МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право- ведущая отрасль Российского права

    предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной

    власти.

    Названный институт составляют нормы, регулирующие широкую юру общественных

    отношений, складывающихся между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование

    этих отношений — важное условие обеспечение целостности и единства

    государства.

    Институту, закрепляющему систему органов государственной власти,

    предшествует и институт избирательного права, который регулирует

    общественные отношения, складывающиеся при выборах Президента РФ, депутатов

    законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов,

    при выборах в исполнительные орты власти и органы местного самоуправления,

    а также при реализации принципов проведения выборов, при регистрации

    (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании

    избирательных округов и избирательных участков, при образовании и

    деятельности избирательных комиссий, при выдвижении, регистрации

    кандидатов, при реализации их статуса, при проведении предвыборной

    агитации, при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении

    результатов выборов и их опубликовании; отношения, связанные с

    финансированием выборов и с ответственностью за нарушение избирательных

    прав граждан.

    Завершают систему конституционного права институт, нормы которого

    закрепляют систему государственной власти, а также институт местного

    самоуправления.

    Итак, система конституционного права предполагает такое распределение

    нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и

    дифференциацию конституционно-правовых норм, их логическую

    последовательность. Причем в конституционно-правовых институтах

    объединяются нормы самых различных видов. В них могут входить и нормы

    конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие

    различной юридической силой. В составе конституционно-правовых институтов

    могут быть нормы, различные по территории действия, по степени

    определенности правового предписания и др.

    Крупные институты конституционного права состоят из более частных.

    Например, институт избирательного права (в объективном смысле) включает в

    себя такие институты, как избирательное право (в субъективном смысле),

    избирательный процесс. Последний, в свою очередь, охватывает ряд стадий:

    назначение выборов, выдвижение кандидатов и др., которые представляют собой

    еще более частные институты конституционного права.

    Основные институты конституционного права могут рассматриваться как

    подотрасли конституционного права. К их числу некоторые авторы относят,

    например, прокурорский надзор. Так, В.С. Тадевосян рассматривал

    прокурорский надзор как часть государственного (конституционного) права, а

    С.С. Алексеев и ряд других ученых считали прокурорский надзор подотраслью

    государственного права.

    Аргументируя эти точки зрения, Г.И. Бровин полагал, что социально-

    экономическое и политическое содержание общественных отношений в

    деятельности прокурорского надзора определяется государственно-правовыми

    нормами, закрепленными в Конституции СССР, в конституциях союзных и

    автономных республик, а также принятым в их развитие Положением о

    прокурорском надзоре в СССР. Он рассматривал прокурорский надзор как

    особую, специфическую, так называемую правоохранительную государственную

    деятельность, именуемую высшим надзором.

    1.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в

    России.

    Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право играет

    определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях,

    происходящих в России.

    Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью и закрепив в

    качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и

    свобод человека и гражданина, конституционное право России обеспечивает

    гуманизацию всех конституционно-правовых институтов, выражающуюся прежде

    всего в отказе от приоритета общественных, государственных интересов над

    личными, в построении таких взаимоотношений государства и гражданина, в

    основе которых лежали бы приоритеты интересов личности, взаимной

    ответственности государства и личности.

    Установленные нормами конституционного права принципиальные положения,

    связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения

    проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской

    Федерации, ориентиром для совершенствования системы основных прав и свобод

    человека и гражданина в условиях развития демократического общества,

    образуют основу не только конституционно организованного общества, но и

    правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности,

    ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей

    людей.

    Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью оказывает

    определяющее в демократическом плане влияние не только на содержание

    основных прав и свобод человека и гражданина, но и на деятельность

    государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в

    соответствии с этим принципом не вправе своей деятельности выходить за

    устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в

    этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те

    демократические черты, характеризуют его как конституционное. В

    конституционном государстве, построение которого в нашей мне осуществляется

    при решающем воздействии конституционно-правовых норм, народ все более

    становится демократически конституированным сообществом, которое социально

    ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой

    долг. Такая ориентация позволяет избежать последствий, к которым приводило

    сознательное преувеличение роли коллектива и государства нюху

    тоталитаризма, убеждает все большее число людей в том, что народ, который

    перманентно не способен или не желает признавать объективную ценность

    каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может

    быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью

    разного рода юридических инструментов.

    И современной российской действительности, когда растет пресность,

    продолжается обнищание населения, нарушаются права человека, признание

    конституционным правом прав и свобод человека шей ценностью носит в

    значительной мере формальный характер. Однако заложенный в нормах

    конституционного права демократический потенциал служит основой для борьбы

    граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

    Нужную роль в осуществлении демократических преобразований | провозглашение

    России правовым государством. Сущность и правового государства — его

    последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника

    власти, подчинение государства обществу.

    Правовое государство характеризуется, прежде всего тем, что оно

    ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны

    подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица,

    общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

    верховенство права.

    Верховенство права — это в первую очередь верховенство закона. Оно

    выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные

    отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной

    жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются

    высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и

    незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус,

    юридическая защищенность.

    Верховенство закона означает также его всеобщность. Иными словами, не

    должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области

    жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттеснить законы

    и разрастись там.

    Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е.

    такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества

    оставались бы непоколебимыми, а все без исключения субъекты общественной

    жизни подчинялись бы его нормам.

    Все эти характеристики правового государства получили закрепление в

    конституционном праве и прежде всего в конституции — его основном

    источнике.

    Вместе с тем необходимо отметить, что Российская Федерация, провозглашенная

    правовым государством, на деле таковым пока не является. В стране все еще

    не обеспечено верховенство закона, отсутствует эффективная система защиты

    человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут

    безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права,

    защитить законные интересы.

    Помимо объективных сложностей переходного периода, такое положение во

    многом обусловлено тем, что государственные и муниципальные органы не

    используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и

    юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой

    помощи. До сих пор многие работники этих органов еще не могут привыкнуть к

    тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.

    Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие

    граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к

    кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных

    государственных органов в сфере защиты их прав, а государственные и

    муниципальные органы не оказывают гражданам соответствующей помощи, не

    ориентируют их в окружающей социальной среде. Для преодоления всех этих

    трудностей и недостатков требуется много усилий, как самого государства,

    так и граждан. Необходимая правовая база для этого и содержится в нормах

    конституционного права.

    Особенностью и важнейшим институтом правового государства является

    разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы

    которых самостоятельны. Оно означает не только рассредоточение, разделение,

    демонополизацию власти, но и действительное, реальное ее уравнивание, при

    котором ни одна из властей не может ущемить, умалить или подчинить себе

    другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и

    взаимосотрудничества. Принцип разделения властей — один из основополагающих

    принципов демократизации государства, важнейшая предпосылка верховенства

    права и обеспечения свободного развития человека. Это один из основных

    принципов действующей Конституции РФ и всего конституционного права России.

    Для того чтобы облегчить реализацию этого принципа не только в верхних

    эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных

    органов, конституционное право предусматривает его соединение с принципом

    разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией,

    составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального

    значения, автономной областью, автономными округами.

    В современных условиях становления конституционного строя в Российской

    Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он

    нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими,

    утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип

    разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов»,

    направленную на то, чтобы 1 нести к минимуму возможные ошибки в управлении,

    односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип пришли

    обеспечить, в конечном счете, демократизацию, рационализацию и оптимизацию

    деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение

    эффективности механизма управления государственными делами, его

    подчиненность подлинно демократическим преобразованиям в Российской

    Федерации.

    Осуществление демократических преобразований в России возможно лишь на

    основе политического многообразия. Конституционное право закрепляет принцип

    политического многообразия и основные гарантии его реализации на практике.

    Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание

    возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-

    политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический

    аспект и находится в рамках конституции. Политический плюрализм

    способствует повышению эффективности народовластия, вовлечено в

    политическую деятельность широких слоев населения, легализует

    конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления

    апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

    Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в

    нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть,

    базировавшейся на нормах конституционного права. Это открыло дорогу не

    только к признанию и юридическому закреплению нормами конституционного

    права принципа политического плюрализма, но и к его реализации, прежде

    всего путем постепенного создания в стране многопартийной системы.

    Преимущества принципа политического плюрализма в полной мере могут быть

    раскрыты только в рамках конституционности. Иными словами, для реализации

    принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-

    политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан

    на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои

    нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной

    жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на

    правовой основе.

    Такую основу создают нормы конституционного права, признающие политическое

    многообразие, многопартийность, равенство всех общественных объединений

    перед законом. Ими запрещается создание и деятельность общественных

    объединений, цели или действия которых направлены на насильственное

    изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской

    Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных

    формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной

    розни.

    Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических

    действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

    Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма

    служит предпосылкой не только реализации принципа народовластия, но и

    функционирования правового государства.

    Конституционно-правовое регулирование отношений собственности имеет свою

    специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое

    закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом,

    именно конституционно-правовые нормы решают вопрос о том, какие формы

    собственности государством признаются и гарантируются.

    Например, согласно Конституции РФ экономической системе Российской

    Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной,

    государственной, муниципальной и др. (ст. 8). Устанавливается также (ст.

    9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

    государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они

    используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и

    деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Нормы конституционного права предусматривают охрану собственности в ее

    различных формах и на равных основаниях. «В Российской Федерации, —

    указывается в ст. 8 Конституции РФ, — признаются и защищаются равным

    образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

    собственности». В ст. 35 подчеркивается, что право частной собственности

    охраняется законом.

    Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации федеративного

    устройства. В России федерализм — это, прежде всего государственная

    организация национальных отношений. Исторический опыт российского

    федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения

    национального вопроса в республике, для осуществления суверенитета наций,

    составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

    Современный российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, свободное

    развитие наций и народностей, проживающих на территории России, развитие

    национальных языков. Такое развитие Федерации опирается на прочную

    юридическую базу, которую образуют нормы конституционного права.

    Однако российский федерализм — форма не только разрешения национального

    вопроса в многонациональной республике, но и демократизации управления

    государством. Демократизация государственной власти и распределение ее по

    регионам является важной гарантией демократизма в управлении государством.

    Центр в таких условиях лишается монополии на власть и поэтому не может

    употребить ее произвольно, она повсеместно ограничивается «сдержками и

    противовесами». Открывается больше возможностей для организации управления

    на местах в соответствии с интересами регионов, а интересы одного региона

    не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются

    многочисленные «центры интересов», со своими особенностями, и вместо

    единообразия, установленного центром, создание единство в разнообразии, что

    составляет высшую цель общественного развития.

    Базирующаяся на закрепленном в конституционном праве принципе федерализма

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.