МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственный экологический контроль

    трудовым законодательством , законодательством о государственной службе,

    иными нормативными актами РФ и ее субъектов, трудовыми соглашениями,

    уставами и положениями о предприятиях, учреждениях и организациях. Так, в

    договорах о труде, условия ухудшающие положение работников по сравнению с

    действующим законодательством, включая условия ответственности, являются не

    действительными.

    Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то,

    что невыполнение требований экологического законодательства одновременно

    является невыполнением работником своих обязанностей обусловленных

    занимаемой должностью или договором ( контрактом ).

    Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны следующие

    отличительные признаки :

    1. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за экологические

    правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих

    трудовых обязанностей.

    2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

    применяется администраций предприятия, на котором работает правонарушитель

    или членом кооператива которого он является.

    При этом не имеют право наказывать правонарушителя :

    - руководители подразделений предприятия ;

    - главные специалисты и другие должностные лица, не относящиеся к числу

    администрации.

    3.Отличительной особенностью дисциплинарной ответственности за

    экологические правонарушения является то, что в законодательстве не

    перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков , как это имеет

    место в КоАП РСФСФ и УК РФ .

    4. Дисциплинарная эколого-правовая ответственность может быть заменена

    общественной ответственностью, которая не может применяться одновременно с

    дисциплинарной ( ст.138 КЗоТ РСФСР).

    5.Для дисциплинарной ответственности характерна упрощенная процедура, т.к.

    закон не устанавливает таких обязательных форм документов, как протоколы,

    составляемые с участием понятых, вещественные и иные доказательства, без

    которых не может быть вынесено решение о наказании в административном и

    уголовном порядке. Для привлечения к дисциплинарной ответственности

    достаточно для доказательства истребование письменных объяснений от

    нарушителя по существу данного дисциплинарного дела ( ст.136 КЗоТ РСФСР ).

    Таким образом , дисциплинарная эколого-правовая ответственность

    применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект

    экологического правонарушения, за нарушение тех экологических правил,

    исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

    3.1.2. Материальная ответственность

    Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического

    законодательства материальной ответственности содержится в ст. 83 Закона”

    Об охране окружающей природной Среды”. Порядок ее применения регулируется

    трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в

    возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по

    ее вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий

    субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии

    со ст.119 КЗоТ РСФСР причинитель вреда несет ответственность в размере

    прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка.

    Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате

    преступного деяния умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих

    трудовых обязанностей; когда причинен работником, находящимся в нетрезвом

    состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на

    работника возложено полная материальная ответственность.

    При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный

    ущерб, не полученные доходы не учитываются.

    Материальная ответственность имеет следующие отличительные особенности :

    1. Материальная ответственность может наступить за причинение ущерба без

    нарушения какого - либо закона. Например, владельцы транспортных средств

    несут материальную ответственность и за невиновные действия, причинившие

    вред животному миру, если не докажут, что причинение вреда произошло

    вследствие действия непреодолимой силы.

    2. Состав проступка, за который виновные лица несут материальную

    ответственность, всегда имеет материальный характер, т.е. если в

    результате нарушения не нанесен ущерб природе, то привлечение к

    материальной ответственности недопустимо. Так, материальная ответственность

    может наступить по общему правилу при наличии обязательных условий :

    а) противоправности поведения нарушителя. Например, несоблюдение

    предельно допустимых выбросов вредных веществ, непринятие обязательных

    природоохранных мер, самовольное использование природного объекта.

    б) наличие ущерба природной среде, который может носить разнообразный

    характер : повреждение природного объекта ; расходы по восстановлению

    нарушенного природного объекта (рыборазведение) ; убытки в хозяйственной

    деятельности из-за экологических нарушений.

    в) причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением,

    предполагающей непосредственную связь этих явлений. Например, нельзя

    признать находящиеся в причинной связи опыление полей агрохимическими и

    гибель рыбы в реке на границе с этим полем, пока не будет установлена

    истинная причина гибели. Если анализ исследования погибшей рыбы покажет,

    что она погибла из-за болезни, а не от отравления агрохимикатами, то

    организация, на поле которого производилось агрохимопыление, не несет

    материальную ответственность перед государством за гибель рыбы.

    г)виновности нарушителей в совершении эколого-правового нарушения.

    Материальная ответственность наступает для нарушителя, как правило, при

    любой форме вины. В некоторых случаях при умышленной форме вины

    материальная ответственность повышается по сравнению с неосторожной формой.

    Так, если ущерб природе причинен при исполнении трудовых обязанностей

    вследствие небрежности работника, то виновный подвергается ограниченной

    материальной ответственности в пределах до одного среднемесячного

    заработка; если ущерб причинен умышленно, то наступает полная материальная

    ответственность(ст.ст.119,121 КЗоТ РСФСР).

    Безвиновная ответственность наступает лишь в определенных Законом

    случаях, в этом случае закон освобождает от материальной ответственности,

    если вред наступил в результате непреодолимой силы1 .

    3. В силу особенностей объектов, которым причиняется вред и

    различного статуса субъектов - причинителей вреда материальная

    ответственность имеет множество видов, которые в свою очередь можно

    подразделить на подвиды :

    а) в зависимости от того, при исполнении служебных обязанностей или вне

    их причинен ущерб, материальную ответственность можно подразделить

    натрудовую и гражданско-правовую.

    б) как гражданско-правовая, так и трудовая ответственность имеют ряд

    разновидностей.

    Так, гражданско-правовую ответственность можно подразделить на общую,

    таксовую и смешанную.

    К общей ответственности виновные лица привлекаются в порядке ст. 41 ГПК

    РСФСР , ст. 1064 ГК РФ .

    К таксовой на основе специальных такс(условные единицы исчисления ущерба,

    причиненного природным объектам)1 , к смешанной -когда сочетается

    общегражданская ответственность с таксовой. Например, при исчислении

    ущерба, причиненного повреждением лесу, химическими веществами и

    производственными отходами, принимается стоимость товарной древесины,

    лесовосстановительных работ, а также таксовая оценка уничтожения животных.

    Трудовую материальную ответственность можно подразделить на

    предусмотренную трудовым законодательством и на предусмотренную уставами

    организаций.

    4. Различные виды материальной ответственности имеют и различные сроки и

    способы взыскания причиненного материального ущерба с виновных лиц. Если,

    например, для взыскания ущерба, причиненного природе, в пределах до одного

    среднемесячного заработка виновного необходим приказ администрации,

    изданный не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и применяемый к

    исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом к работнику(ст. 122

    КЗоТ РСФСР), то полная материальная ответственность в общегражданском

    порядке может быть применена в течении 3 лет со дня обнаружения ущерба и по

    решению суда, если виновный не возместит ущерб добровольно.

    Таким образом, материальная эколого- правовая ответственность

    представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность

    природной Среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и

    характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении

    экологического ущерба гражданам и организациям.

    3.1.3 Административная ответственность

    Административная ответственность за экологические правонарушения

    применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти

    государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или

    судом( в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).

    Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.

    Перечень административных экологических правонарушений дается в ст.84

    Закона “ Об охране окружающей природной Среды”, в отраслевом

    природноресурсном законодательстве и в Кодексе об административных

    правонарушениях, где они группируются в главе“Адми нистративные

    правонарушения в области охраны окружающей природной Среды, памятников

    истории и культуры”.

    За совершение экологических административных правонарушений могут

    применяться:

    предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения,

    лишение специального права(охоты, рыболовства, управление транспортными

    средствами), возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения

    правонарушения.

    Ст.84 Закона” Об охране окружающей природной Среды” также устанавливает

    размеры штрафов. Так, п.3 ст.84 указанного Закона предусматривает, что “

    штраф за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции

    специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области

    охраны окружающей природной Среды, санитарно-эпидемиологического надзора

    РФ, а также технической инспекцией профсоюзов. Постановление о наложении

    штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

    Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными

    являются такие, которые заключают в себе основную карательную и

    воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение

    к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции

    в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов

    могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных

    административных взысканий.

    Другие взыскания перечисленные выше, могут применяться только в качестве

    основных.

    По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены

    лишь два вида взыскания - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное

    поведение должностных лиц в силу выполняемых мим функций может причинить

    больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то законом

    об охране окружающей природной Среды устанавливается в отношении

    должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа

    от 3-кратного до 20-ти кратного размера минимальной заработной платы,

    установленной в РФ.

    За административные правонарушения, предусмотренные в ст. 84 Закона “

    Об охране окружающей природной Среды”, граждане подвергаются штрафу от

    однократного до 10-ти кратного размера минимальной заработной платы.

    Таким образом, административная эколого-правовая ответственность

    применяется специально уполномоченными на то государственными органами и

    должностными лицами за эколого-правовые нарушения, предусмотренные

    действующим законодательством в соответствии с установленным процессуальным

    порядком.

    Если же сказать об эффективности административной ответственности в

    области охраны окружающей Среды, то практика показывает, что на

    эффективность данной ответственности влияют:

    - недостаточная оперативность производства по делам об административных

    правонарушениях(более трети дел рассматриваются с нарушением установленного

    в КоАП 2-хмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся

    правонарушении- 2 месяца со дня обнаружения);

    - необеспечение реальности исполнения постановлений(по тем же причинам:

    принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по

    месту работы или жительства, где порой не исполняется);

    - отсутствие стабильности и последовательности административной

    карательной практики(вследствие малозначительности штрафов - главного

    средства административного воздействия - координация этой деятельности в

    масштабе страны не осуществлялась должным образом: наблюдается шараханье в

    правоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных

    регионах и даже в пределах территории субъекта РФ);

    - слабое знание субъектами права

    законодательства об административных правонарушениях (нарушение 15 -

    дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

    - низкий авторитет применительных органов(недостаточное число

    добровольного исполнения постановлений, уклонение от исполнения). При

    определении эффективности административной ответственности в области

    охраны окружающей Среды целесообразно выяснить 2 вопроса: во-первых,

    степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние

    тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

    Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок и выявленных

    правонарушений по годам и различным субъектам РФ свидетельствует о

    значимости разрыва в большинстве случаев между проверками, выявленными

    нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой

    латентности(неизвестности, невыявленности) правонарушений.

    3.1.4. Специальная ответственность

    В силу природных особенностей обьектов окружающей природной Среды

    ответственность за экологические правонарушения не ограничиваются

    традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и

    материальной ответственности. В юридической литературе уже давно отмечалось

    о наличии специальных видов ответственности: земельно-правовой, водно-

    правовой и т. д.

    Можно выделить следующие виды:

    1. Ограничение прав природопользования;

    2. Приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы

    природопользования;

    3. Прекращение права природопользования в случаях нарушений

    природопользователями норм, правил и иных требований

    экологопользования(ст.40 ВК РФ);

    4. Лишение права природопользования, если это может нанести вред природной

    среде из-за небрежности природопользователей. Так, запрещается наполнение

    водохранилищ( а значит, и водопользование) до осуществления предусмотренных

    проектами мероприятий по подготовке ложа(ст.15 ВК РФ).

    5. Невозмещение затрат, которые нарушитель вложил в природный обьект за

    период самовольного использования.

    6. Возложение обязанностей на нарушителя провести работу по восстановлению

    нарушенного обьекта за свой счет.

    Специальная эколого-правовая ответственность не имеет обособленной

    системы, как это свойственно другим видам ответственности. Нормы

    специальной эколого-правовой ответственности” разбросанной” по различным

    институтам природно ресурсовых отраслей права и сходны с отдельными

    элементами управления природопользованием в стране. Это обстоятельство

    приводит к выводу о том, что специальная эколого-правовая ответственность

    представляет собой разновидность административной ответственности. Однако

    специальная ответственность отличается от административной по следующим

    признакам:

    1. Применение административной ответственности обусловлена определенными

    сроками давности. Например, по истечении двух месяцев со дня обнаружения

    административного проступка(ст.38 КоАП) в природноресурсовых же отраслях

    права сроки давности отсутствуют.

    2. Административные взыскания применяют специальные уполномоченные лица и

    государственные органы. Специальную ответственность применяют органы

    управления общей компетенции( соответствующие органы исполнительной власти)

    либо органы управления природопользованием.

    3. Административные взыскания применяются в соответствии с определенными

    административно-процессуальными нормами, а специальная ответственность

    применяется произвольно, по усмотрению органов управления

    природопользованием в стране.

    4. Административные взыскания несут наказанному определенные лишения(

    штрафы, конфискацию средств незаконного природопользования), а специальная

    ответственность не всегда ведет к этим неблагоприятным последствиям. Так,

    изьятие земельного участка порой освобождает землепользователя от лишних

    хозяйственных хлопот, “облегчает” жизнь отдельным должностным лицам, не

    заинтересованным в расширении производства предприятия.

    Таким образом, специальная эколого-правовая ответственность применяется

    органами управления природопользованием в стране в случаях,

    особопредусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.