МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фирма в условиях чистой монополии

    представляет собой объединение компаний не только для совместного

    сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании

    лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности,

    превращаясь, по существу, в единую компанию.

    В основе образования трестов лежит процесс централизации

    производства, которая может быть как горизонтальной, так и

    вертикальной. Горизонтальная централизация объединяет предприятия,

    относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям,

    производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи

    соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист

    выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия,

    относящиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного

    сектора заняты производством сырья, которое перерабатывается и

    превращается в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора.

    Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают

    бесперебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию

    предприятий различных секторов и отраслей производства называют также

    вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней, - комбинатами.

    В современных условиях распространенной формой объединений,

    способных монополизировать производство и сбыт товаров, является

    концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их

    контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной.

    Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и

    сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой

    самостоятельности.

    В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям,

    но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило,

    является многопрофильным, то есть производящим различные виды

    товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке

    которого концерн обычно выступает как монополист. Так,

    нефтеперерабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта

    может производить различные масла, оборудование для бензоколонок,

    технику для бурения нефтяных скважин и т.п.[11, c. 253-255]

    Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не только

    высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем концерна

    оказываются предприятия отраслей с разной нормой прибыли, но в

    совокупности имеющих норму выше средней. Возможность получения

    стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях

    обусловила возникновение такой формы объединения компаний, как

    конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он

    объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных

    друг с другом. Такой принцип объединения называется

    диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс

    внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные

    отрасли с целью установления над ними финансового контроля и

    получения устойчиво высоких доходов.

    Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной

    компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно

    конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с

    реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в

    конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой

    компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему

    составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но

    именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму

    прибыли выше средней.

    Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и

    установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат,

    монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и влияние

    подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих

    компаний такую монополию.

    Особенность современных монополистических образований заключается

    в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки отдельных

    товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через

    установление над ними финансового контроля. Для этого ими

    устанавливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в

    монополистическое объединение. В результате столь тесного

    переплетения промышленного, торгового и банковского капитала

    возникает финансовый капитал. Финансовый капитал представляет собой

    единство капитала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала

    нефинансовых, обычно промышленных, корпораций.

    Финансовый капитал отдельных монополистических объединений может

    объединяться с финансовым капиталом других объединений, в результате

    чего образуются мощные финансово-промышленные группы, под контролем

    которых оказываются важнейшие сферы хозяйства. В США, например,

    насчитывается 20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ - 5, Великобритании -

    8, Франции - 9, Италии – 4 [15, c.17-18].

    1.3 Условия максимизации прибыли монополистом

    Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой

    на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В

    силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком,

    остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист

    является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на

    цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему

    максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара

    монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В

    силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки

    при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста

    продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась,

    снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной

    единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим

    процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту

    целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

    По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны)

    предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех

    пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы

    товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных

    издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки

    производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную

    выручку, монополист терпит убытки.

    Формализуем сказанное. Пусть ? - прибыль монополиста ( ? = TR-TC,

    где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И

    выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и

    проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией

    количества ? = f(Q). Условия максимизации прибыли:

    Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ?TR/?Q

    и MC – предельные издержки, MC = ?TC/?Q.

    Второе условие: ?MR/?Q = ?MC/?Q.

    прибыль

    рис. 1.3.1 Максимизация прибыли

    Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки

    предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска

    сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях

    максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от

    модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист

    может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже

    если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как

    известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о

    производственной неэффективности монополии [7, c.91-92].

    Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий

    прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:

    MR = Q*(?P/?Q) + P

    (1.3.1)

    Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ?Q/ ?P * P/Q =

    Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно

    переписать в виде: MR = P (1+1/ Ed)

    Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и

    предельные издержки производства связаны зависимостью:

    P = MC/(1+1/ Ed);

    (2.3.1)

    Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет

    больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над

    предельными издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной

    власти.

    Означает ли это, что монополист не может нести убытков? Будет ли

    монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения

    максимальной готовности покупателей платить и средних издержек

    производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется

    условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше

    цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный

    объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его

    прибыль отрицательна (рис. 2.3.1)

    убытки

    Рис. 2.3.1 Убытки в условиях монополии

    Qm - величина убытков

    Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком

    несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не

    обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают.

    Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей

    продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы,

    обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в

    другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно

    конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как

    ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную

    извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно,

    эти фирмы не обладают монопольной властью.

    Такой рынок, как монополия – это рынок с несовершенной

    конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют

    монопольную власть, хотя и по разным причинам.

    Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может

    воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое

    она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на

    продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна

    иметь отрицательный наклон. Как только цена становится функцией от

    количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше

    цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие

    максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у

    чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска

    достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.

    Отсюда мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает

    монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное

    количество продукции, превышает предельные издержки производства

    этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы,

    работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке

    олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она

    всё же существует.

    В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем

    измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с

    другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной

    власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?

    Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и

    фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна

    предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает

    предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной

    власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль,

    повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.

    В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над

    предельными издержками. Данный способ определения был предложен в

    1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса

    монопольной власти Лернера:

    [pic]

    (3.3.1)

    [pic]

    (4.3.1)

    Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и

    1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L,

    тем больше монопольная власть фирмы.

    Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в

    терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма.

    Существует специальная формула монополистического ценообразования:

    [pic]

    (5.3.1)

    Данная формула представляет собой универсальное правило

    ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если

    учитывать, что Edp является коэффициентом эластичности спроса для

    отдельной фирмы, а не рыночного спроса.

    Определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому

    что фирма должна принять в расчёт реакцию своих конкурентов на

    изменение цены. В основном руководитель должен рассчитывать

    процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может

    основываться на математической модели или же на интуиции и опыте

    руководителя.

    Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может

    определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для

    фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать,

    что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса

    для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает

    значительной монопольной властью).

    [pic]

    (6.3.1)

    Теперь подставим (6.3.1) в формулу (7.3.1):

    [pic]

    (7.3.1)

    Напомним, что теперь [pic]коэффициент эластичности спроса на

    продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.

    Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует

    высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и

    цены. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма

    B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние

    издержки производства оптимального объёма выпуска [10, c. 65-67].

    Источники монопольной власти фирмы. Выражение (7.3.1) показывает,

    что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной

    властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти

    является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос

    заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более

    эластичной кривой спроса, тогда как другие – с менее эластичной

    кривой спроса?

    По меньшей мере три фактора определяют эластичность спроса для

    фирмы. Первый из них – наличие товаров-заменителей. Чем больше у

    продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим

    качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более

    эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у

    совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен

    по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же

    продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает

    монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по

    цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно

    легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите

    внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный

    газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к

    одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или

    услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно

    экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая

    монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек:

    все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не

    видел.

    Вторым определяющим фактором монопольной власти является

    количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных

    обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере

    того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют

    между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь

    от уменьшения объёма реализации [12, c.341-342].

    Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так

    называемых «основных игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.