МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в РБ

    дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами

    государство имеет положительное сальдо бюджета.

    |Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы |

    Закупки товаров и услуг Сумма социальных

    выплат

    Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим

    величину чистых налогов.

    |Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты |

    В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим

    образом:

    |Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги |

    На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема

    национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет,

    как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема

    наблюдается положительное сальдо бюджета.

    Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время

    спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов

    снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды

    спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по

    безработице и другие социальные выплаты).

    Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать с помощью

    рисунка 15 (Приложение 9).

    Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных

    единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые

    поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые

    поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При

    доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

    Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного

    бюджета, при высоком – избыток бюджета.

    Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо

    того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение?

    Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое

    экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит

    прирост государственных расходов?

    Исследования экономистов показывают, что рост государственных

    расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста

    налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма

    налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных

    расходов.

    Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит?

    Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда

    поддерживать избыток бюджетных средств?

    Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете

    имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше,

    чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота

    становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

    Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы

    превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает,

    что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

    Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого

    хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль

    и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что

    государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое

    превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста,

    особенно в периоды кризисов.

    Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем

    получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди

    больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

    Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он

    опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной

    способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за

    исчерпания ресурсов. [1. стр. 188-201]

    Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют

    структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит бюджета возникает в

    периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с

    периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими

    государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в

    бюджет при условии полной занятости при существующей системе

    налогообложения:

    Встр = G – t * Yf,

    Где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

    Yf - ВВП при условии полной занятости;

    t - ставка подоходного налога.

    Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим

    дефицитом и структурным дефицитом:

    Вцикл = t (Yf – Y),

    Где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

    Y - фактический ВВП за данный год.

    Что же в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в

    период экономического спада государство проводит политику инъекций в

    национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных

    расходов? Первоначально уровень возросших государственных расходов

    увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов

    и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину

    бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на

    объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем

    доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну,

    следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

    Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через

    мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно

    изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину

    мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано

    как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

    Y’-Y = MPC (G’-G).

    Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению

    уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений

    t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

    B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

    Таким образом, прирост государственных расходов будет способен

    вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых

    налогов превысит данный прирост государственных расходов. При

    сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т)

    равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а

    мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

    S + T = G + I.

    В период экономических спадов государство допускает увеличение

    дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами

    стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост

    дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное

    влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того,

    финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за

    счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние

    хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на

    сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше

    величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета,

    финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост

    совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.

    Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в

    следующем.

    Если рост государственных расходов финансируется за счет роста

    подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен

    первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор

    сбалансированного бюджета при этом равен 1.

    В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый

    мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых

    сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно

    изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние

    на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

    Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов

    d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений

    d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление

    возникает при одновременном действии встречных эффектов:

    V Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного

    спроса (dAD) на такую же величину;

    V Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо

    меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом

    располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

    Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.

    Представим функцию совокупного спроса в виде

    AD = Y = MPC * Y + a + I.

    Введем в ее формулу математические значения G, T, TR,

    характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При

    этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные

    бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным

    расходам минус транcфертные платежи TR:

    Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

    Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

    Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

    Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

    Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А

    (автономное потребление в экономике):

    Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

    (A + G)

    Y = ------------------------.

    1 – MPC(1-t)

    Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных

    расходов.

    Мультипликатор государственных расходов давно применяется в

    макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса

    – Самуэльсона. Смысл этой модели (Приложение 10, рисунок 16) состоит в

    выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования

    величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой

    пропорционального налога и изменения величины государственных расходов

    (неокейнсианский подход). [3. стр.137-150]

    Откуда государство может взять средства для финансирования

    бюджетного дефицита?

    Существует три способа:

    V Путем дополнительной эмиссии денег;

    V За счет кредитов ЦБ;

    V Посредством заимствований у населения и фирм.

    Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества

    первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность

    избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы

    бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение

    чревато увеличением инфляции.

    В результате государственных займов формируется государственный

    долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы

    размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть

    размещена и за границей.

    Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия

    дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в

    государственный, так и в иностранный долг.

    Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны

    друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить

    процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные

    условия.

    Внутренний государственный долг приводит к перераспределению

    доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к

    тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев

    переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные

    облигации.

    Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание

    бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная

    величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга,

    малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы

    обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле

    он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного

    долга по отношению к изменениям ВВП.

    Как государственный долг и его рост влияют на функционирование

    экономики?

    Обычно в государственном долге видят две опасности:

    1) возможность банкротства нации;

    2) переложение долгового бремени на другие поколения.

    Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить

    правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию

    государственного долга. Эти обязательства складываются из:

    а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство

    продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых

    облигаций);

    б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)

    в) выпуска новых денег в обращение.

    2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.

    Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения

    фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции,

    фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового

    обеспечения выполнения государством своих функций, но не как

    стабилизационная политика.

    Классическая концепция основана на рикардианском равенстве,

    согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП,

    а перераспределение денежных средств между частным и государственным

    сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

    Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS

    (Приложение 10, рисунок 17) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае

    это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки

    процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки

    производственных мощностей объем предложения строго фиксирован.

    При росте государственных расходов происходит увеличение

    эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD

    сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста

    совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в

    модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i1. Затем

    повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности,

    объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру

    объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном

    рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же,

    увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и

    уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня

    цен с Р1 до Р2. Такое явление получило название “эффект вытеснения”. Таким

    образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает

    действенного влияния на макродинамику.

    С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано,

    предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р

    до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.

    Математически «эффект вытеснения» можно представить следующим

    образом:

    DG = dI.

    Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов

    растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая

    IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и

    уровень ВВП (Приложение 11, рисунок 18).

    Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные

    расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо,

    эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с

    I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса

    также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост

    спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении

    труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в

    краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.

    Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги,

    в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое

    равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и

    номинальной процентной ставке I2.

    Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в

    положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость

    возрастает до N2.

    Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике

    наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня

    цен, но в краткосрочном периоде.[ 3. стр.151-160]

    ГЛАВА II. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

    4. Особенности бюджетно-налоговой

    сферы в Республике Беларусь.

    4.1. Реформирование бюджетной системы в РБ

    За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении

    бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она

    прошла трансформацию от административно-командных механизмов

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.