МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анго-Саксонская Правовая Система

    делают это в свободной, рассуждающей манере, далекой от краткости и

    строгости изложения мотивов решения во французском суде При этом судья

    нередко формулирует общие положения, выходящие за рамки данного дела Все

    это имеет важное значение для техники различий

    Правило прецедента требует от английского юриста тщательного анализа

    ранее вынесенных судебных решений В объяснениях (reasons) судей, данных в

    обоснование решений, английский юрист должен различать, с одной стороны,

    то, что является необходимой основой решения (ratio decidendi), а с другой

    стороны, попутно сказанное (obiter dictum). Ratio decidendi и составляет

    правило, которое включается в состав английского права и которого поэтому

    следует придерживаться в дальнейшем. То, что сказано попутно (obiter dictum

    , не имеет подобного значения; его цель — обосновать убедительность

    решения, что зависит от престижа самого судьи, точности проведенного им

    анализа и от других обстоятельств. Сам судья не определяет, что в решении

    ratio decidendi , а что «попутно сказанное» Это делает другой судья,

    устанавливая, является ли данное решение прецедентом для дела, которое он

    рассматривает

    Основной областью применения правила прецедента в английском праве

    является общее право в точном значении этого термина Право справедливости

    ставит другую проблему правило прецедента могло быть признано полностью в

    этой области только после того, как право справедливости утратило свой

    первоначальный характер, перестало быть справедливостью в прямом смысле

    слова и стало комплексом норм права, дополняющих (или подкрепляющих)

    систему общего права Действительно, в настоящее время существует весьма

    небольшое различие между способом применения правила прецедента в области

    общего права или права справедливости. Правило прецедента в том и другом

    варианте действует одинаково «Дискреционная» власть, которой обладают

    английские суды в отношении применения норм права справедливости, не должна

    создавать иллюзий в этом вопросе «дискреционная» власть судьи

    осуществляется так, как это предписывают многочисленные прецеденты

    Правило прецедента применяется и в вопросах толкования законов (statute

    law). Для этого нет никаких оснований, и многие авторы критикуют такую

    практику Результатом применения правила прецедента в данном случае является

    то, что положения английского закона тонут в конце концов в массе решений

    судебной практики, авторитет которых заменяет закон Общий дух закона и цель

    его рискуют быть забытыми и утерянными в массе решений, каждое из которых

    разрешает лишь какой-либо частный вопрос Способ применения английских

    законов судами в силу действия правила прецедента вызвал опасения

    законодателя, и парламентом были приняты меры, исключающие контроль высших

    судов за тем, как интерпретируются законы низшими судами

    Некоторое послабление в правило прецедента было внесено в связи с

    условиями, обеспечивающими публикацию судебных решений. При публикации

    делается определенный отбор, публикуется 75% решений палаты лордов, 25%

    решений Апелляционного суда и только 10% решений Высокого суда. Таким

    образом, вполне возможно отсеять те решения, которые не следует считать

    прецедентами. Огромный поток решений, способный затопить английских юристов

    и ослабляющий авторитет прецедента, следовательно, уменьшается.

    Английские судебные решения цитируются не так, как приговоры и решения

    судов во Франции Правильный способ цитирования таков- Read v.Lyons (1947)

    А.С. 156 Рид — истец Лайонс — ответчик. Буква v , разделяющая эти имена, —

    сокращенное «versus» — «против». Но когда цитируется дело, это слово

    произносится не по-латыни, а по-английски, причем двояким образом- как «и»

    и как «против». Дальнейшие данные указывают, что решение помещено в

    сборнике «Law Reports» в серии «Арреаl cases» (решения Апелляционного суда)

    в томе, изданном в 1947 году, на странице 156 и след.

    Английские юристы хорошо знают значение буквенных сокращений, которые

    отсылают к различным сборникам судебной практики Они расшифрованы в начале

    каждого тома «Законов Англии» Хэлсбэри . Наиболее ходовые сборники сегодня

    — это «Law Reports», состоящие из нескольких серий одна — решения палаты

    лордов и Судебного комитета Тайного совета, три другие — соответственно

    решения трех судов, составляющих Верховный суд Наряду с этим

    полуофициальным сборником довольно часто ссылаются на «Аll England Law» и

    «Weekly Law Reports».

    3. Право США.

    Значительны различия между правовыми системами разных стран внутри как

    германо-романской семьи, так и «общего права». Сказанное можно легко

    подтвердить при изучении права США.

    Английские поселенцы на территории США принесли с собой и английское

    право, но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы

    соответствуют условиям колонии» (так называемый принцип дела Кальвина 1608

    г.).

    В основных своих чертах правовая система США складываться еще в

    XVII—XVIII вв. в условиях колониализма и сохранила многие свои

    первоначальные особенности вплоть по сегодняшний день.

    Огромное влияние на процесс становления и последующего развития

    правовой системы США сыграло английское право. На территорию Северной

    Америки оно было привнесено переселенцами из Англии. В каждой из 13

    британских колоний, существовавших в этой части Земного шара, применялись

    одновременно английские законы и нормы общего права. Однако их действие не

    было неограниченным. Применение английского права ограничивалось актами

    местных органов, а также появившимися в конце XVII — начале XVIII вв. в

    ряде британских колоний собраниями законодательных актов. Перенесенное

    через океан английское право должно было в полной мере учитывать местные

    условия, складывающиеся обычаи и традиции. Речь, разумеется, не шла об

    обычаях и традициях местных жителей-аборигенов. Они вообще не принимались в

    расчет, поскольку, по мнению просвещенных пришельцев, были не в меру грубы

    и нецивилизованны.

    Речь шла о местных нормативных актах, обычаях и традициях,

    складывавшихся в среде прибывших в Новый свет переселенцев. В своей

    совокупности они формировали своеобразие правовой системы отдельных колоний

    и выступали в качестве активных регуляторов общественных отношений.

    Различия между правовыми системами и применявшимся в британских колониях

    английским правом были порою настолько велики, что исследователи

    колониальной правовой системы, в частности, северо-восточной колонии

    Массачусетс, спорили между собой по поводу того, должна ли вообще ее

    правовая система рассматриваться как одна из разновидностей "общего

    семейства английского права

    Несмотря на некоторые странности в практике и языке, можно с абсолютной

    уверенностью заявить, что право этой колонии уходит корнями в английское

    право и английскую практику". При ближайшем рассмотрении некоторые из его

    особенностей исчезают, особенно, если вспомнить, что первые колонисты не

    бьши юристами. Закон, который они привезли с собой, "не был законом

    королевского суда", а лишь местным законом — обычаем их сообщества. Его

    можно назвать "народным законом". Естественно, он отличался от старого

    официального закона. Ключевыми же в нем все-таки были английские элементы'.

    Колониальное право, делает образное сравнение исследователь, было

    достаточно похожим на правовую систему, созданную людьми, потерпевшими

    кораблекрушение. Она состояла из трех частей:

    пришедших на память элементов старого закона, новых законов, созданных

    в результате настоятельных потребностей жизни в новой стране, и правовых

    элементов, оформленных под воздействием религиозных взглядов переселенцев2.

    Пестрота зарождавшейся, а затем набравшей силу правовой системы США

    станет еще более очевидной, если вспомнить о разнообразии правовых систем

    испанских, голландских, французских и иных колоний, существовавших на

    территории этой страны. Все они несли на себе печать не только местного

    политического и социально-бытового колорита, но и законодательства

    различных метрополий.

    В нынешнем штате Луизиана, например, — бывшей испанской и французской

    колонии, присоединившейся к США в 1803 году, заметно влияние

    законодательных актов, сформировавших испанскую и французскую правовые

    системы. Особенно это касается гражданского права, сложившегося под сильным

    влиянием идей и положений, содержащихся в Кодексе

    Наполеона.Законодательство штатов Техас, Невада, Нью-Мексико и других,

    расположенных на территориях, некогда отторгнутых от Мексики, обнаруживает

    на себе влияние испанской правовой системы'.

    Сказанное вовсе не означает, что в правовой системе США, также как и

    отдельных штатов, доминируют зарубежные правовые системы. Борясь со своим

    "английским прошлым" после провозглашения независимости бывших британских

    колоний, а равно как — и с прошлым доминированием на территории США иных

    правовых систем, американская правовая теория и практика весьма преуспели

    уже в первые годы на пути американизации своих основных постулатов.

    Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного

    национального американского права, порывающего с «английским прошлым».

    Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной

    Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. Она не

    только закрепила государственный и общественно-политический строй вновь

    образованной страны, но и создала предпосылки для ее дальнейшего развития.

    Американская конституция — это не только и даже не столько юридический,

    сколько политический, социальный и идеологический документ. В нем

    устанавливается и законодательно закрепляется система органов государства,

    политических институтов общества, совокупность конституционных прав и

    свобод граждан, принцип разделения властей и другие государственно-правовые

    принципы. Конституция США создает правовые основы построения и деятельности

    всех государственных и общественно-политических институтов, выступает в

    качестве юридического фундамента, на котором строится вся правовая система

    США и правовые системы всех пятидесяти штатов.

    Исходя из идей естественного права и общественного договора,

    американская конституция пытается установить (и это является ее весьма

    важным отличительным признаком), пределы полномочий федеральных органов в

    их взаимоотношениях как с отдельными штатами, так и гражданами. Позднее эти

    пределы были уточнены в первых десяти поправках, принятых через два года

    после вступления в силу конституции. Эти поправки известны под названием

    Билля о правах или Декларации прав американских граждан2.

    Во время гражданской войны были приняты также и другие, не менее важные

    поправки к Конституции США (XIII, XIV и XV поправки), в которых

    провозглашалось, что законодательными властями штатов (легислатурами),

    исполнительными и иными органами не могут нарушаться или отменяться

    конституционные права граждан. "Все лица, родившиеся или натурализованные в

    Соединенных Штатах и подчиненные их власти, — говорится в поправке XIV к

    Конституции, — являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором

    они проживают. Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение

    законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан Соединенных Штатов;

    ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или собственности

    без законного судебного разбирательства и не может отказать лицу,

    подчиненному его власти, в равной для всех защите закона'

    Наличие писаной Конституции, содержащей Билль о правах, является весьма

    важной отличительной чертой правовой системы США по сравнению с системой

    английского права. В правовой системе Великобритании, как известно, нет

    писаного текста конституционного акта, как нет и аналога американского

    Билля о правах. Однако не точным является утверждение относительно того,

    что в Англии вообще нет конституции. Последняя представляет собой не

    отдельный конституционный акт, а совокупность таких актов. Среди них можно

    назвать, например, Акт о Парламенте 1911 г., Акты о министрах короны 1937,

    1964 и 1975 гг.. Акт о народном представительстве 1969 г., Акт о местном

    управлении 1972 г. и др.

    Предполагается отказ от принципа прецедента и других характерных черт

    «общего права». В ряде штатов были приняты кодексы: уголовный, уголовно-

    процессуальный, гражданско-процессуальный — и запрещены ссылки на'

    английские судебные решения. Однако перехода американского прара в романо-

    германскую семью не произошло.

    Долгое время Англия оставалась моделью для американских юристов. В

    литературе даже утверждается, что, по мере того как условия жизни в США

    сблизились с условиями жизни в Европе, американское право стало более

    близким английскому праву, чем в колониальную эпоху. Право США в целом

    имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», но только в целом.

    Одно из различий, причем весьма существенное, связано с федеральной

    структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое

    законодательство и свою о права. Среди особенностей правовой системы США

    следует выделить ее "федеративный" характер, непосредственную связь

    правовой системы с федеративной структурой государства. В силу исторических

    причин и, в частности, влияния на процесс становления и развития права в

    бывших колониях, а ныне — отдельных штатов, субъектов федерации различных

    правовых систем и традиций, на территории США фактически сложилась 51, в

    значительной мере отличающаяся друг от друга система права. Это —

    федеральная правовая система, охватывающая территорию всей страны, и

    правовые системы, действующие на территории отдельных штатов

    В формально-юридическом смысле федеральная правовая система,

    закрепляющая общегосударственные приоритеты, несомненно, играет

    первостепенную роль в сложившемся за более чем двухсотлетнюю историю США

    правовом массиве. За последние несколько десятков лет роль федерального

    законодательства не только не уменьшилась, но еще более возросла. Этому в

    значительной мере содействовали различные социальные программы в области

    образования, здравоохранения, борьбы с организованной преступностью и др,

    которые разрабатываются и финансируются федеральными органами. Одним из

    непременных условий их реализации на уровне отдельных штатов является

    подчинение требованиям федеральных законов в данной области всех без

    исключения властей штатов.

    В настоящее время федеральное законодательство США постоянно

    публикуется в систематизированном виде в Своде законов страны, состоящем из

    пятидесяти различных разделов. Каждый из них содержит в себе или отраслевое

    законодательство, или же законодательство, касающееся отдельных, весьма

    значимых правовых институтов

    Несмотря на повышение роли федеральных законов по сравнению с

    законодательством штатов, юристы США все же в своей практической

    деятельности апеллируют прежде всего к актам местных органов

    государственной власти и законодательству отдельных штатов, а не к

    федеральным законам На всех уровнях существует огромное количество

    законодательных органов, а еще больше — издаваемых ими актов. Только в

    одном штате Калифорния насчитывается более трех тысяч местных

    законодательных органов. Это, прежде всего, высшие законодательные органы

    самого штата, а также законодательные органы городов, округов и так

    называемых школьных и специальных районов.В целом в США существует 51

    система права: 50 — в штатах, одна — федеральная. Ежегодно в США

    публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое

    использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким

    делом. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов, что

    делает правовую систему США сложной и запутанной, Высшие судебные инстанции

    штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами.

    Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к

    изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов

    осуществлять контроль за конституционностью законов. Особенно широко

    указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной

    власти в американской системе правления. Нормы права США устанавливаются

    судами, а принципы складываются на основе данных норм. Именно в этом суть

    права, по мнению юристов.

    С наличием писаной Конституции, как одной из особенностей правовой

    системы США, связаны и некоторые другие ее особенности. Одна из них,

    например, — право Верховного Суда США толковать текст и содержание

    Конституции страны, а также право высших судебных инстанций различных

    штатов толковать их собственные конституции. Все развитие права США, а

    также различие между федеральным правом и правом отдельных штатов были, по

    мнению многих исследователей, толкованием Верховного Суда "подогнаны под

    определенные формулы Конституции США". Без учета этого толкования, путем

    лишь одного ознакомления с текстом того или иного закона и Конституции

    нельзя определить, соответствует ли этот закон Конституции или не

    соответствует, является ли он конституционным или же он не является

    таковым. Акты толкования Конституции играют в процессах правотворчест-ва и

    правоприменения США весьма важную теоретическую и практическую роль.

    Деятельность Верховного Суда США по толкованию конституции страны

    является проявлением судебного контроля за законностью федеральных законов

    и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов легислатурами. Наличие

    такого контроля является еще одной особенностью правовой системы США по

    сравнению с политической системой Англии.

    Законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и

    более значимо, чем статутное право Англии. Это связано прежде всего с

    наличием целой системы конституций:

    федеральной, существующей уже более двухсот лет, во многом устаревшей,

    но все же играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций

    штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компетенцией и

    активно используют ее. В каждом штате имеется значительный по объему массив

    своего законодательства.

    Усиление тенденций к централизации в развитии федерации США,

    государственного вмешательства в экономику привело к значительному росту

    объема федерального законодательства, расширению правотворчества высших

    звеньев исполнительных структур: президента, федеральных служб и т.д.

    В законодательстве США встречается и немало кодексов, которых не знает

    английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в

    двадцати пяти штатах — гражданские процессуальные, во всех штатах —

    уголовные, в некоторых — уголовно-процессуальные. За исключением Луизианы,

    где действуют кодексы романского типа, во всех остальных штатах кодексы

    отнюдь не напоминают европейские. Законодатель стремится в первую очередь

    воспроизвести в них прежние нормы, созданные судебной практикой,

    консолидировать прецеденты, а не создать какие-либо новые нормы.

    Особой формой кодификации в США стало создание так называемых

    единообразных, типовых для штатов законов и кодексов для установления

    максимального единства в тех отраслях права, где это необходимо. Подготовку

    проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия

    представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и

    Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы проект стал законом для

    штата, он должен быть официально им утвержден.

    Среди подобных кодексов первым и наиболее известным является Торговый

    кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он бьш выработан в 1952 г., а

    затем пересмотрен в 1958 и 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех

    штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному

    процессу и по доказательственному праву. Но при этом не следует забывать,

    что в США применение закона зависит от судебных прецедентов его толкования

    и нет гарантий, что типовые законы или кодексы будут повсеместно одинаково

    толковаться судебной практикой.

    Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит

    вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования

    и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих

    федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется,

    например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой

    систематизированное собрание действующих законов федерации.

    Как и в Англии, в США велико значение «обычного» права в

    функционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции

    США восполняются не только с помощью текущего законодательства, но и путем

    признания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. В

    сфере частного права распространены обычаи. Итак, ориентация на гибкое

    правотворчество, наличие права судебной практики, наделение судов

    неограниченными полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм,

    правовой дуализм в силу федерального устройства США — все это создает

    специфику американского права.В XX I веке в США, как и в Англии, появились

    новые тенденции. Право перестало рассматриваться только как средство

    разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан

    орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого

    предназначенное.

    Как видно, в английском праве много своеобразия, повлиявшего на

    структуру общего права. Американское право, развиваясь в рамках общего

    права, отличается и серьезными особенностями. Первые английские колонии на

    территории Америки в начале XVII в. принесли с собой и принципы общего

    права, но они плохо приживались на новой исторической почве. Не было

    классических юристов и судов, к тому же поселенцы жили под влиянием идей

    свободы личности, которой не находили в общем праве. Поэтому действовали

    акты местных властей, религиозные нормы, и даже появлялись примитивные

    кодексы, в Массачусетсе, Пенсильвании. Приобретение независимости и новые

    идеи, социально-экономические и политические потребности обусловили

    формирование национального американского права. Появление оригинальных школ

    права сопровождается развитием новых правовых идей и понятий, сначала

    обеспечения свободы личности и предпринимательства, позднее усиления

    регулирующей роли государства. Социологические и иные школы права раскрыли

    спектр его социальных связей. Оно прошло свой путь развития за два

    столетия.

    Английский историк Т. Маколей едко заметил: "Ваша (американская)

    Конституция — сплошные паруса и ни одного якоря". И все же американское

    право можно лучше понять, усвоить его мировоззренческие истоки и

    источниковедческую структуру по материалам исследований американских

    правоведов. Американское право довольно близко по своим источникам и

    структуре к английскому праву и входит в семью "общего права". Подробный

    анализ содержится в книге Лоуренса Фридмэна "Введение в американское

    право", и мы воспользуемся его положениями. Исходная позиция автора

    заключается в широкой трактовке права как правовой системы, включающей в

    себя право формальное, "правительственное", в смысле социального контроля,

    и право неформальное как институт принуждения поведения человека

    определенным правилам. Такие правила создаются и действуют в ассоциациях,

    профсоюзах, университетах, фирмах и т. п. Отсюда автор делает вывод о

    четырех типах права — формальное и публичное (акты Конгресса и т. п.),

    публичное, но не формальное (ограничение скорости движения по дорогам и т.

    п.), формальное и частное (процедура рассмотрения исков, жалоб и т. п.),

    частное и

    неформальное (правила жизни в семье) Но в то же время американское

    право отличается от английского права большей степенью структурированности,

    систематизи-рованности, громадной ролью Конституции, двухуровневой

    государственной и правовой системой, полифоничной правовой культурой. Ведь

    США создавались постепенно на базе децентрализованных форм общения и

    структур, которые в дальнейшем привели к федерализму как системе

    государственной децентрализации и самоуправления.

    Приведенные выше пояснения дают возможность выделить ряд специфических

    черт американского права в семье общего права. Во-первых, двухуровневое

    правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во

    взаимодействии действуют правовые системы федерации и штатов. Своеобразны

    способы унификации права в масштабе федерации, о чем подробнее будет

    сказано ниже.

    Во-вторых, высокое положение федеральной Конституции, удельный вес

    которой практически определяется толкованием ее положений Верховным судом.

    В-третьих, реализация известной доктрины разделения властей дополняется

    введением судебного контроля за конституционностью законов.

    В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается

    с масштабным и стремительным развитием отраслевого законодательства. Но его

    кодификация, в отличие от континентального права, происходит скорее в виде

    консолидации актов и норм. Сборники законов, служат разновидностями

    систематизированных собраний действующих актов и Свода законов.

    В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии

    Англии и США.

    Добавим к сказанному, что в рамках семьи общего права есть немало

    специфического в развитии правовых систем государств, находившихся прежде

    под эгидой Британской империи, а ныне — в Содружестве наций. Канада, Индия,

    Австралия, ряд африканских государств при сохранении общеправовой

    преемственности внесли в свои правовые системы немало новелл, порожденных

    особенностями развития и географического положения, влиянием новых

    регионально-международных структур.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.