Институт гражданского общества
Институт гражданского общества
ВВЕДЕНИЕ
Идея гражданского общества широко распространена в мире . Во многих
цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и
законодательствах уже в течение многих десятков лет. .Тем не менее понятие
гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX
веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и
произволу властей в условиях новых общественных отношений.
"Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым
общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных
проблем своего развития провозгласило создание современного
демократического правового государства» (1). Ядром этого государства
является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в
этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к
демократизаии и юридизации всей общественной жизни России. Без
полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового
государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в
большой степени для нашей страны идей.
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у
нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой
разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно
обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о
происхождении гражданского общества, его исторических периодах и
соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с
любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется
специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания
всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и
потенциальных возможностей.
Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с
практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической
стороны, так как для будущего юриста необходимо знать основы, на которых
базируются возможности реализации правового государства.
Сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера
правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос
поставил много проблем. Известно, что "любое общество может успешно
развиватся, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно
выверенную модель жизнеустройства" (2). Сегодня в общественном сознании
отсутствует цельное представление об обществе, которое мы хотим построить.
Особенностью социальной позиции в России последних лет "является ярко
выраженное противоречие между социальными надеждами и чаяниями... населения
и социальной политикой государства, явно игнорирующей современный мировой
опыт" (3).
В плане становления демократического государства в реалиях
посткоммунистической, посттоталитарной эпохи возрастает вес всей
совокупности общественных институтов, принадлежащих к гражданскому
обществу. В последнем главное внимание направлено на индивида, на личность.
Государство при этом как в теории, так и на практике должно оставаться
институцией гражданского общества, служить обществу, личности.
Изучая проблему гражданского общества в России, не следует отбрасывать
все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный
период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих
высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а
вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря
сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь
общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать
свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой
культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского
общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом.
Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые
достигли в этой области сравнительно больших результатов.
Создание раскованного, открытого демократического гражданского
общества, общества, опирающегося на право, ответственность и
предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в
нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков
тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный
отпечаток на современную жизнь.
В работе я ставил цель осветить существующую теорию гражданского
общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала
задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы,
и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей
стране и пути его построения.
В своей работе я использовал "Сборник философских текстов", в котором
раскрываются основополагающие идеи гражданского общества известных
зарубежных философов. Основные этапы развития гражданского общества
показаны в монографии А.Н.Соколова "Правовое государство.
Идея.теория.практика". В монографии Четвернина В.А. "Демократическое
конституционное государство: введение в теорию" объясняется соотношение
гражданского общества, права и государства с позиций либералистского
правопонимания и в историческом аспекте; раскрывается содержание правовых
теорий, касающихся исследуемой темы.
В монографии Дмитриева Ю.А., Златопольского А.А. "Гражданин и власть",
посвященной в основном политическим правам граждан, затронуты некоторые
методологические вопросы взаимоотношений между гражданином и государством.
Помимо этого мною были использованы материалы учебной литературы и
периодической печати, где внимание уделено сущности гражданского общества,
тенденциям развития государственности, путям становления гражданского
общества с анализом прошлого нашей страны состояние гражданского общества
за рубежом и в нашей стране.
ГЛАВА I
ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Идеи гражданского общества как совокупность представлений о
справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними
мыслителями. Вместе с тем сегодняшнее понимание этого института связано с
представлениями о нем, сформировавшимися в раннекапиталистическую эпоху XIX
века; последние были связаны с распадом феодальных отношений и постепенным
переходом к капиталистическим отношениям свободной конкуренции
независимых, равноправных собственников.
Начало дискуссии о соотношении общества и государства было положено
еще в IV веке до н. э. такими великими философами, как Аристотель и Платон.
Гражданское общество как философское определение было внесено в науку
Аристотелем. Государство, размышлял он, есть совокупность гражан,
гражданское сообщество; которое, однако, существует только там, где
верховная власть действует в интересах всеобщего блага, то есть существует
такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают
счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, не неполноправных),
которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни (1).
Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому
"общество и государство имеют органическую связь и общество без государства
существовать не может"; таким образом, он допускал «лишь одну форму
существования общества, что неминуемо должно привести к стагнации» (2). В
отличие от своего ученика Платон считал, что «идеальное общежитие стоит
выше государства и законодательства и не нужается в них» (3).
Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных
мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо
и др. Люди, считали они, находятся в хаотическом или "естественном"
состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу "и не завися от
чьей-либо воли" (4). Это состояние обладает рядом "неудобств". Для
устранения их люди должны объединиться на договорных началах в
"политическое или гражданское общество", наделив его определенной властью.
В таком обществе договор "устанавливает между всеми гражданами такое
равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и
должны все пользоваться одними и теми же правами" (5). При этом мыслители
отождествляли гражданское общество с государством.
Крупнейший из мыслителей итальянского Возрождения Николо Маккиавели
представлял гражданское общество как совокупность противостоящих
интересов ~ классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для
демократии, ибо последняя требует от народа должной этической основы. Он
усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или
исправлении нравов. Общество, пораженное стяжательством и только с этим
связывающее свое благополучие, общество, которое лишь изредка откликается
на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским (6).
Руссо считал, что через общественный договор человек переходит из
состояния естественного в состояние гражданское, для которого характерны
следующие качества, создающие личность: право собственности, гражданская
свобода (ограниченная только общей волей) и свобода моральная, которая
мешает ему поступать как гражданину, то есть по первому побуждению.
Отсюда человек в гражданском обществе выступает в двух ипостасях: как
гражданин, участвующий в верховной воле ч как подданный, вынужденный
подчинять свою особенную волю государству (7).
Английский философ Дж.Локк важнейшим компонентом перехода от
естественного состояния к гражданскому обществу и государству называл
частную собственность. Главной функцией государства отсюда выступает охрана
частной собственности, и потому эта охрана была и будет всегда
первостепенной функцией государств и правительств. Отсюда Локк выводит
право народа как суверена смещать правителей и устанавливать такой вид
власти, который менее всего склоняется к авторитаризму.
Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и
тот постулат И.Канта, согласно которому общественное в человеке не может и
не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный
интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет
дела вообще. Ибо именно конкуренцией личных интересов движутся и
саморазвитие личности, и прогресс общества. Когда каждый сам для себя
приобретает имущество, потребляет и производит, он вместе с тем производит
и для потребления других, и, таким образом, приобретается возможность
всеобщего обеспечения средствами существования (8).
Следовательно, вышесказанное не означает, что мыслители
отождествляли гражданское общество с реально существующим государством, с
реальными формами государственного управления. По теории общественного
договора, которую они все поддерживали, законным считалось то
правительство, учредить и повиноваться которому все граждане соглашались по
доброй воле. "Любое же отклонение от этого требования, установление
отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной
организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества" (9).
Подобное смешение основывалось на том, что государство в целом возникло из
потребностей развития общества. Вместе с тем мыслители хорошо понимали, что
реальное государство склонно подавлять гражданское общество. Следовательно,
понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные
элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан (10).
По Гоббсу естественных законов, выражающих нравственные добродетели,
недостаточно для сохранения мира. Поэтому переход от естественного
состояния и естественных законов к гражданскому обществу он связывал с
образованием собственности, которая обуславливает необходимость соглашения
между людьми. Единение становится возможным на основе "общественного
договора59 и всеобщей воли. Отождествляя государство и гражданское
общество, Гоббс говорил об относительной самостоятельности некоторых
гражданских объединений (11).
Вопрос о гражданском обществе мало занимал русскую юридическую
литературу, в том числе ту, которая держалась концепции так называемой
государственной школы (Чичерин, Градовский, Сергеевич). Энциклопедия
Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что
иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение
совокупности лиц, которые в данное время на данной территории учавствют в
образовании гражданского права. В энциклопедии Гранат гражданское общество
не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье,
принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора
М.Рейснера.
Предпосылками понятия гражданина М.Рейснер видит так называемые
состояние личной свободы и состояние частноправового равенства (и,
соответственно - гражданского общества). И, конечно, прав Рейснер,
утверждая, что в свободном государстве не может быть "личного подданства"
-есть только "подданство закону" (12).
Строгое разграничение государства и общества было обусловлено
политическими воззрениями буржуазии в эпоху первых революций, когда
государство отождествлялось с властью абсолютного монарха, а общество - с
«третьим сословием», выступающим от имени всего народа. Общество граждан
воспринималось как общество, свободное от абсолютитского произвола, где
произойдет экономическая и духовная эмансипация человека, а государство -
как аппарат насилия, который стремится подчинить общество чуждой ему власти
(13). «Идеологи «третьего сословия», выдвигая идеи гражданского общества,
стремились обосновать необходимость перераспределения политической
власти, чтобы покончить с незаслуженными привилегиями дворянства и
духовенства, с деспотической системой общественного устройства» (14). Для
окончательного самостоятельного развития гражданское общество таким образом
нуждалось в создании соответствующих этим отношениям институтов власти.
Важным условием при этом выступала самоорганизация гражданского общества,
функционирование его вне непосредственного контроля со стороны государства.
По мнению Фергюсона, шотландского мыслителя XVIII века, в обществе
взаимодействуют две основные установки, которые можно суммировать в
понятиях «кодекса чести» и «коммерческого интереса». Он отмечал, что у
новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от «чести» к
«интересу». И эта тенденция импонирует автору, так как мир становится
богаче и свободнее. Но Фергюсона волновали вопросы: не создает ли в таком
обществе отделение правителей и военных от граждан предпосылок для захвата
власти первыми и разрушения этого строя; и не приведет ли рынок к новому
рабству? (15). Эти вопросы актуальны и для нынешнего противоречивого
развития России.
«...Гражданское общество возникло не вдруг и не постепенно, путем
мирной эволюции» (16). Помимо этого и там, и уже в наш век сталкивались две
тенденции: этатистская и социальная.
Трансформация государства, сопровождающаяся восхождением нового
-гражданского (буржуазного) общества, поставив ряд проблем: «как обеспечить
гражданский мир и порядок в обществе; как защитить всеобщий интерес, не
посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; как
гарантировать устойчивое функционирование демократических институтов» (17).
Индустриальное общество XIX века имело ярко выраженную классовую
социальную структуру, поэтому понятие гражданского общества было в то
время понятием социальной борьбы. По мере усиления класса буржуазии
этот класс приобретал экономическую, то есть общественную власть. В
сущности происходило подавление одной части общества другой его частью,
несмотря на сопротивление. Сопротивление в форме классовой борьбы доходило
до неоднократных революционных восстаний пролетариата. Последние, однако,
являются элементом саморегулирования индустриального общества XIX века, ибо
они заставляли господствующий класс смягчать условия эксплуатации труда в
целях не только такого «равновесия» интересов буржуазии и пролетариата,
которое было бы достаточным в смысле экономического роста, но и
стабилизирующим с точки зрения порядка в обществе.
Государственная власть по мере институализации все более служила
интересам буржуазии. В таких социально-экономических условиях прямую
зависимость экономического роста от степени эксплуатации наемного труда
понимают как закономерную, объективную необходимость, социальное зло,
необходимое ради общественного прогресса (18).
Преодоление этого этапа явилось предтечей научно-технической
революции, которая дала коренное изменение структуры и качества
производительных сил и создало материально-технологическую базу высокого
уровня жизни в постиндустриальном обществе. Можно сказать, что в период
формирования индустриального общества государство действовало в интересах
всего общества в той мере, в какой оно предоставляло гражданское общество
самоуправлению и лишь охраняло экономическое господство буржуазии
(благодаря чему и получило эпитет ^ночного сторожа99).
С другой стороны, невмешательство государства в сферу гражданского
Страницы: 1, 2, 3
|