Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России
разнообразием. Чаще всего, этими налогами облагаются жилые дома, строения,
сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки,
средства транспорта (грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, моторные
лодки, самолеты и др.).
Все поимущественные налоги относятся к региональным или местным
налогам, однако, по обыкновению, на центральном (федеральном,
конфедеративном) уровне осуществляется общая регламентация их взимания.
Специальные поимущественные налоги являются исторически самыми устоявшимися
налогами. Доля поступлений по этим налогам в общем, объеме налоговых
поступлений в развитых странах сильно различается. Так, если в Соединенном
Королевстве Великобритании и Северной Ирландии эта доля составляет свыше
10%, то в Бельгии, Греции, Австрии, Италии, Люксембурге, Турции, Финляндии,
Швейцарии и Швеции, Испании она не превышает 1%. К странам с высокой долей
поступлений по налогам на отдельные виды имущества относятся: США – (свыше
9%), Канада – (свыше 8%), Новая Зеландия – (около 6%), Австралия – (почти
5%), Ирландия – (2,5%), Франция – (около 2,01%).
Наибольшую долю поступлений по поимущественному налогообложению дают
налоги, взимаемые с недвижимости, условия обложения и ставки которых обычно
связаны с материалом строений, способом крепления к земле, размерами и
назначением. Как правило, различаются системы налогообложения жилых домов и
строений промышленного или иного хозяйственного назначения.
Налогообложение земельных участков различается в зависимости от
хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения
застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве,
и незастроенных земельных участков, не используемых для
сельскохозяйственного назначения. Ставки этих налогов обычно
устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От
этих налогов освобождаются объекты, находящиеся в государственной
собственности, в собственности органов местного самоуправления, а также в
собственности ряда организаций, список которых устанавливается
законодательно.
От поимущественных налогов следует отличать налоги на доходы от
реализации имущества и налоги на доходы от владения или распоряжения
имуществом. Эти группы налогов имеют разные объекты обложения:
- объектом обложения поимущественными налогами является стоимость
имущества (или ее оценка);
- налогами на доходы от реализации имущества облагается разница
между продажной и покупной ценой;
- объектами обложения налогом на доходы от владения имуществом
являются, как правило, арендные платежи, получаемые
собственником от сдачи имущества в аренду.
Налогообложение доходов второго и третьего типов осуществляется либо в
рамках общей системы подоходного налогообложения (налог на доходы
физических лиц и корпорационный налог), либо путем введения специальных
(дополнительных) налогов. К таким специальным налогам относится налог на
прирост капитала, взимаемый с доходов от реализации определенных видов
имущества (ценных бумаг, застроенных и незастроенных земельных участков,
зданий, строений, сооружений). Доходы от владения и распоряжения
имуществом, несмотря на то, что они чаще всего облагаются налогом в рамках
общей системы подоходного налогообложения, имеют определенную специфику.
Эти доходы облагаются налогом не только с учетом расходов на приобретение и
содержание имущества: к ним почти всегда применяются особые режимы
определения налоговой базы, для них характерен относительно высокий
необлагаемый минимум, система различного рода зачетов и скидок. На практике
налогообложение доходов от реализации и владения имуществом включает в себя
индексацию расходов на его приобретение и содержание с учетом инфляции. Во
всех странах ОЭСР ежегодно публикуется официальный индекс инфляции, на
размер которого корректируются (увеличиваются) расходы по приобретению и
содержанию имущества либо вычитаемые из доходов от реализации, либо
учитываемые при определении налоговых обязательств по доходам в форме
рентных платежей.
Система индексации может применяться для пересчета первоначальной
(покупной, балансовой) стоимости имущества. Система учета расходов на
содержание имущества может не применяться в связи с тем, что объектом
налогообложения выступает не доход, а сама стоимость имущества.
Системы налогообложения имущества, особенно налогообложения отдельных
его видов в большинстве случаев не связаны с системами подоходного
налогообложения. Нередко этим занимаются разные службы, например, в США
эксперты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не
имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков, поступающих в
федеральный орган – Службу внутренних доходов. Практика поимущественного
налога в США имеет и такую особенность, как раздельное налогообложение
определенных объектов на уровне различных звеньев административной
иерархии: муниципалитета, графства, школьного округа.
В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии,
напротив, действует единый налог, взимаемый с совокупной стоимости
недвижимого имущества. Базой налогообложения служит чистая годовая
стоимость имущества, которая переоценивается в соответствии с действующей
методологией. Основой для определения чистой годовой стоимости имущества
является стоимость его найма в условиях свободного рынка, при условии, что
наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и
техническим текущим обслуживанием и страхованием. Оценка имущества для
целей налогообложения, осуществляется специальной оценочной комиссией
Службы внутренних доходов.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел 1. Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы
Российской Федерации
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития
предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в
нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление
налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой
системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по
конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких
структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая
система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех
уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего
углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки
становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в
экономике изменениям все более и более очевидным. Не случайно на протяжении
всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а
нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они
решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих
моментов налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90–х годов в
Российской Федерации налоговая система во все большей степени из–за
несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического
развития страны.
Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие
большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия
доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции
законопослушных и «закононепослушных» налогоплательщиков, а также
способствовали развитию теневой экономики.
В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая
или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России,
в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их
введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с
налогоплательщиками и их агентами.
Принятие первой части Налогового кодекса России явилось поистине
историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С
введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап
комплексного пересмотра всей системы налогообложения.
Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов
конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и
сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью
Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1
января 2001 г.
Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически
единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная
со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком
расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,
направлены на решение следующих важнейших задач:
- построение единой и понятной в границах Российской Федерации
налоговой системы, установление правовых механизмов
взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового
правового пространства;
- возрастание справедливости налоговой системы за счет
выравнивания условий налогообложения для всех
налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее
негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и
сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и
сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов
федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за
ними и гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей
сбалансированность общегосударственных и частных интересов,
содействующей развитию предпринимательства, активизации
инвестиционной деятельности и наращиванию национального
богатства России и благосостояния ее граждан;
- ослабление общего налогового бремени на законопослушных
налогоплательщиков путем более равномерного распределения
налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения курса
на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным
федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд
оплаты труда;
- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование
системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение
налогового администрирования;
- упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего
перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также
за счет максимальной унификации, действующих режимов исчисления
и порядка уплаты различных налогов и сборов;
- обеспечение стабильности налоговой системы, а также
определенности в объемах налоговых платежей для
налогоплательщиков на длительный период.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие
Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально
изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс
представляет собой эволюционное преобразование этой системы
путем устранения выявленных в ходе ее функционирования
недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе
сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль
предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и
некоторые другие налоги), формирующие основу российской
налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и
в развивающихся государствах, в различных экономических режимах,
здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за
годы экономических реформ к ним адаптировались российские
налогоплательщики.
Какие же принципиальные изменения внесены в налоговое законодательство
России с принятием Налогового кодекса?
В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество
налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48
установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во
внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его
принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов
налогов и сборов. При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и
местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной
власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления
не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это
качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно
резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых
налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их
числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на
ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности,
акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог
на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах,
уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов
содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия
получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по
новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов,
который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в
добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.
Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена
предусмотренного в перечне налога на воспроизводство минерально–сырьевой
базы.
Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный налог
решениями законодательных органов субъектов Федерации постепенно будут
заменяться единым налогом – на недвижимость.
Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему налогов с
качественной стороны, то здесь также можно обнаружить достаточно много
позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь связано
с отменой действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей,
имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое
пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее
территории товаров и услуг.
Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных
обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.
Отменено также большое количество «мелких» налогов и сборов, дающих
незначительные поступления в бюджеты, но дорогих в администрировании.
Наиболее кардинальное преобразование проведено в части существовавших до
принятия Кодекса взносов в государственные внебюджетные социальные фонды,
которые теперь объединены в единый социальный налог.
Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов и
сборов, имеющих целевую направленность.
В частности, согласно установленной в Кодексе налоговой системе
отменены действующие налоги на реализацию горюче–смазочных материалов,
приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, на
содержание жилищного фонда и объектов социально–культурной сферы, сбора на
нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований
«Россия», «Российская Федерация», целевых налогов на содержание милиции,
благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и
сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при перемещении товаров по
территории России), ряд других налогов и сборов.
Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги,
изменилось разделение налогов на федеральные и региональные. В частности,
введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для
предприятий, занимающихся этой деятельностью, налог с дохода.
Введен налог с продаж. Объектом обложения данным налогом является
объем реализации товаров, работ и услуг, реализуемых в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения за наличный расчет. Введение этого налога
является достаточно спорным, поскольку он практически дублирует налог на
добавленную стоимость, имея ту же налогооблагаемую базу. Это противоречит
важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с которым каждый налог
должен иметь самостоятельный объект для налогообложения. Это, кстати,
зафиксировано и в ст. 38 Налогового кодекса России.
В составе налога на прибыль (доход) организаций выделен налог на
доходы от капитала. Таким налогом будут облагаться отдельные виды доходов,
налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|