МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История государства и права зарубежных стран (полный курс)

    выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и

    называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое

    обязательство под гарантию личной свободы.

    Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был

    реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал

    перед кредитором в пределах своего имущества.

    Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и

    такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных

    действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с

    оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

    О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что

    римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то

    есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед

    и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

    Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую

    семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж,

    подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой

    в отношении своей кровнородственной семьи.

    Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и

    т.д.

    Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению

    к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть

    наследства.

    Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством

    кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток

    родовых отношений.

    Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и

    одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и

    отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак

    совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался

    поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены

    следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма

    брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме).

    Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" -

    то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался

    нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но

    это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но

    именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную

    свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном

    браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий

    дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было

    обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака

    все более захиревали.

    Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало

    возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к

    родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

    Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был

    патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым,

    принесенным женой. Оно было его собственностью.

    Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке

    сине ману.

    После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону,

    а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться

    его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то

    часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание

    малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

    Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как

    это было при отце.

    Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской

    государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому

    судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это

    древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она

    рисуется законами XII Таблиц.

    Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая -

    ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется

    свободной процедурой.

    В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к

    магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая

    после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв,

    выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор,

    если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда

    (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая

    из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты.

    Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от

    сутяжников.

    Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов,

    утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться

    судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса

    завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей,

    рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил

    решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее

    право Рима не знало.

    С течением времени легиксакционный процесс вытесняется простым

    (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит

    претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его

    судейского разрешения.

    Приложение 1

    Законы Хаммурапи

    § 1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него

    обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

    § 2. Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не

    докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен

    пойти к Реке и броситься в нее1. Если Река овладеет им, то обличавший его

    может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется

    невредим, то того кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить;

    бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его,

    § 3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о

    преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о

    жизни, этого человека должно убить.

    § 4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе

    или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном

    деле.

    § 5. Если судья будет судить судебное дело, постановит решение,

    изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью

    должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска,

    предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен

    быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться

    и заседать с судьями на суде.

    § 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека

    должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

    § 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека

    без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо

    золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что

    бы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить.

    § 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью,

    либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это

    в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может

    возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно

    убить.

    § 9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в

    руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь,

    скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозяин

    пропавшей вещи скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою

    пропавшую вещь", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему

    вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен

    привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь! Судьи должны рассмотреть

    их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели,

    знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и

    тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен

    получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им

    серебро из дома продавца.

    § 10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей,

    при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей,

    знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его должно убить; хозяин

    пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

    § 11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его

    пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину; его Должно убить.

    § 12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе', то покупатель получает в 5-

    кратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле, из дома продавца.

    § 13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают

    ему срок до истечения 6-го месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он

    не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком

    судебном деле.

    § 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно

    убить.

    § 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню

    дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить.

    § 16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню,

    принадлежащих дворцу или мушкенуму2, и не выведет их на клич глашатая, то

    этого хозяина дома должно убить.

    § 17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его

    господину его, то господин раба должен дать ему два сикля3 серебра.

    § 18. Если этот раб не назовет своего господина, то должно привести его

    во дворец, исследовать его дело и возвратить его господину его.

    § 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его

    должно убить и зарыть4

    § 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.

    § 23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен

    клятвенно показать перед богом все пропавшее у него, а община и рабианум5

    на земле и в пределах которых совершен грабеж, должны возместить ему, что у

    него пропало.

    § 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить

    его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из

    пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь.

    § 26, Если редум или баирум6, которому приказано выступить в "царский

    поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого

    редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

    § 27. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской

    службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести

    его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения,

    должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

    § 28. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской

    службе, а его сын может нести повинность, то должно отдать ему поле и сад,

    и он будет нести повинность своего отца.

    § 30. Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое

    поле, сад и дом и будет отсутствовать и после него другой возьмет его поле,

    сад и дом и будет нести его повинность в течение 3-х лет, то если он

    вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должно отдавать их ему. Тот,

    кто взял их и нес его повинность, сам будет нести ее.

    § 31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то

    должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою

    повинность.

    34. Если декум или лубуттум7 возьмет пожитки редума, причинит вред

    редуму, отдаст редума в наем, предаст редума на суде более сильному или

    возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или

    лубуттума должно убить.

    § 35. Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал

    редуму царь, то он теряет свое серебро.

    § 36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего доход не могут быть

    отданы за серебро.

    § 37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или

    приносящего доход, то его табличку должно разбить, а также он теряет свое

    серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.

    § 40. Надитум, тамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое

    поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность,

    связанную с полем, садом или домом, которые он купил.

    § 42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем

    хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в

    поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи.

    ' Уйти к судьбе -умереть.

    2 Мушкенум - неполноправный свободный человек.

    3 Сикль и Мина - серебряные денежные единицы в государствах древней

    Месопотамии.

    4 Дома в Вавилоне были, как правило; глиняными,

    5 Рабианум - староста общины.

    6 Редум или боирум - воины, несшие царскую службу и получавшие за это

    участок земли и другое имущество в пользование.

    Декум, лубуттум - командные должности в армии.

    § 45. Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и

    получит арендную плату, за свое поле, а потом Адад1 затопит поле или

    наводнение унесет жатву, то убыток падает только на земледельца.

    § 46. Если он не получит арендной платы или отдаст поле изполу или из

    третьей доли, то находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны

    делить по условленному соотношению частей.

    § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его

    поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет

    хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и

    уничтожить свой документ; также и проценты за этот год он может не

    отдавать.

    § 50. Если он отдаст в погашение долга уже возделанное (хлебное) поле или

    возделанное кунжутное поле, то находящийся на поле хлеб или кунжут должен

    взять только хозяин поля и должен вернуть тамкару серебро и проценты на

    него.

    § 51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг, то он может отдать

    тамкару (хлеб или) кунжут в цену серебра, а также проценты на него, которые

    он взял у тамкара, согласно царским установлениям2.

    § 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеба или кунжута, то это не

    должно менять его договора.

    § 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие

    того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а

    водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине

    которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

    § 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его

    движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой

    люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

    § 60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод

    насадит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин

    сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и

    взять свою долю первым.

    § 78. (Если...) живущий в доме человек отдаст хозяину (дома) полностью

    (его) годовую наемную плату, (но) хозяин дома прикаж(ет) жи(льцу) вый(ти)

    до истечения (его) срока, то хозяин дома, ра(ди) того, что он заставил

    жильца (выйти) из своего дома до истечения (его) срока, (теряет) серебро,

    которое дал ему жилец.

    § 89. Если тамкар отдаст (хлеб) или серебро в долг под проценты, то на 1

    курру (он может взять 100 ка3 зерна как процент) - если он отдал в долг под

    проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как

    процент.

    1Адад - бог грома, молнии, дождя

    2 Царский тариф - 20% годовых для денежного займа (серебро) и 33 1/3% при

    хлебном займе.

    ЗKa - мера емкости, равная 0,84 литра.

    4Ше (шеум) - мера веса, равная 0,046г.

    § 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то

    прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить

    поровну.

    § 102. Если тамкар ссудит шамаллума' серебром беспроцентно, а тот

    потерпит убыток там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную

    сумму.

    § 103. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то

    шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности.

    § 106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро и отопрется перед своим

    тамкаром, то этот тамкар должен изобличить шамаллума перед богом и

    свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро,

    которое он взял, в тройном размере.

    § 109. Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит

    этих преступников и не приведет ко дворцу, то эту корчемницу должно убить.

    § 110. Если надитум или энтум2, не живущая в обители, откроет корчму или

    войдет в корчму для питья сикеры (вина), то эту свободную женщину должно

    сжечь.

    § 113. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без

    ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека

    должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома

    хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.