МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нематериальные блага и способы их защиты

    (ст.ст. 1082, 1084 -1094 ГК РФ), от регулирования же формы и размера

    материального возмещения морального вреда законодательство, по существу,

    отказалось, оставив этот вопрос на усмотрение суда. Такая ситуация не

    имеет аналогов в гражданском праве. В случае причинения имущественного

    вреда размер ответственности предполагает стоимостную эквивалентность

    причиненного вреда. Но в случае причинения морального вреда принцип

    эквивалентности, внутренне присущий гражданскому праву, не срабатывает,

    что предопределяет особый способ гражданско-правовой защиты.

    Ответственность за причинение морального вреда имеет явно выраженный

    компенсационный характер. Оценка страданий в деньгах или иной материальной

    форме невозможна. Материальная компенсация за причинение морального вреда

    признана вызвать положительные эмоции, которые могли бы максимально

    сгладить негативные изменения в психической сфере личности, обусловленные

    перенесенными страданиями. Понятно, однако, что степень такого

    “сглаживания” будет иметь достаточно условный характер, что неизбежно в

    силу особенностей морального вреда. Можно сделать вывод, что именно в

    связи с условным в вышеуказанном смысле характером возмещения морального

    вреда законодатель отказался от прямого регулирования его конкретной

    материальной формы и размера, оставив этот вопрос на усмотрение суда.

    Статья 1101 ГК РФ “Способ и размер компенсации морального вреда” обязывает

    суд учитывать помимо требований ст. 151 требования разумности и

    справедливости. В юридической литературе высказывались различные

    предложения по этому вопросу, однако до настоящего времени отсутствует

    стройная концепция, которая могла бы быть воспринята судебными органами

    для установления единообразия правоприменительной практики.

    По увечным делам размер компенсации морального вреда должен

    определяться в зависимости от тяжести или иного повреждения здоровья и

    иных обстоятельств, свидетельствующих о физических и нравственных

    страданиях потерпевшего, а также с учетом имущественного положения

    причинителя вреда, степени вины потерпевшего. Моральный вред

    компенсируется потерпевшему независимо от подлежащего возмещению

    имущественного вреда (ст.25 Правил возмещения работодателем вреда...).

    Имущественное положение ответчика может учитываться, только если им

    является гражданин. На юридических лиц это правило не распространяется.

    Так по одному из конкретных дел Верховный Суд РФ указал. Что при

    взыскании денежных сумм в возмещение морального вреда суду следует

    учитывать реальные возможности физического лица для его возмещения.

    Учитывая то, что ответчик пенсионер, на иждивении его находятся двое

    несовершеннолетних детей, Верховный Суд РФ снизил сумму компенсации

    морального вреда истцу с 3 млн. руб. до 500 тыс. руб. [15, ст.15]

    Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 4

    Размер возмещения морального вреда при защите чести, достоинства и

    деловой репутации (ст.1100 ГК) определяется в зависимости от характера и

    содержания публикации, ущемляющей права и интересы истца, от степени

    распространения недостоверных сведений, в связи с чем следует выяснить:

    какие не соответствующие действительности сведения были распространены; в

    какой мере они порочат честь, достоинство или деловую репутацию истца;

    какому кругу лиц они стали известны (каков тираж печатного издания, место

    его распространения, характер телепередачи и аудитория, для которой она

    предназначена, и т.п.); какой от этого результат последствий (болезнь,

    игнорирование истца другими лицами, увольнение с работы и т.д.). [16,

    п.11] Постановление Пленума ВС РФ “О некоторых вопросах, возникших при

    рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также

    деловой репутации граждан и юридических лиц” от 18.08.1992 г. с

    изменениями и дополнениями от 25.04.1995 г. // Бюллетень Верховного

    Суда РФ, 1992. № 11; 1995. № 7.

    Правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с

    распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина,

    применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении

    юридического лица (п.7 ст.152 ГК).

    Значительное место в практике судов стали занимать иски о компенсации

    морального вреда после принятия Закона РФ “О защите прав потребителей”, в

    ст.15 которого указано: “Моральный вред, причиненный потребителю

    вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав,

    предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит

    возмещению причинителем вреда при наличии его вины”.

    Этим Законом ответственность за причинение морального вреда введена в

    сферу договорных отношений между потребителями с одной стороны, и

    предприятиями, учреждениями, организациями либо гражданами -

    предпринимателями, осуществляющими изготовление и продажу товаров,

    выполнение работ и оказание услуг - с другой стороны. [17, п.1]

    Постановление Пленума ВС РФ “О практике рассмотрения судами дел о защите

    прав потребителей” от 29.09.1994 г. с изменениями и дополнениями от

    25.04.1995 г., от 25.10.1996 г., от 17.01.1997 г. //

    Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995. № 1. С.4; 1997. № 3. С.4.

    Согласно ст.30 Семейного кодекса РФ добросовестный супруг вправе

    требовать возмещение причиненного ему как материального, так и морального

    вреда в случае признания брака недействительным. [18] Семейный кодекс

    Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ, 01.01.96 г., № 1.

    ст.16.

    Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации

    причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку закон

    ответственность за причиненный моральный вред не ставит в зависимость от

    наличия имущественного ущерба и исковые требования могут предъявляться как

    наряду с имущественными требованиями, так и самостоятельно. Так, иск о

    компенсации морального вреда может быть предъявлен самостоятельно, если

    материальный ущерб потребителю полностью возмещен добровольно или когда

    редакция средств массовой информации добровольно опубликовала

    опровержение, удовлетворяющее истца. [14, п.11]

    Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении “Некоторые вопросы

    применения законодательства о компенсации морального вреда” [14].

    Российская газета. 1995. №29. 8 февр.

    Защита чести, достоинства и деловой репутации.

    Понятие чести, достоинства и деловой репутации

    Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между

    собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или

    объективном подходе при оценке этих качеств.

    Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества

    к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных

    качеств личности.

    Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих

    личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего

    общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-

    значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство

    определяет субъективную оценку личности.

    Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как

    высшей общественной ценности.

    Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их

    объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив,

    или в более широком плане говорят о чести нации.

    Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются,

    поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от

    сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и

    достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

    При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и

    субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного

    признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является

    социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а

    принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как

    оценочная категория, направленная от общества к личности.

    Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она

    заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в

    себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление

    которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его

    способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе

    моральными нормами, правилами.

    Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и

    обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как

    человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые

    оценивают его поступки, от общественного мнения.

    В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность

    положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может

    рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,

    обусловленная его общественно полезными свойствами.

    Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но

    не тождественны.

    Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не

    одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства

    любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его

    общественной деятельности.

    Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как

    репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о

    достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном

    отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано

    оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их

    репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле

    совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

    Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на

    основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят

    по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

    Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет

    подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она

    базируется.

    Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено

    такое понятие, как деловая репутация.

    Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время

    реанимации. Его возрождение естественно и более того - необходимо. Однако

    необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,

    поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления

    подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов

    общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного

    развития.

    На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство от

    понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

    Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой

    репутации может быть только субъект - производитель материальных благ

    (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и

    не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное

    понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

    Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является

    личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности

    обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.

    Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их

    приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение

    публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая

    деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности,

    субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в

    другой области общественного производства.

    Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда

    направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах

    нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются

    предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент

    деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную

    хозяйствующему субъекту обществом.

    В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример.

    Концерн носит имя своего генерального директора, одного из учредителей,

    господина П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях

    генерального директора и т.д., так что у публики складывается ощущение

    неотделимости доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при

    этом сложно все же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой

    репутации господина П. с таким нарушением как умаление деловой репутации

    предприятия, носящего то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно

    констатировать только нарушение чести и достоинства господина П., но не

    деловой репутации предприятия.

    Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще

    и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)

    коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического

    лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

    Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-

    определенный хозяйствующий субъект:

    а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору

    (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько

    систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой

    деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность

    работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,

    работающий по контракту;

    г) юридическое лицо.

    Право на честь, достоинство и деловую репутацию

    Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего

    вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое

    понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы,

    отражающей эти блага.

    Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того,

    что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в

    общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем

    закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда

    один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.

    Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь,

    достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может

    совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение.

    Каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и

    обязанности, наделяется определенной совокупностью политических,

    имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое

    положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую

    репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления

    правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности

    гражданина или организации.

    Гражданское право до момента нарушения чести и достоинства или

    деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти личные

    неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их

    нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права способны

    регулировать возникшие отношения.

    Право на честь и достоинство следует рассматривать как особое

    субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого

    гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности

    требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от

    нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека,

    существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В

    момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не

    само право.

    Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию

    граждан и организаций установлением всеобщей обязанности воздерживаться от

    посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в

    случаях их нарушения. Право Российской Федерации исходит из того, что для

    каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.

    Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя

    субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают

    воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и

    охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти

    нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания

    долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных

    с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в

    случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.

    Наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными

    правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантии

    осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.