МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой нигилизм

    русской общественной мысли на западников и славянофилов (антизаконников) -

    её constanta. И в последующем плоть до наших дней на идеологической арене

    постоянно присутствовали различные варианты, предлагавшие стране особые,

    “самобытные” пути развития и при этом (что особенно важно для нынешнего

    исследования) при “распределении ролей” в общественной и государственной

    жизни, макеты и планы которых предлагались, право почти всегда оказывалось

    “на задворках” (в самых лучших случаях праву отводилась второстепенная

    роль).

    Если же обратиться к левому крылу общественной мысли, представителем

    которого является, например, такой выдающийся мыслитель прошлого века как

    А.И. Герцен, то можно увидеть, что в нашей литературе эти учения

    характеризовались как демократические и передовые (см., например, “Историю

    политических и правовых учений”, М.83г., стр.357), но было ли этих

    взглядах правовое начало? Вообще, понятие “ политико-правовое учение”

    неточно тем, что возводит в ранг правовых и такие учения, в которых право

    или отсутствует, или предстаёт в качестве придатка, подчас достаточно

    жалкого, к взглядам на государство, политику, власть. Рассматривать мысль

    как придаток политической, как справедливо отмечал в своей работе главный

    научный сотрудник Института государства и права РАИ, доктор юридических

    наук, профессор В.А. Туманов, - “примерно то же самое, что видеть в праве

    лишь инструмент государства и политики”.*

    Отдавая должное борьбе А.И. Герцена с самодержавно-

    крепостническими устоями, его критике российской отсталой

    государственности, административного произвола и т.п., нельзя же видеть,

    что осуждение существующего порядка отнюдь не сопровождалось у него должной

    оценкой созидательной роли и

    *- Государство и право № 8/1993г. стр 53 “Правовой нигилизм в историко-

    идеологическом ракурсе ” Туманов В.А.

    потенциала права. Ведь именно А.И. Герцену принадлежит высказывание:

    ”Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где

    это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает

    правительство”.*

    Тем не менее взгляды Герцена отнюдь не отмечены юридико-

    мировоззренческими установками о роли права и закона. Скорее наоборот.

    Само собой, я не собираюсь обвинять революционных демократов в

    юридическом нигилизме. Вместе с тем развитию правосознания общества в плане

    повышения престижа и закона их “политико-правовые учения” не очень-то

    способствовали, особенно с учётом революционных призывов “к топору”.

    Напрасно это обстоятельство замалчивается в современной литературе (хотя

    раньше оно освещалось ещё более скудно).

    Хотя в программных документах народнических организацией

    (“Земля и Воля”, “Народная воля”), так же как и позднее в программах социал-

    революционеров и социал-демократов, содержался ряд демократических

    требований, тем не менее можно утверждать, что в целом идеология и практика

    народничества (так же как идеология и практика социал-революционеров и

    социал-демократов) невысоко оценивали право. Всё, что было связано с правом

    интересовало их в той мере, в какой это способствовало или, наоборот,

    мешало революционным установкам. С этой точки зрения чрезвычайно любопытен

    следующий исторический факт - во время дискуссии один из читателей П.Л.

    Лаврова обратился к нему с таким поистине провидческим вопросом: « Вы,

    вероятно, согласитесь, что поднять народ для резки, внушить измученному,

    умирающему от голода крестьянину и рабочему необходимость правовой расплаты

    ещё не значит сделать из него гражданина будущего свободного, идеального

    общества”. В ответ П.Л. Лавров предостерёг вопрошавшего от приверженности к

    конституционности, призывая его “бороться с конституционалистами, чтобы те,

    которые только сочувствуют нам, а не прониклись ещё социалистическим

    сознанием, не могли пристать к фальшивому, ненадёжному знамени

    конституционализма”.** В своей работе о государстве П.Л. Лавров развивал

    мысль о том, что “юридическая функция” государства ничего хорошего обществу

    не принесла. А ещё раньше в “Исторических письмах”, выдвинув странную

    альтернативу,

    утверждал, что “замена честности законностью есть явление

    *- Собрание сочинений Герцен А.И.; М. 1956г. том 7 стр 231

    **- “Ответ русскому конституционалисту” Лавров Л.Л.; М. 1935г. том 4 стр

    167,170

    антипрогрессивное”.* Это достаточно близко по смыслу к известной формуле:

    ”Жить надо не по закону, а по совести”.

    Несомненно, что антиправовой была позиция экстремистского крыла

    народничества, а тем более анархистских и близких им течений. Если

    согласиться с мнением И.А. Бердяева, который характеризовал русское

    сознание, как сознание крайностей, одной из которых является дух анархизма,

    то не следует недооценивать влияние этих течений. В отношении права, как

    государства они бескомпромиссны. В “Программе международного

    социалистического альянса” М.А. Бакунин требовал немедленной отмены “всего

    того, что на юридическом языке называлось правом, и применение этого

    права”. Он же утверждал, что для торжества свободы надо отбросить

    “политическое законодательство”. В отрицании конституции теоретик анархизма

    как бы солидаризировался со славянофилами и их последователями. И уже

    совсем по-аксаковски звучит бакунинское изречение в его книге

    “Государственность и анархия”: “Немцы ищут жизни и свободы своей в

    государственности и государстве; для славян же государство есть гроб”. Один

    из исследователей бакунинского наследия посчитал в критике права

    положительным то, что она “способствовала изживанию в среде рабочих и

    революционной молодёжи иллюзий, связанных с надеждой достичь

    социалистического благоденствия исключительно с помощью выборов в парламент

    и надлежащих законов”** (видимо на его исследование наложило свой отпечаток

    время - работа была написана в раннеперестроечный период).

    “Способствование изживанию” и без того не столь великих

    правовых и конституционных иллюзий, чем усиленно занимались и правые и

    левые ничего хорошего в России не принесло.

    Толстовство.

    В 1910 году в Москве с небольшим интервалом хоронили двух

    известных всей России людей, и оба раза похороны вылились в массовую

    политическую демонстрацию. Один из них - лидер кадетской партии,

    председатель Государственной Думы проф. С.А. Муромцев, другой - великий

    русский писатель Л.Н. Толстой. Очевидно, эта близость во времени и породило

    сопоставление, сделанное другим деятелем партии кадетов Н. Гредескулом в

    статье,

    *- “Ответ русскому конституционалисту” Лавров П.Л.; М.1935г. том 4 стр 235

    **- “Бакунин” Графский В.Г. ;М. 1985г. ; стр 87

    посвящённой памяти Муромцева. Оно звучало так: ”И как общественный деятель,

    и как учёный Муромцев видел в праве величайшую общественную ценность.... он

    любил право как священник любит свою службу или как художник любит своё

    искусство... В этом отношении он был полной противоположностью, например,

    Л.Н. Толстому, который ненавидел и презирал право”.*

    Как ни резко звучат последние слова - они справедливы. Если

    прочитать основные произведения писателя именно под углом отношения Л.

    Толстого к юриспруденции, систематизировать все высказывания его о праве,

    правосудии, юридических профессиях и науке, то получиться неплохое

    обвинительное заключение. Центральным обвинением правосудия стало

    произведение “Воскресение”, где, во-первых, происходит грубейшая судебная

    ошибка по вине присяжных заседателей (престиж которых был несомненно также

    подорван этим романом), а, во-вторых, сами “вершители правосудия” показаны

    в весьма не приглядном виде - это люди, которых абсолютно не волнует судьба

    подсудимой и которые даже во время судебного заседания целиком поглощены

    своими проблемами.

    На склоне лет Л.Н. Толстой в “Письме студенту о праве” высказался

    предельно кратко, назвав право “гадким обманом”.** Закон и совесть для

    писателя - понятия альтернативные и даже полярные; жить нужно не по закону,

    а по совести.

    Многие последователи справедливо отмечали, что антиюризм Толстого

    сложился на благородной почве осуждения российских порядков, особенно это

    касалось беззащитности простого человека перед беспристрастным лицом закона

    и всемогущей юстиции. Однако не правы те, кто считает, что Толстой нападал

    только на отечественные законы, - писатель не щадил и более развитые в

    демократическом плане правовые системы. В1904году, отвечая американской

    газете, Л.Н. Толстой утверждал, что усилия западных стран, результатом

    которых стала конституция и декларация прав и свобод. Были напрасными и

    абсолютно не нужными, это был неправильный и ложный путь. Досталось и

    юридической науке, которую писатель квалифицировал (всё в том же “Письме к

    студенту”) как ещё более лживую, чем политическая экономия.

    По мнению известного юриста и политического деятеля В.А.

    Маклакова, известного своими трудами по истории русской общественной мысли,

    “ни на какую другую деятельность, кроме

    *- “Сборник статей” Муромцев С.А. ; М. 1911г. ; стр318 –319

    **- Полное собрание сочинений Толстой Л.. том 38 стр 281

    разве военной, Толстой не нападал так настойчиво и постоянно, как на

    судебную”.* Впрочем, необходимо отменить, что в этих нападках Толстой не

    был одинок. В русской литературе подобное отношение к суду (а во многом и к

    праву и к закону) получили широкое распространение. В самом деле, если

    взять, например, творчество Ф.М. Достоевского, то мы увидим без труда то же

    самое неуважительное (если не сказать презрительное) отношение к закону,

    что и у Толстого, т.е. тот же самый правовой нигилизм. Родион Раскольников

    (“Преступление и наказание”) - убийца, но у читателя (вслед за самим

    Достоевским) возникает к нему невольное сочувствие, он (читатель)

    симпатизирует Раскольникову намного больше, чем, скажем, следователю

    Порфирию с его казуистикой и “душевыматыванием”, хотя, казалось бы,

    следователь выполняет нужную функцию, - пытается изловить и изобличить

    преступника, чтобы подвергнуть его справедливому наказанию.

    Во втором наиболее известном произведении Достоевского - о

    “братьях Карамазовых” происходит чудовищная ошибка, из-за которой ломаются

    судьбы и несправедливо обвинённого, и близких ему людей. Известный писатель

    М. Алданов. Анализируя подобные взгляды писал: “В русской литературе есть

    немало симпатичных убийц, но нет ни одного симпатичного адвоката... Она не

    любит суд вообще и в его изображении шло “по линии наименьшего

    сопротивления”.

    “Вехи”.

    Несомненно, что представители русской религиозной философии

    Н.Н. Бердяев, С. Н. Булгаков и др., объединившиеся в авторский коллектив

    получившего широкую известность сборника “вехи”, обладали высокой правовой

    культурой. И, тем не менее, общая позиция мировоззрения авторов “Вех”

    отмечена глубокой печатью антиюридизма.

    В предисловии к сборнику эта позиция сформулирована так: “

    Признание теоретического и практического первенства духовной жизни над

    внешними формами общежития в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть

    единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не

    самодовлеющие начало

    *- Советское государство и право №9/1978г. ; “Толстой о праве и

    юридической науке” Смолярчук

    политического порядка, является единственным прочным базисом для всякого

    общественного строительства”*.

    Поскольку право есть “внешняя форма общежития”, “начало

    политического порядка”, то сколько-нибудь существенного интереса для

    представителей религиозной философии оно не имеет и вольно или невольно

    изгнано из числа ценностей духовной жизни, призванных обеспечить успех

    общественного строительства. Оно не удостоено чести быть в одном ряду с

    христианскими идеалами, православной соборностью, нравственным началом и

    т.д.

    Характерно, что даже Б.А. Кистяковский, единственный защитник

    права в сборнике, делал существенные уступки своим философским коллегам.

    Право, писал он, “ не может быть поставлено рядом с такими духовными

    ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная

    святыня”**. Право для Кистяковского - это лишь внешняя свобода,

    обусловленная общественной средой, а потому относительная. Она на порядок

    ниже безотносительной внутренней свободы, т.е. свободы духовной. Но

    Кистяковский хотя и признаёт, что эта внутренняя свобода зависела и от

    права, он понимает опасность “кризиса самосознания” и недооценки социальной

    роли права. Но в сборнике он одинок.

    В.С. Соловьёв, яркий мыслитель и если не основатель, то

    предтеча школы религиозных философов, в своем поиске универсального

    мировоззрения помнил о праве, но отводил ему не очень значимую роль

    “некоторого минимума нравственности”. Этого барьера правопонимания

    представители школы преодолеть не смогли. По мнению же Бердяева, право

    имеет значение в человеческом общении лишь как средство помешать проявлению

    низменных свойств и пороков людей и гарантировать тем самым “минимум

    человеческой свободы”. “Правовой строй, по его мнению -, это лишь

    “узаконенное недоверие человека к человеку”.***

    Право не обладает потенциалом для широких преобразований и

    совершенствования общества. “Можно признавать неизбежность и относительную

    иногда полезность конституционализмаи парламентаризма, но верить, что этими

    путями можно создать современное общество, можно излечить от зла и

    страданий уже невозможно... Вера в конституцию - жалкая вера. Вера должна

    быть направлена на предметы более достойные, делать же себе кумира из

    правового государства недостойно”.

    *- “Вехи” М. 1991 стр 23

    **- “Вехи” “В защиту права” Кистяковский Б.А. стр 109

    ***- “Философия неравенства ” Бердяев Н. М. 1990г. стр 90

    Итак, праву отведено небольшое место в системе социальных

    ценностей, в ряду средств общественного прогресса. Видный русский юрист

    И.А. Покровский писал о позиции авторов “Вех”, что за призывом к

    нравственному совершенству, в поисках абсолютного добра был оставлен без

    внимания тот практический путь. По которому следует идти. “По этой же

    причине мы свысока и с презрением относимся к праву. Мы целиком в высших

    областях этики, в мире абсолютного и нам нет никакого дела до того в

    высокой степени относительного и несовершенного порядка человеческого

    общения, которым является право”*.

    На страницах не менее известной книги “Из глубины. Сборник статей

    о русской революции”, где примерно тот же круг авторов, что и “Вехах” была

    сделана попытка осмыслить “то ни с чем не сравнимое морально-политическое

    крушение, которое постигло наш народ и наше государство”. На страницах того

    же сборника И.А. Бердяев резко обрушился на “толстовский анархизм”. Он

    писал: “Толстой оказался выразителем антигосударственных, анархических

    инстинктов русского народа. Он дал этим инстинктам морально-религиозную

    санкцую”. Однако в том, что касается права, различия между Толстым и

    Бердяевым не столь существенно. Ведь и Бердяев ставил нравственные и

    христианские заповеди куда выше права.

    Чтобы у читателя не сложилось слишком мрачное представление напомним ещё

    раз о том, что в России в конце XIX-XX веков существовало сильное

    либеральное течение, которое вело активную деятельность в защиту права,

    конституционализма, правовой государственности. Юридическая наука

    находилась на уровне высоких мировых стандартов, возросла роль юридических

    профессий. Но в стране с огромным, исторически образовавшимся дефицитом

    правосознания, низкой правовой культурой, активным антиюридизмом в духовной

    этого оказалось мало.

    Антиправовой морализм.

    После этого “правового урока”, который получила наша страна в

    ходе социалистического строительства, сегодня мало кто решится поставить

    под сомнение высокую социальную ценность права и предсказать его отмирание.

    Юридического нигилизма немало, но он осуждается. Идея правового государства

    достаточно прочно вошла в сознание и определяет многие ориентации. Это не

    *- “Из глубины. Сборник статей о русской революции” М. 1991г. стр223-22470

    означает, что на идеологическом уровне (не говоря уже об обыденном

    сознании) преодолены все те убеждения и стереотипы, которые мешают

    достаточно полному пониманию права, его социального потенциала. В числе

    таких предубеждений – одномерное представление о праве лишь как о средстве

    наказания и разрешения конфликтов, отождествление права и закона и т.д.

    Сюда же может быть отнесён и подход к праву, названный “антиюридическим

    морализмом”. При этом подходе право предстаёт как второстепенное,

    нижестоящее по отношению к “нравственным началам”. В сущности речь идёт о

    продолжении и развитии “веховской” линии.

    В известной брошюре А.И. Солженицына “Как нам обустроить

    Россию?” имеется такой категорически сформулированный вывод: “Нравственное

    начало должно стать выше, чем юридическое”*. Прийти к такому заключению

    можно лишь отталкиваясь от, мягко говоря, не очень высоких представлений о

    праве. Так оно и есть: “Право – это минимум нравственных требований к

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.