История государства и права зарубежных стран (полный курс)
данное им в долг.
§ 114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом или серебром, а
будет держать его заложника, то за каждого заложника он обязан отвесить 1/3
мины серебра.
§ 115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет
держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей
судьбе, то это не основание для претензии.
§116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного
обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если
взятый в залог - сын человека то должно убить его сына, если - раб
человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное
им в долг.
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в
долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь то они Должны служить
в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно
отпустить их на свободу.
§ 119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню,
родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил
ему тамкар, и выкупить свою рабыню.
§ 120. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в
хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу,
возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то
хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома
должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
§ 122. Если человек отдаст человеку на хранение серебро золото или что бы
то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает,
заключить договор и может отдавать на хранение.
§ 124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро золото или что бы
то ни было перед свидетелями, и тот отопрется перед ним, то этого человека
должно изобличить и он должен вернуть все, от чего отпирался, вдвойне.
' Шамаллум - мелкий торговец, одновременно выполняющий поручения тамкара.
ІЭнтум – жрица
§ 126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня
пропало нечто", и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно
уличить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен
отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал.
§ 127. Если человек протянет палец1 против энтум или жены человека и не
докажет обвинения, то этого человека должно повергнуть перед судьями, а
также обрить ему виски2.
§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то
эта женщина - не жена.
§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то
должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей
жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.
§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим
мужчиною она не была захвачена, то она должна произнести клятву перед богом
и может вернуться в свой дом.
§ 132. Если против жены человека будет протянут палец из-за другого
мужчины, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего
мужа она должна броситься в Реку.
§ 134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для
пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.
§ 135. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для
пропитания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом
ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к
своему первому супругу; дети следуют за их отцами.
§ 138. Если человек покидает свою первую супругу, не родившую ему детей,
то он должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, а также восполнить ей
приданое, принесенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее.
§ 141. Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится
уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить
своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он
может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы.
Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую
женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня.
§ 142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: "Не касайся
меня", то должно исследовать ее дело среди ее соседей. Если она
целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то
эта женщина не виновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего
отца.
§ 143. Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом,
позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду.
§ 144. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, эта бесплодная
женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот
человек вознамерится взять себе наложницу, то того не должно позволять
этому человеку, он не может взять наложницу.
§ 145. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему
иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может
взять себе наложницу и ввести ее в свой дом; эта наложница не должна
равняться с бесплодной женщиной.
§ 146. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она даст своему
мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со
своею госпожою, то так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее
за серебро, она может наложить на - нее знак рабства и причислить к
остальным рабыням.
_______________________________________________
1То есть обвинит в дурном поведении.
2 То есть выбрить знак рабства
§ 150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое
имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети
не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет
после нее своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.
§ 153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого
мужчины, то эту женщину должно посадить на кол.
§ 159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал
выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: "Я не
возьму твоей дочери", то отец девушки может забрать все, что было принесено
ему.
§ 160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а
затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе моей дочери", то он должен
вернуть вдвойне все, что было принесено ему.
§ 162. Если человек возьмет себе жену, она родит ему детей, а затем эта
женщина уйдет к судьбе, то ее отец не может предъявлять претензии из-за ее
приданого; ее приданое принадлежит только ее детям.
§ 163. Если человек возьмет себе жену и она не даст ему иметь детей, а
затем эта женщина уйдет к судьбе, то если его тесть вернет ему выкуп,
который этот человек принес в дом своего тестя, се муж не может предъявлять
претензии из-за приданого этой женщины - ее приданое принадлежит только
дому ее отца.
§ 165. Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах,
поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец
уйдет к судьбе, когда дети станут делиться, он должен взять подарок, данный
ему отцом, и, сверх того, они должны разделить между собою достояние
отцовского дома поровну.
§ 167. Если человек возьмет себе жену и она родит ему детей, а затем эта
женщина уйдет к судьбе и после смерти ее он возьмет себе другую женщину и
она также родит детей, то потом, когда отец уйдет к судьбе, дети не должны
делиться по матерям; они должны взять приданое своих матерей и разделить
достояние отцовского дома поровну.
§ 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я
изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не
совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не
может лишить его наследства.
§ 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для
лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он
совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына
наследства.
§ 170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему
детей и отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня:
"Мои дети", причислит их к детям супруги, то после того, как отец уйдет к
судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние
отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать
и взять свою часть первым.
§ 171. А если отец при своей жизни не скажет детям, которых родила ему
рабыня: "Мои дети", то после того, как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не
могут делить с детьми супруги достояние отцовского дома. Супруга получит
свое приданое и вдовью долю, которую ей дал и отписал ей посредством
документа ее муж, и будет жить в жилище своего мужа и пользоваться всем
этим, пока жива, но не может отдавать за серебро; что останется после нее,
принадлежит только ее детям.
§ 175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь
человека и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии
к детям дочери человека об обращении их в рабство.
§ 176. А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и
она, когда он брал ее замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с
приданым из своего отцовского дома, и в последствии после того, как они
поселятся вместе, создадут дом и приобретут движимое имущество,
впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, то дочь
человека должна полнить свое приданое, а все, что муж ее и она сама
приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части,
и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь
человека для своих детей. Если у дочери человека не было приданого, то все,
что муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно
разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину
должна получить дочь человека для своих детей.
§ 178. Если жрице энтум, надитум или зикрум', которой ее отец дал
приданое и написал документ, он не запишет в написанном для нее документе,
что она может отдать то, что останется после нее, куда захочет, не
предоставит ей свободного распоряжения, то после того, как отец уйдет: к
судьбе, ее братья получают ее поле и сад и должны давать ей, сообразно с
размером ее доли, выдачу хлебом, маслом и шерстью и этим удовлетворять
ее... Она может пользоваться полем, садом и всем. что далей ее отец. пока
жива; отдавать их за серебро и уплачивать ими другому она не может; ее
наследственная доля принадлежит только ее братьям.
§ 179. Если жрице энтум, надитум или зикрум, которой ее отец дал приданое
и написал документ с печатью, он запишет в написанном для нее документе,
что она может отдать то, что останется после нее, куда захочет, предоставит
ей свободное распоряжение, то после того, как отец уйдет к судьбе, она
может отдать, что останется после нее, куда захочет; ее братья не могут
требовать с нее ничего по суду.
§ 185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении,
и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по
суду.
§ 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и
научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду.
§ 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может
вернуться в дом своего отца.
§ 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но не
причислит его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом
своего отца.
§ 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему
отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: "Ты не мой отец" или
Ты нс моя мать", то ему должно отрезать язык.
§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы,
§ 196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно
повредить его глаз.
§ 197. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость.
§ 158. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он
должен отвесить 1 мину серебра.
§ 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба
человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 200. Если человек выбьет зуб человека, рапного себе, то должно выбить
его зуб.
§ 201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины
серебра.
§ 202. Если человек ударит по щеке большего по положению, чем он сам, то
должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.
§ 203. Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто
подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10
сиклей серебра.
§ 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно
отрезать ему ухо.
§ 206. Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот
человек должен поклясться: "Я ударил его не умышленно", а также оплатить
врача.
§ 207. Если тот умрет от его побоев, то он должен поклясться, и если
потерпевший - кто-либо из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра.
1 Зикрум - жрица, занимавшаяся священной проституцией.
§ 208. Если потерпевший - кто-либо из мушкенумов, то он должен отвесить
1/3 мины серебра.
§ 209. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то
он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра. ,
§ 210. Если эта женщина умрет, то должно убить его дочь.
§ 211. Если он причинит побоями дочери мушкенума выкидыш ее плода, то он
должен отвесить 5 сиклей серебра.
§ 212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
§ 213. Если он ударит рабыню и причинит выкидыш ее плода, то он должен
отвесить 2 сикля серебра.
§ 214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
§ 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и
излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит
глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.
§ 216. Если больной - кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5
сиклей серебра.
§ 217. Если больной - раб человека, то господин раба должен отдать врачу
2 сикля серебра.
§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и
причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и
повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы.
§ 219. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом рабу
мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба.
§ 220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то
он должен отвесить серебром половину его покупной цены.
§ 226. Если цирюльник без ведома господина раба сбреет рабский знак не
своего раба, то этому цирюльнику должно отрезать пальцы.
§ 227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреет рабский знак не
своего раба, то этого человека должно убить и зарыть в его воротах;
цирюльник должен поклясться: "Я сбрил неумышленно", и быть свободным от
ответственности.
§ 228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то тот
должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый cap площади дома.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу
непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину
дома, то этого строителя должно убить.
§ 230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына
этого строителя.
§ 231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то должно он должен
отдать хозяину дома раба.
§ 232. Если он погубит достояние, то он должен возместить все, что
погубил;
за то, что построил дом непрочно, так что он обвалился, должен отстроить
обвалившийся дом за собственный счет.
§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу
ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой
недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за
собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.
§ 237. Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом,
шерстью, растительным маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, а
этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на
нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что
он погубил в нем.
§ 244. Если человек наймет быка или осла и его убьет в степи лев, убыток
ложится только на его хозяина.
§ 245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или
побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
§ 246. Если человек наймет быка и сломает ему ногу или рассечет ему жилу
на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
§ 249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то
человек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть
свободным от ответственности.
§ 250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть,
то это не основание для претензии.
§ 251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему, что он бодлив, а тот
не притупит ему рогов и не спутает своего быка и этот бык забодает сына
человека и причинит ему смерть, то он должен отдать 1/2 мины серебра.
§ 252. Если погибший - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины
серебра.
§ 253. Если человек наймет человека для службы на своем поле, поручит ему
плуг, вверит ему скот и договором обяжет его обрабатывать поле и если этот
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|