МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Институт гражданского общества

    общества объективно создавало основу для монополизации и сосредоточения

    общественной власти в руках отдельных групп. Однако этот период не стал

    периодом "загнивания" индустриального общества. То, чего боялся Фергюсон,

    не случилось. На это было несколько причин, которые не смог разглядеть

    Фергюсон.

    Во-первых, промышленная и научная революция обеспечили техническое

    превосходство социальной системы, сделавшей ее независимой. Высокий

    уровень жизни в странах, выбравших "интерес", говорил сам за себя, и

    производство при этом "становится более прямым путем к достижению

    благосостояния, чем угнетение и насилие". Последнее является уникальным

    качеством, отличающим гражданское общество. Зарабатывание денег в таком

    обществе возможно "и не имея власти, и не имея дела с властями55 (19).

    Во-вторых, в Европе было множество государств, что важно, потому как

    экономическое или даже военное превосходство, демонстрируемое странами ,

    выбравшими "интерес", а не "добродетель" или "честь", или сомнительное

    сочетание одного и другого , и сохранившими таким образом гражданское

    общество, заставляло другие страны следовать их примеру. А когда таких

    государств много, можно подавлять гражданское общество, но не везде.

    Наконец, важной причиной сохранения потенциала гражданского общества

    послужило такое его качество, как самоорганизация. Устранение внешней

    санкции и ритуальных форм фиксации социального долга и возложение вместо

    этого на каждого индивида нелегкой обязанности быть для самого себя и

    духовником, и судьей сыграло огромную роль в развитии гражданского

    общества. Отстраненная, самим индивидом санкционированная преданность

    добродетели, свободно исповедуемой взрослыми и ответственными

    индивидами, есть краеугольный камень гражданского общества. В отличие от

    добродетели, становящейся целью политики государства или всего общества,

    приводящей к катастрофическим последствиям для обоих. В первом случае

    человек преследует интерес отстранение, "он копит богатство, но не одержим

    страстью к накопительству, и поэтому реинвестирует прибыль, закладывая

    основы непрерывного экономического развития" (20). Установлено, что

    человек "по своей природе " не склонен зарабатывать все больше и больше

    денег, он хочет просто жить так, как оно привык, и зарабатывать столько,

    сколько необходимо для такой жизни. Тогда, когда "современный капитализм

    пытался повысить производительность труда путем увеличения его

    интенсивности, он наталкивался на... необычайно упорное сопротивление" (21)

    и продолжает наталкиваться и по сей день. Именно такой незаинтересованный

    интерес лежит в основе капитализма.

    В XIX веке, как правило, можно обнаружить непосредственную связь между

    уровнем экономического развития и характером политического режима в стране.

    Там, где механизмы саморегулирования были более развиты и в общественных

    отношениях государство способствовало утверждению режима господства права,

    например, в США, наблюдался и более высокий уровень индустриального

    развития как следствие складывания прочнных основ гражданского общества.

    Там же, где государство сдерживало гражданское общество, например, в

    Германии (до к. XIX в.) и в России, сращивание концентрированной

    общественной власти с государственным аппаратом привело к возникновению

    тоталитарных систем. Гражданское общество наряду с действием других

    институтов содействует консолидации демократии (а затем и ее сохранению),

    но не является ее непосредственной причиной. «Консолидацию» здесь следует

    понимать как процесс трансформации эпизодических соглашений и половинчатых

    норм «в отношения сотрудничества и конкуренции, прочно усвоенные, постоянно

    действующие и добровольно принимаемые ... политиками и гражданами» (22),

    участвующими в демократическом управлении. При этом происходит

    институализация неопределенности некоторых ролей и областей политической

    жизни, одновременно с которой, а граждане получают уверенность, что борьба

    за государственные посты и влияние не выйдет за пределы предсказуемого

    набора вариантов (23).

    «Гражданское общество не является прямым следствием

    капиталистического прогресса, хотя последний способствует его укреплению;

    «напротив, для его появления требуется артикулированная политика со стороны

    государственной власти и определенные привычные нормы жизнедеятельности

    частных воспроизводителей» (24).

    Таким образом, развитие событий XX века показало, что несмотря на

    стремление концентрированной общественной власти монополий подавить

    механизмы саморегулирования гражданского общества, использовать в этих

    целях государственные институты, саморегулирующееся начало оказалось

    сильнее.

    Там, где механизмы саморегулирования оказались достаточно развитыми,

    государство, выполняя роль институции гражданского общества, стало

    ориентироваться на регулирование общественных отношений с целью защиты

    частного интереса, рассредоточения общественной власти, формирования

    защитных механизмов саморегулирования и восстановления эффективности

    старых. Этому служило, во-первых, естественное формирование и

    законодательное оформление защитных механизмов общества (профсоюзы, союзы

    предпринимателей, общества потребителей, движения, партии); во-вторых,

    государственная политика демонополизации, поддержка плюрализма интересов в

    обществе; в-третьих, социальная политика государства, нацеленная на защиту

    отдельных социальных групп и в конечном счете интересов общества в целом.

    Там же, где механизмы саморегулирования были развиты недостаточно,

    сращивание концентрированной общественной власти с государственным

    аппаратом привело к подавлению гражданского общества и возникновению

    тоталитарных систем (25).

    По мере необходимости правовых средств защиты частного интереса в

    общественном сознании постепенно укреплялись представления о

    существовании различных, хотя и взаимосвязанных сфер: государства как сферы

    публичной власти и гражданского общества как негосударственной сферы, где

    граждане сами реализуют свои потребности и интересы. При этом для

    общественного движения и порядка, постепенно устанавливающегося в ряде

    стран с конца XVIII-начала XIX века, благодаря развивающемуся гражданскому

    обществу, можно выделить следующие характерные черты: во-первых, право на

    свободное самоопределение личности в ее сфере, свободной от вмешательства

    государства; во-ворых, саморегулирование экономического и культурного

    процесса в результате свободной игры сил; в-треьих, экономический и

    культурный прогресс на основе свободной конкуренции; в-четвертых,

    возникновение нового слоя общества, отличающегося образованием и владением

    собственностью» (26).

    Теоретически момент, "когда социум перестал навязывать занятие

    индивиду и вместо этого он сам стал выбирать себе поприще, можно считать

    началом развития мобильного и постоянно обновляющегося общества...и,

    пожалуй, законом гражданского общества является подчинение индивида

    договорным, но не статутным отношениям59 (27). Как ни странно, можно

    констатировать, что гражданское общество " возникло как будто в нарушение

    нормального, естественного порядка вещей" (28).

    Ситуацию, которую марксизм называл превращением «класса в себе» в

    «класс для себя, имея в виду переход социальной группы, не осознающей своих

    интересов и не участвующий в общественной жизни и представляющий собой

    просто совокупность автоматизированных индивидов к самоорганизации, когда

    она «рождается или примыкает к движению, выражающую ее интересы» (29),

    можно также назвать процессом рождения гражданского общества.

    В мировой науке сегодня получил признание поход к гражданскому

    обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от

    государства, но взаимодействующему с ним. Под компонентами гражданского

    общества в цивилизованных странах мира понимают: собственность, труд,

    предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных

    культов, воспитание, образование, науку, культуру, семью и средства

    массовой информации. Иначе говоря, гражданское общество включает в себя, во-

    первых, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности

    людей (сюда относятся семья, кооперации, общественные организации,

    хозяйственные корпорации, ассоциации, общественные организации,

    профессиональные, творческие, спортивные, этнические, концессионные и др.

    объединения); во-вторых, совокупность негосударственных экономических,

    социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; в-

    третьих, производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции,

    нравы; в-четвертых, сферу самоуправления свободных индивидов и их

    организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны

    государственной власти и политики (30).

    Следовательно, гражданское общество представляет собой некую

    негосударственную ассоциацию граждан, объединенных рядом различных

    признаков, в целях как удовлетворения их индивидуальных потребностей и

    интересов, так и реализации их потенциальных возможностей на благо всех и

    каждого. Этот последний факт говорит о том, что гражданское общество - это

    не просто внегосударственная сфера жизнедеятельности граждан. Для

    реализации индивидуальных и групповых интересов существуют специальные

    институты и отношения, относящиеся уже к деятельности государства. Иными

    словами, между гражданским обществом и государственной сферой существует

    тесная взаимосвязь, от качества которой зависит уровень демократии в

    государстве, зрелость гражданского общества, а отсюда - качество жизни

    общества в целом.

    Одна из главных черт гражданского общества - центральная роль в нем

    индивида. Не государство, не политическая партия или другая общественная

    организация, а именно свободный гражданин является стержнем общества и

    государства. Индивид с присущей ему определенной обусловленной системой

    потребностей, интересов и ценностей, человек как личность (а не как

    безликий народ или, что еще хуже, человеческий фактор) - при наличии

    возможностей реализации этой системы превращается в главного участника

    общественного развития, члена гражданского общества (31).

    Ив наши дни не просто решить вопрос о приоритете: личность или

    общность. "Суверенная личность" или суверенное общество". "Права человека и

    гражданина" в их современном истолковании и их конкуренция с правами всего

    "гражданского общества". Как равно и вопрос о субординации гражданского

    общества и демократического правового государства. Оправданно здесь

    вспомнить Г.Гроция, который считал, что с возникновением государства

    суверенитет переходит к нему.

    В наши дни предпочтение все еще остается за обществом. Только с

    правовым государством и в правовом государстве начинается обратный процесс,

    уравновешивающий личность и общество (32).

    Суверенитет принадлежит не государству, а гражданскому обществу,

    составленному из свободных и равноправных индивидов, для которых

    естественное право выше права позитивного. Отсюда правительственная власть

    снабжена не столько правами, сколько обязанностями. Но и само гражданское

    общество , что не второстепенно, должно быть настолько цивилизованным,

    чтобы подчиняться конституции и суду в той же мере, в какой то же самое

    входит в обязанности правительства (33).

    Сегодня главенствующая идеология отошла от приоритета социально-

    классовой трактовки явлений общественной жизни, идет процесс

    "реабилитации" теории естественного права. "С другой стороны, тезис о

    материальной, экономической детерминации положения человека в обществе и

    фактически остался неизменным59 (34). Социалистическая концепция прав

    человека всегда отвергала идею «прирожденных», «неотъемлемых» прав, во-

    первых, потому, что такая трактовка представляет собой одну их основ теории

    естественного (буржуазного) права, и, во-вторых, идеи о внеземном

    общественном происхождении прав многих классических исследователей

    окончательно снимали проблему какого-нибудь конструктивного

    сотрудничества между теорией естественного и советского права (35).

    Советское государство «предоставляло» гражданам права, определяя объем

    последних и соответствующие обязанности.

    Возрождение личностного аспекта естественно-правовой теории находит

    свое выражение как в научных теоретических источниках, так и действующем

    законодательстве. Так, Конституция РФ в ст. 17 п.2 закрепила не

    отчуждаемость и принадлежность каждому от рождения основных прав.

    Каждый человек наравне с другими в гражданском обществе пользуется

    правом индивидуальной свободы, которое гарантируется. Это означает, что

    человек имеет максимум возможностей раскрыться как личность в любой сфере

    деятельности, которую он изберет, при условии, что осуществление прав и

    свобод не нарушает права и свободы других лиц (п.З ст. 17 Конституции).

    Замечательным свойством гражданского общества в этом отношении является то,

    что «… даже человек рассеянный или поглощенный своими частными заботами...

    может с полным основанием чувствовать себя свободным. Гражданское общество

    дарует свободу не только бдительным» (36).

    Быть по-настоящему свободным, противостоять государственному диктату,

    приносить максимальную пользу обществу возможно лишь при условии обладания

    определенной собственностью и свободного распоряжения ею. В отличие от того

    стремления к уравниловке, которое господствовало в нашей стране, в

    цивилизованных странах гражданское общество не связывалось верхним пределом

    благосостояния. В гражданском обществе граждане сами кормят себя и одевают,

    не надеясь целиком и полностью на государство. И в этом плане у них большой

    потенциал.

    Граждане свободно вступают и прекращают свои взаимоотношения в

    различных сферах жизни и деятельности, поэтому в этих сферах возможно

    саморегулирование без участия государства. Более того, здесь вмешательство

    государства может принести только вред, ибо "сложность "больших систем",

    каковой и является государство, такова, что централизованный управляющий

    орган не в силах перерабатывать весь поток всей необходимой информации,

    учитывать все параметры ситуаций и своевременно принимать оптимальные

    решения, так как время, затрачиваемое на это, делает дальнейшую

    управленческую активность бесполезной. В конце концов централизованное

    управление "большой системой" может привести только к ее развалу" (37).

    Саморегулирование гражданского общества означает также

    самоуправление, которое может быть территориальным, национальным,

    производственно-экономическим.

    При территориальном местном самоуправлении центральные структуры

    выполняют лишь координационные функции, большинство вопросов решаются на

    местах, где должны определяться также "структура и механизм власти, а также

    формы участия населения ее осуществлении" (38). Этот вид самоуправления

    является основанием всей системы организации общества.

    Производственно - экономическое самоуправление регулирует социальные

    отношения в материальной сфере. Самоуправление на этом уровне может

    принимать самые разные формы в зависимости от характера и объема

    производственного, транспортного, коммерческого и иного предприятия, на

    котором оно реализуется. Оно должно органично входить в систему

    самоуправления общества.

    Национальное самоуправление представляет собой форму выражения

    национального суверенитета (который нельзя смешивать с государственным

    суверенитетом) и предполагает естественное деление на структурные элементы

    многонационального общества. Оно может обеспечить суверенитет любой нации

    (народа) независимо от числа населения и площади территориального

    проживания. Самой сложной проблемой на этом уровне является разработка

    объективного механизма представительности каждой нации (народа).

    Все виды самоуправления должны дополнять друг друга, органично

    вписывая в систему общества все свои преимущества.

    Новая форма организации общества должна представлять собой

    саморазвивающуюся систему. Адекватная реакция системы на проблемные

    ситуации возможна при наличии гибкой организационной структуры. Речь идет о

    появлении новых уровней организации системы, "которые воздействуют на уже

    сложившиеся уровни и трансформируют их95 (39).

    Преобразование саморазвивающихся систем и контроль за их

    функционированием в этом смысле не могут осуществляться только за счет

    увеличения энергетического и силового воздействия на них, ибо тогда система

    в большинстве случаев "приходит к прежним структурам, потенциально

    заложенным в определенных элементах ее организации" (40).

    В саморегулировании, таким образом, проявляются независимость и

    жизнеустойчивость гражданского общества.

    В условиях современного индустриального и постиндустриального развития

    гражданское общество представляет собой "сферу организованного

    экономического, политического и идеологического плюрализма" (41).

    Реально общество складывается не столько из деятельности отдельных

    индивидов, сколько из взаимодействия их объединений, малых и средних

    социальных групп и т.п., образованных по интересам. Интерес связывает

    членов гражданского общества на основе объективно существующих общих

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.