МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой режим коммерческой тайны

    принято понимать «предоставление известным лицам исключительной возможности

    совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности

    подражания».[57] В другой своей работе Г.Ф. Шершеневич писал: «Действие

    исключительного права выражается в запрещении всем применять данное

    изобретение. Юридическая сущность этого права заключается именно в

    отрицательном моменте – в запрещении всем тех действий, совершение которых

    составляет исключительное достояние субъекта права».[58] В соответствии с

    частью второй статьи 138 ГК РФ, использование результатов интеллектуальной

    деятельности, которые являются объектами исключительных прав, может

    осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Таким

    образом, исключительное право представляет собой юридическую монополию и

    является монопольным правом в том смысле, что принадлежит одному лицу.[59]

    Что касается информации, то она как таковая, не может монопольно

    принадлежать одному лицу. Одни и те же сведения могут являться коммерческой

    тайной различных лиц и все они будут считаться её законными обладателями

    (при условии, что они получили эти сведения законным образом). В отличие от

    интеллектуальной собственности, где запрет устанавливается на незаконное

    использование объекта исключительных прав без согласия правообладателя, в

    случае с коммерческой тайной запрещается незаконное получение информации,

    составляющей коммерческую тайну.

    То, что права обладателя коммерческой тайны не обладают свойством

    исключительности, подтверждается ещё и тем, что механизм исключительных

    прав предназначен для регулирования отношений по поводу результатов

    интеллектуальной деятельности, в принципе доступных третьим лицам (которые

    без больших усилий могут скопировать, присвоить и т.п.), что и

    обусловливает установление юридической монополии на такие результаты. С

    коммерческой тайной ситуация противоположная. Здесь определённые сведения

    изначально недоступны для третьих лиц, закрыты, "засекречены" от них.

    Поэтому запрет устанавливается не на использование этих сведений без

    согласия правообладателя, а на получение этих сведений без его согласия,

    причём не на любое получение, а лишь незаконное. Иными словами, если

    механизм исключительных прав связан с результатом интеллектуальной

    деятельности как таковым, то механизм коммерческой тайны связан не с самими

    сведениями, а с конфиденциальностью этих сведений.

    Кроме того, если в случае нарушения исключительных прав сам объект

    интеллектуальной собственности не исчезает, то в случае нарушения

    конфиденциальности информации это во многих случаях влечёт за собой утрату

    монополии на информацию и, соответственно коммерческой тайны как самого

    объекта прав, и, в лучшем случае, речь может идти только о возмещении

    причинённых убытков.

    Таким образом, коммерческая тайна объектом интеллектуальной

    собственности не является, поскольку права обладателя коммерческой тайны не

    могут рассматриваться в качестве исключительных. Не случайно, в статье 128

    ГК РФ объекты интеллектуальной собственности и информация рассматриваются в

    качестве различных объектов гражданских прав.

    Итак, мы установили, что коммерческая тайна не является объектом

    интеллектуальной собственности, а представляет собой особую разновидность

    такого объекта гражданских прав как информация. Как отмечается в

    литературе, - «коммерческая тайна – это прежде всего сама информация,

    отвечающая условиям отнесения её к тайне».[60] При этом, специфика

    информации, составляющей коммерческую тайну, проявляется в той повышенной

    значимости, коммерческой ценности, которую она представляет для её

    обладателя. Учитывая эту значимость, закон предоставляет обладателю

    коммерчески ценной информации сохранять её в секрете, что обусловливает

    принятие определённых мер по поддержанию её секретности. Поэтому можно

    сказать, что коммерческая тайна, это в то же время и «правовой режим

    информации ограниченного доступа, конфиденциальность которой

    устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 139 ГК».[61]

    4. Субъекты права на коммерческую тайну.

    Субъектами прав на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие

    предпринимательскую деятельность. ГК РФ прямо не указывает на субъективную

    принадлежность прав на коммерческую тайну, но такой вывод может быть сделан

    исходя из содержания статьи 139 ГК РФ: например, указание на «коммерческую

    ценность» информации позволяет предположить, что коммерческая тайна имеет

    отношение к предпринимательской деятельности. В литературе вывод о том, что

    субъектами права на коммерческую тайну являются предприниматели,

    обосновывается по-разному. Так, одни считают, что «коммерческая тайна как

    защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от

    предприятия».[62] Достаточно интересной представляется точка зрения,

    согласно которой «собственником коммерческой тайны можно считать любой

    хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, потому что именно

    юридическое лицо вправе создавать локальные нормативные акты, регулирующие

    охрану коммерческой тайны».[63] согласно этому определению, субъектами

    права на коммерческую тайну не могут быть индивидуальные предприниматели,

    поскольку они осуществляют предпринимательскую деятельность без образования

    юридического лица. Это представляется неверным, поскольку, в соответствии с

    п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан,

    осуществляемой без образования юридического лица, соответственно

    применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся

    коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых

    актов или существа правоотношения. В данном случае не имеется никаких

    препятствий к тому, чтобы признать индивидуальных предпринимателей

    субъектами права на коммерческую тайну.

    Итак, субъектами права на коммерческую тайну являются лица,

    осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 1 ст.

    2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на

    свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли

    от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания

    услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом

    порядке.

    Физические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью с

    момента их государственной регистрации в качестве индивидуального

    предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

    В соответствии с таким признаком предпринимательской деятельности как

    «систематическое получение прибыли» все юридические лица разделяются на

    коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК

    РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие

    извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Пункт 2 ст.

    50 определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться

    коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества,

    производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные

    предприятия.

    В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ, предпринимательскую деятельность

    могут осуществлять и некоммерческие организации, но лишь постольку,

    поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только

    такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует этим целям.

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут

    создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или

    религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником

    учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах,

    предусмотренных законом. Например, федеральным законом «О некоммерческих

    организациях» от 12 января 1996 года[64], помимо организационно-правовых

    форм некоммерческих организаций, установленных ГК РФ, предусматривает такие

    формы как некоммерческое партнёрство, автономная некоммерческая

    организация. Кроме того, п. 44 ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность

    объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме

    ассоциаций (союзов), которые также являются разновидностью некоммерческих

    организаций. При этом, такие ассоциации (союзы) вообще не могут

    осуществлять предпринимательскую деятельность (ст 121 ГК РФ, ст. 11 Закона

    о некоммерческих организациях). Соответственно, они не могут являться

    субъектами права на коммерческую тайну.

    Таким образом, круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:

    . граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных

    предпринимателей;

    . коммерческие организации;

    . некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую

    деятельность, служащую достижению целей, ради которых они были

    созданы и соответствующую этим целям (за исключением тех

    некоммерческих организаций, которым законом не предоставлено право

    осуществлять предпринимательскую деятельность).

    В зарубежном законодательстве субъектами права на коммерческую тайну

    также признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

    Так, например, в соответствии с § 90 Германского Торгового уложения 1897

    года[65], обладателем коммерческих и производственных секретов является

    предприниматель. При этом, к коммерческим и производственным секретам

    относятся коммерческие замыслы, коммерческие цели фирмы, предмет и

    результаты заседаний органов управления фирмы, размеры и условия банковских

    кредитов, расчёты цен, балансы и бухгалтерские книги, негласные компаньоны

    товариществ, компьютерные программы, списки представителей или посредников,

    картотеки клиентов и т.д.[66]

    5. Содержание права на коммерческую тайну.

    В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное

    право представляет собой комбинацию трёх правомочий:

    1) правомочия на собственные действия,

    2) правомочия требования от обязанного лица исполнения лежащей на нём

    обязанности,

    3) правомочия на защиту, выражающегося в возможности обращения к

    компетентным органам для применения мер государственного

    принуждения в случае нарушения субъективного права.[67]

    в последнее время всё большее распространение получает точка зрения,

    согласно которой правомочие на защиту представляет собой самостоятельное

    субъективное право, появляющееся у обладателя регулятивного права лишь в

    момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках

    возникающего при этом охранительного правоотношения.[68] Эта позиция

    представляется более справедливой, поскольку в соответствии с ней предметом

    защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые

    законом интересы.[69] Во многих случаях посягательство на коммерческую

    тайну влечёт за собой прекращение коммерческой тайны как объекта

    гражданских прав и, в лучшем случае, речь может идти только о защите

    имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся,

    например, в возмещении убытков.

    Круг правомочий на собственные действия обладателя коммерческой тайны

    достаточно разнообразен.

    В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер,

    направленных на сохранение конфиденциальности информации.[70] Специфика

    коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и

    обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама

    возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну. круг этих

    мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвящённой

    признакам коммерческой тайны.

    Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право

    пользования охраняемой коммерческой информацией. в литературе под правом

    пользования понимается возможность осуществления таких действий как:

    . «обработка информации и получение на основе исходной информации итоговой

    информации;

    . использование информации при составлении бизнес-планов, инвестиционных

    проектов;

    . использование информации при принятии решений о заключении договоров, о

    форме платежей, о вступлении в качестве членов, пайщиков в другие

    организации.

    Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе

    создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется

    производство в целом».[71]

    Таким образом, под правом пользования информацией, составляющей

    коммерческую тайну, можно возможность совершения любых действий,

    осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и

    применению в своей хозяйственной деятельности.

    Владельцу коммерческой тайны, далее, принадлежит право распространять

    информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к

    информации третьим лицам различными способами.[72] Как правило, это

    происходит путём передачи права пользования информацией на основе

    лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный

    характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного

    закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis,

    особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды.[73]

    Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий,

    финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую

    ценность.[74] В таких договорах особое внимание уделяется условиям о

    конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны,

    защищённость имущественных интересов обеих сторон.

    Право распространения информации может быть реализовано также путём

    предоставления прав на использование информации по договору коммерческой

    концессии. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой

    концессии одна сторона (правообладатель), обязуется предоставить другой

    стороне (пользователю) за вознаграждение … право использовать в

    предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав,

    принадлежащих правообладателю, в том числе право … на охраняемую

    коммерческую информацию. Приведённое положение, правда, нуждается в

    уточнении: право на охраняемую коммерческую информацию, если речь идёт о

    коммерческой тайне, не является исключительным правом, поэтому редакция п.

    1 ст. 1027 представляется не совсем точной.

    Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения

    принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в

    прекращении режима секретности этой информации – обладатель коммерческой

    тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые

    составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих

    лиц[75], что влечёт за собой прекращение существования коммерческой тайны

    как объекта прав. Также, обладатель коммерческой тайны может в любое время

    уничтожить принадлежащую ему информацию: путём уничтожения документов,

    материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.

    Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования

    от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией,

    составляющей коммерческую тайну.[76] В этом правомочии проявляется ещё одна

    специфика прав обладателя коммерческой тайны: в соответствии с частью

    второй статьи 139 ГК РФ, защита предоставляется только от завладения

    информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими

    лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав

    обладателя коммерческой тайны. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен

    в главе, посвящённой защите прав обладателя коммерческой тайны.

    .

    6. Соотношение служебной и коммерческой тайны.

    Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет достаточно

    большое практическое значение, поскольку ГК РФ в статье 139 оперирует этими

    двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

    В отличие от субъектов права на коммерческую тайну, которыми в

    литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую

    деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства

    мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам

    права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих

    предпринимательскую деятельность.[77] При этом, по её мнению, к служебной

    тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом

    самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный

    ущерб организации и вред её деловой репутации, как то:

    . сведения о руководителях организации, других работниках (судимость,

    опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые

    связи);

    . сведения о структуре управления производством, методика обучения

    персоналом;

    . сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении

    средств в ценные бумаги;

    . сведения об источниках финансирования;

    . сведения о заключённых сделках и т.д.[78]

    Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну

    обладают органы государственной власти и государственного управления, а

    также органы местного самоуправления[79]

    Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также единства

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.