Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании
|Граждане КНР несут воинскую |1. Защита Испании является правом и |1. Защита Отечества является долгом|
|повинность. Защита страны от агрессии|обязанностью испанцев. |и обязанностью гражданина |
|– долг каждого | |Российской Федерации. |
|Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, |
|достигшие определенного возраста. |
|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |
|Статья 47 |Статья 44 |Статья 44 |
| | | |
|Граждане КНР пользуются свободой |1. Государственные власти поощряют и |1. Каждому гарантируется свобода |
|научно-исследовательской |покровительствуют осуществлению права|литературного, художественного, |
|деятельности, |каждого на доступ к культуре. |научного, технического и других |
|литературно-художественного |2. Государственные власти поощряют |видов творчества, преподавания. |
|творчества и деятельности в других |науку и научные исследования на благо|Интеллектуальная собственность |
|областях культуры. Государство |общих интересов. |охраняется законом. |
|поощряет и поддерживает творческую | |2. Каждый имеет право на участие в |
|работу граждан в области науки, | |культурной жизни и пользование |
|техники, литературы, искусства и в | |учреждениями культуры, на доступ к |
|других областях культуры, отвечающую | |культурным ценностям. |
|интересам народа. | |3. Каждый обязан заботиться о |
| | |сохранении исторического и |
| | |культурного наследия, беречь |
| | |памятники истории и культуры. |
|Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько |
|население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными |
|галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием |
|библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и |
|России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на |
|свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. |
|право на жилище |
|Статья 39 |Статья 47 |Статья 40 |
| | | |
|Жилище граждан КНР неприкосновенно. |Все испанцы имеют право на |1. Каждый имеет право на жилище. |
|Незаконное вторжение в жилище |достойное, благоустроенное жилье. |Никто не может быть произвольно |
|запрещено. |Государственные власти обеспечивают |лишен жилища. |
| |необходимые условия и устанавливают |2. Органы государственной власти и |
| |соответствующие нормы для |органы местного самоуправления |
| |действенного осуществления данного |поощряют жилищное строительство, |
| |права; регулируют пользование землей|создают условия для осуществления |
| |в общих интересах и с целью |права на жилище. |
| |предотвращения спекуляцией землей. |3. Малоимущим, иным указанным в |
| |Общество участвует в доходах, |законе гражданам, нуждающимся в |
| |полученных от градостроительной |жилище, оно предоставляется |
| |деятельности государственных |бесплатно или за доступную плату из |
| |учреждений. |государственных, муниципальных и |
| | |других жилищных фондов в |
| | |соответствии с установленными |
| | |законом нормами. |
|Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно|
|является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они |
|должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, |
|складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения |
|жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. |
|Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не |
|прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. |
|обязанность платить налоги |
|Статья 56 |Статья 31 |Статья 57 |
| | | |
|Граждане КНР обязаны платить налоги |1. Каждый участвует в финансировании|Каждый обязан платить законно |
|в соответствии с законом. |общественных расходов в соответствии|установленные налоги и сборы. |
| |со своими экономическими |Законы, устанавливающие новые налоги|
| |возможностями посредством |или ухудшающие положение |
| |справедливой налоговой системы, |налогоплательщиков, обратной силы не|
| |основанной на принципах равенства и |имеют |
| |прогрессивного налогообложения, | |
| |которая ни в коем случае не должна | |
| |предусматривать конфискацию. | |
|Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются |
|специальными законами. |
|обязанность соблюдать законы |
|Статья 5 |Статья 9 |Статья 15 |
|Законы и иные нормативные акты, | | |
|принимаемые в КНР не должны |1. Граждане и государственные власти|1. Конституция Российской Федерации |
|противоречить настоящей Конституции.|должны соблюдать Конституцию и |имеет высшую юридическую силу, |
|Государственные органы, граждане, их|закон. |прямое действие и применяется на |
|объединения, армия должны соблюдать | |всей территории Российской |
|Конституцию и законы. | |Федерации. Законы и иные правовые |
| | |акты, принимаемые в Российской |
| | |Федерации, не должны противоречить |
| | |Конституции Российской Федерации. |
| | |2. Органы государственной власти, |
| | |органы местного самоуправления, |
| | |должностные лица, граждане и их |
| | |объединения обязаны соблюдать |
| | |Конституцию Российской Федерации и |
| | |законы. |
|Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является |
|классической в отношении граждан всех стран. |
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И
СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ.
|КИТАЙ |ИСПАНИЯ |РОССИЯ |
|В Конституции КНР говорится лишь о |Общие юридические гарантии защиты |Конституция РФ содержит статьи, где |
|материальных гарантиях отношении |прав и свобод выражаются в трех |говорится об общих гарантиях прав и |
|социалистической системы хозяйства. |формах: обращение в обычные суды, |свобод человека и гражданина. Также, |
|Конституционно-правовой защиты |обращение в Конституционный суд и |отдельные гарантии некоторых прав и |
|большинство прав и свобод человека и |обращение к Народному защитнику — |свобод прописаны в текстах статей |
|гражданина не имеет. |разновидности омбудсмана. |Конституции. |
| |Гарантии всех прав и свобод, в том | |
|Статья 12 |числе социально-экономических и |Статья 45 |
| |культурных прописаны в 4 главе | |
|(1) Социалистическая общественная |конституции "О гарантиях основных |1. Государственная защита прав и |
|собственность является священной и |свобод и прав": |свобод человека и гражданина в |
|неприкосновенной. (2) Государство | |Российской Федерации гарантируется. |
|защищает социалистическую |Статья 53 |2. Каждый вправе защищать свои права |
|общественную собственность. Покупка | |и свободы всеми способами, не |
|или порча государственной или |2. Любой гражданин может требовать |запрещенными законом. |
|коллективной собственности любой |защиту прав и свобод, признанных в | |
|организацией или человеком любыми |Конституции перед любым судом, причем|Статья 46 |
|средствами запрещены. |дело должно рассматриваться на | |
| |основании принципов преференции, с |1. Каждому гарантируется судебная |
|Статья 13 |проведением предварительного |защита его прав и свобод. |
| |следствия, а в случае необходимости, |2. Решения и действия (или |
|(1) Государство защищает право |посредством подачи заявления об |бездействие) органов государственной |
|граждан иметь законно полученную |обжаловании в Конституционный Суд. |власти, органов местного |
|прибыль, сбережения, здания, и другую|Этот порядок применяется и при отказе|самоуправления, общественных |
|законную собственность. (2) |от воинской службы по мотивам |объединений и должностных лиц могут |
|Государство защищает согласно закону |несоответствия убеждениям, согласно |быть обжалованы в суд. |
|право граждан наследовать частную |статье 30. |3. Каждый вправе в соответствии с |
|собственность. |3. Признание, уважение и защита |международными договорами Российской |
| |принципов, перечисленных в Главе |Федерации обращаться в |
|Большой защитой государства |третьей должны получать свое |межгосударственные органы по защите |
|пользуются китайские граждане живущие|выражение в текущем законодательстве,|прав и свобод человека, если |
|за границей: |судебной практике и в деятельности |исчерпаны все имеющиеся |
| |государственных властей. Обращение о |внутригосударственные средства |
|Статья 50 |защите этих прав осуществляется |правовой защиты. |
| |только перед судами общей | |
|КНР защищает законные права и |юриспруденции в порядке, | |
|интересы китайских подданных, |установленном законом. | |
|проживающих за границей и защищает | | |
|законные права и интересы китайцев, |Статья 54 | |
|вернувшихся из-за границы, а также | | |
|членов их семей. |Органический закон регулирует порядок| |
| |деятельности института Защитника | |
| |Народа, высоко уполномоченного | |
| |Генеральными Кортесами и назначаемого| |
| |ими для защиты прав, предусмотренных | |
| |в настоящем Разделе, который может | |
| |осуществлять надзор за деятельностью | |
| |государственных властей и подотчетен | |
| |Генеральным Кортесам. | |
| |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего
право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав
человека. После образования КНР правительство страны неизменно
рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою
первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С
1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является
экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость
внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных
производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и
обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом
получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время
Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях,
развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего
народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего
достатка.
Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав
человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17
международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство
серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями,
к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и
административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений
данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно-
исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г.
китайское правительство подписало Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о
гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована
Белая книга
Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий
уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие
положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные
различием в подходе к реализации прав и свобод.
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о
том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,
делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень
личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой
декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их
выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его
демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно
стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё
больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при
принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени
учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее
положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его
часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в
обществе на момент её принятия
В идеале конституция в современном демократическом ее понимании
должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько
гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр
конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более
смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных
режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным
общечеловеческим ценностям
Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется
сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма"
она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой
борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него
ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех
социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных
экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и
национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от
реализации1.
Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией,
государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни
порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных,
способов их решения, создавая общие экономические, культурные,
информационные пространства
10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР"
выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского
университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета
(КНР), директор Центра проблем России .
1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.
-----------------------
ИСПАНИЯ
КИТАЙ
РОССИЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4
|