МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право- ведущая отрасль Российского права

    определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.

    Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами,

    которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

    Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми

    нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение

    правоотношений .

    Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно

    фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с

    индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.

    События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников

    правоотношений. Например, смерть депутата - событие, которое

    влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и

    избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской

    Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

    Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия:

    правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и

    отражающие процесс их целеустремленной деятельности, поддерживаемые и

    стимулируемые Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные

    предписания.

    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в

    результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

    С изданием юридических актов связано возникновение большинства

    конституционных правоотношений, участниками которых являются органы

    государства. Аналогичные свой свойства приобретают должным образом

    оформленные результаты выборов, референдума.

    Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают -

    инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений,

    запрос депутата и т.д.

    В заключение вопроса отметим, что конституционно-правовые отношения

    образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного

    властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования

    конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику,

    происходит формирование целенаправленности общественных отношений.

    2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.

    Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет

    конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых

    норм.

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в

    виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные

    отношения, составляющие предмет конституционного права.

    Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы

    права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от

    государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми

    государством; закреплены в правовых актах государства.

    Однако, у норм конституционного права есть особенности, которые

    отграничивают их от норм других отраслей права.

    Прежде всего, они отличаются по своему непосредственному целевому

    назначению.

    Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование

    общественных отношений, Но непосредственные цели регулирования неодинаковы

    у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права -

    закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ

    правового статуса личности, федеративного устройства, механизма

    осуществления государственной власти и местного самоуправления.

    Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют

    важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных

    принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего

    правотворчества. Они не являются представитель-обязывающими, то есть в них

    отсутствует связь между конкретными правилами и обязанностями.

    Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто

    проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции,

    санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем

    обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют

    общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в

    юридической литературе называются исходящими (учредительными, отправными)

    юридическими нормами.

    Исходящие юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-

    либо положение материального или процессуального характера. Делается это

    путем словесного обозначения или указания на существенные признаки.

    Примером может быть ст.1 Конституции РФ: "Российская федерация - Россия

    есть демократическое правовое государство с республиканской формой

    правления"; ст.17 Конституции РФ:"Основные права и свободы человека

    неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" и др.

    В российском конституционном праве имеется значительное количество норм,

    состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Например, в ч.2 ст.36

    Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и

    распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их

    собственниками свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей

    среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в

    ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соответствии с международными

    договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по

    защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся

    внутригосударственные средства правовой защиты (гипотеза).

    Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако,

    иногда санкции за нарушение ном конституционного права содержатся в какой-

    либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а

    договорного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции

    РФ: "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу

    жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с

    федеральным законом".

    Для более глубокого раскрытия содержания конституционно-правовых норм,

    правильного их понимания и применения, проводится классификация, т.е.

    подразделение их на виды.

    Классификация норм конституционного права России может проводится по

    следующим основаниям:

    1.По содержанию ( по кругу регулируемых общественных отношений ).

    Нормы закрепляющие:

    1)основы конституционного строя Российской Федерации;

    2)основы правового статуса личности в Российской Федерации;

    3)федеративное устройство России;

    4)систему органов государственной власти и местного самоуправления.

    2.По характеру имеющихся в нормах предписаний(по способу воздействия на

    субъекты права).

    1)управомочивающие,пример:ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на

    свободу и личную неприкосновенность";ч.1 ст.36 Конституции РФ:"Граждане и

    их объединения вправе иметь в частной собственности землю;"и др.

    2)обязывающие,например:ст.57 Конституции РФ:"Каждый обязан платить законно

    установленные налоги и сборы";ст.58 Конституции РФ:"Каждый обязан сохранять

    природу и окружающую среду..." и др.

    3)запрещающие,например:ч.4 ст.3 Конституции РФ:"Никто не может присваивать

    власть в Российской Федерации";ч.2 ст.30 Конституции РФ:"Никто не может

    быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём"

    и др.

    3.По территории действия.

    1)действующие на территории всей Российской Федерации; например: нормы

    Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в

    Указах Президента РФ и т.д.

    2)действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации,

    например: нормы Конституций республик, Уставов законов и т.д.

    3)действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе,

    городе, в районах города и т.д.),например: нормы устава о местном

    самоуправлении, в постановлении главы местной администрации и т.д.

    4.По юридической силе.

    Нормы, закреплённые в:

    1)Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законах;

    2)Указах Президента РФ, постановлениях Совета Федерации и Государственной

    Думы, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Конституционного Суда

    РФ;

    3)Конституциях республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв,

    областей, городов федерального значения, и т.д.; законах субъектов РФ и др.

    4)отдельных актах органов местного самоуправления.

    5.По степени определённости содержащихся в них предписаний.

    1)императивные, то есть такие, которые не допускают никаких отступлений от

    сформулированного в них правил. Например:ч.3 ст.49 Конституции

    РФ:"Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу

    обвиняемого";ч.1 ст.50 Конституции РФ:"Никто не может быть повторно осуждён

    за одно и то же преступление " и др.

    2)диспозитивные, то есть такие, которые допускают возможность выбора

    соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий.

    Например,ст.33 Конституции РФ:"Граждане РФ имеют право обращаться лично, а

    также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные

    органы и органы местного самоуправления" и др.

    В юридической литературе указываются и иные основания классификации

    конституционных норм. Например, по функциональной направленности: нормы

    регулятивные и охранительные; по характеру регулируемых общественных

    отношений: нормы материальные и процессуальные; по действию во времени:

    нормы постоянные, временные и исключительные.

    Нормы российского конституционного права группируются по институтам.

    Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм

    конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные

    общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

    Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории,

    например, конституционный институт - это обусловленная сущностью

    регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне

    устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.

    Для конституционного института характерны два признака:

    - наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;

    - внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

    В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных

    институтов: головные, сложные и одноэлементные(простые).

    > Головные конституционные институты.

    Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким

    охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт

    основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства,

    институт избирательной системы и др.Входящие в головной институт правовые

    нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в

    других источниках конституционного права(федеральных конституционных

    законах, федеральных законах и т.д.).Например, не все институты и нормы,

    объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ.

    Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о

    гражданстве.

    > Сложные конституционные институты.

    Сложные конституционные институты могут входить в состав головных

    институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд

    однородных по предмету регулирования институтов(простые).К сложным

    конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и

    свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав,

    институт федеральных органов государственной власти и др.

    > Одноэлементные(простые)конституционные институты.

    Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются

    устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие

    составляющие их институты. Например, институт Президента, институт

    Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать(или

    наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных

    изменений в стране, например: институт права частной собственности;

    институт Уполномоченного по правам человека и др.

    Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в себе правовые

    нормы, относящиеся к другим отраслям права. Например,

    институт избирательного права включает в себя нормы конституционного,

    административного, уголовного права.

    Место и роль конституционного института определяются не количеством

    объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе

    Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его

    положением среди других институтов.

    Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами,

    их изучение и глубокий анализ, работа с ними законодателя - всё это

    позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме

    Конституции(отсутствие нужных норм, необходимость их передвижения из одного

    конституционного института в другой, редакционные неточности) и перестроить

    порядок взаимосвязи.

    Кроме того, необходимо учитывать, что пробелы в системе связи между

    конституционными институтами могут обнаруживаться не сразу после принятия

    Конституции, а с течением времени и быть предметом длительных научных

    дискуссий. Более того, Конституция Российской Федерации 1993 года в этом

    отношении не исключение.

    2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности.

    Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее

    от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее

    санкций.

    Санкция — обязательный атрибут юридической ответственности в

    конституционном праве. «Юридическая ответственность — это реализация

    санкции, указанной в юридической норме». Именно санкция указывает на те

    неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю

    конституционно-правовой нормы[12]. Таким образом, ответственность выступает

    в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция — мерой этой

    ответственности.

    В советский период государство практиковало такие меры конституционно-

    правовой ответственности, как лишение или ограничений (приостановление)

    политических и иных основных прав и обязанностей граждан. Они применялись к

    представителям так называемых эксплуататорских классов и их пособникам с

    целью лишения их возможности участия в политической жизни либо ограничения

    этого участия такими средствами, которые исключали бы их определяющее

    воздействие на формирование политических взглядов граждан.

    После Октябрьской революции в России были полностью лишены либо ограничены

    в избирательных правах «эксплуататорские элементы и их приспешники» (ст. 65

    Конституции РСФСР 1918 г., ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г.). Только

    трудящимся гарантировались в полной объеме и другие политические права и

    свободы, такие как свободы слова и печати, право на объединение и др. (ст.

    14-16 Конституции РСФСР 1918 г.). Некоторые конституционные обязанности

    также были различными по объему для трудящихся и для других социальных

    групп.

    Советское законодательство предусматривало и высший предел конституционно-

    правовой ответственности, касающейся прав и обязанностей советских граждан.

    Статья 7 Закона о гражданстве СССР 1938 г. предусматривала возможность

    лишения советского гражданства. Основанием для ее применения являлись

    действия гражданина, наносящие ущерб государственным и политическим

    интересам страны и советского народа.

    Конституционно-правовую ответственность несли и такие участники

    конституционно-правовых отношений, как государственные и негосударственные

    органы. Например, законодательством предусматривалась возможность

    досрочного переизбрания состава органа, если он не обеспечивал должного

    осуществления власти в интересах трудящихся.

    В настоящее время государством также используется широкий круг мер

    конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего

    отмена или приостановление действия актов государственных органов или их

    отдельных положений.

    Значение указанной формы государственного воздействия состоит в том, что

    посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация

    незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного

    правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе

    отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию

    противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных

    правонарушений. Отмена предполагает жесткий, категоричный императив и

    лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она

    может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его

    принятия. Следует сказать, что отмена и приостановление — близкие, но не

    совпадающие меры ответственности. Приостановление — это та же отмена, но

    под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательно судьбу акта

    и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

    Таким образом, отмена или приостановление акта является санкцией,

    применяемой при нарушении нормы права и содержащей в себе меру юридической

    ответственности. Ее распространенность породила в литературе даже мнение о

    том, что отмену незаконных актов можно считать самостоятельным видом

    юридической ответственности.

    В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории

    Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.