МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правоведение

    формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую

    волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и

    обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных

    отношений.

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия

    «право» и перечислить его основные признаки.

    Наиболее существенным признаком права, включенным в опрб' деление данного

    понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признак выражается

    в том, что:

    1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его

    исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого

    существует специальный аппарат надзора и ко1К троля, пресечения нарушений,

    судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;

    2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует

    общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах.

    Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики

    государства, специфическим средством организации его разносторонней

    управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

    3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в

    качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и

    неправомерного поведения;

    4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли

    права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства

    составляющих его норм.

    16. Типология государства и права.

    Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в

    основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.

    В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические

    признаки (общественно-экономическая формация).

    Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению

    представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором

    общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип

    надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов

    экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее

    время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и

    прафеодализм). Достоинства данной типологии:

    1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-

    экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на

    общество;

    2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития

    государства. Слабые стороны:

    1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней

    запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда

    «вписывается» в начерченные для нее схемы;

    2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,

    культурные и т.п.).

    В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные

    признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В

    частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

    цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся

    общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

    зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

    западную, православную и т.п.

    Достоинства данной типологии:

    1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

    2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые

    характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более

    «заземленная» типология государств.

    Слабые стороны:

    1) недооцениваются социально-экономические факторы;

    2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

    Типология права — это его специфическая классификация, производимая в

    основном с позиции следующих подходов.

    В рамках первого (формационного) главным критерием выступают

    социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).

    Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению

    представителей данного подхода, решающим фактором общественного

    развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных

    элементов: государство и право.

    В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,

    феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

    Достоинство:

    — продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических

    факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

    Слабая сторона:

    — формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-

    историческую, культурно-национальную и специальнЬ-юридическую специфику

    права.

    В рамках другого подхода типология права производится на ос^ нове

    конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-

    юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями

    выделяют такие типы права:

    1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность

    права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного

    государства);

    2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе

    общности источников, структуры права и историчео-кого пути его

    формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-

    германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

    Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-

    исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки,

    которые весьма определенно характеризуют право.

    Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль

    социально-экономических факторов в природе права.

    17. Понятие и классификация нормативно-правовых актов.

    Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то

    органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и

    постоянного действия,рассчитанные на многократное применение.

    Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой

    компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является

    официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его

    следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других

    разделах учебника).

    По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие

    группы: законы и подзаконные акты.

    Виды законов:

    1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный

    политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и

    свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и

    государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной

    власти;

    2) федеральные конституционные законы принимаются по во* просам,

    предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

    3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные

    различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни

    общества;

    4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и

    распространяются только на соответствующую территорию.

    Виды подзаконных актов:

    1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых,

    принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

    2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного

    органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению

    общественными процессами;

    3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных

    комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в

    пределах компетенции данной исполнительной структуры;

    4) решения и постановления местных органов государственной власти;

    5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного

    управления;

    6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

    7) локальные нормативные акты -— это нормативные предписания, принятые на

    уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила

    внутреннего трудового распорядка).

    В зависимости от особенностей правового положения субъекта

    правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

    — нормативные акты государственных органов;

    — нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов,

    профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

    — нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных

    социальных структур);

    — нормативные акты, принятые на референдуме,

    В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

    — общефедеральные;

    — нормативные акты субъектов Российской Федерации;

    — нормативные акты органов местного самоуправления;

    — локальные нормативные акты.

    В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

    — нормативные акты неопределенно-длительного действия;

    —• временные нормативные акты.

    18. Функции права: понятие, виды, характеристика.

    Функции права — это основные направления правового воздействия,

    выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

    С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в

    обществе, его динамику, действие.

    Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того,

    освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в

    общесоциальных (более широких). Если следовать широкому смыслу функций

    права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая

    (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы

    собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения,

    регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.),

    воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое

    педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов

    мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи

    между субъектом и объектом управления).

    На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие

    общественных отношений) и охранительную функции.

    Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер,

    ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для

    общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают,

    как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации

    и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая

    простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

    Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений —

    обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный

    характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее

    обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда

    нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей,

    когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути

    данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и

    защищающие интересы лиц.

    19. Понятие и виды норм права.

    Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

    поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на

    урегулирование общественных отношений.

    Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его

    системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты

    права как особого социального явления.

    Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права»

    совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

    К признакам нормы права относят:

    1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание

    государства относительно возможного и должного поведения людей);

    2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в

    официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

    3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и

    обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и

    стимулированием);

    4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет

    одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо

    нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

    5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы,

    состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция

    и санкция).

    20. Принципы права: понятие, классификация, значение.

    Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи,

    выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

    Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение,

    представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо

    сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

    В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые,

    межотраслевые и отраслевые принципы.

    К общеправовым принципам относят:

    1) справедливость;

    2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

    3) гуманизм;

    4) демократизм;

    5) единство прав и обязанностей;

    6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

    Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без

    исключения отраслях права.

    Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких

    отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип

    неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности

    судопроизводства и т.д.

    Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются

    отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства

    сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция

    невиновности и т.п.

    Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как

    они не только определяют общие направления правового воздействия, но и

    могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу

    (например, при аналогии права).

    21. Правонарушение: понятие, признаки.

    Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние

    лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

    Признаки правонарушения:

    — деяние (действие или бездействие);

    — вина;

    — противоправность;

    — вредный результат;

    — причинная связь между деянием и вредным результатом;

    — юридическая ответственность.

    В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения

    подразделяются на преступления и проступки.

    Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью

    общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы,

    охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных

    видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным

    законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),

    совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты

    посягательства и юридические последствия.

    В свою очередь проступки классифицируются:

    — на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и

    личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или

    отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении

    обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и

    достоинство гражданина);

    — административные (правонарушения, посягающие на установленный законом

    общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной

    деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных

    обязанностей);

    — дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых

    отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий,

    учреждений и организаций);

    . процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные

    законом процедуры осуществления правосудия, например неявка

    свидетеля в суд).

    22. Состав правонарушения.

    Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние

    лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

    Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,

    необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

    В юридический состав входят:

    1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или

    социальная организация, совершившие данное деяние);

    2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым

    объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье,

    честь, имущество и т.п.);

    3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков,

    характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его

    последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают

    психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию.

    Выделяют две формы вины — умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.