Наиболее интересные аспекты международного частного права
международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой
системы. Различают несколько видов иммунитета государств:
судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого
государства);
иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения
ареста на государственную собственность или запрещения совершать
определенные действия государственным органам иностранного государства в
порядке обеспечения исковых требований);
иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного
исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или
государственных органов);
иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность
государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное
время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со
стороны другого государства).
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой:
необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных
действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма
затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном
разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно
исполнить решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета
государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя
проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991
году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных
обычаев.
Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица,
вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в
соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными
государствами, специальные положения, в которых государство - участник
сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или
иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от
судебного исполнения решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях
закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится
общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения
с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует
распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях
международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут
выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией,
определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции РФ,
органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное
Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы
исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если
Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации заключает
договор международной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником
договора является государство — Российская Федерация со всеми вытекающими
юридическими последствиями.
Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях,
осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к
которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, области, Москва и
Санкт-Петербург как города федерального значения, автономные области и
автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные
образования.
При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как
самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и
муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в
сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ,
включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными
участниками гражданами и юридическими лицами.
К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие
предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли)
деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их
функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в
ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их
участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности,
о приватизации государственного и муниципального имущества и другие.
Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том
числе и составляющие предмет МЧП.
Международная межправительственная организация как субъект
международного частного права
Международные межправительственные организации (ММО), относясь к
субъектам международного публичного права, большей частью вступают в
отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же,
как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при
условии участия со стороны контрагента физического или юридического лица.
В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры,
о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например,
они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и
оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.
Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях
международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом
ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и
представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру
заключения контрактов.
Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные
межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН
оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН
функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в
рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в
том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных
векселях).
Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО,
является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой
сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее
содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО
с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.
Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с
государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-
квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух
субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться
международным публичным правом — соответствующими международными
договорами.
С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не
регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах.
Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся
специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор
компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к
применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное
право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так,
например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией
Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в
Женеве. В договорах содержалась, норма, указывающая, что рассмотрение
споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на
национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и
французского правительства.
Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая
международным иммунитетом, часто не считают нужным зависеть от конкретной
правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет комплексное
право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему
национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие -
внутренними правилами, выработанными самой организацией.
Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны
Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны – одно из наиболее
сложных явлений в международном частном праве. Впрочем, вопрос, который
должен быть предпослан изучению этого явления, звучит довольно просто и
ясно: является ли отсылка коллизионной нормы к иностранному праву отсылкой
не только к его материальным, но и к коллизионным правилам? В последнем
случае поиск применимого права должен быть продолжен, но уже в направлении,
указываемом иностранным коллизионным правилом, т.е. либо к материальному
праву страны, которой принадлежит это правило, либо обратно к закону страны
суда (обратная отсылка), либо, наконец, к закону третьей страны.
Принадлежит ли обратная отсылка (или отсылка к закону третьей страны)
принятию? Результатом принятия отсылки является применение материального
права страны суда или третьей страны.
Доктрина обратной отсылки была неоднозначно воспринята практикой, но в
итоге многие страны склонились к ее поддержке, в частности Греция, Италия и
Дания; в США признание отсылки ограничилось случаями рассмотрения вопросов
о правовом титуле на землю и действительности решений о разводе.
Разброс мнений в оценке отсылки соответствует сложившимся в разных
правовых системах различиям в подходах к пределам и последствиям принятия
обратной отсылки (отсылки к закону третьей страны). Особенности правового
регулирования проблемы выражаются в неоднозначном отношении к признанию
отсылок и к определению круга отношений, в сфере которых допускается их
принятие.
Один из старейших законов в области международного частного права –
закон о международном частном праве Польши (1964 г.), исходит из принятия
как обратной отсылки, так и отсылки к закону третьего государства. Законы о
международном частном праве Венгрии и о международном праве и международном
гражданском процессе Турции допускают принятие только обратной отсылки.
Принятие обратной отсылки закреплено в австрийском законе о
международном частном праве. Необычно решается в австрийском законе вопрос
об отсылке к праву третьего государства: при наличии последующих отсылок
применяются материальные нормы того правопорядка, который, в конечном
счете, не отсылает к какому-либо другому, или (если ни один правопорядок не
принимает ссылку) материальные нормы правопорядка, к которому относилась
первая ссылка.
Тенденция к ограничению объема отношений, в сфере которых принимается
обратная ссылка и отсылка к праву третьего государства, выражена в законе о
международном частном праве Швейцарии. Закон допускает принятие отсылок
лишь в случаях, им предусмотренных. К таким случаям отнесено принятие
обратной отсылки к швейцарскому закону, регулирующему вопросы гражданского
состояния.
Как видно, зарубежные правовые системы отличает разнообразие подходов к
проблеме принятия обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны.
Решение, ограничивающее принятие обратной ссылки и отсылки к праву
третьей страны, предлагается в модели Гражданского кодекса для стран СНГ.
Любая отсылка к иностранному праву рассматривается по общему правилу как
отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны;
принятие обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны допускается при
определении личного закона физического лица, его правоспособности и
дееспособности, прав физического лица на имя, использование имени и его
защиту, а также в области опеки и попечительства. Правила о принятии
обратной отсылки содержатся в ряде международных договоров.
Коллизионные вопросы права собственности
В законодательстве многих государств проводится различие между правом
на недвижимое имущество и правом на движимое имущество. В отношении
недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина этих государств
придерживаются принципа, согласно которому право собственности на
недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон
определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму и
условия перехода прав на недвижимость. Особенно жестко данный принцип
проводится в отношении такой основной категорий недвижимого имущества, как
земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая
регистрация прав собственности на землю.
Российские юридические лица и организации, точно так же как и
граждане России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют
право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном
объеме в соответствии с правилами местного законодательства.
Более сложным является положение с движимым имуществом. Сюда
относятся обычно права требования, ценные бумаги, транспортные средства,
личные вещи и т. д. В отношении этой категории имущества в различных
государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места
нахождения вещи, хотя и в отношении режима движимого имущества указанный
принцип имеет решающее значение.
Во-первых, считается общепризнанным, что если в каком-либо
государстве вещь правомерно перешла по законам этого государства в
собственность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи
право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником. Таким
образом, признается право собственности на вещь, приобретенную за границей.
Во-вторых, обычно признается, что объем прав собственника
определяется законом места нахождения вещи. Из этого следует, что при
перемещении вещи из одного государства в другое (как это происходит именно
с движимым имуществом) соответственно изменяется и содержание прав
собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали
собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Право
собственности на вещь, например приобретенную иностранцем на своей родине,
признается, но содержание этого права будет определяться не законом страны
его гражданства, а законом места нахождения вещи.
В доктринах международного частного права существуют различные
точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности,
если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних
странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения
вещи, в других предпочтение отдается личному закону собственника.
В Великобритании и США в течение длительного времени исходным был
принцип, согласно которому права на движимость определяются личным законом
собственника. В праве Франции в ряде случаев переход права собственности на
движимость определяется законом места нахождения вещи; в то же время в
наследственном праве переход имущества в порядке наследования часто
определяется личным законом наследодателя. Однако принцип личного закона
рассматривается в современной доктрине больше как исключение из общего
правила. Этот принцип продолжает сохраняться в законодательстве лишь
отдельных стран (Аргентины, Бразилии).
Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности,
регулируются также в отдельных международных соглашениях. Основным
правилом, предусматриваемым российским законодательством для решения
коллизионных вопросов права собственности, является закон местонахождения
вещи (ст. 164 Основ гражданского законодательства). Это правило
распространяется как на недвижимое, так и на движимое имущество. Из сферы
его применения исключены транспортные средства, подлежащие внесению в
государственный реестр. Коллизионные вопросы права собственности на эти
транспортные средства решаются по праву страны, где транспортное средство
внесено в реестр.
В российском законодательстве к недвижимым вещам (недвижимому
имуществу, недвижимости) отнесены (ст. 130 ГК РФ) земельные участки,
участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с
землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания,
сооружения. К недвижимым вещам отнесены также подлежащие государственной
регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты. Недвижимостью может быть признано законом и иное
имущество. Не принадлежащие к недвижимости вещи, включая деньги и ценные
бумаги, являются движимым имуществом.
Что касается вопросов возникновения, перехода и прекращения вещных
прав, то решаются они с помощью привязок, не совпадающих с привязкой к
закону местонахождения вещи, хотя и близких к ней по значению. Перемещение
имущества из одной страны в другую изменяет содержание права собственности,
поскольку его “наполнение”, объем зависит от закона страны, где в данный
момент находится имущество. Иначе строится режим возникновения и
прекращения права собственности. Право собственности возникает и
прекращается по закону страны, где это имущество находилось в момент, когда
имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для
возникновения или прекращения права. Российский гражданин сохраняет за
Страницы: 1, 2, 3, 4
|