МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Институт гражданского общества

    Институт гражданского общества

    ВВЕДЕНИЕ

    Идея гражданского общества широко распространена в мире . Во многих

    цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и

    законодательствах уже в течение многих десятков лет. .Тем не менее понятие

    гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX

    веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и

    произволу властей в условиях новых общественных отношений.

    "Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым

    общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных

    проблем своего развития провозгласило создание современного

    демократического правового государства» (1). Ядром этого государства

    является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в

    этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к

    демократизаии и юридизации всей общественной жизни России. Без

    полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового

    государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в

    большой степени для нашей страны идей.

    В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у

    нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой

    разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно

    обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о

    происхождении гражданского общества, его исторических периодах и

    соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с

    любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется

    специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания

    всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и

    потенциальных возможностей.

    Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с

    практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической

    стороны, так как для будущего юриста необходимо знать основы, на которых

    базируются возможности реализации правового государства.

    Сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера

    правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос

    поставил много проблем. Известно, что "любое общество может успешно

    развиватся, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно

    выверенную модель жизнеустройства" (2). Сегодня в общественном сознании

    отсутствует цельное представление об обществе, которое мы хотим построить.

    Особенностью социальной позиции в России последних лет "является ярко

    выраженное противоречие между социальными надеждами и чаяниями... населения

    и социальной политикой государства, явно игнорирующей современный мировой

    опыт" (3).

    В плане становления демократического государства в реалиях

    посткоммунистической, посттоталитарной эпохи возрастает вес всей

    совокупности общественных институтов, принадлежащих к гражданскому

    обществу. В последнем главное внимание направлено на индивида, на личность.

    Государство при этом как в теории, так и на практике должно оставаться

    институцией гражданского общества, служить обществу, личности.

    Изучая проблему гражданского общества в России, не следует отбрасывать

    все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный

    период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих

    высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а

    вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря

    сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь

    общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать

    свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой

    культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского

    общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом.

    Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые

    достигли в этой области сравнительно больших результатов.

    Создание раскованного, открытого демократического гражданского

    общества, общества, опирающегося на право, ответственность и

    предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в

    нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков

    тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный

    отпечаток на современную жизнь.

    В работе я ставил цель осветить существующую теорию гражданского

    общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала

    задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы,

    и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей

    стране и пути его построения.

    В своей работе я использовал "Сборник философских текстов", в котором

    раскрываются основополагающие идеи гражданского общества известных

    зарубежных философов. Основные этапы развития гражданского общества

    показаны в монографии А.Н.Соколова "Правовое государство.

    Идея.теория.практика". В монографии Четвернина В.А. "Демократическое

    конституционное государство: введение в теорию" объясняется соотношение

    гражданского общества, права и государства с позиций либералистского

    правопонимания и в историческом аспекте; раскрывается содержание правовых

    теорий, касающихся исследуемой темы.

    В монографии Дмитриева Ю.А., Златопольского А.А. "Гражданин и власть",

    посвященной в основном политическим правам граждан, затронуты некоторые

    методологические вопросы взаимоотношений между гражданином и государством.

    Помимо этого мною были использованы материалы учебной литературы и

    периодической печати, где внимание уделено сущности гражданского общества,

    тенденциям развития государственности, путям становления гражданского

    общества с анализом прошлого нашей страны состояние гражданского общества

    за рубежом и в нашей стране.

    ГЛАВА I

    ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

    Идеи гражданского общества как совокупность представлений о

    справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними

    мыслителями. Вместе с тем сегодняшнее понимание этого института связано с

    представлениями о нем, сформировавшимися в раннекапиталистическую эпоху XIX

    века; последние были связаны с распадом феодальных отношений и постепенным

    переходом к капиталистическим отношениям свободной конкуренции

    независимых, равноправных собственников.

    Начало дискуссии о соотношении общества и государства было положено

    еще в IV веке до н. э. такими великими философами, как Аристотель и Платон.

    Гражданское общество как философское определение было внесено в науку

    Аристотелем. Государство, размышлял он, есть совокупность гражан,

    гражданское сообщество; которое, однако, существует только там, где

    верховная власть действует в интересах всеобщего блага, то есть существует

    такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают

    счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, не неполноправных),

    которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни (1).

    Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому

    "общество и государство имеют органическую связь и общество без государства

    существовать не может"; таким образом, он допускал «лишь одну форму

    существования общества, что неминуемо должно привести к стагнации» (2). В

    отличие от своего ученика Платон считал, что «идеальное общежитие стоит

    выше государства и законодательства и не нужается в них» (3).

    Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных

    мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо

    и др. Люди, считали они, находятся в хаотическом или "естественном"

    состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу "и не завися от

    чьей-либо воли" (4). Это состояние обладает рядом "неудобств". Для

    устранения их люди должны объединиться на договорных началах в

    "политическое или гражданское общество", наделив его определенной властью.

    В таком обществе договор "устанавливает между всеми гражданами такое

    равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и

    должны все пользоваться одними и теми же правами" (5). При этом мыслители

    отождествляли гражданское общество с государством.

    Крупнейший из мыслителей итальянского Возрождения Николо Маккиавели

    представлял гражданское общество как совокупность противостоящих

    интересов ~ классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для

    демократии, ибо последняя требует от народа должной этической основы. Он

    усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или

    исправлении нравов. Общество, пораженное стяжательством и только с этим

    связывающее свое благополучие, общество, которое лишь изредка откликается

    на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским (6).

    Руссо считал, что через общественный договор человек переходит из

    состояния естественного в состояние гражданское, для которого характерны

    следующие качества, создающие личность: право собственности, гражданская

    свобода (ограниченная только общей волей) и свобода моральная, которая

    мешает ему поступать как гражданину, то есть по первому побуждению.

    Отсюда человек в гражданском обществе выступает в двух ипостасях: как

    гражданин, участвующий в верховной воле ч как подданный, вынужденный

    подчинять свою особенную волю государству (7).

    Английский философ Дж.Локк важнейшим компонентом перехода от

    естественного состояния к гражданскому обществу и государству называл

    частную собственность. Главной функцией государства отсюда выступает охрана

    частной собственности, и потому эта охрана была и будет всегда

    первостепенной функцией государств и правительств. Отсюда Локк выводит

    право народа как суверена смещать правителей и устанавливать такой вид

    власти, который менее всего склоняется к авторитаризму.

    Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и

    тот постулат И.Канта, согласно которому общественное в человеке не может и

    не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный

    интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет

    дела вообще. Ибо именно конкуренцией личных интересов движутся и

    саморазвитие личности, и прогресс общества. Когда каждый сам для себя

    приобретает имущество, потребляет и производит, он вместе с тем производит

    и для потребления других, и, таким образом, приобретается возможность

    всеобщего обеспечения средствами существования (8).

    Следовательно, вышесказанное не означает, что мыслители

    отождествляли гражданское общество с реально существующим государством, с

    реальными формами государственного управления. По теории общественного

    договора, которую они все поддерживали, законным считалось то

    правительство, учредить и повиноваться которому все граждане соглашались по

    доброй воле. "Любое же отклонение от этого требования, установление

    отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной

    организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества" (9).

    Подобное смешение основывалось на том, что государство в целом возникло из

    потребностей развития общества. Вместе с тем мыслители хорошо понимали, что

    реальное государство склонно подавлять гражданское общество. Следовательно,

    понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные

    элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан (10).

    По Гоббсу естественных законов, выражающих нравственные добродетели,

    недостаточно для сохранения мира. Поэтому переход от естественного

    состояния и естественных законов к гражданскому обществу он связывал с

    образованием собственности, которая обуславливает необходимость соглашения

    между людьми. Единение становится возможным на основе "общественного

    договора59 и всеобщей воли. Отождествляя государство и гражданское

    общество, Гоббс говорил об относительной самостоятельности некоторых

    гражданских объединений (11).

    Вопрос о гражданском обществе мало занимал русскую юридическую

    литературу, в том числе ту, которая держалась концепции так называемой

    государственной школы (Чичерин, Градовский, Сергеевич). Энциклопедия

    Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что

    иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение

    совокупности лиц, которые в данное время на данной территории учавствют в

    образовании гражданского права. В энциклопедии Гранат гражданское общество

    не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье,

    принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора

    М.Рейснера.

    Предпосылками понятия гражданина М.Рейснер видит так называемые

    состояние личной свободы и состояние частноправового равенства (и,

    соответственно - гражданского общества). И, конечно, прав Рейснер,

    утверждая, что в свободном государстве не может быть "личного подданства"

    -есть только "подданство закону" (12).

    Строгое разграничение государства и общества было обусловлено

    политическими воззрениями буржуазии в эпоху первых революций, когда

    государство отождествлялось с властью абсолютного монарха, а общество - с

    «третьим сословием», выступающим от имени всего народа. Общество граждан

    воспринималось как общество, свободное от абсолютитского произвола, где

    произойдет экономическая и духовная эмансипация человека, а государство -

    как аппарат насилия, который стремится подчинить общество чуждой ему власти

    (13). «Идеологи «третьего сословия», выдвигая идеи гражданского общества,

    стремились обосновать необходимость перераспределения политической

    власти, чтобы покончить с незаслуженными привилегиями дворянства и

    духовенства, с деспотической системой общественного устройства» (14). Для

    окончательного самостоятельного развития гражданское общество таким образом

    нуждалось в создании соответствующих этим отношениям институтов власти.

    Важным условием при этом выступала самоорганизация гражданского общества,

    функционирование его вне непосредственного контроля со стороны государства.

    По мнению Фергюсона, шотландского мыслителя XVIII века, в обществе

    взаимодействуют две основные установки, которые можно суммировать в

    понятиях «кодекса чести» и «коммерческого интереса». Он отмечал, что у

    новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от «чести» к

    «интересу». И эта тенденция импонирует автору, так как мир становится

    богаче и свободнее. Но Фергюсона волновали вопросы: не создает ли в таком

    обществе отделение правителей и военных от граждан предпосылок для захвата

    власти первыми и разрушения этого строя; и не приведет ли рынок к новому

    рабству? (15). Эти вопросы актуальны и для нынешнего противоречивого

    развития России.

    «...Гражданское общество возникло не вдруг и не постепенно, путем

    мирной эволюции» (16). Помимо этого и там, и уже в наш век сталкивались две

    тенденции: этатистская и социальная.

    Трансформация государства, сопровождающаяся восхождением нового

    -гражданского (буржуазного) общества, поставив ряд проблем: «как обеспечить

    гражданский мир и порядок в обществе; как защитить всеобщий интерес, не

    посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; как

    гарантировать устойчивое функционирование демократических институтов» (17).

    Индустриальное общество XIX века имело ярко выраженную классовую

    социальную структуру, поэтому понятие гражданского общества было в то

    время понятием социальной борьбы. По мере усиления класса буржуазии

    этот класс приобретал экономическую, то есть общественную власть. В

    сущности происходило подавление одной части общества другой его частью,

    несмотря на сопротивление. Сопротивление в форме классовой борьбы доходило

    до неоднократных революционных восстаний пролетариата. Последние, однако,

    являются элементом саморегулирования индустриального общества XIX века, ибо

    они заставляли господствующий класс смягчать условия эксплуатации труда в

    целях не только такого «равновесия» интересов буржуазии и пролетариата,

    которое было бы достаточным в смысле экономического роста, но и

    стабилизирующим с точки зрения порядка в обществе.

    Государственная власть по мере институализации все более служила

    интересам буржуазии. В таких социально-экономических условиях прямую

    зависимость экономического роста от степени эксплуатации наемного труда

    понимают как закономерную, объективную необходимость, социальное зло,

    необходимое ради общественного прогресса (18).

    Преодоление этого этапа явилось предтечей научно-технической

    революции, которая дала коренное изменение структуры и качества

    производительных сил и создало материально-технологическую базу высокого

    уровня жизни в постиндустриальном обществе. Можно сказать, что в период

    формирования индустриального общества государство действовало в интересах

    всего общества в той мере, в какой оно предоставляло гражданское общество

    самоуправлению и лишь охраняло экономическое господство буржуазии

    (благодаря чему и получило эпитет ^ночного сторожа99).

    С другой стороны, невмешательство государства в сферу гражданского

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.