МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979г.

    1979 г. приступила к созданию массовой партии, получившей название Партии

    исламской республики (ПИР). Однако противоборство группировки Бехешти -

    Рафсанджани с буржуазным Временным правительством не носило принципиально

    классового характера. Временное правительство не устраивало ее не потому,

    что оно было буржуазным, а потому, что его существование урезывало власть

    тех религиозных деятелей во главе с Бехешти, которые стремились к ничем не

    ограниченному господству. Партия исламской республики и должна была стать

    политическим инструментом достижения этой цели. В сложившихся условиях

    борьба эта не могла вестись открыто. Создавая ПИР, Бехешти рассчитывал

    обеспечить себе и своим единомышленникам большинство на предстоящих выборах

    в учредительное собрание и парламент и «законным», конституционным путем

    отстранить буржуазных деятелей от власти. Создание ПИР преследовало и

    другую цель: не особенно надеясь на ревкомы и «пасдаров», Бехешти под

    эгидой ПИР создавал собственные ударные силы для борьбы с выступлениями

    оппозиции - так называемую «Хезб-е Аллах» (Партию Аллаха), рекрутировавшую

    своих членов из самых темных и фанатично преданных исламу низов общества.

    Партия Аллаха не имела ни собственного руководства, ни организационных

    рамок. По существу, это была толпа погромщиков, готовых по приказу

    руководства ПИР выступить на разгон неугодных ему митингов и демонстраций

    левых сил и демократической буржуазии.

    Однако, несмотря на острое соперничество по вопросу обладания властью,

    между Временным правительством и ИРС (или группировкой Бехешти, что в

    принципе одно и то же) существовали и определенные отношения

    сотрудничества, когда дело касалось борьбы с левой и демократической

    оппозицией. В социально-экономической области между ними имелось

    своеобразное разделение труда. Буржуазное по духу Временное правительство

    силой обстоятельств вынуждено было осуществлять некоторые мелкобуржуазные

    мероприятия, в том числе: установление контроля над неиспользуемыми

    земельными участками в городах, что резко снизило цену на землю и дало

    возможность снизить арендную и квартирную плату; отмена для беднейших слоев

    платы за воду, электричество и транспорт; запрещение увольнения рабочих и

    повышение зарплаты независимо от того, работало предприятие или

    бездействовало; повышение таможенных тарифов, ущемлявшее крупный торговый

    капитал, и т. п.

    ИРС, провозгласивший себя защитником мелкобуржуазных интересов,

    санкционировал национализацию банков и страховых компаний, но без

    конфискации вкладов. Таким образом, не дав банковской системе окончательно

    развалиться, ИРС спас крупный капитал от разорения. Подобной же мерой

    фактического спасения крупного капитала явилась национализация промышленных

    предприятий. Она распространялась не только на предприятия верхушки

    буржуазии, тесно связанной с шахским режимом и иностранными монополиями, но

    и на нерентабельные предприятия, задолженность которых банкам превышали

    банковские активы; если же активы предприятий превышали их задолженность

    банку, то государство, как владелец банка, становилось совладельцем

    предприятия, спасая владельца в условиях экономического хаоса от

    неизбежного краха. «Выгодность подобной акции, - как отмечал С. Л. Агаев, -

    была настолько очевидной и для владельцев других фирм... что 24 июля 1979

    г. Союз хозяев предприятий гражданского строительства 598 голосами против

    двух принял резолюцию, призывавшую правительство национализировать их

    предприятия без всякой компенсации».

    г) Проблема контроля центральных органов за низовыми.

    Таким образом, уже в этот период, т.е. несколько месяцев спустя после

    победы революции, вполне проявилась генеральная линия высших религиозных

    деятелей: господствовать над буржуазией политически, но не лишать ее

    возможности восстановить свое экономическое господство. Это логично

    вытекает из классового родства буржуазии и высшего духовенства,

    составляющего имущие слои общества.

    Такие же сложные отношения противоборства и сотрудничества наблюдались

    между высшими религиозными деятелями и низовыми органами норой

    власти—ревкомами и отрядами «пасдаров». Используя их в качестве орудия в

    борьбе за отстранение от власти буржуазии, против левых и демократических

    сил, исламские деятели одновременно всячески стремились ограничить их

    самостоятельность. Эта задача облегчалась тем, что ревкомы и «пасдары»,

    явившиеся, по существу, органами диктатуры мелкобуржуазных масс, не имевших

    собственной программы и единых взглядов, оказались в положении, когда они

    смогли взять власть на местах, но не знали, что с ней делать дальше.

    О неуправляемости их свидетельствовала, в частности, речь Хомейни,

    произнесенная на встрече с представителями «пасдаров». «Если вы совершаете

    ошибку, - говорил он, - она ложится не на вас, а на исламскую республику.

    Станут говорить, что такова сама исламская республика, что раньше нас

    угнетала организация безопасности (САВАК), а теперь исламские пасдары, и в

    результате наше великое учение будет похоронено». В той же речи он подверг

    критике мулл, входящих в низовые органы: «Если кто-либо натянет на себя

    религиозную личину, соберет четырех человек с винтовками в руках и начнет

    действовать во вред тому, что является задачей религии, ислам погибнет».

    В интервью корреспонденту «Монд» премьер-министр Базарган сетовал на

    то, что центральные органы власти не способны контролировать положение на

    местах: «Вы не можете себе представить, какой фантастический нажим

    оказывает на нас народ, на всех нас без исключения. Революционная лихорадка

    не уменьшилась после падения шаха, а, напротив, усилилась. Глубинная волна,

    которая смела шахский режим, продолжает безудержно катиться и все сметает

    на своем пути». А английский журнал «Ивентс» отмечал, что «перед властями в

    сегодняшнем Иране стоит задача, которая всегда возникает в

    послереволюционный период: каким образом контролировать силы,

    использованные для свержения старого режима, но не желающие отказаться от

    самостоятельной власти, обладать которой им нравится».

    д) Создание условий для перехода к теократической диктатуре.

    Перед создаваемыми заново центральными исполнительными органами

    ставилась задача не столько руководить повседневной деятельностью низовых

    органов, сколько ограничивать ее и направлять в определенное русло. Этой же

    задаче служили неоднократные распоряжения Временного правительства и

    исламских деятелей из ИРС о запрещении самовольных арестов ревкомами,

    приостановка по указанию Хомейни деятельности революционных трибуналов

    впредь до выработки высшими органами власти определенной судебной процедуры

    и процессуальных норм и ряд других мер. Создание центральных органов

    преследовало и другую цель: путем вертикального подчинения низших органов

    высшим: ослабить их горизонтальную связь и взаимодействие.

    Сведение всех отрядов «пасдаров» в единый корпус и подчинение его

    центральному командованию, введение в них строгой дисциплины по армейскому

    образцу отрывало «пасдаров» от ревкомов, лишало последних вооруженной

    опоры.

    Вся эта сложная, разноплановая, многосторонняя деятельность верхушки

    духовенства, в которой группировка Бехешти играла ведущую роль, имела своей

    целью создание таких условий, при которых эта верхушка могла бы

    пользоваться безраздельной властью. Хомейни в этой обстановке

    противоборства трех центров власти занимал примиренческие позиции. Осаживая

    группировку Бехешти, поддерживая Базаргана, увещевая ревкомы и «пасдаров»,

    он способствовал сохранению неустойчивого равновесия между ними. Центры же,

    не будучи в состоянии вследствие примерного равенства сил самостоятельно

    разрешить возникающие между ними конфликты и противоречия, апеллировали к

    Хомейни как к третейскому судье, что давало ему возможность доминировать

    над всеми группировками и органами власти и создавало впечатление его

    всесилия.

    е) Дальнейшее развитие обстановки в стране.

    Резкое обострение политической борьбы в стране вызвал вопрос о

    разработке конституции. Первоначальный проект ее подвергся резким нападкам

    в печати со стороны левой и буржуазно-демократической оппозиции. В силу

    этого высшее духовенство не рискнуло созвать учредительное собрание и

    приняло решение сформировать узкий Совет экспертов по окончательному

    рассмотрению конституции, не наделенный законодательной властью.

    Одновременно с целью подавить кампанию критики правительство разработало

    Закон о печати, предусматривавший введение цензуры и тюремное заключение за

    публикацию «антиисламских» материалов.

    В результате состоявшихся выборов в Совет экспертов большинство в нем

    получили исламские деятели - члены Партии исламской республики.

    7 августа 1979 г. Верховный трибунал издал постановление о закрытии

    газеты «Аяндеган» за публикацию неугодных духовенству материалов, в

    частности разоблачений о злоупотреблениях ПИР в ходе выборов. 12 августа

    Национально-демократический фронт организовал многотысячную демонстрацию

    протеста против закрытия «Аяндеган» и принятия Закона о печати. Погромщики

    из «Хезб-е Аллах» напали на демонстрацию. В результате столкновений сотни

    людей получили ранения. Хомейни выступил с резкой речью, обвинив оппозицию

    в злоупотреблении свободой и провоцировании беспорядков. Это послужило

    сигналом для широкой и открытой атаки на левые силы. «Хезб-е Аллах»

    разгромила штаб-квартиры НПИ, ОПФИН и ОМИН и редакции их газет. Разгрому

    подверглись также магазины и газетные киоски, продававшие оппозиционную,

    особенно левую, литературу. В некоторых городах были отмечены случаи

    физической расправы над членами левых организаций. После этого Верховный

    трибунал издал постановление о запрещении всех оппозиционных партий и

    организаций, закрытии всех оппозиционных газет, запрещении не

    санкционированных властями митингов и демонстраций. Характерно, что

    «пасдары», как правило, в этих погромах не участвовали, наблюдая действия

    «Хезб-е Аллах» со стороны и молчаливо поддерживая их своим

    невмешательством.

    Августовские события положили конец существовавшей де-факто с февраля

    1979 г. политической свободе в стране. Левые и буржуазно-демократические

    организации были объявлены правительством и исламскими деятелями вне

    закона, на них навесили ярлык контрреволюционеров и таким образом

    дискредитировали в глазах широких масс.

    После победы Партии исламской республики на выборах в Совет экспертов

    и разгрома оппозиции положение Временного правительства стало особенно

    шатким. Стремясь найти средство укрепления своего положения, Базарган начал

    искать контакты с США. Так, 1 ноября, находясь в Алжире по случаю

    празднования годовщины Алжирской революции, он и министр иностранных дел И.

    Язди встретились с З. Бжезинским. Однако 4 ноября в ответ на прибытие шаха

    в США организация «Студенты-мусульмане - последователи курса имама»

    захватила американское посольство в Тегеране, захватив 66 американских

    граждан там и в министерстве иностранных дел. Позже 14 из них были

    отпущены, а остальные, несмотря на смерть шаха 27 июля 1980 года,

    удерживались в заложниках до 20 января 1981 года. Захват посольства был

    использован исламскими деятелями для развертывания широкой антиамериканской

    кампании. В этих условиях Временному правительству, открыто обвиненному в

    связях с США, ничего не оставалось делать, как подать в отставку. 6 ноября

    Хомейни санкционировал роспуск правительства. Портфели министров были

    распределены между членами ИРС, а Базарган остался не у дел, хотя и

    продолжал числиться членом ИРС.

    IV. Конституция ИРИ 1979 года.

    а) Принятие Конституции и ее содержание.

    15 ноября после четырехмесячных ожесточенных дебатов закончил свою

    работу Совет экспертов, представив окончательный текст проекта конституции.

    В ходе дебатов группировке Бехешти удалось отстоять принцип «велайат-е

    факих», в соответствии с которым главой государства провозглашался

    наделенный широчайшими полномочиями факих, обладающий «явной поддержкой

    народа» (ст. 5). В проекте таким факихом прямо назван Хомейни.

    Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и

    революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным

    вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.)

    Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175

    статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось

    до 14, а принципов – 177. В них нашли отражение следующие темы: общие

    принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа,

    экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли

    государственной власти, законодательная власть, Руководитель,

    исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой

    информации.

    В своей основе структура органов власти, предусмотренная проектом

    конституции, схожа со структурой в обычной президентской республике,

    представленной помимо президента парламентом, премьер-министром, министрами

    и властью на местах. Органы государственной власти подчинены сословно-

    религиозным органам. Однако в соответствии с проектом конституции эти

    органы власти оказываются заключенными в исламскую оболочку.

    1) Теократические институты власти

    Создание целостной системы государственной власти «исламского образца»

    в Иране определяется созданием Собрания экспертов (Шоура-е хобреган) –

    государственного органа, призванного обеспечить преемственность верховного

    религиозно-политического руководства. Оно представляет высший форум

    духовенства, действующий независимо от других органов власти и призванный

    обеспечить сохранение политических позиций духовенства в кризисной

    ситуации. Полномочия Собрания экспертов в общей форме изложены в ст. 107 и

    111 конституции. По закону Собрание состоит из 70-80 муджтехидов и должно

    проводить свои заседания по меньшей мере в течение 5 дней в году. В момент

    смены вождя Собрание экспертов призвано выбрать нового Рахбара. Если никто

    не подойдет на эту кандидатуру, то Собрание может провозгласить им какого-

    либо другого богослова или образовать Руководящий совет из трех-пяти

    человек. Собрание Экспертов также рассматривает и подготавливает изменения

    и поправки в Конституцию ИРИ, и только после его одобрения они выносятся на

    более широкое одобрение и могут быть приняты. Выборы в Собрание прошли в

    декабре 1982 года, а переизбрание – в 1990 году.

    Права и обязанности Руководителя (Рахбара) Исламской Республики Иран

    изложены в ст. 5 и разделе 8, состоящем из ст. 107-112. В упомянутых

    статьях говорится, что «в эпоху сокрытого имама» руководство исламской

    общиной и ее управление становятся обязанностью обладающего высокими

    человеческими качествами факиха, «которого абсолютное большинство народа …

    признает и приемлет как своего руководителя». Таковым статья объявляет

    «великого аятоллу» и «марджа от-таклида», «вождя революции имама Хомейни».

    Согласно Конституции Руководитель берет «на себя управление делами страны и

    ответственность, вытекающую из этого» (ст. 107). Рахбар объявляет войну,

    заключает мир, объявляет мобилизацию вооруженных сил, он – верховный

    главнокомандующий, за ним – право амнистии и смягчения приговоров

    осужденным и помилования (ст. 110). Руководитель ИРИ, в частности,

    определяет факихов – членов Наблюдательного совета, «назначает на высшую

    судебную должность», назначает референдумы, назначает главнокомандующего

    КСИР и командующих тремя родами войск. Кроме того, в соответствии с новой,

    внесенной в 1989 г. Статьей, Руководитель назначает постоянных и временных

    членов Совета по определению блага строя. Никакой ответственности он не

    несет, предполагается лишь, что он не будет заниматься казнокрадством (ст.

    142), но и об этом в конституции говорится как бы между прочим. Но на

    Руководителя республики распространяется принцип равенства граждан перед

    законом (ст. 112), подразумевая его гражданские права и обязанности.

    Все решения парламента должны в обязательном порядке поступать на

    утверждение Совета хранителей Конституции (Наблюдательного совета) (Шоура-е

    негяхбан-э ганун асаси) (ст. 94). Ему предоставлено право вето. Он является

    высшей апелляционной инстанцией как при предварительном отборе кандидатов в

    депутаты Меджлиса, так и в отношении жалоб на проведение самих выборов

    Руководителя, Совета Экспертов, президента и в Меджлис. Совет при

    необходимости дает толкование Конституции. Деятельность парламента при

    отсутствии этого органа недействительна. Он состоит из 12 членов – 6

    назначаются Руководителем, а 6 из числа лиц, рекомендованным Председателем

    судебной власти, выбирает парламент. Срок полномочий каждого – 6 лет.

    Комитет Соблюдения Исламского Порядка, составленный из 6 юристов от

    Наблюдательного Совета и 6 отобранных правительством должностных лиц,

    решает споры между Советом и Меджлисом.

    Высший Совет по культурной революции является одновременно высшим

    законодательным и исполнительно-распорядительным органом в сфере культуры и

    образования. Его полномочия адекватны полномочиям парламента и совета

    министров. Нормативные акты Совета вступают в силу с момента их принятия и

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.