МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственный экологический контроль

    экологопользования. В отличие от традиционных видов юридической

    ответственности специальная эколого-правовая ответстсвенность не носит

    характкра взыскания, т.е. обязанности виновных в эклого-правовых нарушениях

    лиц претерпевать определенных лишений.

    3.1.5 Гражданско-правовая ответственность

    Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и

    природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя

    обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный

    вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

    В соответствии со ст.86 Закона” Об охране окружающей природной Среды”

    юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и

    имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей Среды,

    порчей, уничтожением, повреждением, нерациональныи использованием природных

    ресурсов, разрушением естестсвенных экосистем и другими экологическими

    правонарушениями, обязаны возместить его в полном обьеме.

    Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями(

    разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического

    законодательства. Соответственно, правомерный вред должен быть возмещен

    только в случаях, прямо предусмотренных законом. Ответственность за

    неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым

    следствием нарушения экологического законодательства. Ее основанием

    является правонарушение, а не факт причинения вреда.

    Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок

    возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть

    исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок

    возмещения реализуется рядов способов, включая добровольное возмещение,

    посредством срахования риска причинения экологического вреда и в

    административном порядке.

    Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда

    применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, в результате

    чего наступили экологические последствия, путем принятия мертсоциально-

    экономического населения.

    Итак, особенностью гражданско-правовой ответстсвенности является то, что

    она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер

    дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е.

    совокупно. Специфической целью данногоо вида ответстсвенности является

    компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда и тем самым

    является решением многих проблем экологического оздоровления страны.

    2. Ответственность за экологические преступления.

    Понятия экологических преступлений в Уголовном кодексе РФ не дается. Между

    тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.

    Представление совокупной общественной опасности экологически вредных

    деяний небходимо для правильного определения их круга, выделения

    правонарушений, которые следует признать преступными. Отсюда - правильное

    понимание экологического преступления служит методологической базой

    нормотворческого процесса.

    Вне правильного представления о сущности общественно опасного деяния

    невозможно построения санкций, определения целей действия уголовно-правовой

    нормы, обьема и задач профилактической работы.

    Оценка эффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-

    правовых санкций неизбежно связано с анализом противоправного поведения,

    четким уяснением его модели.

    Общее понятие экологического преступления есть ни что иное, как его

    родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков.

    В литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии

    с общими признаками преступления, указанными в уголовном законе. Как

    правило, они связаны либо вытекают из определения обьекта преступного

    воздействия и строятс по схеме: “ преступление в сфереохраны природы

    признается деяние, посягающее на такие-то отношения( следует их

    изложение)”. Многие авторы считают, что этого достаточно.

    Поскольку среди ученных мнения по поводу обьекта преступления против

    природы весьма различны, то неодинаковы и их определения. Одни считают,

    что рассматриваемые преступления посягают на отношения собственности1.

    Ряд ученных считают обьектом отношения по хозяйственному использованию

    природных ресурсов2 . Соответственно, они относят эти посягательства к

    хозяйствованию.

    Можно встретить утверждения, что обьектом являются сами природные

    богатства.

    Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь

    освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство трех

    основных направлений человеческой деятельности: по консервативной охране

    природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов ее

    охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий

    жизнедеятельности человека( защита от загрязнения и отравления окружающей

    Среды), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и

    воспроизводство природных ресурсов.

    Попытка рассматривать экологические преступления как разновидность

    экономических не позволяет в должной мере скрыть специфику преступлений в

    сфере охраны окружающей природной Среды, переносит центр тяжести с

    отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно

    недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии

    общества и природы.

    Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые

    обладают определенной вещественнной формой и могут находиться во власти

    людей. Однако уголовное право охраняет и такие элементы природной Среды,

    которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще.

    Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений протв

    собственности и законодатель, иначе он не поместил бы нормы экологического

    характера в главу УК РФ “Преступление против собственности”.

    В Конституции РФ (ст.9), в гражданском законодательстве и в ряде других

    нормативных актов на природные ресурсы устанавливаютсяразличные виды

    собственности. Но ииз этого не следует, что отношения собственности

    являются обьектом экологических преступлений.

    Собственность как юридическая категория предполагает наличие у

    собственника полномочий использовать принадлежащее ему имущество по своему

    усмотрению и в своих интересах, выражая состояние присвоенности,

    принадлежности средств производства и продуктов труда. Таким образом, право

    собственности закрепляет субьекта, котрому принадлежит право пользования,

    владения и распоряжения теми природными ресурсами, которые могут кому либо

    принадлежать.

    Отношения же в сфере экологии имеют иное содержание и участником их

    может быть не только собеседник того или иного элемента природной Среды.

    Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения

    собственности и к этому, что обьект преступления определяется исходя не

    оолько из экономической сущности предмета посягательства, но и из

    содержания сущности общественных отношений по поводу этого предмета с

    учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много

    примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей

    экномической сущности предмета, но при этом затрагиваются совершенно

    различные общественные отношения, охраняемые законом.

    Так, оружие, яды, наркотики являются имуществом. Однако нарушением правил

    обращения с этими предметами, хищения их образуют составы преступлений не

    против собственности, а против общественной безопасности и здоровья

    населения.

    Говоря об отличии экологических преступлений от хозяйственных, следует

    отметить, что в большинстве норм об охране природной Среды об экономическом

    использовании природных ресурсов речь не идет вообще( ст.250 УК РФ).

    Ответстсвенность они предусматривают за нарушения правил охраны природных

    ресурсов путем неблагоприятного воздействия на них: уничтожения,

    повреждения, отравления, загрязнения. Конечно, с экономической точки

    зрения, природы является сырьевой базой хозяйствования, но акцент при

    анализе экологических преступлений надо делать на то, что природные ресурсы

    в своей совокупности образуют среду обитания человека и иных живых существ.

    Должен учитываться не только экономический ущерб, а главным образом - ущерб

    экологического характера: сдвиги в экологической системе, нарушения

    радиационного, теплового, энергетического баланса, влияния на здоровье

    людей.

    Неосновательна позиция тех авторов, которые считают обьектом

    экологических преступлений природные ресурсы( воду, рыбу, недра, зверей),

    поскольку в этом случае не проводятся никакие различия между обьектом и

    предметом посягательства.

    В литературе высказана точка зрения, что экологическим преступлением

    следует считать “предусмотренное уголовным законом общественно опасное

    деяние, посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное

    использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность

    человека, и состоящее в непосредственном использовании природных обьектов

    как социальной ценности и приводящее к негативным изменениям”1.

    В определении предпринята попытка отразить социальную сущность

    экологических преступлений, но оно не конкретно и не точно. Не ясно, что

    понимать под оптимальной жизнедеятельностью человека. В качестве обьекта

    преступного воздействия называется предмет преступления, а не охраняемые

    уголовным законом общественные отношения в сфере экологии. Преступление по

    обьективным признакам необоснованно ограничивается непосредственным

    использованием природных ресурсов, тогда как рациональное

    природопользование лишь одна из форм охраны природы. Не соответствует эта

    позиция и действующему законодательству, в котором как указывалось,

    предусмотрена ответстсвенность за целый ряд преступлений, не связанных с

    потреблением природных богатств.

    Ст.85 Закона “ Об охране окружающей природной Среды” определяет

    экологичесие преступления как общественно опасные деяния, посягающие на

    установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность

    общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека.

    Данное определение представляет интерес в плане методологического

    подхода к решению проблемы, но можно предложить и иное, более точно, на наш

    взгляд отражающее сущность экологического преступления.

    Родовым обьектом экологических преступлений следует считать отношения в

    сфере обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и

    здоровья населения, которые, в свою очередь, наряду с другими( в сфере

    государственной и экономической безопасности) охватываются более емким

    понятием” национальная безопасность”.

    Видовым обьектом являются охраняемые законом комплексные общественные

    отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению

    качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной Среды

    и обеспечению экологической безопасности населения.

    Непосредственными обьектами являются конкретные общественноые

    отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных

    богатств и обеспечению экологической безопасности населения. Например,

    обьктом загрязнения водоемов - отношение по охране вод и атмосферы и

    обеспечению экологической безопасности населения.

    Предметом экологических преступлений в широком смысле слова выступает

    природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между

    собой во взаимодействии и во взаимосвязи и составляют единую экосистему, а

    в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность

    организмов, растительности - биоценоз.

    Причинения вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на

    состоянии других.

    В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные

    ресурсы: воды, животные и растительность.

    В отдельных случаях в качестве преступного воздействия

    предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой

    природы: природные ландшафты, ущелья либо единичные обьекты - скалы,

    деревья, водоемы( ст.262 УК РФ).

    Предмет преступления - это признак состава, который чаще всего

    используется для определения обьекта экологического преступления. С

    установления предмета обычно начинается процесс выяснения характера

    посягательства и способов его воздействия на определенный обьект. Так, по

    разному будет квалифицирован незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом

    хозяйстве, где рыба выращивается как товар. В первом случае это будет

    рыбное браконьерство( ст.256 УК РФ), во втором - хищение. Поэтому в

    экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует

    рассматривать в связи с обьектом и наряду с ним. Изолированный анализ

    предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб,

    пораждает ошибки, путаницу в квалификации преступления.

    Основными отличительными признаками экологических преступлений следует

    обязательно считать обьект, предмет посягательства, экологически значимое

    поведение субьекта и последствия, т.к. именно эти признаки характеризуются

    особым свойством всех преступлений в области охраны окружающей Среды -

    экологичностью.

    Хотя признаки субьекта и субьективной стороны не являются основными

    при определении понятия преступления, их следует учитыват, ибо они

    постоянно и присущи каждому преступлению.

    Глава 4. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

    ПРОБЛЕМ.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила

    право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную

    информацию о ее состоянии.

    Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят

    регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую

    природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право

    граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих

    экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления

    своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей

    природной среды и мерах по ее охране. Владение этой информацией, свободный

    доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже

    создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего

    конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

    В последние годы государством, его исполнительными властными структурами

    предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации

    владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не

    только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать

    приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью

    правоохранительных органов.

    4.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.

    В соответствии с экологическим законодательтвом и во исполнение приказа МВД

    РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в

    МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с

    территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области

    охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции

    осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений;

    совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением

    санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных

    пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают

    соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите

    от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями

    правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных

    подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной

    работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также

    надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих

    предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями

    ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов;

    обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию

    природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

    Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП)

    МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает

    деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия

    соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от

    загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями

    правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ

    правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с

    браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения

    общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по

    проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств,

    регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

    ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с

    Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.