительному органам, чтобы они в течение 15 дней могли назначить

    участников - процесса и привести свои доводы. После этого Трибунал выносит

    решение в течение 10 дней, хотя может мотивированной резолюцией увеличить

    этот срок не более чем до 30 дней.

    Вынесенное решение обязывает все публичные власти и порождает общие

    последствия со дня опубликования в официальном бюллетене государства.

    Если заявление о неконституционности отклонено, то повторное заявление по

    тому же основанию не допускается. В решении, признающем

    неконституционность, одновременно объявляется о недействительности

    оспариваемых предписаний, равно как связанных с ними или вытекающих из них

    иных предписаний того же акта. Конституционный трибунал может обосновать

    признание неконституционности нарушением любого предписания Конституции

    независимо от того, затрагивалось ли оно в ходе процесса. На основании

    решения о неконституционности не могут пересматриваться вступившие в силу

    судебные решения, основанные на неконституционных положениях, за

    исключением уголовных или судебно-административных дел, по которым

    нарушение Конституции повлекло наложение необоснованных или чрезмерных

    санкций.

    Приведем также пример процедуры по рассмотрению в конституционном

    суде индивидуальной жалобы, на нарушение конституционных прав.

    Согласно германскому Закону о Федеральном конституционном суде,

    любое лицо может подать конституционную жалобу в ФКС, ссылаясь на то, что

    публичная власть нарушила какое-либо из его конституционных прав. Если

    вопрос подлежит юрисдикции обычного суда, то жалоба в ФКС допустима лишь

    после рассмотрения дела обычным судебным порядком. Но если жалоба имеет

    общее значение или за время рассмотрения жалобы в общем судебном порядке

    жалобщик может понести тяжкий ущерб, ФКС может разрешить жалобу

    немедленно.

    Конституционную жалобу в ФКС могут подать также общины и общинные

    союзы, если считают, что каким-либо законом Федерации или земли нарушается

    ст. 28 Основного закона, гарантирующая их права. Жалоба не допускается,

    если законодательством земли возможность защиты от нарушений права на

    самоуправление обеспечивается в конституционном суде земли.

    В обосновании жалобы указывается, какое право нарушено и какое

    действие или бездействие органа или ведомства жалобщик считает причиной

    нарушения своего права. Жалоба подается в течение месяца с момента, когда

    лицу стало известно о принятом решении. Если жалобщик ходатайствует о

    выдаче ему копии решения, то до этой выдачи течение срока прерывается.

    Конституционная жалоба на закон или иной акт суверенной власти, не

    подлежащий обычному судебному обжалованию, допускается в течение года

    после вступления в силу закона или издания акта.

    Палата ФКС может единогласно отказать в принятии жалобы, если она

    недопустима или по каким-либо причинам не имеет достаточных перспектив на

    удовлетворение, а также в некоторых других случаях, причем отказ этот

    обжалованию не подлежит. Так же единогласно палата может удовлетворить

    жалобу, если ее обоснованность очевидна в силу того, что ФКС ранее уже

    разрешил конституционно-правовой вопрос, имеющий значение для данного дела.

    Соответствующие определения принимаются палатой без устного

    разбирательства, причем для отказа в принятии жалобы достаточно указать его

    правовое основание.

    Если же единогласия в палате не достигнуто, вопрос о принятии жалобы

    к рассмотрению решается сенатом. Жалоба принимается, если хотя бы два

    судьи считают, что решение послужит разъяснению конституционно-правового

    вопроса или что отказ в принятии причинит жалобщику неотвратимый тяжкий

    вред. Устное разбирательство по данному вопросу здесь также не проводится.

    ФКС (палата или сенат) предоставляет возможность конституционному

    органу либо министру или ведомству Федерации или земли, действие или

    бездействие которого послужило причиной жалобы, высказаться по ней в

    установленный срок. Если же оспаривается судебное решение, то возможность

    высказаться предоставляется также стороне, в пользу которой было вынесено

    это решение. В случае, когда жалоба прямо или косвенно направлена против

    закона, предоставляется возможность выразить свое мнение органам

    законодательной и исполнительной власти. Все упомянутые конституционные

    органы вправе участвовать в производстве по делу. ФКС, однако, может

    отказаться от проведения устного разбирательства, если нет оснований

    ожидать, что оно будет способствовать разрешению спора, а упомянутые

    конституционные органы от устного разбирательства отказываются.

    Если конституционная жалоба удовлетворяется, в решении указывается,

    какая норма Основного закона была нарушена и какое действие или бездействие

    к этому привело. Одновременно ФКС может указать, что любое подобное

    действие в случае его совершения будет являться нарушением Основного

    закона. Удовлетворив жалобу на какое-либо решение, ФКС это решение

    отменяет, с если речь идет о судебном решении, то передает дело в

    компетентный суд. Удовлетворение жалобы на закон означает утрату силы этим

    законом, в том числе и в случае отмены решения, основанной на

    неконституционном законе. При наличии основанного на неконституционном

    предписании приговора по уголовному делу возможно возобновление

    судопроизводства по этому делу; решения же судов по гражданским делам,

    основанные на неконституционных нормах, не пересматриваются, за некоторыми

    исключениями, однако исполнение таких решений недопустимо.

    Что касается конституционных советов и подобных им органов

    конституционного контроля, то их процедура свободна от сложных

    процессуальных форм, присущих судопроизводству. Законодательное

    регулирование их процедуры обычно ограничивается порядком обращения,

    установлением сроков, порядком принятия решений и требованием в

    соответствующих случаях их мотивированности.

    Приведем некоторые процедурные положения, относящиеся к иранскому

    Попечительному совету. Члены Попечительного совета могут посещать

    Исламское консультативное собрание и слушать дебаты, когда обсуждаются

    правительственные или депутатские законопроекты. Если же на повестку дня

    Собрания вынесен срочный законопроект, члены Попечительного совета должны

    прийти в Собрание и довести до его сведения свою позицию (ст. 97

    Конституции). Совместимость законодательства, принятого Собранием, с

    законами ислама устанавливается большинством факихов, а совместимость с

    Конституцией — большинством всех членов Попечительного совета (ст. 96).

    Толкование Конституции требует согласия 3/4 состава Попечительного совета

    (ст. 98).

    4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти

    А) Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в

    уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании

    публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью

    предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах

    лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных

    институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических

    стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется

    специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным

    законодательством.

    Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно

    выделить четыре группы стран:

    —страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

    . страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса

    (магистратуры) и находится при судах;

    . страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна

    парламенту;

    . страны, где прокуратура вообще отсутствует.

    К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша,

    Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США — генеральный

    атторней) — это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены

    нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США наряду с системой

    федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система

    прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная

    прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом

    по представлению генерального атторнея по совету 'и с согласия Сената. В

    штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

    Во Франции, согласно Ордонансу N 58-1270, содержащему органический

    закон о статусе магистратуры, 1958 года, прокуроры находятся под

    руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняются министру

    юстиции; в судебном заседании их речь свободна. При Кассационном суде и

    апелляционных судах действуют генеральные прокуроры, при трибуналах

    большого процесса — прокуроры республики.

    Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими

    дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в

    частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным

    контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из

    числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за

    прокурорами.

    Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия. Так,

    в Испании, согласно Закону, которым регулируется органический статут

    Прокуратуры (Мunisterio Fiscal), 1981 года, прокуратура содействует юстиции

    в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса

    в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также

    следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними

    удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной

    власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в

    соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и

    во всяком случае с принципами законности и беспристрастности. Органы

    прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня

    включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый

    Королем по представлению Правительства после заслушания мнения

    Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он

    считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

    Третью группу стран образуют «социалистические» страны. В этих

    странах на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями чаще всего

    возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого

    были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с

    исключением представительных органов), общественные объединения,

    хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица.

    Начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, «социалистические»

    конституции неизменно регулируют статус прокуратуры как одного из

    важнейших государственных органов, хотя реально значение этого общего

    надзора ничтожно. Обычно «социалистическая» прокуратура — организационно

    обособленная система органов, возглавляемая генеральным прокурором,

    которого формально назначает парламент на срок своих полномочий или на

    более длительный срок и который формально же несет перед парламентом

    ответственность за свою деятельность. Он назначает нижестоящих прокуроров.

    Реально же решения о назначении и смещении прокуроров принимаются

    коммунистическими партийными инстанциями.

    Так, согласно Конституции КНДР (ст. 143—146), прокурорскую

    деятельность осуществляют Центральная прокуратура, провинциальные (городов

    центрального подчинения), городские (районные), уездные прокуратуры и

    специальные прокуратуры. В обязанности прокуратур входит:

    1) надзор за точным исполнением государственных законов

    государственными органами, предприятиями, общественно-

    кооперативными организациями и гражданами;

    2) надзор за непротиворечием постановлений и распоряжений

    государственных органов Конституции, законам, актам Президента,

    Центрального народного комитета, Постоянного совета Верховного

    народного собрания, Административного совета;

    3) защита «власти рабочих и крестьян и социалистического строя» от

    любых посягательств, охрана государственной и общественно-

    кооперативной собственности, конституционных прав, жизни и

    имущества граждан, «разоблачая преступников и нарушителей закона и

    привлекая их к ответственности по закону».

    Деятельностью прокуратуры централизованно руководит Центральная

    прокуратура, которая назначает и освобождает от должности прокуроров.

    Председатель же Центральной прокуратуры, в соответствии с п. 8 ст. 76

    Конституции, назначается и освобождается от должности Верховным народным

    собранием. Все прокуратуры подчиняются вышестоящим прокуратурам и

    Центральной прокуратуре, которая за свою деятельность ответственна перед

    Верховным народным собранием, Президентом и Центральным народным

    комитетом. Как видим, никакой даже функциональной независимостью

    прокуратуры здесь, как говорится, и не пахнет. Достаточно вспомнить, что

    Верховное народное собрание заседает несколько дней в году (не говоря уже

    о его составе и принятых в нем нравах послушания) и что Центральный

    народный комитет возглавляется Президентом, и становится ясно, что

    прокуратура — всего лишь одна из карательных дланей Президента.

    Действующая Конституция Китайской Народной Республики 1982 года

    организационно децентрализовала прокуратуру, органы которой призваны,

    согласно ст. 129, осуществлять надзор за соблюдением законности. Согласно

    части второй ст. 101 Конституции, местные собрания народных представителей

    уездной ступени и выше избирают и имеют право освобождать от должности

    главных прокуроров народных прокуратур соответствующей ступени; такое

    решение доводится до сведения вышестоящего главного прокурора и

    утверждается постоянным комитетом собрания народных представителей этой

    вышестоящей ступени. Все прокуратуры ответственны перед органами

    государственной власти (т.е. собраниями и их постоянными комитетами)

    своего уровня и вышестоящей прокуратурой, если таковая есть (ст. 133

    Конституции).

    В какой-то мере данная традиция проявилась и в новейших

    конституциях некоторых пост-«социалистических» стран. Так, в словацкой

    Конституции установлено, что прокуратура, охраняющая права и охраняемые

    законом интересы физических и юридических лиц и государства, возглавляется

    Генеральным прокурором, которого назначает и отзывает Президент по

    предложению Национального совета.

    Пример страны четвертой группы — Великобритания, где прокуратуры нет.

    Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого

    в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве

    обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение

    поддерживает специальное должностное лицо — директор публичных слушаний.

    Б) Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов,

    профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим

    лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.

    Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда

    наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко

    упоминают об адвокатуре. Можно в качестве примера привести ст. 134

    болгарской Конституции, согласно ч. 1 которой «адвокатура — свободная,

    независимая и самоуправляющаяся. Она помогает гражданам и юридическим

    лицам при защите их прав и законных интересов» (согласно ч. 2,

    организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом).

    Надо сказать, что, несмотря на отсутствие конституционного упоминания

    об адвокатуре в подавляющем большинстве стран, статус ее, как правило,

    регулируется законами. В качестве исключения можно упомянуть одну из двух

    адвокатских корпораций в Великобритании — барристеров, в организацию и

    деятельность которой государство традиционно не вмешивается. Эта

    привилегированная корпорация объединяет наиболее квалифицированных

    адвокатов, имеющих дело лишь с высшими судами. Наряду с ней существует

    другая корпорация — солиситоров, объединенных в Юридическое общество,

    статус которого регулируется Актом о солиситорах 1974 года. Солиситоры

    выступают обязательными посредниками между барристерами и клиентами,

    готовят дела для барристеров и сами ведут менее сложные дела. Они действуют

    под надзором Высокого и Апелляционного судов. Вообще надо отметить, что в

    Великобритании на любую должность в системе судебной власти можно попасть

    исключительно через адвокатуру. Адвокаты имеют преимущества и при

    назначениях на многие административные должности, а также на

    университетские кафедры.

    В США наиболее влиятельным общенациональным объединением адвокатов

    является Американская ассоциация юристов. В штатах существуют свои

    адвокатские объединения. Единого закона, регулирующего адвокатскую

    деятельность, в США нет; действуют законодательство штатов, судебные

    правила, а в ряде штатов источником нормативного регулирования служат

    уставы адвокатских объединений.

    Во Франции деятельность адвокатуры регулируется Законом о реформе

    некоторых судебных и юридических профессий 1971 года. Адвокаты объединены

    в автономные коллегии по судебным округам, а Национальная ассоциация

    адвокатов ведает лишь вопросами профессиональной этики, повышения

    квалификации и социального обеспечения адвокатов. Суд, при котором

    действует коллегия, контролирует прием в нее и исключение из ее состава.

    В Германии статус адвокатуры регулируется Законом об адвокатуре 1959

    года. В судебных округах высших судов земель и при Федеральной судебной

    палате создаются коллегии адвокатов, которые объединены в единую

    Федеральную палату адвокатов. Эти адвокатские объединения считаются

    публично-правовыми корпорациями и находятся под надзором ведомств юстиции —

    соответственно федерального и земель.

    Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических

    странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления

    юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах

    есть для этого институт публичных адвокатов.

    Так же существуют и прочие вспомогательные органы и учреждения. Они

    также крайне редко находят свое регулирование в конституциях. Обычно статус

    этих органов регулируется исключительно текущем законодательством. Так, ст.

    129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на

    службе судебных инстанций, часть вторая ст. 137 Конституции Словении

    упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.