Самоуправление в г.Санкт-Петербурге
Федерации – совещательный коллегиальный орган, обеспечивающий общую
координацию процессов, происходящих в этой сфере, рассмотрение актуальных и
важнейших вопросов местного самоуправления и внесение соответствующих
предложений Президенту Российской Федерации. Кстати, этот орган является
одним из двух Советов, собираемых под началом Президента непосредственно
(второй – Совет Безопасности).
Уже неоднократно проблема реформирования системы местного самоуправления в
Российской Федерации являлась объектом пристального внимания на обсуждениях
в Государственном совете при Президенте Российской Федерации и в его
рабочих органов.
Поскольку в рамках данного исследования наибольший интерес все же вызывает
изучение и анализ системы государственной поддержки муниципальной ветви
власти, сложившейся в Санкт-Петербурге, более подробно хотелось бы
остановиться на статусе и компетенции органов государственной власти
города, которые наделены полномочиями на осуществление мер по
государственной поддержке местного самоуправления.
Городской подуровень:
В структуре законодательной ветви власти сформирована и действует
Постоянная комиссия по устройству государственной власти, местному
самоуправлению и административно-территориальному устройству.
Как следует из постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от
14.04.99 № 78 “О структуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга”, в
ведении этой Комиссии находятся вопросы, касающиеся системы органов
государственной власти, основ местного самоуправления, административного,
территориального деления, межрегиональные и международные связи по основным
направлениям деятельности. Для выработки согласованной политики Комиссией
обеспечивается взаимодействие с органами Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрацией Санкт-
Петербурга, а также с соответствующей комиссией Законодательного Собрания
Ленинградской области и комитетами Северо-Западной Межпарламентской
Ассамблеи.
Функциями указанной Комиссии в сфере государственной поддержки местного
самоуправления являются:
в направлении создания надлежащих правовых условий для развития местного
самоуправления:
разработка и участие в подготовке проектов законодательных и иных правовых
актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
дача заключений по проектам правовых актов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга;
рассмотрение на заседаниях проектов уставов муниципальных образований, а
также вносимых в них изменений и (или) дополнений, подготовка по итогам
рассмотрения проекта постановления Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга;
организация экспертизы и общественного обсуждения проектов законодательных
актов, проведение публичных слушаний, в том числе и по вопросам, касающимся
становления и функционирования системы местного самоуправления в Санкт-
Петербурге и представляющим общественный интерес;
контроль за выполнением решений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
в пределах компетенции.
в направлении оказания организационно-методической помощи:
осуществление приема представителей муниципальных образований Санкт-
Петербурга;
консультирование выборных лиц местного самоуправления по вопросам
законотворческой и нормотворческой деятельности;
содействие в реализации представительными органами местного самоуправления
права законодательной инициативы.
Этот далеко не исчерпывающий перечень функций Постоянной комиссии по
устройству государственной власти, местному самоуправлению и
административно-территориальному устройству дает основания говорить о
возможности депутатов муниципальных советов при наличии соответствующей
заинтересованности инициировать разработку и осуществлять подготовку
требуемых для дальнейшего развития муниципальной власти проектов законов,
быть услышанными региональными законодателями при выражении собственного
мнения о путях преодоления трудностей, возникших в ходе практической
деятельности.
В целях выявления и обеспечения решения наиболее актуальных проблем,
связанных со становлением и развитием местного самоуправления в Санкт-
Петербурге, сбалансированности и скоординированности действий органов
государственной исполнительной и муниципальной ветвей власти, а также
определения приоритетных направлений государственной поддержки системы
местного самоуправления распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от
15.07.98 № 659-р был создан Совет по местному самоуправлению в Санкт-
Петербурге.
Этим же распоряжением губернатора Санкт-Петербурга определены основные
задачи Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, ключевой из
которых является обеспечение мер по государственной поддержке местного
самоуправления в Санкт-Петербурге структурными подразделениями
Администрации Санкт-Петербурга.
В рамках единой государственной политики, направленной на создание условий
для формирования работоспособной и эффективной системы местного
самоуправления, Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге призван
проводить разработку программ по вопросам становления и развития системы
местного самоуправления, содействовать процедуре разработки и рассмотрения
проектов законов Санкт-Петербурга, касающихся функционирования
муниципальной ветви власти, обеспечивать общегородской стратегический
подход к путям, методам и механизмам осуществления государственной
поддержки.
Кроме того, при создании этого органа немаловажное значение отводилось роли
Совета по местному самоуправлению как проводника и распространителя
накопленного муниципальными образованиями положительного опыта работы в
различных сферах, в том числе через создаваемые для отработки отдельных
позиций реформы системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге опорные
зоны.
Нельзя оставить без внимания и такую задачу Совета по местному
самоуправлению, как содействие в развитии территориального общественного
самоуправления - формы самоорганизации граждан по месту жительства.
Проведенное по данной проблематике заседание показало, что утверждение о
полной пассивности горожан в отношении реализации своих прав на
осуществление местного самоуправления нельзя назвать верным. Конечно же,
число активистов муниципального движения и заинтересованных лиц в настоящее
время не столь велико, но можно отметить тенденцию к его увеличению.
Поступательному продвижению идеи местного самоуправления и привлечению
населения к реальному участию в управлении на местном уровне во многом
препятствует явная недостаточность правовой базы, проявившаяся, в том
числе, в отсутствии возможности приобретения органами территориального
общественного самоуправления статуса юридических лиц, неясностью их
правового положения.
Совет по местному самоуправлению возглавляет губернатор Санкт-Петербурга.
Персональный состав Совета утверждается губернатором Санкт-Петербурга, и
ввиду необходимости его постоянной актуализации этот состав уже
неоднократно изменялся. Последние масштабные изменения были связаны с
изменением депутатского корпуса после проведения выборов в органы местного
самоуправления в 2000 году. Состав Совета по местному самоуправлению
отличается широким представительством: руководители структурных
подразделений Администрации Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга, представители органов местного самоуправления,
федеральных органов государственной власти, ведущих ВУЗов города,
общественных объединений.
Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге сформирован как
коллегиальный орган, способный влиять на принятие решений по целому
комплексу вопросов жизнеобеспечения горожан. Хотя его решения и имеют
рекомендательный характер, практика деятельности Совета показала, что
достигнутые в ходе заседаний договоренности в дальнейшем, как правило,
облекаются в обязательные для исполнения нормативные правовые акты. Так,
итогами рассмотрения на Совете по местному самоуправлению в Санкт-
Петербурге стали приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии
территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и
органов местного самоуправления”, постановление Правительства Санкт-
Петербурга “О Программе государственной поддержки местного самоуправления в
Санкт-Петербурга в 1999 – 2000 годах”.
Но очевидно, что оптимальным способом практического воплощения
выработанного решения все же является его незамедлительное оформление в
виде правового акта, что могло бы позволить существенно повысить
оперативность предпринимаемых действий, обеспечить контроль за исполнением
решения. Полагаем, что включение соответствующей нормы в Положение о Совете
по местному самоуправлению с точки зрения укрепления статуса Совета,
ускорения реализации решений является оправданным и обоснованным.
В целом отметим, что ход рассмотрения острых и насущных проблем на
заседаниях Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, следующие
за этим совместные шаги по их решению, предопределяют наличие или
отсутствие стимула для освещения возникших в повседневной практике
трудностей представителями муниципальных образований. В связи с чем
необходимо всемерно способствовать инициативам и активизировать процесс
внедрения в практику подготовленных по итогам заседаний документов.
Учитывая, что в рамках работы Совета по местному самоуправлению не
представляется возможным рассмотреть весь спектр важных вопросов,
касающиеся развития системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в
его структуре созданы четыре комиссии по особо актуальным направлениям:
Комиссия по правовому и информационному обеспечению деятельности органов
местного самоуправления. Из наименования указанной Комиссии вытекает круг
ее полномочий: содействие в совершенствовании законодательной базы местного
самоуправления, повышении кадрового потенциала муниципальных органов
власти, формировании муниципальных информационных служб. В компетенцию этой
Комиссии входит также разработка предложений по созданию координационных,
консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и
постоянно действующих при Администрации Санкт-Петербурга.
Комиссия по вопросам финансов и имущества органов местного самоуправления,
задачами которой являются разработка предложений по формированию местных
бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений и механизма финансового
обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, вопросы инвестиционной политики в муниципальных
образованиях, создания и приобретения муниципальной собственности и т.д.
Комиссия по социально-экономическим вопросам местного самоуправления.
Функции этой Комиссии предусматривают подготовку предложений по реализации
различных мероприятий в области социального обеспечения населения, созданию
муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений,
деятельность которых направлена на осуществление социальной защиты
населения, обеспечение скоординированности действий по проведению
молодежной политики, военно-патриотическому воспитанию и т.п.
Комиссия по взаимодействию с органами государственной власти в вопросах
благоустройства, охраны окружающей среды и общественной безопасности. В ее
ведение включены вопросы разработки рекомендаций по участию органов
местного самоуправлению в охране общественного порядка, осуществления
совместных программ по благоустройству территорий, охране окружающей среды
и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Основной объем построения системы взаимоотношений с органами местного
самоуправления и координации выполнения требований статьи 9 Федерального
закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” в Администрации Санкт-Петербурга возлагается на Комитет по
взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии губернатора
Санкт-Петербурга (после вступления в силу внесенных Законом Санкт-
Петербурга от 23.02.2001 года №110-13 изменений в Устав Санкт-Петербурга –
Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга).
До июля 1998 года в составе Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга
существовал отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления,
впоследствии преобразованный в Комитет.
Именно этим структурным подразделением на этапе первоначального становления
системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (так называемом
организационном этапе) оказывалось содействие в создании организационных
условий для нормального функционирования сформированных после проведения
выборов в муниципальные советы в 1997 – 1998 годах органов местного
самоуправления. В этом ракурсе можно отметить содействие в предоставлении в
безвозмездное пользование помещений для органов местного самоуправления, их
ремонте, материально-техническом обеспечении деятельности муниципалитетов,
осуществление опубликования уставов муниципальных образований в источниках
официального опубликования законов Санкт-Петербурга: “Вестнике
Администрации Санкт-Петербурга” и специальных выпусках городской газеты
“Смена” и т.п.
В дальнейшем направления работы Комитета во многом были предопределены
общегосударственным подходом к выделению наиболее значимых для формирования
на муниципальном уровне работоспособной и эффективной власти областей:
формирование и дальнейшее совершенствование правовой базы местного
самоуправления; финансово-экономической основы местной власти,
информационно-аналитическая поддержка органов местного самоуправления,
способствование процессу создания должного кадрового потенциала местного
самоуправления.
16 ноября 2000 года приказом губернатора Санкт-Петербурга № 51-п было
утверждено Положение о Комитете по взаимодействию с органами местного
самоуправления. В соответствии с данным Положением одной из задач Комитета
является обеспечение условий для согласованного функционирования
территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в
области местного самоуправления.
Кроме того, Комитет участвует в разработке проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов. Так, например, Комитетом были подготовлен:
утвержденный 29 декабря 1998 года приказ губернатора Санкт-Петербурга “О
взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-
Петербурга и органов местного самоуправления” № 96-п, определяющий основные
формы и методы взаимодействия, проекты законов Санкт-Петербурга “О статусе
выборного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге”, “О порядке
государственной регистрации органов территориального общественного
самоуправления в Санкт-Петербурге”, Примерный порядок осуществления
информационного обмена и взаимодействия с органами местного самоуправления
муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Исходя из того факта, что вовлечение большего числа горожан в реальное
управление на местах непосредственно окажет влияние на эффективность
системы местного самоуправления в городе в целом, Комитетом ведется работа
по поддержке становления и развития территориального общественного
самоуправления как формы самоорганизации населения по месту жительства для
осуществления собственных инициатив в решении вопросов местного значения,
информированию населения о деятельности муниципальных органов власти.
Нельзя переоценить значимость комплексного представления о внутренних
процессах и проблемах местного сообщества, дающего возможность органам
государственной исполнительной власти в пределах компетенции адекватно и
оперативно реагировать и снимать напряженность, предупреждать и
предотвращать возникновение кризисных ситуаций, которые могут повлечь
негативные последствия для населения муниципальных образований. В этих
целях Комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления
проводится мониторинг состояния системы местного самоуправления в Санкт-
Петербурге.
Отслеживание текущей ситуации представляет важность также и при обеспечении
Комитетом включения существующих в Санкт-Петербурге муниципальных
образований в Федеральный реестр.
Для достижения поставленных перед ним задач Комитет по взаимодействию с
органами местного самоуправления имеет право запрашивать и получать от
отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, иных
государственных органов, предприятий, учреждений, организаций информацию,
документы и материалы; подготавливать и вносить в установленном порядке
предложения по вопросам организации деятельности территориальных и
отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области государственной
поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге; а также по вопросам
местного самоуправления губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам
Санкт-Петербурга, руководителям территориальных и отраслевых органов
Администрации Санкт-Петербурга; содействовать организации контроля за
фактическим исполнением в установленные сроки правовых актов по
взаимодействия и координации деятельности структурных подразделений
Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления; оказывать
Страницы: 1, 2, 3, 4
|