МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Судебная власть

    Судебная власть

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ

    ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    ВТОРОЙ КУРС

    РЕФЕРАТ

    по: Конституционному праву зарубежных стран

    на тему: «Судебная власть».

    Преподаватель: АРТАМОНОВА С.Н.

    г. Москва

    1999г.

    ПЛАН:

    1. Общая характеристика судебной власти

    А) Понятие и социальная функция

    Б) Структура судебной власти

    В) Статус судей, прокуроров, следователей

    Г) Высшие органы судейского самоуправления

    2. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности

    судебных систем

    А) Принципы организации

    Б) Принципы деятельности

    В) Системы судов общей юрисдикции

    Г) Административная юстиция

    3. Конституционный контроль и конституционная юстиция

    А) Понятие конституционного контроля

    Б) Объекты конституционного контроля

    В) Виды конституционного контроля

    Г) Органы конституционного контроля

    Д) Организация конституционных судов (советов)

    Е) Конституционное судопроизводство

    4. Органы и учреждения, содействующие судебной власти

    А) Прокуратура

    Б) Адвакатура

    5. Список используемой литературы

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

    1)Общая характеристика

    А) Понятие и социальная функция. Если законодательная власть и

    исполнительная власть возлагаются конституциями на один-два высших

    государственных органа, то с судебной властью дело обстоит значительно

    сложнее. Она возложена на вето совокупность судебных органов от самых

    низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего

    места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно,

    руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный

    орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти.

    Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат.

    justitia — справедливость).

    Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется

    юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности —

    юрисдикцией (лат. jurisdictio — судебное разбирательство; судебный округ).

    Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и

    представительным и административным органам, однако подобные случаи суть

    исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных

    органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

    Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то

    есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это

    достигается благодаря. применению специальных процессуальных форм,

    призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по

    каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

    Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается

    в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство

    права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах,

    международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных

    высокого уровня актах — указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных

    публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах

    законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже

    об актах местного значения, источниками права не признаются. Они

    обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая

    обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и

    проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях

    пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим,

    правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

    В связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии

    политического фактора на ее деятельность. По логике, такое влияние должно

    бы быть исключено. Если законодательная власть и исполнительная власть не

    только постоянно находятся под непосредственным воздействием политических

    сил, но и сами представляют собой активную политическую силу, то судебная

    власть должна бы быть полностью деполитизирована, ибо в противном случае

    она не сможет быть беспристрастной (пристрастный судья — не судья), а при

    разрешении дел будет руководствоваться не правом, а политической

    целесообразностью.

    Да, по идее это должно бы быть так. Известно латинское изречение:

    «Fiat justitia, регеаt mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб

    мир!"), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556—1564),

    Оно означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие

    политические и иные последствия. Но даже самая гениальная идея в жизни

    обычно не может быть реализована в голом виде, ибо попытки реализовать ее

    таким образом часто дают обратные результаты, в чем мы в своей истории уже

    неоднократно получали возможность убедиться. И кому будет нужно правосудное

    решение, если мир из-за него погибнет?

    На практике, конечно, полная деполитизация судебной власти невозможна.

    Судьи, особенно при разрешении дел в сфере публичного права (его недаром

    называют политическим правом), не могут не предвидеть политических

    последствий тех или иных своих решений, а вынося решения, не могут не

    считаться с этими последствиями.

    В противном случае суд утрачивает самостоятельность и превращается в

    простой придаток других ветвей власти, как это имеет место при

    авторитарных, а особенно тоталитарных режимах, когда действует хорошо нам

    известное «телефонное право» и суд часто выступает орудием политической

    расправы.

    В общем судебная власть — это инструмент, посредством которого право

    воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но

    главнейший в конфликтных случаях. Из всех властей судебная власть —

    слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как

    законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для

    принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении

    цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному

    толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах

    юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их

    о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе

    представить, как это возможно — не исполнить решение суда.

    Сказанное не значит, что в демократических странах суд всегда и

    обязательно справедлив, что судебные решения всегда и обязательно

    правосудны. Есть, конечно, и противоположные случаи. Может быть, их иногда

    значительно больше, нем кажется допустимым. Но все же это именно случаи, а

    не система; иначе никакой демократический режим, никакой конституционный

    строй вообще невозможен. Суд — это последний бастион, последний рубеж

    демократии; если он подчинен "телефонному праву» (неважно, чьим указаниям

    он внимает — партийного лидера, президента страны или пахана преступного

    сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в

    такой стране нет конституционного строя, а конституция если и есть, то не

    стоит той бумаги, на которой напечатана.

    Судебный порядок разрешения конфликтов отнимает много времени, ибо

    судебная процедура не может не быть сложной. Существует одна известная

    пословица «время — деньги», но в жизни нередко время оказывается дороже

    денег. Пока длится судебное разбирательство конфликта, он может утратить

    всякий смысл, а решение суда — оказаться никому не нужным.

    Обращение в суд несет еще одну проблему – это пошлины, которые

    зачастую бывают достаточно большими для заявителя. Сама по себе судебная

    власть стоит очень дорого. Квалификация ее должностных лиц зачастую самая

    высокая во всем государственном аппарате, а к числу гарантий ее

    независимости, относится и весьма высокая оплата этой квалификации и

    профессионального риска, производимая в различных формах (денежное

    вознаграждение, пенсионирование, охрана и др.).

    Такая высокая цена правосудия должна побуждать субъекты,

    заинтересованные в скорейшем и материально менее обременительном разрешении

    конфликта, обращаться к иным способам его разрешения — взаимным

    договоренностям, арбитражу, административным решениям и т.д. Суд должен

    быть действительно последним средством.

    Б) Структура судебной власти. Эта структура охватывает прежде всего

    сами суды. В странах англосаксонской правовой системы часто они образуют

    единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный

    суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной

    Европе, наблюдается тенденция к полсистемности. Это значит, что в стране

    создается несколько независимых друг от друга систем специализированных

    судов во главе со своими высшими судами. Самый яркий пример полсистемности

    дает Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года,

    предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще

    пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального

    административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального

    трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения

    единообразия судебной практики создают совместный сенат.

    В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду

    с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом

    гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной

    юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным

    советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо

    верховным административным судом (Швеция).

    Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются.

    Особое место в странах континентальной Европы, включая пост-

    «социалистические», занимают конституционные суды (во Франции —

    Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в

    разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям

    (Италия, Франция). В странах, воспринявших англо-саксонскую правовую

    систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного

    контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции.

    В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют

    шариатские суды.

    Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных

    судов, которые могли бы действовать вне установленной законом процедуры.

    Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные

    виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть,

    среди которых прежде всего нужно отметить органы предварительного

    расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в

    судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними

    функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как

    адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи

    всем, кто в ней нуждается. Наконец, в некоторых странах существует

    специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (см., например,

    ст. 109 Конституции Италии).

    В) Статус судей, прокуроров, следователей. Эти должностные лица,

    которые непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом

    с ней взаимодействуют, обеспечивая выполнение ею своих функций, должны

    отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального

    характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и

    морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые

    устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное

    право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в

    каждой стране бывает всякое — и некомпетентность, и коррумпированность, и

    пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном

    случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования

    судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае

    нужды.

    Судейский корпус формируется, как правило, путем назначения, хотя и

    встречаются случаи выборности. Например, в большинстве штатов США судьи

    выбираются, причем нередко баллотируются как представители той или иной

    партии.

    Важным принципом, гарантирующим независимость носителей судебной

    власти, является их несменяемость: они не могут быт смещены или перемещены

    без своего согласия иначе, как по решению высшей власти, причем им

    гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью

    можно уволить досрочно только в порядке импичмента.

    В странах континентальной Европы обычно устанавливается, верхний

    возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной

    власти автоматически выходит в отставку с сохранением ряда льгот и

    привилегий.

    Законодательство обычно устанавливает несовместимость функции судьи с

    иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в

    политических, а порой и профсоюзных объединениях.

    Г) Высшие органы судейского самоуправления. Общее название, этому

    институту, не совсем точное: в отдельных странах оно полностью

    соответствует действительности, в других — лишь частично. Но с этой

    оговоркой им можно пользоваться. В Италии, Франции, Румынии это Высший

    совет магистратуры, в Испании — Генеральный совет судебной власти, в

    Колумбии — Высший совет судейского корпуса (.Judicatura), в Польше —

    Всепольский совет судейского корпуса (Krajowa Rada Sadownictwa), в Болгарии

    — Высший судебный совет и т.д. Такие органы в перечисленных странах

    являются конституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют

    их статус довольно подробно (например, во Франции, Италии).

    Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгария 1991 года,

    Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного

    кассационного суда, председатель Верховного административного суда и

    Главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его

    членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными

    качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них

    избирается Народным собранием, а другая половина — органами судебной власти

    на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС

    председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в

    голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и

    освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения

    о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и Главного

    прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном

    представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным

    голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129, ст. 131).

    2) Конституционно-правовые принципы организации и деятельности

    судебных систем.

    А) Принципы организации. Конституции, хотя многие из них достаточно

    кратки в данном вопросе, обычно устанавливают виды, судебных систем или

    судов, действующих в стране, указывая, какие специальные суды могут быть

    образованы наряду с судами общей юрисдикции,

    Из организационных принципов, на которых действует судебная власть,

    практически повсеместно предусматривается независимость судей,

    подчиняющихся только закону, и ее гарантии: несменяемость, иммунитеты,

    неуменъшаемостъ вознаграждения во время пребывания в должности. Некоторые

    конституции дополняют этот принцип такой гарантией, как административная и

    финансовая автономия судебной власти вообще.

    Широко распространен конституционный принцип отправления правосудия

    только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов.

    В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении

    правосудия, прежде всего в качестве присяжных.

    Существует принцип инстанционности, который часто получает выражение

    в виде права на обжалование судебных решений. Он заключается в том, что не

    вступившее еще в силу решение суда, рассмотревшего и разрешившего дело по

    существу, то есть суда первой инстанции, может быть пересмотрено

    вышестоящим судом, то есть судом второй инстанции, либо соответственно

    решение суда второй инстанции — судом третьей инстанции (в странах с

    трехинстанционным процессом) по жалобе стороны.

    Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При

    апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с

    новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и

    постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При

    кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона

    нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках

    заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.