Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании
установлением перехода от бывшего планового управления к общему
регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических
гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное
хозяйствование.
В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных
представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного
представителя2 с 3 до 5 лет.
Поправки 1999 г.
1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства
социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути
строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на
начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение
долгого времени находиться на начальной стадии социализма».
2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется
согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на
начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при
которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности
развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по
труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения»
(ст.6).
3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции:
«Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую
систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11
Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор
экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в
установленных законом пределах, является важной составляющей
социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение
об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому
общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли
государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные
права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».
Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на
конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана
четкая конституционная основа создания правового государства и начального
периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе
создания правового государства, разрешено противоречие между статьями
Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для
углубления реформы.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И
КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ
|[pic] |[pic] |[pic] |
|право на труд, обязанность трудиться |
|Статья 42 |Статья 35 |Статья 37 |
| | | |
|Граждане КНР имеют право на труд и |1. Все испанцы обязаны трудиться и |1. Труд свободен. Каждый имеет |
|обязаны трудиться. Государство |имеют право на труд, на свободный |право свободно распоряжаться своими|
|создает условия труда, улучшает |выбор профессии или рода |способностями к труду, выбирать род|
|охрану труда. Государство поощряет |деятельности, на продвижение по |деятельности и профессию. |
|занятие граждан добровольным |службе, а также на заработную плату, |2. Принудительный труд запрещен. |
|безвозмездным трудом. Государство |достаточную для покрытия своих |3. Каждый имеет право на труд в |
|осуществляет необходимое трудовое |потребностей и потребностей своей |условиях, отвечающих требованиям |
|обучение граждан до устройства их на |семьи, не допуская ни в коем случае |безопасности и гигиены, на |
|работу. |дискриминации по полу. |вознаграждение за труд без какой бы|
| |2. Закон регулирует права и |то ни было дискриминации и не ниже |
| |обязанности трудящихся. |установленного федеральным законом |
| | |минимального размера оплаты труда, |
| |Статья 37 |а также право на защиту от |
| | |безработицы. |
| |1. Закон гарантирует право на |4. Признается право на |
| |коллективные трудовые споры между |индивидуальные и коллективные |
| |представителями трудящихся и |трудовые споры с использованием |
| |предпринимателями, а также правовую |установленных федеральным законом |
| |силу их соглашений. |способов их разрешения, включая |
| |2. Признается право трудящихся и |право на забастовку. |
| |предпринимателей на трудовой |5. Каждый имеет право на отдых. |
| |конфликт. Закон, регулирующий |Работающему по трудовому договору |
| |осуществление этого права, независимо|гарантируются установленные |
| |от установления необходимых |федеральным законом |
| |ограничений, предусматривает |продолжительность рабочего времени,|
| |гарантии, необходимые для обеспечения|выходные и праздничные дни, |
| |деятельности жизненно необходимых для|оплачиваемый ежегодный отпуск. |
| |общества служб. | |
| | | |
| |Статья 28 | |
| | | |
| |2. Признается право трудящихся на | |
| |забастовку в защиту ими своих | |
| |интересов. Закон, регулирующий | |
| |осуществление этого права, | |
| |устанавливает необходимые гарантии в | |
| |обеспечении основные службы | |
| |жизнедеятельности общества. | |
|В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. |
|Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же |
|существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в |
|конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право |
|каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек |
|вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной |
|ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом |
|принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России |
|устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. |
|право частной собственности, наследование |
|Статья 6 |Статья 33 |Статья 35 |
| | | |
|Основой социально-экономической |1. Признается право на частную |1. Право частной собственности |
|системы КНР является право |собственность и на наследование. |охраняется законом. |
|государственной (социалистической) |2. Социальная функция этих прав |2. Каждый вправе иметь имущество в |
|собственности, право собственности |ограничивает их содержание, в |собственности, владеть, |
|объединений работников, кооперативов.|соответствии с законами. |пользоваться и распоряжаться им как|
|Система запрещает эксплуатацию |3. Никто не может быть лишен своего |единолично, так и совместно с |
|человека человеком, провозглашается |имущества и прав на него, кроме как |другими лицами. |
|принцип "от каждого по способностям –|по оправданной причине, связанной с |3. Никто не может быть лишен своего|
|каждому по труду". |общественной целесообразностью или с |имущества иначе как по решению |
| |социальными интересами, при условии |суда. Принудительное отчуждение |
|Статья 12 |соответствующей компенсации и в |имущества для государственных нужд |
| |порядке, установленном законом. |может быть произведено только при |
|(1) Социалистическая общественная | |условии предварительного и |
|собственность является священной и | |равноценного возмещения. |
|неприкосновенной. (2) Государство | |4. Право наследования |
|защищает социалистическую | |гарантируется. |
|общественную собственность. Покупка | | |
|или порча государственной или | | |
|коллективной собственности любой | | |
|организацией или человеком любыми | | |
|средствами запрещены. | | |
| | | |
|Статья 13 | | |
| | | |
|(1) Государство защищает право | | |
|граждан иметь законно полученную | | |
|прибыль, сбережения, здания, и другую| | |
|законную собственность. (2) | | |
|Государство защищает согласно закону | | |
|право граждан наследовать частную | | |
|собственность. | | |
|В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и |
|собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает |
|частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть |
|дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору |
|экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, |
|ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или |
|государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять |
|секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут |
|находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении |
|своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую |
|экономическую деятельность. |
|право на предпринимательскую деятельность |
|Статья 11 |Статья 38 |Статья 34. |
| | | |
|Государство допускает заниматься |Признается свобода |1. Каждый имеет право на свободное |
|предпринимательской деятельностью, но|предпринимательства в рамках рыночной|использование своих способностей и |
|в рамках, ограниченных законом. |экономики. Государственные власти |имущества для предпринимательской и|
|Индивидуальные хозяйства городских и |гарантируют и охраняют ее |иной не запрещенной законом |
|сельских тружеников, ведущихся в |осуществление, а также защиту |экономической деятельности. |
|рамках, установленных законом, |производительности, в соответствии с |2. Не допускается экономическая |
|являются дополнением к |общими экономическими требованиями, |деятельность, направленная на |
|социалистическому общественному |включая планирование. |монополизацию и недобросовестную |
|хозяйству Государство имеет контроль | |конкуренцию. |
|над частным сектором, а также | |Право на экономическую |
|охраняет его в соответствии с | |деятельность. |
|действующим законодательством. | | |
|В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на |
|предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на |
|предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что |
|производить и кому. |
|право на образование, обязанность |
|Статья 46 |Статья 27 |Статья 43 |
| | | |
|Граждане КНР имеют право на |1. Каждый имеет право на образование.|1. Каждый имеет право на |
|образование и обязаны учиться. |Признается свобода образования. |образование. |
|Государство обеспечивает всестороннее|2. Образование имеет своей целью |2. Гарантируются общедоступность и |
|нравственное, умственное и физическое|всестороннее развитие человеческой |бесплатность дошкольного, основного|
|развитие молодежи, подростков и |личности на основе уважения |общего и среднего профессионального|
|детей. |демократических принципов |образования в государственных или |
| |общественной жизни и основных прав и |муниципальных образовательных |
| |свобод. |учреждениях и на предприятиях. |
| |3. Государственные власти гарантируют|3. Каждый вправе на конкурсной |
| |право родителей избирать для своих |основе бесплатно получить высшее |
| |детей моральное и религиозное |образование в государственном или |
| |воспитание в соответствии с их |муниципальном образовательном |
| |собственными убеждениями. |учреждении и на предприятии. |
| |4. Основное общее образование |4. Основное общее образование |
| |является обязательным и бесплатным. |обязательно. Родители или лица, их |
| |5. Государственные власти гарантируют|заменяющие, обеспечивают получение |
| |всем право на образование посредством|детьми основного общего |
| |общего планирования педагогической |образования. |
| |системы, действенного участия всех |5. Российская Федерация |
| |заинтересованных секторов и создания |устанавливает федеральные |
| |учебных заведений. |государственные образовательные |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|