Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в РБ
взять на себя ответственность за решение проблем в своих сегментах
экономики.
Весьма важно и то, что мы пытались жить с более или менее стабильной
денежной системой, когда, в отличие от прошлых лет, прятать убытки и
непрофессионализм под прикрытием инфляции стало все труднее. [8]
3. Тенденции белорусской экономики.
Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале
нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001
года, хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам
прошлого года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по
темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается
качества развития: при росте задолженности по заработной плате мы имеем (
за январь-февраль) профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей.
Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей. Для того,
чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей – основных
агрегатов макроэкономики (Приложение13, таблица 3).
Что же происходит? Во-первых, продолжается опережающий прирост
доходов домашних хозяйств по сравнению с приростом ВВП, что вызвало
определенные диспропорции. Во-вторых, рост располагаемых личных доходов
спровоцировал прирост на 15,7% покупок на внутреннем рынке, хотя
правительство в прогнозе исходило из цифры 5-6%.
Результаты не замедлили сказаться. Официальная статистика
показывает, что на 1 марта 2002г 5553 предприятия, или 47,7% от их общего
числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль
составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 48,9 млрд.,
жилищно-коммунальном хозяйстве – 23,1, сельском хозяйстве – 16,3, на
транспорте – 13,7, в торговле и общественном питании – 13,4 млрд. рублей.
Поражает последняя цифра. Если население купило товаров на 15,7% больше, то
как надо было торговать, чтобы оставаться в убытках?
Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков основных
сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля
убыточных предприятий и организаций в отраслях экономики такова
(Приложение13 , таблица 4):
Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв.
метра нового жилья в этом году повышается. Подозрительна и убыточность
сектора оптовой торговли (54,5%). При росте тарифов увеличивается
убыточность коммунального хозяйства.
Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Минстат сообщает,
что удельный вес убыточных предприятий в их общем числе в Брестской области
составил 45,7%,, Витебской – 57,8, Гомельской – 53,7, Гродненской – 44,7, в
г. Минске – 23,5, в Минской – 51,7, Могилевской области – 61,8%. Налицо
явная угроза экономической безопасности страны, так как Могилевский и
Витебский регионы становятся зонами экономического бедствия. При жесткой
денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в
последнее время, выход из положения должен быть радикальным.
Поднимая доходы основной части населения, белорусские полисимейкеры
по существу ставят под удар сохранение рабочих мест для 50-60% занятых на
предприятиях. Мировая практика показывает, что простых и быстрых решений в
такой сфере экономической политики нет.
4. Обзор бюджета Республики Беларусь.
Структура доходной части нынешнего бюджета не претерпела
существенных изменений по сравнению с предыдущим. Основными источниками
поступлений по-прежнему являются налоги и, в частности, косвенные (более
50% ), тогда как в большинстве стран мира основным источником поступлений в
бюджет являются прямые налоги. Бесспорно, что с позиции государства
косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником
поступлений в бюджет. Однако превалирование косвенных налогов в доходных
источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение
последних в стоимость продукции приводит к раскручиванию ценовой спирали. В
итоге белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными.
Кроме того в бюджете заметно вырос удельный вес доходов
государственных целевых бюджетных фондов. Рост удельного веса доходов таких
фондов в общей величине доходов и наличие неоправданно большого их
количества не лучшим образом сказываются на эффективности бюджетного
процесса. Имея целевую направленность, названные фонды затрудняют
маневрирование финансовыми ресурсами и увеличивают возможность
возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета. В результате
государство вынуждено занимать дорогие деньги на финансовом рынке,
располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более низкий
процент.
Расходы бюджета на 2002 год сформированы исходя из реальных
возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его
дефицита.
И в республиканском и в консолидированном бюджете предусмотрено
уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального
производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного
комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует о снижении роли
бюджета в процессе расширенного воспроизводства. В таком контексте вызывает
неоднозначную реакцию относительно большой удельный вес расходов на
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, –
соответственно 8,8% и 5,3% от расходной части бюджета и дальнейший, хотя и
незначительный их рост на национальную оборону – 0,2 процентных пункта.
Установленный дефицит бюджета (1,5% от ВВП ) не имеет сколько-нибудь
реальных источников покрытия, за исключением эмиссионных кредитов
Национального банка. Из общей суммы дефицита в 344,8 млрд. рублей только
один источник покрытия – 152 млрд. руб. кредитной эмиссии Нацбанка можно
считать реальным. Остальные 75 млрд. рублей от размещения государственных
ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке и 270 млрд. рублей на внешнем
представляются весьма проблематичными. И если на внутреннем рынке в
качестве покупателя, в случае необходимости, выступит все тот же Нацбанк,
то к размещению займов на внешнем рынке под приемлемый процент Беларусь не
готова как экономически, так и в правовом плане. Следовательно, придется
занимать валюту не внутреннем рынке и, прежде всего, у уполномоченных
банков, что, безусловно, либо негативно скажется на устойчивости
белорусского рубля, либо создаст дефицит оборотных средств в валюте у
предприятий-экспортеров.
Частью первой статьи 32 Закона о бюджете необоснованно предлагается
ограничить размер прироста внутреннего государственного долга в 2002 году
величиной в 3% ВВП, что не увязано с объемом внутренних источников
финансирования дефицита госбюджета, определенным статьей 1, в размере 221,6
млрд. рублей, или менее 1% ВВП. Исходя из изложенного, целесообразно было
бы прирост государственного внутреннего долга в 2002 году ограничить
величиной в 1% ВВП.
Бюджет сохраняет социальную направленность расходов. Статьей 22
бюджета устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности
расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя республики. Вряд ли
является корректной приоритетная финансовая защита одной отдельно взятой
отрасли непроизводственной сферы в рамках ограниченного норматива бюджетной
обеспеченности. Не в меньшей степени требуют защиты образование, культура,
социальное обеспечение. [9]
План доходной части консолидированного бюджета, контролируемого
налоговыми органами, выполнен на 102,2%. При этом в казну поступило 3077
млрд. рублей.
Основные платежи в казну по-прежнему вносят государственные
предприятия (79,7%). Но и здесь есть любопытная тенденция: поступления в
сопоставимых ценах по сравнению с первым полугодием прошлого года
уменьшились по государственному сектору на 4,7 процентных пункта, а по
негосударственному – увеличились на 6,5 процентных пункта. При этом
наибольший рост достигнут по индивидуальным предпринимателям, предприятиям
с иностранными инвестициями и страховым организациям.
Что касается задолженности по платежам в казну, то ее общая сумма
составила на 1 июля 2002г 193,5 млрд. рублей. Свыше 98% этой суммы
приходится на государственные предприятия. [13] Например, в городе Пинске
задолженность перед бюджетом по состоянию на 1 июля 2002г составила 1925,6
млн. рублей, в том числе в городской бюджет 790,6 млн. рублей, то есть
увеличилась по сравнению с 1 апреля в 1,3 раза.
По состоянию на 1 июля 2002 года задолженность перед бюджетом
допустили 26 субъектов государственной и приравненной к ней формам
собственности в сумме 1918,9 млн. рублей, или 99,7% общей суммы недоимки, 9
предприятий негосударственного сектора экономики в сумме 5,5 млн. рублей,
или 0,3%.
Наибольшие суммы задолженности имеют следующие субъекты
хозяйствования:
- ОАО «ПТО «Полесье» - 972,2 млн. рублей, или 50,5% общей суммы
задолженности;
- ОАО «ПКСИ» - 397,0 млн. рублей, или 20,6%;
- ОАО «Гидросельмаш» - 212,7 млн. рублей, или 11,0%;
- КУПП «Заря» - 123,7 млн. рублей, или 6,4%. [16.]
Основной причиной такой динамики, по мнению налоговиков, стало
существенное сокращение объема балансовой прибыли в реальном секторе
экономики. В качестве причин назывались также снижение объемов реализации и
рост запасов готовой продукции, увеличение себестоимости за счет удорожания
импортируемого сырья и энергоресурсов, низкая платежеспособность
предприятий потребителей продукции и сохранение высокой доли товарообменных
операций. Вместе с тем, право на неограниченное введение местных налогов и
сборов, предоставленное с начала текущего года местным Советам, привело к
существенному росту налоговых изъятий из прибыли и практически свело к
минимуму эффект от снижения ставки по налогу на прибыль.
В решении коллегии МНС говорится о необходимости не менее чем на 20%
увеличить в третьем квартале темпы поступлений в консолидированный бюджет
по сравнению со вторым кварталом. Ставится задача незамедлительно провести
оперативные мероприятия по выявлению финансовых активов налогоплательщиков
в случае возникновения у них задолженности по платежам в бюджет.[13]
Сегодня ведется активная работа по формированию государственного
бюджета на 2003 год. Налоговое бремя в будущем году предполагается
уменьшить как за счет снижения ставок по оборотным налогам, единому платежу
от фонда оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены
отчислений в фонд развития строительной науки и в фонд «Пожарная
безопасность». Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается
компенсировать за чет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и
категориальных льгот.
В частности, ожидается, что ставка уплачиваемых единым платежом
отчислений в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с
пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды будет снижена с 2% до
1,5%, а ставки уплачиваемых единым платежом в местные бюджеты целевых
сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия,
жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов,
связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда – с 2,5% до 1,9%.
Налоги с оборота (выручки) справедливо принято считать самыми
«нерыночными, поскольку они не учитывают результаты экономической
деятельности, не обладают зачетным механизмом и потому допускают двойное
налогообложение затрат на производство и, следовательно, им присущ
значительный каскадный эффект. Причем он тем больше, чем длиннее цепочка
взаимосвязей при производстве и реализации товаров (работ, услуг). Таким
образом снижается экономический эффект от общественного разделения труда и
специализации производства. Поэтому бесспорно, что уменьшение ставок таких
налогов позитивно отразится на результатах деятельности отечественных
предприятий.
В будущем году планируется также снизить: с 5% до 3,75% ставку
единого платежа от фонда оплаты труда, что несколько ослабит налоговое
давление на данный объект налогообложения; с 15% до 6% ставку налога на
дивиденды и приравненные к ним доходы в целях унификации налогового
законодательства России и Беларуси.
Наряду с ожидаемыми изменениями в методологии исчисления и порядке
уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует вопрос, как
эти корректива повлияют на общую величину причитающихся к уплате налогов в
абсолютном выражении и по отношению к объемным и результирующим показателям
производственной деятельности (выручке, прибыли).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые
государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях.
Фискальная политика является одним из основных инструментов
макроэкономического регулирования.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на
изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую
фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование
правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют
активной фискальной политикой. На практике уровень государственных
расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если
правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется
существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую
(пассивную, недискреционную) фискальную политику
2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия
являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства
необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и
то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В
целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую ( рестрикционистскую
) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных
расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.
3. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического
роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том
числе налоговая система.Среди инструментов финансового регулирования
экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги
выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная
функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства.
Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы,
налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части
государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными,
оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим
(встроенным) стабилизаторам экономики.Местные налоги, занимающие в
структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают
фискальный характер налоговой системы.
4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если
сформирована на общих методологических подходах, учитывающих
платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей
экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования,
оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики
государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия
экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго –
эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги
и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая
тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете
стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.
Но основным в системе налогообложения является все же критерий
платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста
доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении
сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив,
если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо
регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу,
применение налогов как важного инструмента фискальной политики может
стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов
оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть
денежных средств, чем величина снижения уровня налога
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь
варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть
обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально
значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса,
чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет
осуществлять определенные расходы из государственной казны
5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения
пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|