МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в РБ

    взять на себя ответственность за решение проблем в своих сегментах

    экономики.

    Весьма важно и то, что мы пытались жить с более или менее стабильной

    денежной системой, когда, в отличие от прошлых лет, прятать убытки и

    непрофессионализм под прикрытием инфляции стало все труднее. [8]

    3. Тенденции белорусской экономики.

    Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале

    нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001

    года, хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам

    прошлого года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по

    темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается

    качества развития: при росте задолженности по заработной плате мы имеем (

    за январь-февраль) профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей.

    Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей. Для того,

    чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей – основных

    агрегатов макроэкономики (Приложение13, таблица 3).

    Что же происходит? Во-первых, продолжается опережающий прирост

    доходов домашних хозяйств по сравнению с приростом ВВП, что вызвало

    определенные диспропорции. Во-вторых, рост располагаемых личных доходов

    спровоцировал прирост на 15,7% покупок на внутреннем рынке, хотя

    правительство в прогнозе исходило из цифры 5-6%.

    Результаты не замедлили сказаться. Официальная статистика

    показывает, что на 1 марта 2002г 5553 предприятия, или 47,7% от их общего

    числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль

    составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 48,9 млрд.,

    жилищно-коммунальном хозяйстве – 23,1, сельском хозяйстве – 16,3, на

    транспорте – 13,7, в торговле и общественном питании – 13,4 млрд. рублей.

    Поражает последняя цифра. Если население купило товаров на 15,7% больше, то

    как надо было торговать, чтобы оставаться в убытках?

    Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков основных

    сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля

    убыточных предприятий и организаций в отраслях экономики такова

    (Приложение13 , таблица 4):

    Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв.

    метра нового жилья в этом году повышается. Подозрительна и убыточность

    сектора оптовой торговли (54,5%). При росте тарифов увеличивается

    убыточность коммунального хозяйства.

    Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Минстат сообщает,

    что удельный вес убыточных предприятий в их общем числе в Брестской области

    составил 45,7%,, Витебской – 57,8, Гомельской – 53,7, Гродненской – 44,7, в

    г. Минске – 23,5, в Минской – 51,7, Могилевской области – 61,8%. Налицо

    явная угроза экономической безопасности страны, так как Могилевский и

    Витебский регионы становятся зонами экономического бедствия. При жесткой

    денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в

    последнее время, выход из положения должен быть радикальным.

    Поднимая доходы основной части населения, белорусские полисимейкеры

    по существу ставят под удар сохранение рабочих мест для 50-60% занятых на

    предприятиях. Мировая практика показывает, что простых и быстрых решений в

    такой сфере экономической политики нет.

    4. Обзор бюджета Республики Беларусь.

    Структура доходной части нынешнего бюджета не претерпела

    существенных изменений по сравнению с предыдущим. Основными источниками

    поступлений по-прежнему являются налоги и, в частности, косвенные (более

    50% ), тогда как в большинстве стран мира основным источником поступлений в

    бюджет являются прямые налоги. Бесспорно, что с позиции государства

    косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником

    поступлений в бюджет. Однако превалирование косвенных налогов в доходных

    источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение

    последних в стоимость продукции приводит к раскручиванию ценовой спирали. В

    итоге белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными.

    Кроме того в бюджете заметно вырос удельный вес доходов

    государственных целевых бюджетных фондов. Рост удельного веса доходов таких

    фондов в общей величине доходов и наличие неоправданно большого их

    количества не лучшим образом сказываются на эффективности бюджетного

    процесса. Имея целевую направленность, названные фонды затрудняют

    маневрирование финансовыми ресурсами и увеличивают возможность

    возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета. В результате

    государство вынуждено занимать дорогие деньги на финансовом рынке,

    располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более низкий

    процент.

    Расходы бюджета на 2002 год сформированы исходя из реальных

    возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его

    дефицита.

    И в республиканском и в консолидированном бюджете предусмотрено

    уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального

    производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного

    комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует о снижении роли

    бюджета в процессе расширенного воспроизводства. В таком контексте вызывает

    неоднозначную реакцию относительно большой удельный вес расходов на

    правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, –

    соответственно 8,8% и 5,3% от расходной части бюджета и дальнейший, хотя и

    незначительный их рост на национальную оборону – 0,2 процентных пункта.

    Установленный дефицит бюджета (1,5% от ВВП ) не имеет сколько-нибудь

    реальных источников покрытия, за исключением эмиссионных кредитов

    Национального банка. Из общей суммы дефицита в 344,8 млрд. рублей только

    один источник покрытия – 152 млрд. руб. кредитной эмиссии Нацбанка можно

    считать реальным. Остальные 75 млрд. рублей от размещения государственных

    ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке и 270 млрд. рублей на внешнем

    представляются весьма проблематичными. И если на внутреннем рынке в

    качестве покупателя, в случае необходимости, выступит все тот же Нацбанк,

    то к размещению займов на внешнем рынке под приемлемый процент Беларусь не

    готова как экономически, так и в правовом плане. Следовательно, придется

    занимать валюту не внутреннем рынке и, прежде всего, у уполномоченных

    банков, что, безусловно, либо негативно скажется на устойчивости

    белорусского рубля, либо создаст дефицит оборотных средств в валюте у

    предприятий-экспортеров.

    Частью первой статьи 32 Закона о бюджете необоснованно предлагается

    ограничить размер прироста внутреннего государственного долга в 2002 году

    величиной в 3% ВВП, что не увязано с объемом внутренних источников

    финансирования дефицита госбюджета, определенным статьей 1, в размере 221,6

    млрд. рублей, или менее 1% ВВП. Исходя из изложенного, целесообразно было

    бы прирост государственного внутреннего долга в 2002 году ограничить

    величиной в 1% ВВП.

    Бюджет сохраняет социальную направленность расходов. Статьей 22

    бюджета устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности

    расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя республики. Вряд ли

    является корректной приоритетная финансовая защита одной отдельно взятой

    отрасли непроизводственной сферы в рамках ограниченного норматива бюджетной

    обеспеченности. Не в меньшей степени требуют защиты образование, культура,

    социальное обеспечение. [9]

    План доходной части консолидированного бюджета, контролируемого

    налоговыми органами, выполнен на 102,2%. При этом в казну поступило 3077

    млрд. рублей.

    Основные платежи в казну по-прежнему вносят государственные

    предприятия (79,7%). Но и здесь есть любопытная тенденция: поступления в

    сопоставимых ценах по сравнению с первым полугодием прошлого года

    уменьшились по государственному сектору на 4,7 процентных пункта, а по

    негосударственному – увеличились на 6,5 процентных пункта. При этом

    наибольший рост достигнут по индивидуальным предпринимателям, предприятиям

    с иностранными инвестициями и страховым организациям.

    Что касается задолженности по платежам в казну, то ее общая сумма

    составила на 1 июля 2002г 193,5 млрд. рублей. Свыше 98% этой суммы

    приходится на государственные предприятия. [13] Например, в городе Пинске

    задолженность перед бюджетом по состоянию на 1 июля 2002г составила 1925,6

    млн. рублей, в том числе в городской бюджет 790,6 млн. рублей, то есть

    увеличилась по сравнению с 1 апреля в 1,3 раза.

    По состоянию на 1 июля 2002 года задолженность перед бюджетом

    допустили 26 субъектов государственной и приравненной к ней формам

    собственности в сумме 1918,9 млн. рублей, или 99,7% общей суммы недоимки, 9

    предприятий негосударственного сектора экономики в сумме 5,5 млн. рублей,

    или 0,3%.

    Наибольшие суммы задолженности имеют следующие субъекты

    хозяйствования:

    - ОАО «ПТО «Полесье» - 972,2 млн. рублей, или 50,5% общей суммы

    задолженности;

    - ОАО «ПКСИ» - 397,0 млн. рублей, или 20,6%;

    - ОАО «Гидросельмаш» - 212,7 млн. рублей, или 11,0%;

    - КУПП «Заря» - 123,7 млн. рублей, или 6,4%. [16.]

    Основной причиной такой динамики, по мнению налоговиков, стало

    существенное сокращение объема балансовой прибыли в реальном секторе

    экономики. В качестве причин назывались также снижение объемов реализации и

    рост запасов готовой продукции, увеличение себестоимости за счет удорожания

    импортируемого сырья и энергоресурсов, низкая платежеспособность

    предприятий потребителей продукции и сохранение высокой доли товарообменных

    операций. Вместе с тем, право на неограниченное введение местных налогов и

    сборов, предоставленное с начала текущего года местным Советам, привело к

    существенному росту налоговых изъятий из прибыли и практически свело к

    минимуму эффект от снижения ставки по налогу на прибыль.

    В решении коллегии МНС говорится о необходимости не менее чем на 20%

    увеличить в третьем квартале темпы поступлений в консолидированный бюджет

    по сравнению со вторым кварталом. Ставится задача незамедлительно провести

    оперативные мероприятия по выявлению финансовых активов налогоплательщиков

    в случае возникновения у них задолженности по платежам в бюджет.[13]

    Сегодня ведется активная работа по формированию государственного

    бюджета на 2003 год. Налоговое бремя в будущем году предполагается

    уменьшить как за счет снижения ставок по оборотным налогам, единому платежу

    от фонда оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены

    отчислений в фонд развития строительной науки и в фонд «Пожарная

    безопасность». Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается

    компенсировать за чет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и

    категориальных льгот.

    В частности, ожидается, что ставка уплачиваемых единым платежом

    отчислений в республиканский фонд поддержки производителей

    сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с

    пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды будет снижена с 2% до

    1,5%, а ставки уплачиваемых единым платежом в местные бюджеты целевых

    сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации

    экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия,

    жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов,

    связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда – с 2,5% до 1,9%.

    Налоги с оборота (выручки) справедливо принято считать самыми

    «нерыночными, поскольку они не учитывают результаты экономической

    деятельности, не обладают зачетным механизмом и потому допускают двойное

    налогообложение затрат на производство и, следовательно, им присущ

    значительный каскадный эффект. Причем он тем больше, чем длиннее цепочка

    взаимосвязей при производстве и реализации товаров (работ, услуг). Таким

    образом снижается экономический эффект от общественного разделения труда и

    специализации производства. Поэтому бесспорно, что уменьшение ставок таких

    налогов позитивно отразится на результатах деятельности отечественных

    предприятий.

    В будущем году планируется также снизить: с 5% до 3,75% ставку

    единого платежа от фонда оплаты труда, что несколько ослабит налоговое

    давление на данный объект налогообложения; с 15% до 6% ставку налога на

    дивиденды и приравненные к ним доходы в целях унификации налогового

    законодательства России и Беларуси.

    Наряду с ожидаемыми изменениями в методологии исчисления и порядке

    уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует вопрос, как

    эти корректива повлияют на общую величину причитающихся к уплате налогов в

    абсолютном выражении и по отношению к объемным и результирующим показателям

    производственной деятельности (выручке, прибыли).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые

    государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях.

    Фискальная политика является одним из основных инструментов

    макроэкономического регулирования.

    Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на

    изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую

    фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

    Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование

    правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют

    активной фискальной политикой. На практике уровень государственных

    расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если

    правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется

    существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую

    (пассивную, недискреционную) фискальную политику

    2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия

    являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства

    необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и

    то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В

    целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую ( рестрикционистскую

    ) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных

    расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

    3. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического

    роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том

    числе налоговая система.Среди инструментов финансового регулирования

    экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги

    выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная

    функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства.

    Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы,

    налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части

    государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными,

    оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим

    (встроенным) стабилизаторам экономики.Местные налоги, занимающие в

    структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают

    фискальный характер налоговой системы.

    4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если

    сформирована на общих методологических подходах, учитывающих

    платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей

    экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования,

    оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики

    государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия

    экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго –

    эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги

    и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая

    тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете

    стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

    Но основным в системе налогообложения является все же критерий

    платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста

    доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении

    сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив,

    если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо

    регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу,

    применение налогов как важного инструмента фискальной политики может

    стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов

    оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть

    денежных средств, чем величина снижения уровня налога

    Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь

    варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть

    обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально

    значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса,

    чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет

    осуществлять определенные расходы из государственной казны

    5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения

    пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.