МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

    условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю

    охрану прав и свобод всех и каждого. Первая группа гарантий -условия-

    направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными

    правами и свободами. Вторая же группа- средства, выступающие в качестве

    способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав и

    свобод прав и свобод личности- вооружает органы государства, органы

    местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан

    эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав

    и свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан на

    политические, идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей

    Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах

    защиты прав и свобод человека и гражданина и , прежде всего, в судебном

    обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции РФ 1993 г. и практически до

    конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы

    защиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны,

    обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России важное

    место принадлежит юридическим гарантиям. Все виды гарантий по своему важны,

    и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свобод

    человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, как

    и других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основы

    конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и

    других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те

    правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается

    гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных

    прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно

    присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве.

    Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального

    законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и

    свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однако

    отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими

    гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат

    определенные средства и способы, при помощи которых достигается

    беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и

    восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют

    нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и

    защиты прав и свобод , постольку можно говорить о конституционно- правовых,

    административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях.

    Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением

    правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов,

    органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений,

    самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права и

    свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они

    определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность

    законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются

    правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их

    деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление

    определенных юридических последствий. Конституционные права и свободы

    эффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной

    практикой работы государственных органов, органов местного

    самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений,

    которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами,

    предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и

    свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и

    должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно

    полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод

    граждан выступает не только сам результат деятельности государственных

    органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но

    механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

    Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную

    обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться

    своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю

    среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и

    желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.

    Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных

    прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом,

    государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав

    и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и

    средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан

    формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли

    и желания.

    4. Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного

    свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и

    порядок их восстановления. Последних сравнительно много "каждому, -

    сказано в части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется судебная защита

    прав и свобод".

    В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды

    государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в

    случае нарушения последних " государственная защита прав и свобод человека

    и гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении этого конституционного

    положения задействованы все органы государства и некоторые общественные

    структур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся

    также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту

    и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав,

    выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом

    по объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы: 1)

    составляют те права, которые предусматривают пользование определенными

    социальными благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности.

    Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо

    может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а

    последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и

    обоснованное решение.

    Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал

    закон РФ от 27.04.93г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

    права и свободы граждан. С принятием его наблюдается постоянное увеличение

    поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял

    препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев

    мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и

    решения представительных органов, общественных организаций и других

    общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов

    военного управления. Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полной

    защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95г. "О

    внесении и дополнений в закон РФ "Од обжаловании в суд действий и решений,

    нарушающих права и свободы граждан". Расширен круг органов и лиц, решение и

    действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что

    ответственность государственного служащего наступает в связи с его

    обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и

    гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г.

    "Об основах государственной службы РФ". К коллегиальным и единоличным

    действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и

    представление официальной информации, ставшей основанием для совершения

    действий (принятие решений). В законе от 27.04.93г установлено, что могут

    быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в

    результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к

    осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина

    возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо

    ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46

    Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные

    последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов

    и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в

    него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц,

    государственных служащих предоставить возможность ознакомления с

    документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы

    человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом

    ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Это

    согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции

    РФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время

    он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок

    подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не

    допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин

    считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения

    обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы,

    он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение

    имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками

    судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы

    самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные

    объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия

    (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная

    обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же

    время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность

    обжалуемых действий (решений), но он обязан доказать факт нарушения своих

    прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой

    суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность

    государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения,

    предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия

    (решения), приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в

    постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных

    нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные

    предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших

    действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру

    ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об

    ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и

    требует своего законодательного решения. Существенным дополнением Закона

    является включение в него нормы о том, что убытки ,моральный вред

    нанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, а

    также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке,

    установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101).

    В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляется

    заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том

    числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения

    не были для них обременительными. Это видно на примере распределения

    расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также

    отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому

    предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными

    договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и

    свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные

    средства правовой защиты.

    Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы. Российская

    Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49

    десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала

    заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов.

    Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи -

    демократия для человека. Основным документом, на котором строится

    деятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человека

    и основных свободах , принятая 04.11.50. Конвенция , во-первых, закрепила

    основные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государства

    быть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международную

    систему прав и свобод человека. Цель Конвенции -поставить в центр

    Европейской политики человека. Гражданин России может чувствовать себя

    отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским

    сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым

    гражданином , о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейской

    традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба - это

    сигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только

    "обращение", как было принято в советском законодательстве, в

    государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению

    допущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства,

    исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не

    подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую

    уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного

    разбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся

    к делу новой информации, также, если необоснованно либо признанно, что

    гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам

    человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и

    свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных

    гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от

    пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство,

    частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на

    создание семьи.

    Огромную роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее время играет

    существование законов "О свободе совести и религиозных объединениях " от

    09.09.97 г. , Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав

    гражданина РФ" от 06.12.94 года с дополнением от 26.11.96 года, Федеральный

    закон от 19.05.95 "Об общественных объединениях". Хотелось бы особо

    отметить федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от

    26.02.97, в котором определен порядок назначения и снятия с должности

    уполномоченного по правам человека в РФ, его компетентности,

    организационных форм и условий его деятельности.

    Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического право

    обладания ,пользования , распоряжения ими или в защите , восстановлении

    прав в случае их нарушения; все это составляет содержание юридического

    процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в

    пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены

    соответствующими конституционными правами и свободами. Чтобы пользоваться

    правами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими.

    Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествует

    пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь. Любое

    записанное в Конституции право содержит не один, а несколько вариантов

    возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. В

    соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми

    возможностями, чем в данный момент пользуется. Если рассматривать

    содержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то есть

    совокупность всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей,

    то обладание ими по общему правилу сопровождается пользованием. В ряде

    случаев обладание записанными в Конституции РФ правами и свободами вообще

    трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личной

    безопасности и частной жизни. Обладая конституционными правами на

    неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров,

    почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, граждане

    повседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для реализации прав

    и свобод граждан нет необходимости вступать в конкретные правоотношения,

    обладание правами и свободами трудно отделить от пользования ими. По

    общему правилу права и свободы выступают как реализующиеся возможности, и

    эта их реализация есть не что иное, как способ их существования.

    Восстановление нарушенных прав и свобод не является непременной формой

    реализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляет

    отступление от основного правила. Основная тяжесть работы по защите прав и

    свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные

    суды. Конституционный Суд РФ также играет большую роль в обеспечении

    гарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Суд РФ - судебный орган

    конституционного контроля, самостоятельного контроля, самостоятельно и

    независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного

    судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности его

    определяются Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом "Щ

    Конституционном Суде РФ" от 21.06.94 г. Основанием к рассмотрению дела

    является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли

    Конституции РФ закон, иной нормативный акт и прочее. Правом на обращение в

    Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на

    нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются

    законом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле, для

    объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном

    законе. В 1995 году на заседаниях Конституционного Суда РФ рассмотрено 20

    дел, 10 из них - по индивидуальным жалобам граждан на нарушение их прав и

    свобод законом, примененным в конкретном деле. В отличии от других судов

    Конституционный Суд не рассматривает жалобы на неправильное применение

    закона, приведшее к ущемлению прав граждан, и не разрешает гражданско -

    правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его

    назначение другое - проверять конституционность самих законов, в том числе

    тех, которые затрагивают права и свободы граждан. В случае признания

    закона или его отдельных частей неконституционными они утрачивают силу и не

    могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не то лицо,

    обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под

    угрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон,

    признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке.

    В числе многих законов или отдельных норм, признанных не соответствующими

    Конституции РФ, есть ряд таких, которые препятствовали реализации права на

    судебную защиту. В их числе статьи 220(1), 220(2) и пункт 4 статьи 384

    Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, пункт 8 части 2 статьи 60 Жилищного

    Кодекса РСФСР, часть 4 статьи 325 УПК РСФСР. Рассмотрим в качестве примера

    постановление Конституционного суда от 02.02.96 по делу о проверке

    конституционности пункта 5 части 2 статьи 371, части 3 статьи 374 и пункта

    4 части 2 статьи 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева,

    В.С. Палуева, Ю.В. Лукашева, И.П. Серебренникова в этом постановлении

    впервые признано, что установление уголовно- процессуальным законом

    конечной судебно- надзорной инстанции , каковой является Президиум

    Верховного Суда РФ, решения которого не подлежат пересмотру в порядке

    надзора, само по себе не влечет отказа в праве на судебную защиту для

    граждан, чьи права нарушены в результате судебной ошибки, поскольку наряду

    с обычными предусмотрены и дополнительные способы защиты их прав в

    процедуре возобновления дел по статьям 384-390 УПК РСФСР. В постановлении

    содержится такое положение: "Конституция РФ, формируя право на судебную

    защиту, не исключает, а напротив, предполагает возможность исправления

    судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение

    которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том

    смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено".

    Конституционный Суд признал положение пункта 4 части 2 статьи 384 УПК

    РСФСР, которое ограничивает круг оснований к возобновлению уголовного дела

    лишь обстоятельствами, "неизвестными суду при постановлении приговора или

    определения" и в силу этого препятствует в случае исчерпания возможностей

    судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы

    человека и гражданина, не соответствующим Конституции РФ, в частности ее

    статье 46.

    В постановлении Конституционного Суда от 23.06.95 по делу о проверке

    конституционности пункта 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР было

    указано на дискриминационный характер этой нормы, который проявляется в

    частности в том, что по смыслу, придаваемому ей сложившейся

    правоприменительной практикой, её реализация не предполагает обязательного,

    как во всех остальных случаях, судебного порядка признания лица утратившим

    право пользования жилым помещением. Вследствие этого на практике одинокие

    граждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишаются жилищными

    органами жилых помещений, нанимателями которых они являлись. Указанная

    норма Жилищного Кодекса признана Конституционным Судом не соответствующей

    Конституции РФ, в частности, её статье 46.

    Таким образом, Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий активно

    участвует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган

    конституционного контроля.

    6. Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и

    нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства,

    подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления

    бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных

    руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути

    дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от

    ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние

    социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за

    труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение.

    Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный

    характер российского общества. В первую очередь, сказывается

    неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства

    необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении

    конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою

    негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к

    правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой

    ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об

    обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе

    государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной

    сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения

    государства -заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к

    решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода

    предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные

    объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль

    общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

    Список используемой литературы:

    1. Конституция Российской Федерации

    2. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996

    3. М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской

    Федерации”

    4. Конституционный статус гражданина, Москва, 1989

    5. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан,

    Москва, 1972

    6. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России”.

    7. Федеральный конституционный закон. "О Конституционном Суде РФ" от 21

    июля 1994 г.

    8. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 20.11.97.

    "Российская газета" от 22.11.97

    9. Завадская. "Право жалобы в Европейский суд". Журнал "Российская юстиция"

    1996 №8

    10. О. Журавлева "Обжалование в суд незаконных действий и лишений, как

    повысить его эффективность". Журнал "Российская юстиция " 1998 №1

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.