Конституционное право- ведущая отрасль Российского права
определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.
Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами,
которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми
нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение
правоотношений .
Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно
фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с
индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.
События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников
правоотношений. Например, смерть депутата - событие, которое
влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и
избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской
Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.
Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия:
правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и
отражающие процесс их целеустремленной деятельности, поддерживаемые и
стимулируемые Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные
предписания.
Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в
результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.
С изданием юридических актов связано возникновение большинства
конституционных правоотношений, участниками которых являются органы
государства. Аналогичные свой свойства приобретают должным образом
оформленные результаты выборов, референдума.
Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают -
инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений,
запрос депутата и т.д.
В заключение вопроса отметим, что конституционно-правовые отношения
образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного
властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования
конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику,
происходит формирование целенаправленности общественных отношений.
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.
Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет
конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых
норм.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в
виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные
отношения, составляющие предмет конституционного права.
Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы
права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от
государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми
государством; закреплены в правовых актах государства.
Однако, у норм конституционного права есть особенности, которые
отграничивают их от норм других отраслей права.
Прежде всего, они отличаются по своему непосредственному целевому
назначению.
Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование
общественных отношений, Но непосредственные цели регулирования неодинаковы
у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права -
закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ
правового статуса личности, федеративного устройства, механизма
осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют
важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных
принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего
правотворчества. Они не являются представитель-обязывающими, то есть в них
отсутствует связь между конкретными правилами и обязанностями.
Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто
проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции,
санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем
обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют
общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в
юридической литературе называются исходящими (учредительными, отправными)
юридическими нормами.
Исходящие юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-
либо положение материального или процессуального характера. Делается это
путем словесного обозначения или указания на существенные признаки.
Примером может быть ст.1 Конституции РФ: "Российская федерация - Россия
есть демократическое правовое государство с республиканской формой
правления"; ст.17 Конституции РФ:"Основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" и др.
В российском конституционном праве имеется значительное количество норм,
состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Например, в ч.2 ст.36
Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в
ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соответствии с международными
договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по
защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты (гипотеза).
Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако,
иногда санкции за нарушение ном конституционного права содержатся в какой-
либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а
договорного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции
РФ: "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу
жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с
федеральным законом".
Для более глубокого раскрытия содержания конституционно-правовых норм,
правильного их понимания и применения, проводится классификация, т.е.
подразделение их на виды.
Классификация норм конституционного права России может проводится по
следующим основаниям:
1.По содержанию ( по кругу регулируемых общественных отношений ).
Нормы закрепляющие:
1)основы конституционного строя Российской Федерации;
2)основы правового статуса личности в Российской Федерации;
3)федеративное устройство России;
4)систему органов государственной власти и местного самоуправления.
2.По характеру имеющихся в нормах предписаний(по способу воздействия на
субъекты права).
1)управомочивающие,пример:ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на
свободу и личную неприкосновенность";ч.1 ст.36 Конституции РФ:"Граждане и
их объединения вправе иметь в частной собственности землю;"и др.
2)обязывающие,например:ст.57 Конституции РФ:"Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы";ст.58 Конституции РФ:"Каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду..." и др.
3)запрещающие,например:ч.4 ст.3 Конституции РФ:"Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации";ч.2 ст.30 Конституции РФ:"Никто не может
быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём"
и др.
3.По территории действия.
1)действующие на территории всей Российской Федерации; например: нормы
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в
Указах Президента РФ и т.д.
2)действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации,
например: нормы Конституций республик, Уставов законов и т.д.
3)действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе,
городе, в районах города и т.д.),например: нормы устава о местном
самоуправлении, в постановлении главы местной администрации и т.д.
4.По юридической силе.
Нормы, закреплённые в:
1)Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законах;
2)Указах Президента РФ, постановлениях Совета Федерации и Государственной
Думы, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Конституционного Суда
РФ;
3)Конституциях республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв,
областей, городов федерального значения, и т.д.; законах субъектов РФ и др.
4)отдельных актах органов местного самоуправления.
5.По степени определённости содержащихся в них предписаний.
1)императивные, то есть такие, которые не допускают никаких отступлений от
сформулированного в них правил. Например:ч.3 ст.49 Конституции
РФ:"Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого";ч.1 ст.50 Конституции РФ:"Никто не может быть повторно осуждён
за одно и то же преступление " и др.
2)диспозитивные, то есть такие, которые допускают возможность выбора
соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий.
Например,ст.33 Конституции РФ:"Граждане РФ имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления" и др.
В юридической литературе указываются и иные основания классификации
конституционных норм. Например, по функциональной направленности: нормы
регулятивные и охранительные; по характеру регулируемых общественных
отношений: нормы материальные и процессуальные; по действию во времени:
нормы постоянные, временные и исключительные.
Нормы российского конституционного права группируются по институтам.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм
конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные
общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории,
например, конституционный институт - это обусловленная сущностью
регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне
устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных
институтов: головные, сложные и одноэлементные(простые).
> Головные конституционные институты.
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким
охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт
основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства,
институт избирательной системы и др.Входящие в головной институт правовые
нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в
других источниках конституционного права(федеральных конституционных
законах, федеральных законах и т.д.).Например, не все институты и нормы,
объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ.
Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о
гражданстве.
> Сложные конституционные институты.
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных
институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд
однородных по предмету регулирования институтов(простые).К сложным
конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и
свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав,
институт федеральных органов государственной власти и др.
> Одноэлементные(простые)конституционные институты.
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются
устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие
составляющие их институты. Например, институт Президента, институт
Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать(или
наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных
изменений в стране, например: институт права частной собственности;
институт Уполномоченного по правам человека и др.
Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в себе правовые
нормы, относящиеся к другим отраслям права. Например,
институт избирательного права включает в себя нормы конституционного,
административного, уголовного права.
Место и роль конституционного института определяются не количеством
объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе
Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его
положением среди других институтов.
Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами,
их изучение и глубокий анализ, работа с ними законодателя - всё это
позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме
Конституции(отсутствие нужных норм, необходимость их передвижения из одного
конституционного института в другой, редакционные неточности) и перестроить
порядок взаимосвязи.
Кроме того, необходимо учитывать, что пробелы в системе связи между
конституционными институтами могут обнаруживаться не сразу после принятия
Конституции, а с течением времени и быть предметом длительных научных
дискуссий. Более того, Конституция Российской Федерации 1993 года в этом
отношении не исключение.
2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности.
Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее
от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее
санкций.
Санкция — обязательный атрибут юридической ответственности в
конституционном праве. «Юридическая ответственность — это реализация
санкции, указанной в юридической норме». Именно санкция указывает на те
неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю
конституционно-правовой нормы[12]. Таким образом, ответственность выступает
в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция — мерой этой
ответственности.
В советский период государство практиковало такие меры конституционно-
правовой ответственности, как лишение или ограничений (приостановление)
политических и иных основных прав и обязанностей граждан. Они применялись к
представителям так называемых эксплуататорских классов и их пособникам с
целью лишения их возможности участия в политической жизни либо ограничения
этого участия такими средствами, которые исключали бы их определяющее
воздействие на формирование политических взглядов граждан.
После Октябрьской революции в России были полностью лишены либо ограничены
в избирательных правах «эксплуататорские элементы и их приспешники» (ст. 65
Конституции РСФСР 1918 г., ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г.). Только
трудящимся гарантировались в полной объеме и другие политические права и
свободы, такие как свободы слова и печати, право на объединение и др. (ст.
14-16 Конституции РСФСР 1918 г.). Некоторые конституционные обязанности
также были различными по объему для трудящихся и для других социальных
групп.
Советское законодательство предусматривало и высший предел конституционно-
правовой ответственности, касающейся прав и обязанностей советских граждан.
Статья 7 Закона о гражданстве СССР 1938 г. предусматривала возможность
лишения советского гражданства. Основанием для ее применения являлись
действия гражданина, наносящие ущерб государственным и политическим
интересам страны и советского народа.
Конституционно-правовую ответственность несли и такие участники
конституционно-правовых отношений, как государственные и негосударственные
органы. Например, законодательством предусматривалась возможность
досрочного переизбрания состава органа, если он не обеспечивал должного
осуществления власти в интересах трудящихся.
В настоящее время государством также используется широкий круг мер
конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего
отмена или приостановление действия актов государственных органов или их
отдельных положений.
Значение указанной формы государственного воздействия состоит в том, что
посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация
незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного
правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе
отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию
противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных
правонарушений. Отмена предполагает жесткий, категоричный императив и
лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она
может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его
принятия. Следует сказать, что отмена и приостановление — близкие, но не
совпадающие меры ответственности. Приостановление — это та же отмена, но
под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательно судьбу акта
и не аннулирующая его действия в предшествующий период.
Таким образом, отмена или приостановление акта является санкцией,
применяемой при нарушении нормы права и содержащей в себе меру юридической
ответственности. Ее распространенность породила в литературе даже мнение о
том, что отмену незаконных актов можно считать самостоятельным видом
юридической ответственности.
В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории
Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|