МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нематериальные блага и способы их защиты

    гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав. Закон

    предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду

    опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений

    от лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники

    этого отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует

    обязанность других лиц.

    Личные потребности граждан могут быть достаточно эффективно

    удовлетворены не только самостоятельно, но и посредством различных групп,

    объединений, коллективов. Таким образом, можно выделить определенную

    группу прав, которые носят коллективный (совместный) характер. При одних

    обстоятельствах основанием для возникновения коллективных прав является

    жизненная необходимость, при других - коллективные права и свободы

    являются следствием того или иного государственного или общественного

    объединения.

    Правомочие по владению характеризуется возможностью обладать честью,

    достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать от

    любого юридического или физического лица не нарушать эти блага.

    Правомочие по пользованию заключено в возможности пользоваться

    сложившимся о себе представлением в самых различных сферах.

    Правомочие по поддержанию и (или) изменению содержания своей деловой

    репутации заключается в возможности совершать определенные действия

    (заключать с этой целью договоры, публиковать информацию и рекламу и др.).

    Норма о праве на честь, достоинство и деловую репутацию, помимо

    запрещения обязанным лицам посягать на конкретное физическое или

    юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей

    совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и

    деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их

    поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что

    они не будут ущемлены распространением в отношении них ложных порочащих

    сведений, они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их

    поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно

    выполняют требования закона, морали, правил поведения в обществе.

    Право на честь, достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым

    правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его

    нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий

    и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное

    впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное

    неимущественное право.

    Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

    Специальное общее правило о защите чести, достоинства и деловой

    репутации закреплено в ч.1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Согласно п.1,

    названной статьи, гражданин вправе требовать по суду опровержения

    порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если

    распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют

    действительности.

    Также в Гражданском кодексе закреплены права о защите чести и

    достоинства гражданина после его смерти. Конкретно оговаривается

    возможность заинтересованных лиц (родственников, близких, непосредственно

    связанных, при жизни, с умершим, людей, в процессе его трудовой

    деятельности, или учебе, при выполнении служебных или государственных

    заданий и т.д.) защитить честь и достоинство, а также деловую репутацию

    умершего. Случается и так, что от этого зависит репутация их самих. Защита

    третьими лицами личных неимущественных прав, принадлежавших умершим, может

    осуществлять либо в интересах памяти умершего, либо в собственных

    интересах третьего лица. Третьи лица, в том числе наследники, могут

    осуществлять такую защиту умершего лишь в случае, если они действуют в

    своем интересе.

    Осуществлять и защищать личные неимущественные блага при жизни того,

    кому они принадлежат, по его поручению или в силу закона могут третьи

    лица, если иное не вытекает из существа этих благ.

    Что касается организаций (юридических лиц), то в ст. 152 (п.7)

    Гражданского кодекса РФ сказано о судебной защите деловой репутации, так

    как при распространении порочащих сведений в отношении юридических лиц

    умаляется именно деловая репутация. Юридическое лицо вправе требовать

    опровержения порочащих его деловую репутацию сведений. При этом законом не

    предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к

    ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству

    массовой информации, распространившему сведения, порочащие, по мнению

    истца, его деловую репутацию. На требования о защите деловой репутации,

    заявленные в порядке п. 7 ст. 152 Гражданского кодекса РФ, исковая

    давность не распространяется.

    При защите чести и достоинства действует презумпция, согласно которой

    распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими

    действительности. Доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их

    распространил.

    Согласно ч.1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ и ст. 43 Закона "О

    средствах массовой информации" опровержению должны подвергаться порочащие

    честь, достоинство и деловую репутацию сведения. Бремя доказательства

    лежит на лице или организации, распространивших эти сведения, а не на

    потерпевшем. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений

    лицом, к которому предъявлен иск. Из этого следует, что для удовлетворения

    этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а

    именно: сведения должны быть порочащими, не соответствующими

    действительности и получить распространение.

    Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь,

    достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в

    общественном мнении или мнении отдельных граждан.

    Измышления, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию, подлежат

    опровержению независимо от того, изложены ли они в грубой, оскорбительной

    форме или достаточно пристойно.

    В юридической литературе существуют понятия порочащие и позорящие

    сведения, между этими понятиями, в ряде случаев, трудно определить

    границу. И те и другие сказываются на репутации индивида и организации, но

    степень этого влияния неоднозначна. Всякое позорящее сведение будет и

    порочащим, и наоборот.

    Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство,

    понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам

    либо хотя бы одному лицу. Подразумевается опубликование таких сведений в

    печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в других

    средствах массовой информации, публичных выступлениях, заявлениях или

    сообщение в иной, в том числе устной форме. Сообщивший эти сведения

    практически не имеет возможности предотвратить их дальнейшее

    распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения

    не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе

    лишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их

    опровержении ( при условии несоответствия их действительности). В подобных

    случаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы

    измышления не получили своего дальнейшего распространения.

    Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не

    является распространением сведений. В этом случае можно ставить вопрос о

    привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету, если к

    этому есть основания. Также не является распространением сведений, когда

    индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так

    как он сам способствует формированию общественного мнения о своей

    личности.

    В юридической литературе и в судебной практике встречаются случаи

    обманутого доверия. При стечении тех или иных обстоятельствах лицо,

    действительно совершившее неблаговидный поступок, строго конфиденциально

    сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны и надеется на

    это. Тем не менее, факт о предосудительном поступке становится достоянием

    окружающих. При таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск к лицу,

    обманувшему доверие, так как опровержение сведений соответствующих

    действительности, нормой закона не предусматривается.

    Сведения порочащие честь, достоинство и деловую репутацию могут

    распространяться в средствах массовой информации. Здесь подразумевается

    сообщение в качестве статьи в газете, в передаче по радио или по

    телевизору.

    В связи с этим ст. 152 Гражданского кодекса РФ устанавливает

    специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были

    распространены в средствах массовой информации: опровержение должно

    последовать в тех же средствах массовой информации. Закон РФ "О средствах

    массовой информации" также предусматривает право на опровержение порочащих

    сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и деловую репутацию

    граждан и организаций, статья 43 данного закона дает им право требовать от

    редакции опровержения не соответствующих действительности сведений,

    порочащих их честь и достоинство, которые были распространены в данном

    средстве массовой информации. Гражданин или организация могут

    предоставлять свой текст для опровержения. На радио или телевидении дается

    самому зачитать свой текст.

    В п.3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предусмотрена ситуация, когда в

    средствах массовой информации публикуются сведения, которые сами по себе

    не являются порочащими и соответствуют действительности, но в тоже время

    ущемляют права и законные интересы гражданина, отражаются на деловой

    репутации. В этих случаях можно требовать опубликование ответа

    (комментария, реплики) в тех же средствах массовой информации.

    Законом "О средствах массовой информации" установлен специальный

    порядок, в соответствии с которым требования об опубликовании опровержения

    или ответа в средствах массовой информации необходимо предварительно

    заявить редакции, которая обязана в письменной форме в течении одного

    месяца уведомить гражданина или юридическое лицо о предполагаемом сроке

    помещения опровержения либо об отказе в опровержении. Опровержение должно

    быть помещено в том же средстве массовой информации, набрано тем же

    шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. Если

    опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в

    то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое

    сообщение(ст. ст. 43,44). В случае отказа в опровержении, нарушения

    порядка опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения,

    соответствующие требования в течении одного года могут быть обжалованы в

    суд. По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений,

    опубликованных в печати, ответчиком по делу является редакция

    соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция

    средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в

    деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного

    средства массовой информации. Следует иметь в виду, что статьями 45 и 46

    Закона РФ "О средствах массовой информации" установлен годичный срок, в

    течении которого гражданин или организация вправе обратиться в суд с

    требованием о признании необоснованным отказа редакции в публикации

    опровержения или ответа на публикацию. Началом течения указанного срока

    является день распространения оспариваемых сведений.

    Помимо средств массовой информации порочащие сведения могут иметь

    место и получить широкое распространение в документах: такой документ

    подлежит замене. Если лицо не согласно с содержанием производственной

    характеристики полностью или только в отдельных ее частях, то может

    потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой

    он не согласен.

    Пункт 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность

    использования при защите нематериальных благ любого способа, названного в

    ст.12 Гражданского кодекса РФ, а также иных способов, установленных

    Кодексом и другими законами. Специальные способы защиты установлены ст.

    152 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения чести, достоинства и

    деловой репутации. В этой же статье предусмотрена возможность

    использования и общих способов защиты (возмещение убытков и компенсация

    морального вреда).

    Кроме специальных и общих способов защиты чести, достоинства и

    деловой репутации, гражданин может потребовать использования и других

    способов, не названных в статье 152. Например, изъятия тиража книги, в

    которой были опубликованы порочащие сведения, запрещения публикации

    второго издания и т.д. Эти требования укладываются в общий содержащийся в

    ст. 12 способ защиты: пресечение действий, нарушающих права или создающих

    угрозу их нарушения.

    Пункт 6 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предоставляет гражданам

    возможность защищать честь, достоинство, деловую репутацию и в случаях,

    когда ни автора, ни распространителя порочащих сведений установить

    невозможно (письмо без подписи). Указанная норма не относится к случаям,

    когда анонимное письмо помещено в газете, зачитано по радио и т.п. В

    приведенных случаях гражданин сохраняет право обратиться в суд с

    заявлением о признании распространенных порочащих сведений не

    соответствующими действительности. Суд ограничивается установлением

    требуемого факта без возложения на кого-либо обязанности опровержения

    распространенных сведений.

    В распространении порочащих измышлений иногда участвуют несколько

    человек. Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по

    основаниям ст. 152 Гражданского кодекса РФ они отвечают солидарно. Однако

    известно, что полное исполнение обязанности солидарным должником

    освобождает остальных лиц от исполнения кредитору (ч. 1 ст. 325 ГКРФ). В

    тоже время опровержение, сделанное лишь одним из участвовавших в

    распространении неверной информации, не всегда способно удовлетворить

    интересы истца. Если другие правонарушители уклоняются от аналогичных

    заявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и косвенным

    образом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах обязанность

    опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто

    участвовал в их распространении.

    В отношении с органами государства и должностными лицами проблема

    защиты чести гражданина приобретает предельную остроту в тех случаях,

    когда она связана с трагедией привлечения невиновного гражданина к

    уголовной ответственности. Позор, покрывающий имя человека, обвиняемого в

    преступлении, которого он не совершал, особенно безвинно осужденного за

    тяжкое преступление, не только сводит к нулю социальный престиж

    гражданина, но и бросает тень на его родных и близких.

    Необоснованно опороченную честь, достоинство или деловую репутацию

    можно восстановить при помощи юридических мер, которые сводятся к

    опровержению не соответствующих действительности сведений.

    Вообще предмет нарушения деловой репутации - это те элементы носителя

    деловой репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной

    деятельностью.

    Гражданский Кодекс, Закон "О конкуренции и ограничении

    монополистической деятельности на товарных рынках" определяют суть

    нарушения деловой репутации, как распространения ложных, неточных или

    искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных

    причинить ему убытки.

    По аналогии с тем, как определяется распространение, опорочивание и

    ложность в процессе защиты чести и достоинства, можно установить с учетом

    появляющейся специфики, что такое распространение, опорочивание и ложность

    при нарушении деловой репутации. Специфичность проявляется в способности

    соответствующих действий причинить убытки, несмотря на то, что Закон о

    конкуренции формально различает сведения "способные причинить убытки", и

    сведения "способные принести ущерб деловой репутации", можно предположить,

    что практически невозможно наличие ущерба деловой репутации без того,

    чтобы такой ущерб не являлся причиной убытков или возможной причиной

    убытков. Без подобной связи защита деловой репутации теряет коммерческий

    смысл. В области хозяйствования информация только тогда в состоянии

    причинить убытки, когда она дошла до сведения тех лиц, от действия которых

    зависит благополучная деятельность хозяйствующего субъекта, в отношении

    которого распространяется информация.

    Не может считаться носителем опорочивающей информации (сведений)

    бракованный товар (работы, услуги), индивидуализированный посредством

    присвоения ему товарного знака хозяйствующего субъекта, деловая репутация

    которого, таким образом, может подвергнуться умалению.

    Деловая репутация может быть защищена двумя путями. Первый путь:

    статья 152 ч.1 Гражданского кодекса РФ. Второй вариант защиты предусмотрен

    Законом о конкуренции. П.1 ст. 3, п. 1 ст. 2 закона, среди основных целей,

    задач и функций Антимонопольного комитета обозначают и такую, как

    пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и нанесение ущерба

    деловой репутации. Правда субъектом, имеющим право на защиту по Закону о

    конкуренции, может быть хозяйствующий субъект, входящий в предусмотренный

    ст. 4 перечень. Исходя из этого, право на обращение в Антимонопольный

    комитет не имеют те хозяйствующие субъекты, которые не вправе обращаться

    за защитой своих интересов в арбитражный суд.

    Именно способность быстро привлечь или ограничить нарушение

    антимонопольного законодательства, обязать в административном порядке

    восстановить первоначальное положение путем подачи в адрес нарушителя

    обязательного для исполнения соответствующего предписания, делает путь

    защиты деловой репутации через обращение в Антимонопольный комитет

    эффективным с точки зрения хозяйствования.

    Но обращение субъекта за защитой от недобросовестной конкуренции в

    Комитет, как административный орган, не исключает двух других

    возможностей: а) параллельное обращение: ив Антимонопольный комитет и в

    арбитражный суд; б) обращение в арбитражный суд самого комитета с иском о

    запрещении недобросовестной конкуренции, восстановлении первоначального

    положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего. Причем нельзя говорить

    о том, что в последнем случае Антимонопольный комитет будет всегда

    выступать в качестве процессуального истца, т.е. в защиту хозяйствующего

    субъекта.

    При обращении с иском о защите деловой репутации истец должен

    представить доказательства, что данный спор связан с его

    предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

    Не всегда решения принятые судом выполняются. Здесь законодатель

    предусмотрел наложение штрафа для нарушителя ( п. 3 ст. 152 Гражданского

    кодекса РФ), взыскиваемого в предусмотренном процессуальном порядке в

    доход РФ. Но уплаченный штраф не освобождает нарушителя от обязанности

    выполнить предусмотренное решением суда обязательство.

    В некоторых случаях о человеке распространяются сведения, хотя и

    соответствующие действительности, но содержащие его негативную

    характеристику (прежняя судимость, нахождение в психиатрической больнице и

    т.д.) Не исключено, что разглашение и распространение подобного рода

    фактов создает человеку дискомфорт и способно причинить ему определенные

    душевные волнения и переживания. Российское законодательство не

    предусматривает санкций за распространение такого рода сведений. В

    специальной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.

    Одни специалисты считают, что институт диффамации несовместим с нашим

    законодательством. Другие, наоборот, считают такое положение неправильным,

    ибо огласке могут предаваться сведения, которые не влияют на общественную

    оценку личности, но вызывают душевные страдания, а иногда и психические

    потрясения человека.

    Здесь должен быть дифференцированный подход, ибо появление информации

    о порочащих гражданина обстоятельствах вызывается различными причинами. В

    частности, информация о недостойных действиях субъекта может диктоваться

    общественными потребностями, соображениями воспитательного характера.

    Придание гласности неблаговидных поступков гражданина, которые

    выходят за пределы личной сферы и затрагивают интересы каких-либо

    коллективов или общество в целом, является допустимым и оправданным.

    Разумеется, одни и те же аморальные действия не должны наказываться

    бесконечно.

    Ответственность за распространение не соответствующих

    действительности порочащих сведений наступает независимо от того, в какой

    форме - устной, письменной, в средствах массовой информации и т.п., были

    распространены эти сведения.

    Следует обратить внимание на то, что указанная ответственность

    наступает и в том случае, когда не соответствующие действительным

    порочащие сведения были распространены лицом при исполнении служебных

    обязанностей.

    В случае распространения подобных сведений в устной форме

    ответственность обычно возлагается на само должностное лицо, а в случае

    распространения сведений в письменной форме - на учреждение, предприятие

    или организацию, от имени которого действовало должностное лицо. В тех

    случаях, когда такое учреждение, предприятие или организация не пользуются

    правом юридического лица, ответственность несет его вышестоящий орган.

    -----------------------

    [1] См.: Малеина М. Н. Защита личных неимущественных прав советских

    граждан.—М., 1991.—

    С. 6.

    [2] См.: Тарахов В. А. Ответственность по советскому гражданскому

    праву.—Саратов, 1973.—С. 384

    [3] См.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении.—М.,1974.—С. 124

    [4] См.: О предмете советского гражданского права (к итогам дискуссии)

    «Советское государство и право», 1955.—№5.—С. 60.

    [5] См.: Кулагин М. И. тенденции развития законодательства о личных

    неимущественных правах граждан.—XXVI съезд КПСС и проблемы гражданского и

    трудового права, гражданского процесса.—М., 1982.—С. 60-61.

    [6] См., например: Гражданско-правовая охрана интересов

    личности.—М.,1969.—С. 58.

    [7] См.: Красавчиков О. А. Охрана интересов личности и свод законов

    Советского государства.—Гражданско-правовая охрана интересов личности в

    СССР.—Свердловск, 1977.—С. 23.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.