МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Муниципальное право РФ

    Муниципальное право РФ

    Вопросы и конспект ответов к экзамену

    по курсу «Муниципальное право РФ»

    1. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового

    регулирования МП.

    2. Муниципально-правовые нормы, их особенности.

    3. Правоотношения, возникающие в процессе осуществления местного

    самоуправления, их субъекты.

    4. Источники МП как отрасли.

    5. Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.

    6. История развития местного самоуправления в дореволюционной России.

    7. Местное самоуправление и местное управление в ЗС.

    8. Система МП как учебной дисциплины.

    9. Территории, на которых может осуществляться местное самоуправление.

    10. Роль населения муниципального образования в решении вопросов его

    территориального устройства.

    11. Виды земель, на территории муниципального образования.

    12. Муниципальная собственность: понятие, объекты, источники.

    13. Местные налоги, сборы и штрафы.

    14. Бюджет муниципального образования: порядок подготовки, обсуждения,

    принятия и исполнения.

    15. Внебюджетные фонды: порядок образования, формирования, использования

    средств.

    16. Конституция РФ об основах местного самоуправления в РФ.

    17. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области

    местного самоуправления.

    18. Государственные минимальные социальные стандарты в области местного

    самоуправления.

    19. Вопросы, подлежащие правовому регулированию конституциями (уставами) и

    законами субъектов РФ.

    20. Нормы МП содержащиеся в правовых актах органов и должностных лиц

    местного самоуправления.

    21. Устав муниципального образования: порядок разработки, принятия,

    государственной регистрации, вопросы подлежащие регулированию.

    22. Государственные гарантии осуществления местного самоуправления

    (правовые и организационные).

    23. Местный референдум: порядок и принципы проведения.

    24. Муниципальные выборы: понятие, принципы и порядок проведения, органы и

    должностные лица МСУ, формируемые в ходе выборов, избирательные

    объединения, имеющие право на выдвижение кандидатов, мажоритарная система

    подведения итогов голосования.

    25. Собрания (сходы) граждан: история развития, роль в системе управления

    местными делами в настоящее время, порядок созыва и проведения.

    26. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы МСУ –

    формы прямого волеизъявления, призванные выявить общественное мнение

    населения муниципального образования: понятие и гарантии.

    27. Особенности правового положения органов МСУ.

    28. Принципы организации и деятельности органов МСУ.

    29. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: перед населением, перед

    государством, перед физическими и юридическими лицами.

    30. Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными

    лицами МСУ.

    31. Представительный орган МСУ: предметы исключительного ведения, порядок

    избрания, структура, полномочия, основные формы работы.

    32. Принципиальные черты правового статуса депутата, члена выборного

    органа, должностного лица МСУ.

    33. Сущность правового положения главы муниципального образования, как

    высшего должностного лица МСУ.

    34. Понятие территориального общественного самоуправления, как

    самостоятельной формы системы МСУ и основные принципы его организации и

    деятельности (территориальный принцип, общественная форма и

    самоуправленческая природа).

    34.1. Полномочия органов МСУ.

    35. Полномочия органов МСУ по владению, пользования и распоряжению

    муниципальной собственностью.

    36. Полномочия органов МСУ в части планирования комплексного социально-

    экономического развития муниципального образования.

    37. Контроль органов МСУ за использованием земель на территории

    муниципального образования, а также в сфере охраны окружающей среды.

    38. Полномочия органов МСУ в сфере строительства.

    39. Отношения органов МСУ с предприятиями, учреждениями о организациями,

    находящимися на территории муниципального образования.

    40. Деятельность органов МСУ по решению вопросов: содержания и

    использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, создание

    условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания

    и бытового обслуживания, организации транспортного обслуживания населения и

    муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи.

    41. МСУ и народное образование.

    42. Полномочия органов МСУ по обеспечению конституционного права населения

    муниципального образования на участие в культурной жизни.

    43. Полномочия органов МСУ в области здравоохранения.

    44. Деятельность органов МСУ в сфере социальной защиты населения

    муниципального образования.

    45. Полномочия органов МСУ в области охраны общественного порядка.

    1. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового

    регулирования МП.

    МП как комплексная наука – это право МСУ, т.е. городского или сельского

    самоуправления, избираемого населением для решения вопросов местного

    значения. Комплексная отрасль права, вторичное, производное образование.

    Предмет МП – это общественные отношения, возникающие в связи с закреплением

    и регулированием:

    а) территориальных, финансово-экономических, правовых основ МСУ и

    государственных гарантий его осуществления;

    б) организационно-правовых форм существования МСУ;

    в) полномочий органов МСУ по решению местных вопросов;

    г) отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы

    МСУ

    Метод МП – совокупность приемов, способов, средств воздействия на

    участников общественных отношений:

    а) установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений

    (в ходе выборов, деятельность органов МСУ);

    б) метод властеотношений, выражающийся в наделении органов МСУ отдельными

    государственными полномочиями, в соответствии с законом, и возложение на

    другую сторону обязанности подчиняться их велениям;

    в) классические способы воздействия на участников ОО – дозволение, запрет,

    возложение обязанностей, установление равенства сторон в ОО.

    Определение – Муниципальное право – это комплексная наука российского

    права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых

    закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы МСУ,

    государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления,

    полномочия органов МСУ в решении вопросов местного значения, а также

    отдельных государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

    2. Муниципально-правовые нормы, их особенности.

    МПН – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие

    предмет муниципального права. Зачастую это нормы других основных отраслей

    права, прежде всего КП (основные формы МСУ, правовые основы

    взаимоотношений) и АП (правовое положение и функции аппарата органов МСУ).

    Всякая норма права установлена государством и имеет рычаги принуждения.

    Особенности норм МП:

    1) МПН одновременно являются (могут являться) нормами другого права.

    2) Не все НМП являются государственно-правовыми, так как издается органами

    МСУ, не входящих в систему ОГВ.

    3) Не все общественные отношения на местном уровне могут быть урегулированы

    НМП. Такие отношения как проведение сходов населения, организация органов

    территориального СУ, не может быть охвачен правовым регулированием, по

    причине самостоятельности деятельности населения, как правило, в силу

    исторических и местных традиций.

    Классификация МПН:

    1) по объектам правового регулирования: закрепляющие и регулирующие

    территориальные, ФЭ, П основы МСУ и государственные гарантии его

    осуществления; устанавливающие ОПФ осуществления МСУ (формы волеизъявления,

    органы МСУ, органы ТСУ); закрепляющие полномочия органов МСУ по решению

    местных вопросов; регулирующие отдельные государственные полномочия,

    которыми наделены органы МСУ.

    2) по характеру содержащихся предписаний: управомачивающие (дают права);

    обязывающие (указание на обязательное исполнение); запрещающие.

    3) по степени определенности содержащихся предписаний: императивный (не

    допускающие толкования); диспозитивные ( в общем виде определяющие правило

    поведения).

    4) по юридической силе: конституционные и неконституционные (иные НПА).

    5) по территории действия: федеральные; субъектов федерации; местные.

    6) Материально-правовые (закрепляют конкретное правило поведения) и

    процессуальные (процедуру реализации нормы).

    3. Правоотношения, возникающие в процессе осуществления местного

    самоуправления, их субъекты.

    МПО – это общественные отношения, урегулированные нормами МП. МПО

    определяются субъектам:

    а) муниципальные образования (городские и сельские поселения, районы

    (уезды), сельские округа, часть поселения);

    б) население муниципального образования; выборные и другие органы МСУ;

    в) выборные и другие органы МСУ;

    г) органы территориального общественного самоуправления ( советы

    микрорайонов, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые

    комитеты);

    д) органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации

    различных форм собственности, общественные объединения, добровольные

    объединения и ассоциации (при взаимодействии с органами МСУ при

    осуществлении своих функций и задач);

    е) ассоциации и союзы муниципальных образований, имеющие своей целью

    координацию и совершенствование деятельности муниципальных образований.

    МПО возникают, изменяются или прекращаются с связи с определенными

    обстоятельствами – юридическими фактами. Событие – это явление, не

    зависящее от воли человека (рождение или естественная смерть человека).

    Действие – это юридические факты происходящие по воле людей (инициатива

    населения по принятию акта по конкретному вопросу местного значения).

    4. Источники МП как отрасли.

    1) Общепризнанные нормы МНП по вопросам организации МСУ (Европейская хартия

    МСУ, принятая Советом Европы 15.10.85 г. (СЗ № 36 1998 г., Бюл. МНД № 11

    1998 г.) ратифицированная ФЗ от 11.04.98 г.).

    2) Конституция РФ (глава 8).

    3) Законы РФ по вопросам МСУ:

    а) ГК РФ от 20.02.94 г. (СЗ № 32 1994 г.);

    б) БК РФ от 31.06.98 г. (СЗ № 31 1998 г., действует с 01.01.2000 г.);

    в) НК РФ от 31.07.98 г. (СЗ № 31 1998 г., часть 1, ст.15);

    г) ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О МСУ в РФ» (действует частично, в

    соответствии с более поздними НПА);

    д) ФЗ от 28.08.95 г. № 154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (СЗ №

    35 1995 г.);

    е) ФЗ от 25.09.97 г. № 126 «О финансовых основах МСУ в РФ» (СЗ № 39 1997

    г.);

    ж) ФЗ от 08.01.98 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ № 32

    1998 г.);

    з) ФЗ от 26.11.96 г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ

    избирать и быть избранным в органы МСУ» (СЗ № 49 1996 г.);

    4) Указы Президента РФ и Постановления Правительства и КС РФ по вопросам

    организации МСУ:

    а) Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 802 «О поэтапном формировании

    муниципальных органов охраны общественного порядка»;

    б) Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. «О некоторых мерах по

    организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с

    органами МСУ»;

    в) Постановление КС РФ от 30.05.1996 г. № 13-П «По делу о проверке

    конституционности п.1 ст.58 и п.2 ст.59 ФЗ «Об общих принципах организации

    МСУ в РФ»».

    5) Законы субъектов РФ по вопросам организации МСУ (обеспечение прав

    населения на МСУ, обеспечение гарантий осуществления этих прав,

    установление минимальных социальных стандартов, передача объектов

    собственности в МС, регулирование отношений между бюджетами).

    Законодательство РК:

    а) «#P 3 0 1 1 919000359

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О реформе МСУ

    в РК» Постановление ВС РК от 12.11.93 № XII-20/572

    б) «#E #P 3 0 1 1 919000936

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Устав МСУ г.

    Петрозаводска» от 10.10.95 № б/н

    в) «#E #P 3 0 1 1 919001003

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О

    совершенствовании механизма по государственной поддержке МСУ и развитию

    самоуправляющихся территорий» Постановление Председателя Правительства РК

    от 22.07.97 № 429

    г) «#E #P 3 0 1 1 919001170

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об Уставе ИСУ

    города Питкяранты и Питкярантского района» Постановление Палаты Республики

    ЗС РК от 30.10.97 № 300 ПР (аналогичные по другим районам)

    д) «#E #P 3 0 1 1 919001380

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах

    депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №

    XII-22/592

    е) «#E #P 3 0 1 1 919100015

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О МСУ в РК»

    Закон РК от 20.01.94 № XII-23/623

    ж) «#E #P 3 0 1 1 919100032

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах

    депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №

    XII-22/592

    з) «#E #P 3 0 1 1 919100698

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об органах МСУ

    в переходный период» Постановление ВС РК от 23.12.93 № XII-22/591

    и) «#E #P 3 0 1 1 919101494

    010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2

    CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах в

    органы МСУ РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

    6) Нормативные акты органов и должностных лиц МСУ: уставы муниципальных

    образований, решения представительного органа, Постановления, приказы

    (руководители структурных подразделений).

    5. Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.

    Наука МП – это система научных идей и знаний об общественных отношениях,

    связанных с организацией МСУ, формами и методами деятельности его органов

    по решению вопросов МСУ, реализации отдельных государственных полномочий.

    Таким образом, предметом этой науки является МСУ и общественные отношения с

    ним связанные.

    Источники: а) труды ученых и видных деятелей «земства» в дореволюционной

    России В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б. Веселовский,

    А.Д. Градовский, М.И. Свешников и другие; б) научные работы авторов

    (Писарев А.Н., Казанчев Ю.Д.); в) работы отечественных авторов обобщающие

    опыт зарубежных стран; г) научные работы по проблемам МСУ в советском

    периоде.

    Методы научных исследований:

    а) метод системного анализа – позволяет рассматривать МСУ как целостную

    систему организации власти народа в муниципальных образованиях и других

    территориях и ее взаимодействие с другими элементами политической системы

    общества (государство, партии, ОО и т.д.);

    б) исторический метод исследований МСУ – позволяет рассматривать его

    развитие исходя из опыта дореволюционного МСУ и МСУ периода советской

    власти;

    в) метод сравнительно-правового анализа – изучение, обобщение и

    использование опыта МСУ в зарубежных странах;

    г) статистический метод;

    д) конкретно-социологический и другие методы.

    Задача науки МП состоит в разработке проблем повышения эффективности

    деятельности МСУ и его органов по решению вопросов местного значения.

    6. История развития местного самоуправления в дореволюционной России.

    Термин «земство», «земский» употреблялись в двух значениях: 1) МУ (МСУ); 2)

    земская форма государственного управления (от земли Русской,

    общероссийская, общенародная).

    Земская реформа Ивана IV предоставила широкие полномочия земским и губным

    старостам, избираемым населением, а также предполагала создание земских изб

    как органов МСУ. При созыве Земских Соборов в 16-17 веках понималось, что

    это сословно-представительный орган власти носит общегосударственный

    характер.

    Начала земской системы МСУ существовали и при Петре 1: в городах были

    учреждены выборные магистраты, независимые от губернаторов и воевод. По

    административной реформе Екатерины II (1775) создаются земские суды,

    земская полиция, учреждается должность земского исправника в уезде. Одна из

    главных задач земской полиции – организация сбора местных и государственных

    налогов. При Александре II было принято Положение о земских учреждениях

    (1864), главной задачей которого являлось определение новых принципов

    управления на местах, наделение органов МСУ обширными полномочиями в

    области управления местным хозяйством. В соответствии с этим Положением в

    1865 г. земские учреждения были введены в 19 губерниях, в 1866 – еще в 9,

    1867 – 2 (Вятская и Олонецкая), 1869 – 1 (Бессарабская), 1870 – 2

    (Вологодская, Пермская), 1875 –1 (Уфимская). В 1911 г. Столыпину П.А.

    удалось провести закон о земствах в Витебской, Волынской, Киевской,

    Минской, Могилевской, Подольской губерниях (6). В 1913 еще 3 (Астраханская,

    Оренбургская, Ставропольская).

    Попытку провести реформу МСУ предприняло после февральской революции 1917

    г. Временное правительство. Были приняты: Постановление о волостном земском

    управлении и временные правила о производстве выборов губернских и уездных

    земских гласных (21.05.1917); Постановление об изменении действующего

    положения о губернских и уездных земских учреждениях (09.06.1917); Правила

    о волостном земском обложении, волостных сметах и раскладках и о волостном

    сборщике (17.06.1917). Кроме этого, Временным правительством в 1917 г. было

    разрешено введение земств на территории еще 27 губерний наряду с имеющимися

    в 43. После ВОР проведение этой реформы остановилось.

    В дореволюционной России одной из форм управления местными делами являлись

    сельские сходы, которые состояли из всех домохозяев. Для правомочности

    требовалось не менее 50 % домохозяев или лиц их замещающих, а также

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.